Источник

Беседа XCI. О двенадцатом члене символа веры. О блаженстве праведников и мучении грешников по смерти

И жизни будущего века. Аминь.

В двенадцатом члене символа веры говорится, братие, о жизни будущего века, т. е. о той, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова. Как вы знаете, братие, после воскресения мертвых совершится страшный суд, на котором Господь произнесет окончательный приговор праведникам и грешникам, а затем последует и исполнение его. И идут сии (т. е. грешники), сказал Господь, в муку вечную: праведницы же в живот вечный (Матф. 25:46), таким образом, для праведников наступит жизнь вечная, а для грешников наступят вечные мучения. Для праведников, т. е. для верующих, любящих Бога и делающих добро эта вечная жизнь будет столь блаженная, что мы теперь этого блаженства и вообразить не можем. Апостол Иоанн говорит: «возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будет. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). Равным образом и Ап. Павел, словами пророка Исаии свидетельствует: «не видех того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Этот же апостол, сообщая о себе, что он был восхищен в рай, говорит, что он слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор. 12:4). Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе, и от соединения с Ним и со святыми. Блаженны чистии сердцем, говорит Господь, яко тии Бога узрят (Матф. 5:8). Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их (Мф.13:43). Нынешнее наше познание о Боге не полно, а тогда праведники будут иметь полное знание. «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, говорит Ап. Павел, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12). К этому присоединится блаженное соотношение праведников между собою и с Ангелами, ибо все они не только приступят, но и действительно приобщатся ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных, на небесех написанных (Евр. 12:22–23); все возлягут с Авраамом, и Исааком, и Иаковом во царствии небесном (Матф. 8:11); все едино будут (Ин. 17:21), как дети одного общего Отца, который будет всяческая во всех (1Кор. 15:28).

В блаженстве души будет участвовать, братие, также и тело. В настоящей жизни тела наши, по причине греха, подвержены болезням и немощам, и сами мы терпим различные нужды. Но в жизни будущей с праведными этого не будет. Самые тела праведников будут славны и светоносны: они будут прославлены светом Божиим подобно тому, как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе. «Сеется (рождается) в уничижении, востает (тело) в славе; сеется в немощи, востает в силе», говорит Ап. Павел; «как мы носили образ перстного (т. е. Адама), будем носить и образ небесного» (т. е. Господа нашего Иисуса Христа). Сам Господь «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (1Кор. 15:43, 49. Флп. 3:21). Кроме этого, тела праведников будут изъяты от всех нужд настоящей жизни. Не взалчут ктому, говорит Ап. Иоанн в откровении о святых, ниже вжаждут, не иматъ же пасти на них солнце, ниже есть зной. И отьимет Бог всяку слезу от очию их и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому (Апок. 7:16; 21:4). И справедливо, братие, что правосудный Господь воздаст нам и по душе и по телу. Ибо, как говорит св. Кирилл Иерусалимский, «ничего мы не делаем без тела. Хулим устами и молимся устами, блудодействуем телом и чистоту храним телом; похищаем рукою и милостыню даем рукою, равно и все прочее. Итак, поскольку во всем тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получим соответственно делам своим» (Ог. поуч. 18).

Блаженство праведников на небеси, общее для всех их, будет однако же, братие, иметь свои степени по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Уже об Ангелах мы знаем, что они разделяются на несколько степеней по мере своего приближения к Богу, так точно будет и с праведниками. В дому Отца Моего обители многи суть (Иоанн. 14:2), говорит Сам Господь, и что Он воздаст коемуждо по деянием его (Матф. 16:27). Точно также и Ап. Павел ясно учит: кийждо свою мзду приимет по своему труду. Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых (1Кор. 3:8; 15:41–42).

В то время, братие, как праведники будут блаженствовать, грешники будут преданы вечной смерти, или иначе сказать вечному огню, вечному мучению, вместе с дьяволами. Идите от Мене проклятии, скажет им Господь в день страшного суда, в огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Матф. 25:41). И идут вси в муку вечную, праведницы же в живот вечный (46). И это удаление от Бога и проклятие будет для грешников само по себе величайшим наказанием. Оно будет для них второю смертию (Апок. 20:15). Вместе с этим они лишены будут всех благ царства небесного, которых удостоятся праведники. Сам Спаситель засвидетельствовал, что тогда, как мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом во царствии небесном, недостойные сынове царствия изгнани будут во тьму кромешнюю (Матф. 8:11–12). В то же время, находясь в муках, они, однако же, будут видеть издалека Авраама и праведников на лоне его (Лк.16:23), и поэтому еще более будут ощущать тяжесть своего лишения. Место, куда будут изгнаны грешники, называется в св. Писании то тьмою кромешною (Матф. 8:12), то бездною, страшною и для самих демонов, то адом (Лук. 8:31; 16:23), то геенною огненною (Мф.5:22, 29), то озером огненным и жупелъным (Апок. 19:20; 20:14; 21:8). Здесь они будут находиться в сообществе с подобными себе и с отверженными духами злобы – дьяволами (Матф. 25:41). Здесь они будут гореть и не сгорать на вечном огне. Они, затем, будут нести непрестанные внутренние терзания, будут чувствовать горькое воспоминание о протекшей жизни, которую они так безрассудно погубили на порочные дела, живое и ясное представление своих грехов и непрестанные укоры совести за них. «Те, которые делали зло», говорит св. Василий Великий, «воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея перед глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти души их» (Прав. догм. Богосл. Макария М. М. и К. Т. 2. Изд. 4. стр. 651–652). Особенно будут мучительны для грешников укоры совести. Угрызения совести за свои грехи мы испытываем и здесь на земле, и иногда очень сильные, но все-таки они большею частью бывают кратковременны: грешник старается успокоить себя лукавыми извинениями, какими-нибудь развлечениями или же, наконец, невоздержанностью и грубыми плотскими удовольствиями. Но в будущей жизни совесть взойдет во все свои права: там уже не будет развлечений и самозабвения. Самые страсти, которым грешники служат здесь, на земле, будут для них по смерти страшными мучителями. И здесь, на земле, страсти мучат грешника: он для них ничего не жалеет, ни чести, ни здоровья, ни родственников, а сам между тем не получает полного удовлетворения. Посмотрите, наприм., на людей, преданных пьянству, как они мучатся, как они страдают, как нередко чувствуют отвращение к своей страсти, но в то же время с жадностью стараются удовлетворить ей и все-таки не находят, не получают полного и постоянного удовольствия. По смерти мучение от страстей для грешников увеличится еще более: они будут испытывать яростное паление со стороны их, но не будут иметь никакой возможности их удовлетворения. К воспоминаниям о протекшей жизни, к укорам совести, к мучениям страстей присоединится еще бесполезное сожаление о пропущенном времени, о том, что не воспользовались богодарованными средствами ко спасению, и тягостное сознание того, что уже нет возможности покаяться, исправиться и спастися. Следствием всех этих мучений, и внешних, и внутренних, будет плач, и скрежет зубов, и отчаяние. Ту будет плач и скрежет зубов, неоднократно повторял Спаситель о геенне (Матф. 8:12; 13:42, 50; 25:30). Так строго будет поступлено, братие, с грешниками не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но потому, что они сами погибают, зане любве истины не прияша, во еже спастися им (2Сол. 2:10). На земле грешники жили вдали от Бога, гонялись только за плотскими удовольствиями, заботились только об удовлетворении своих страстей, поэтому и в загробной жизни они будут не в состоянии воспользоваться благами небесными, понять духовные наслаждения, и, как не может быть общения света с тьмою, так и они не могут иметь общения с Богом.

Впрочем, братие, хотя все грешники подвергнутся мучениям, но не все одинаково: как у праведников будут разные степени блаженства, так и грешники будут наказаны одни больше, а другие меньше, каждый соразмерно грехам своим. Сам Господь сказал: раб ведевый волю Господина своего и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много. Не ведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало (Лук. 12:47–48). И св. Апостол Павел учит, что на всеобщем суде Праведный Судья воздаст комуждо по делом его (Рим. 2:6). «Кто больше получил наставление», говорит по тому же поводу св. Иоанн Златоуст, «тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Ежели ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; ежели умен, больше послушания, ежели облечен властью, покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих». (Прав. Догм. Бог. 656 стр.).

Мучения грешников, братие, равно как блаженство праведников, не будут иметь конца, но будут вечны. Идут сии (грешники) в муку вечную, ясно засвидетельствовал Сам Спаситель, праведницы же в живот вечный (Матф. 25:46). Православная Церковь, на основании многих и ясных свидетельств Св. Писания (2Сол. 1:9–10. Апок. 14:11; 20:10; Марк. 9:43 – 48 и др.), ясно выразила учение о вечности мучений, когда на пятом вселенском соборе осудила лжеучение Оригенов, будто демоны и нечестивые люди будут страдать в аду только до определенного срока. Истина этого учения – о вечности мучений – очевидна для человека и сама по себе. Правда, братие, некоторые лжеучители говорили, что Бог по своей благости не предает вечному мучению грешников, тем более, что они согрешили только в определенное время, во время своей непродолжительной земной жизни. Мы знаем, братие, что Бог действительно благ и всем человекам хощет спастися, но Он вместе с тем и правосуден, и истинен и посему воздаст каждому за дела его. Что-же касается того, что грешники согрешают только в течение своей временной жизни и посему вечное наказание будет несоответственно их грехам, то мы знаем, что тяжесть греха не измеряется временем: и великие беззакония могут совершаться мгновенно, а незначительные в продолжительное время. Тяжесть греха определяется по величию того лица, против которого он совершен, по раскаянности или нераскаянности грешника и под. Своими грехами грешники восставали против вечного и высочайшего существа Бога и, может быть, попрали Самого Сына Божия, скверну возмнив кровь заветную, еюже освятились и укорили Духа благодати (Евр. 10:29), несмотря на то, что имели благодатную помощь от Бога к исполнению воли его. После страшного суда для людей не будет покаяния, и прекратятся действия спасительной благодати Божией, и поэтому грешники, закоснелые во грехах своих, окончившие жизнь без веры и покаяния, не будут иметь возможности освободиться от грехов и не будут способны пользоваться вечным блаженством, как слепые неспособны наслаждаться красотами природы, а будут вечно находиться в удалении от Бога, в скорби и отчаянии.

Итак, братие, велико и неизреченно будет блаженство праведников на небеси: в страшный день суда они услышат глас Спасителя: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25:34), внидут в радость Господа своего, и этой радости никтоже возмет от них во веки веков. Страшные и вечные муки постигнут, братие, грешников: в тот же день суда услышать они грозный глас Господа: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелом его и пойдут они в муку вечную, где будет плач и скрежет зубов (Мф.25:41, 46, 8:12). Пройдут века за веками, тысячелетия за тысячелетиями, потеряется всякое счисление времен, а конца мучениям адским не будет. Будем же, братие, памятовать о страшном суде Господнем. Будучи предварены об этом дне, будем беречься, как убеждает нас и св. Апостол Петр, чтобы не увлечься заблуждением беззаконников, и не отпасть от своего утверждения, но возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь! (2Петр. 3:17–18).

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle