Источник

XXIV. Приближение к земле обетованной

Наступил сороковой год странствия. – Сыны Израилевы пришли в пустыню Син и пребывали в Кадисе; там скончалась сестра Моисея, Мариям. Опять возроптали люди на Моисея и Аарона, по недостатку воды. «О если бы погибли мы вместе с братьями нашими, в день из гибели! Говорили неблагодарные. Зачем привели нас из Египта в сию землю, где нет сеяния, ни винограда, ниже воды?» – Вожди народа простерлись пред дверьми скинии и слава Божья явилась над ними. «Возьми жезл твой, сказал Господь Моисею, и с братом собери сонм; скажи пред ними камню, чтобы дал воды и даст вас; вы же напоите ею людей и скот.» Но Моисей и Аарон, собрав народ, произнесли горькое слово, как бы сомневаясь в небесной помощи: «смотрите, непокорные, не изведем ли вам воды из камня сего?» Дважды недоверчиво ударил Моисей в скалу и потекла обильная вода, утолившая жажду всего народа. Тогда Господь сказал обоим братьям: «поскольку вы не поверили Мне и не освятили Меня, пред сынами Израилевыми, не введете вы сонма их в землю обетованную.»

Здесь последовало начало неприязни Израиля с Эдомом, как бы в продолжение древней вражды Исава к Иакову. Моисей отправил послов из Кадиса, к Царю Эдомскому, с вестью о пришествии родственных ему детей Израиля и с смиренной просьбой пропустить их чрез его область. – Но тщетно обещали послы, именем Моисея, идти путем царским, не совращаясь на право и на лево, не касаясь винограда, не черпая даже воды из потоков; Эдом грозил ратью мимоидущим и выспупил против Израиля, который принужден был уклониться от Кадиса к горе Ор.

Там, на пределах Эдомских, сказал Господь Моисею: «да присоединится Аарон к отцам своим; вы не взойдете в землю наследия Израилева, поскольку огорчили Меня на воде пререкания. Возьми брата своего, и сына его Елеазара, и возведи на гору Ор, пред всем сонмом; там совлеки с Аарона священные ризы и облеки ими Елеазара, Аарон же пусть умрет на горе.» Исполнил Моисей повеленное Господом; он возвел Аарона на гору и сняв с него ризы, облек Елеазара; на вершине Ора умер Аарон; Моисей же сошел с сыном его к народу, и тридцать дней плакал по Аарону весь дом Израилев.

Царь Арадский, Хананей, услышав, что приблизился Израиль к пределам его, выступил против него ратью и пленил некоторых; но Израиль воззвал к Богу и Бог предал врагов в руки своего народа, который опустошил всю негостеприимную область, так что само место прозвалось запустением. Обходя землю Эдомскую, Моисей повел опять народ, от горы Ор по пути моря Чермного, и малодушествовали странствующие по пустыне.

Еще однажды возроптали они на Господа и на Моисея: зачем извел их на погибель в пустыню, где нет ни хлеба, ни воды; и Господь послал на них змей, от угрызения коих многие погибли. Тогда народ обратился с плачем к вождю своему: «мы согрешили, возроптав на Господа и на тебя, помолись о нас, и да удалятся змеи!» и помолился Моисей. «Сделай медного змея, сказал ему Господь, и повесь его как знамение; всякий угрызенный, воззрев на него, будет жив.» Моисей воздвигнул змея и кто взирал на него, исцелялся. – Таинственный змей сей, который спасал веровавших, был знамением Того, кто некогда, как знамение пререкаемое, на падение и на восстание многих, благоволил, с вершины крестного древа, спасти верующих в него, ибо по собственному свидетельству Христову: «как Моисей вознес змея в пустыне, так подобало вознестись Сыну человеческому, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.» (Иоан. III. 14, 15).

Народ Израильский продолжал странствие и достиг потока Арионского, на пределах Моавитских и Амморейских, у горы Фазги; оттоль Моисей послал просить свободного пути у Сиона Царя Амморейского, но Сион ополчился; Израиль, поразив его, овладел всей землей, разорил его столицу, и вселился во всех городах Амморейских. Той же участи подвергся и Ог, Царь Васанский, противостоящий народу Божию, на рубежах его наследия; ибо уже исполнилась мера беззаконий Ханаанских, как о том предвещал Господь Аврааму. Последний стан Израильский, вне обетованной земли, был в долинах Моавских, в виду Иерихона, на берегах Иордана.

Тогда Валак, Царь Моавский, видя поражение Аммореев, устрашился и сказал старейшинам Мадиамским: «пришельцы истребят нас, как поедают тельцы злак полей.» Он послал к Валааму, сыну Восорову, именитому волхву страны своей, с вестью о страшном нашествии иноплеменников, и просил проклясть их, ибо веровал, что благословенные Валаамом будут благословенны, а проклятые им прокляты. Когда же старейшины Моава и Мадиама пришли с дарами к Валааму, волхв просил их переждать одну ночь, чтобы он мог испытать волю Божью, и услышал: «не идти с послами и не проклинать пришельцев, ибо они благословены Богом.» С сим ответом возвратились посланные; но Царь отправил к волхву князей своих, умоляя его придти, и опять отрекался Валаам, прежде нежели вопросить Господа. В ночном видении позволил ему Господь идти с послами, с тем однако, чтобы делать только то, что Сам повелит ему; на утро Валаам, оседлав ослицу, пошел с князьями Моава.

Но Господь, видящий тайное, провидел, что сердце волхва, возлюбив неправедную мзду, уже отклонилось от правого пути, и послал ему обличение, явлением необычайным: Ангел преградил ему путь, и никто не видел посланника Божия, кроме ослицы волхва, которой Господь глаза и разрешил язык, когда ничего не видели созданные по подобию Божию, но уподобившиеся скотам бессловесным. В теснине, между виноградных лоз, устрашенная ослица прижалась к ограде и повредила ногу волхва; раздраженный тщетно поражал её жезлом, доколе не упала под его ударами; тогда проговорила она, языком человеческим, укоряя жестокого всадника; прозрел Валаам, с ужасом увидел Ангела пред собой, с мечем обнаженным, и устыдился ослицы, спасшей его от неминуемой гибели. Он хотел возвратиться, но Ангел позволил ему продолжать путь, с условием, верно соблюсти заповедь Божью. – Обрадовался Царь Моавский пришествию волхва; Валаам объявил ему, что изречет только то, что вложил ему в уста сам Господь, и вместе с Царем, пославшим к нему богатые дары, взошел на высоту, отколь увидел часть стана Израилева. Там велел воздвигнуть семь алтарей, приготовить столько же тельцов и овнов, и сказал Царю: «останься у жертвы твоей, а я пойду: не явится ли мне Господь, чтобы возвестить тебе слово Его», и Господь внушил ему слово, которое передал князьям Моавским.

«Из Месопотамии призвал меня Царь Моавский, от гор восточных, говоря: иди прокляни мне Иакова, поспеши проклясть Израиля. – Как прокляну того, которого не клянет Господь, или как скажу зло тому, кого не осуждает Бог? Вижу его с вершины гор и с высоты холмов; один будет обитать народ сей и не смешается с языками. Кто исследит семя Иаково, кто сочтет сонмы Израилевы! Да будет душа моя с душами праведных сих и семя мое, как семя их!»

Смутился Царь Моавский и сказал Валааму: «я призвал тебя для проклятия и вот ты благословляешь.» – «Не обещал ли я тебе возвестить только то, что вложит Бог в уста мои?! Отвечал волхв. Опять возвел его Царь на иное место, на вершину Фазги, отколь мог видеть иную часть стана Израилева, создал еще семь алтарей, и остался ожидать у жертвы слова пророческого; снова шел Валаам вопросить Бога и в притчах говорил Царю: «Бог не колеблется как человек и не изменяется, как сын человеческий, сказал и совершит, и сказанное пребудет; Он послал меня благословлять и благословляю: не будет труда в Иакове, ни болезни в Израиле; Господь его с ним, слава царская на нем. – Нет гаданий в Иакове, ни волхований в Израиле; в свое время откроется им то, что совершит Бог.»

Еще более смутился Царь и сказал Валааму «если не клянешь, по крайней мере, ты бы не благословлял»; еще однажды возвел он волхва на другую высоту Фогора, чтобы оттоль извлечь клятву, если будет на то воля Божия. – Но Валаам уже чувствовал, что угодно Господу благословить Израиля, и не стал повторять прежнего обряда, но обратясь к пустыне, обозрел все ополчение Израиля, по коленам его, и исполнившись Духа Божия прорек в притчах, о грядущем царстве Мессии: «сколь красны дома твои Иаков, и шатры твои Израиль! Как тенистые дубравы, насажденные при реках, как скинии, которые водрузил Господь, или кедры при водах. Изыдет Человек от семени его и будет обладать народами, и возрастет царство Его; возлег и почил как лев и скимен, – кто возбудит Его? Благословляющие тебя благословенны, и проклинающие прокляты!»

Разгневался Царь и воскликнул: «я призвал тебя для проклятия, а ты в третий раз благословляешь; иди к себе, лишенный той награды, которую я обещал»; но Валаам, движимый Духом, не убоялся отвечать: «не говорил ли я послам твоим, что целые храмины золота и серебра не принудят меня преступить волю Божью?» и отходя, в притчах, продолжал возвещать видение Божие, тайны Вышнего, и славу грядущего Мессии, которого видел только издали и ублажил еще не приближающегося, как звезду, имеющую возсиять от Иакова, (которой в свое время поклонились служащие звездам волхвы), и как человека от Израиля, который погубит Моава, т. е. беззаконие, и пленить всех сынов Сифовых, сим именем объемля весь мир. – Но Валаам, возвестивший славу народа Еврейского, в чрезвычайной дали, предвидел и его падение, от рук пришельцев Италийских, и окончив пророчество, возвратился в дом свой.

Не удивительно, Что Валаам имел понятие о истинном Боге, потому что жил в стране, где обитали отрасли Авраамовы, и некоторые черты отчасти являли его человеком Божьим. Господь употребил волхва, как Пророка, между язычниками, чтобы показать глубину милосердия и величие судеб своих, ибо не гнушался иногда и не совсем чистым орудием, для вразумления стремящихся по гибельному пути.

В земле языческой постигло горькое искушение детей Израилевых; нечистая связь с дочерьми Моавитскими, вовлекла их в идолослужение и они стали покланяться Веельфегору и другим кумирам, участвуя в жертвах идольских: – так сродны между собой неверие и разврат. Гнев Божий возгорелся против Израиля, и Моисей велел старейшинам раода умертвить близких своих, служивших кумирам, чтобы отвратить гнев небесный. Еще стоял он с князьями, пред дверьми скинии, когда один из сынов Израилевых, Замврий, князь колена Симеонова, в виду всех, бесстыдно взошел в шатер жены Мадианитской; но сын Первосвященника Елеазара, Финеес, воспаленный ревностью по Богу, схватил копье и устремившись в шатер, пронзил обоих в самую минуту преступления; тем прекратилась язва, свирепствовавшая по стану, которая истребила уже двадцать четыре тысячи человек. Господь обещал Финеесу, вечное святительство в роде его, за то что возревновал о Боге и умилостивил Его для спасения Израиля.

Новое изчисление народа, сделанное Моисеем, пред входом в землю обетованную, показало могущих носить оружие, 520 630 человек, не считая колена Левиина, которое умножилось во дни странствования, когда уменьшились некоторые из других. Но все сыны Израилевы, готовые вступить в свое наследие, принадлежали уже к новому поколению, ибо отцы их, роптавшие на Господа, положили кости свои в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева, и еще немногих, верных обетованиям Божьим.

Когда Моисей довел народ до пределов земли обетованной, Господь сказал ему: «взойди на гору, и оттоль окинь взорами землю Ханаанскую, которую даю Я сынам Израилевым; взгляни на нее и присоединись к отцам своим, как брат твой Аарон, на горе Ор; ибо вы оба преступили слово Мое в пустыне Син, когда не прославили Меня пред ропщущим сонмом, у воды пререкания.» Исполненный смирения и заботы о своем народе, в самый час, когда лишался цели долголетнего, многотрудного странствия, Моисей ответствовал: «да изберет Господь человека над сонмом, который пойдет пред ним и введет в наследие, чтобы не оставались люди, как овцы без пастыря.» – Бог повелел Моисею возложить руки на Иисуса Навина, передать ему заповеди, с участием славы своей, и поставить пред Елеазаром жрецом и народом: жрец должен был вопрошать Господа, а по слову его Иисус руководить народ Божий. – Моисей исполнил небесную волю и здесь является таинственное смотрение Божье, ибо не древний законодатель, чрез которого люди прияли ветхий завет, но иной вождь, ознаменованный спасительным именем Иисуса, должен был провести, чрез воды Иордана, обновленный народ, в землю обетованную, как и мы, крещаемые во имя Иисуса, отложив ветхий закон, вступаем в царство благодати.

Прежде однако, нежели отошел Моисей к отцам своим, Господь велел ему наказать Мадианитов, за тяжкий соблазн своего народа, вовлеченного ими в идолослужение. Сыны Израилевы вооружились в последний раз, по гласу древнего вождя; с ними отпустил он Финееса и священные сосуды, с трубами зовущими на брань. – Весь мужеский пол Мадиамский погиб, с пятью царями их, и в общем поражении пал гадатель Валаам; все города и селы истреблены были огнем, а жены, скот и имение достались в руки победителей, которые привели их к Моисею и Елеазару. Но Моисей, опасаясь соблазна и новой язвы в людях, сказал князьям народа: «зачем сохранили вы женский пол? Не жены ли, по совету Валаама, обольстили сынов Израилевых, преступить закон Божий и тем подвергли их язве? – сохраните одних только дев, и семь дней не входите в стан, чтобы вам очиститься от крови, вместе с добычей приобретенной на брани.» Таким образом все, что могло пройти сквозь огонь, прошло чрез него, прочее же было измыто водой очищения, а добыча, за исключением десятины, по равным частям, разделена была между ходившими на бой и оставшимися в стане. Не погиб ни один из воинов, исполнителей суда Божия; вожди их, в знак благодарения, посвятили скинии все приобретенное ими золото. Так исполнилась мера долготерпения Божия над одним из племен, исполнивших меру своих беззаконий, как о том еще за четыреста лет предрекал Аврааму Господь, тщетно ожидавший обращения и покаяния идолослужителей, хотя пример Валаама, посреди них, ясно показывал, что познание истинного Бога могло не быть чуждым для сих вольных отступников.

Тогда колена Рувима и Гада, богатые стадами, видя обилие пастбищ Галаадских, просили Моисея, Елеазара и сони князей Израилевых, не переводить их чрез Иордан, но дать им землю сию в наследие. «Братья ваши пойдут на брань и вы ли останетесь здесь? Сказал им Моисей, не отвращайте сердца сынов Израилевых от земли обетованной, подобно отцам вашим в пустыне Каддийской, на которых пал гнев Божий.» Но дети Рувима и Гада обещали вождю, оставить только стада свои в Галааде, идти, вооруженной силой, пред прочими коленами, и не возвращаться, доколе не введут их в землю обетованную, в которой уже сами отказывались от наследия, ради участка за Иорданом. Услышав такое обещание, согласился Моисей, и велел Елеазару и Иисусу Навину, с князьями народа, дать им Галаад, когда исполнят воинственный долг вместе с братьями; если же нет, то вести их, с женами и имуществом, в Ханаан.

Моисей заповедал сынам Израилевым, уже готовым идти на Ханаанеев, истребить все языческие народы в земле им предназначенной, чтобы не смешалось с ними избранное племя и не утратило завета, данного ему для спасения всего мира; велел сокрушить все требища и кумиры, и разделить между собой землю; если же сохранять жителей её, то они останутся, как иглы в очах их и как стрелы в ребрах, и недовершенная казнь падет на неверных её исполнителей. – Он обозначил и пределы земли обетованной: пустыня к югу, от Эдома и до моря великого, и тоже море с запада, к северу горы Эмафа, свыше Галилейского моря до Иордана, и Иордан с востока до Мертвого моря; таким образом участок детей Рувима и Гада, почитался уже вне пределов обетованных. Моисей назвал и старейшин двенадцати колен, которые долженствовали разделить землю между ними, вместе с Иисусом Навином и Елеазаром, и во главе всех поставил бывшего соглядатаем Халева; он определил сорок восемь городов, для обитания Левитов, которым не назначалось участка земли, и в числе сих городов избрал шесть, для убежища неумышленных убийц, соединяя строгость с милосердием.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle