Источник

Устав Троице-Сергиевой Лавры

1. Основания монашества

1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.

2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.

3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство и послушание.

4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «...аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене» (Мф.19:21).201.

5. Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет девства утверждается на следующих словах Священного Писания: «...Могий вместити, да вместит» (Мф.19:12). «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» (1Кор.7:32).

6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: «...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16:24); «...аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Мф.20:26); «Им же и несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч.11:14).

7. К указанным главным основаниям должны применяться все правила и распоряжения, благоустрояющие братство Троице-Сергиевой Лавры в совокупности и поведение каждого лица в братстве, простирающиеся не только на жизнь духовно-нравственную, но и на состояние внешнего благочиния и хозяйства.

2. Устройство Троице-Сергиевой Лавры

8. Святая Троице-Сергиева Лавра – общежительный монастырь со штатом не менее 100 человек братии. Подчиняется Лавра непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси, который именуется Священноархимандритом Святой Троице-Сергиевой Лавры, с каковым титулом его имя и возносится за лаврскими Богослужениями.

9. Священноархимандрит Лавры Московский и всея Руси Святейший Патриарх осуществляет руководство Лаврою через назначаемого им Наместника Лавры.

10. Патриарх по представлению Наместника: а) назначает основных должностных лиц Лавры: Казначея, Эконома, Благочинного, Ризничего, Духовника и других; б) преподает благословение на посвящение в иеродиаконы и в иеромонахи достойных сего лиц из братии; в) преподает благословение на пострижение в монашество готовых к сему послушников; г) удостаивает соответствующих наград наиболее благонравных лиц из числа братии.

11. Патриарх осуществляет общее наблюдение за ведением лаврского хозяйства, за правильным учетом и расходованием денежных средств и за сохранностью зданий и имущества Лавры.

12. В помощь Наместнику существует Духовный Собор Троице-Сергиевой Лавры, членами которого являются: Наместник, Казначей, Духовник, Благочинный, Ризничий, Эконом и, в случае нужды, некоторые другие по опытности и благочестию достойнейшие лица из братии. Духовный Собор имеет свои заседания по назначению Наместника. Дела, подлежащие суждению Собора, бывают двух родов: одни – те, по коим должно в дальнейшем получать утверждение Патриарха, а другие – те, по коим Собор имеет право сам приводить в исполнение решение с последующим о сем докладом Святейшему Патриарху – Настоятелю Лавры.

3. Должностные лица Лавры

13. Наместник.

Наместник в Лавре есть ближайший помощник и заместитель Настоятеля, более всех имеющий попечение о благоустройстве братии и обители. На обязанности Наместника лежит всемерное поддержание в Лавре строгой дисциплины и образцового порядка, забота о духовном совершенствовании всех иноков Лавры, неустанное наблюдение за благолепием и чинностью Богослужений в лаврских храмах, попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек и об экономическом процветании обители. Наместник, как лицо ответственное по Лавре, принимает посетителей: богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в сем собственным благорассуждением. В своих заботах о душах братии Лавры Наместник при помощи Духовника следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала свою совесть покаянием и причащалась Святых Таин. Наместник возглавляет все лаврские Богослужения, произнося за ними соответствующие поучения или поручая в иные дни проповедание способным к сему иеромонахам. Наместник проверяет исполнение послушаний, возлагаемых на каждого из членов братства Лавры, и в случае необходимости делает замечания, выговоры или иного рода взыскания. В случае отлучки, болезни или смерти Наместника во временное отправление его обязанностей вступает Казначей Лавры, получающий в таких случаях наименование Заместителя Наместника Лавры.

Примечание: В исключительных случаях Заместителем Наместника может быть и иное лицо из состава Духовного Собора Лавры.

14. Казначей.

На обязанности Казначея Лавры лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходованием лаврской казны и ведение приходо-расходных книг с соблюдением правил отчетности, каковая ежегодно представляется Наместником Патриарху. Казначей также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей, а также за хозяйственным и административным письменным делопроизводством Лавры. В казнохранилище Казначею следует хранить и оберегать от всякой порчи лаврские планы и прочие важнейшие документы. Казначей следит за составлением, хранением и проверкою описей лаврского имущества и ценностей, поступающих в Лавру. Казначей выдает авансовые деньги Эконому или другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета и остающиеся деньги, после чего расходные документы утверждаются Наместником. Казначею подчиняются: письмоводитель, свечник, лавочник, библиотекарь, а также иные канцелярские должности, если они имеются (кассир, бухгалтер и т.п.).

15. Духовник.

На должность Духовника Лавры поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Святых Христовых Таин, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных. Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Наместника, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник. Кроме того, по благословению Наместника, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику Лавры, приемля от него отеческие советы и наставления. Помимо старцев-наставников Духовнику Лавры подчиняются исповедающие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе Лавры. В недоуменных делах Духовник спрашивает Наместника, и его рассуждению и воле следует.

16. Благочинный.

На обязанности Благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии Лавры. Во время Богослужения Благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотою келий и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве. В целях сохранения нравственности братии, Благочинный должен заботиться о том, чтобы братия не принимала у себя в келиях посторонних лиц, а также лиц женского пола, даже близких родственниц, свидание же с родными допускать только в приемной комнате с разрешения самого Благочинного или Наместника. Лаврских гостей Благочинный размещает в гостиных келиях, вместе с гостинником заботясь о их покое и продовольствии. Благочинный следит, чтобы братия без нужды не посещала лиц, разместившихся в гостиных келиях, наипаче после вечернего молитвенного правила, когда возбранены и всякие сношения братии между собой. Благочинный может иметь одного или двух помощников Благочинного. Благочинному необходимо ежедневно записывать в книгу, как братией был проведен день, т.е. все ли были на положенных службах, своевременно ли на них приходили, все ли были на общей трапезе, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни. Эту книгу с дневной записью Благочинный ежедневно представляет Наместнику, который в той же книге против донесений отмечает соответствующие делу распоряжения (Циркул. указ. Св. Синода от 25 сентября 1901 г.).

17. Ризничий.

На обязанности Ризничего лежит заведование и хранение всей церковной утвари, на которую составляется положенная опись, ежегодно контролируемая Наместником. Опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей с указанием их счета, веса и цены следует хранить всегда в ризнице, в безопасном месте, и без благословения Наместника описи никому не давать, самому же Ризничему иметь точную копию описи для проверки наличия упомянутых в описи предметов. Ключ от ризницы Ризничий должен всегда иметь у себя и без себя никого в ризницу не впускать, кроме помощника Ризничего и то под личную ответственность самого Ризничего. Ключи от церквей Ризничий должен держать ночью только у себя, отбирая их у чередного пономаря. Бывшие в употреблении при священнослужении драгоценные вещи следует всякий раз после служения обстоятельно осматривать и о всякой утрате письменно ставить в известность Наместника. Ризничий выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы требующее починки было своевременно исправлено, а о необходимости приобретать новые предметы докладывает Наместнику; пришедшее в негодность уничтожает по рассмотрении Наместником или Казначеем. Ризничий следит за освещением алтарей и храмов. Ризничий наблюдает за всеми действиями подчиняющихся ему: экклесиарха, пономарей и звонаря. Ризничий может иметь в своем распоряжении одного или двух помощников Ризничего.

18. Эконом.

На обязанности Эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной частью Лавры. В распоряжении Эконома находятся как братия, занимающаяся монастырскими трудами, так и сторонние наемные рабочие, которых Эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода специальных работ. Распределение времени работающей братии зависит от усмотрения Наместника или Благочинного, а Эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все занимались работой. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения самого Эконома, который назначает необходимые работы и следит за их исполнением (к таковым относятся: шоферы, электрики, каменщики, штукатуры, столяры и др.). Если в монастырском хозяйстве Эконом признает необходимым и полезным осуществить какое-либо улучшение, то ему предоставляется право представлять свои соображения Наместнику или Казначею. Эконому подчиняются: келарь, рухлядный, заведующие мастерскими (иконописной и др.), гостинник, больничный, трапезный, повар, закупщик, привратники. Эконом имеет помощника.

19. Келарь.

Обязанности келаря заключаются в наблюдении за целостью и сохранностью продовольствия. Под его наблюдением находятся монастырские кухни, склады продовольствия, квасоварня и просфорная, в коих должна соблюдаться безусловная чистота и опрятность. Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось все то, что положено по Уставу. Без особого благословения Наместника или Благочинного келарь не должен отпускать пищу в братские келии. В случае каких-либо недоумений келарю надлежит обращаться за указанием к своему непосредственному начальнику – Эконому.

20. Уставщик.

Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с церковным и лаврским уставами. Уставщик следит за суточными чтецами, которые обязаны заблаговременно приготавливать кафизмы, тропари, кондаки и иные чтения и читать на клиросе без ошибок, благоговейно и отчетливо, без переливов голоса, что является признаком самомнения и гордости. Малознающих чтецов уставщику следует обучать чтению. На обязанности уставщика лежит следить, чтобы всегда исправно прочитывались синодики и поданные поминальники: на проскомидии, литургии, молебнах и панихидах. Уставщику подчиняются: регент, канонарх и очередные чтецы и певцы. У уставщика также могут быть помощники, например, ответственные за правый и левый клиросы.

21. Регент.

Обязанности регента состоят в управлении лаврским хором и в установлении образцового порядка на клиросе. Хор должен петь так стройно и молитвенно, чтобы пение трогало и умиляло предстоящих, приводило к прославлению имени Божия и приносило духовную пользу всем молящимся. Ни сам регент, ни певчие не должны допускать между собою шуток, смеха, празднословия и шума. Канонарху следует заблаговременно просматривать тексты стихир и иных песнопений, чтобы канонаршить внятно и отчетливо, делая правильные по смыслу остановки между фразами. Регент систематически организует спевки, в которых должны неуклонно участвовать все певчие.

22. Экклесиарх, или старший пономарь.

На обязанности экклесиарха лежит наблюдение за прислуживанием в алтаре и храме пономарей, за чистотою и опрятностью в храмах, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребением скончавшихся, освящением куличей, фруктов). Екклесиарх подчиняется Ризничему. В случае нужды должность экклесиарха может быть соединена с должностью Ризничего в одном лице.

23. Свечник.

На обязанности свечника лежит продажа свечей, прием поминовений и уплаты за них, а также и других доходов по церкви, каковые он должен опускать в припечатанные ящики, а после высыпок давать Казначею подробные сведения о денежных поступлениях, имея при себе книгу для записи прихода, расхода и остатка свечей. Свечник должен смотреть, чтобы церковные денежные кружки (свечная, молебная, исповедные, алтарные и иные) были запечатаны и замкнуты до времени высыпки, а деньги в них были влагаемы без промедления. Свечник имеет в своем ведении и иные церковные свечи (диаконские, полиелейные, выносные, настольные, дикирные и т.п.), которые выдает экклесиарху или Ризничему, ведя соответствующий письменный учет. Свечник следит за своевременным поставлением свечей у местных и иных икон и за своевременным снятием и надлежащим хранением огарков, подлежащих сдаче на свечной завод.

24. Лавочник.

На обязанности лавочника лежит: продажа икон и разного рода поделок, выходящих из мастерских церковной утвари, составление сметы на товар и ведение по торговым операциям установленной монастырской отчетности. Выручка по лавке сдается Казначею. Периодически, по назначению Наместника, производится учет по лавке особой комиссией.

25. Пономарь.

Обязанности пономаря требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с прислуживанием в алтаре близ Св. Престола и Св. Жертвенника. Пономарь обязан прислуживать за Богослужениями, возжигать в алтаре светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи. Алтарь, церковь, паперть, образа, подсвечники и др. пономарь должен очищать от паутины и пыли, нечистоту выметая в непопираемое место, воздух освежать посредством вентиляции и открытия окон, ковры и дорожки по возможности чаще выколачивать. Пономари подчиняются Ризничему (или экклесиарху).

26. Звонарь.

В положенное время звонарь приходит к Наместнику (или к Ризничему) за благословением и затем производит благовест к Богослужению в соответствии с Уставом и введенным в обители обычаем. Звонарю надлежит наблюдать за правильностью хода и боя больших часов на колокольне и о всех случаях их неисправности ставить в известность Эконома.

27. Письмоводитель.

На обязанности письмоводителя лежит ведение всего канцелярского делопроизводства Лавры. Все письменные дела Лавры, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке, быть надлежащим образом зарегистрированными. Переписка Лавры не должна задерживаться и залеживаться. Письмоводитель подчиняется Казначею и руководствуется его указаниями. Письмоводитель может иметь помощника – письмоносца, который сдает на почте и принимает всю лаврскую корреспонденцию, а также доставляет корреспонденцию в местные учереждения.

28. Библиотека.

На обязанности библиотекаря лежит заведование лаврской библиотекой, приобретение необходимых книг и изданий, составление подсобного инвентарного каталога и картотеки и выдача книг насельникам обители (под расписку). Должность библиотекаря требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с духовным развитием и подготовкой каждого брата Лавры. Библиотекарь должен о полезности той или другой книги советоваться с Наместником, Духовником или иными духовно опытными лицами. Книгохранилище надлежит содержать в полном порядке и чистоте, размещая книги по отделам, книги ветхие надлежит своевременно отдавать в переплетение. Каждый брат, взявший из библиотеки книгу, должен хранить ее у себя в целости, чистоте и опрятности, оберегая от жары, сырости. Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из Лавры библиотекарь обязан требовать возвращения взятых книг. Книги, потребные для Богослужений, библиотекарь выдает своевременно приходящему уставщику, отбирая ненужные обратно в библиотеку. Библиотекарь может по особому списку выдать Ризничему в ризницу полный круг богослужебных книг, в каковом случае Ризничий несет всю ответственность за сохранность этих книг.

29. Рухлядный.

Рухлядный наблюдает за приобретением или изготовлением обуви или одежды для братии, а также за их починкой. В своих сношениях с братией рухлядному подобает быть беспристрастным и внимательным, ибо часто случается, что иной по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иной же требует без нужды излишнего. Священнослужителям всегда должна выдаваться одежда чистая и не изорванная. Вновь поступающим вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную блузу. Что касается материала, из которого должно шить братии одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясник), ибо щегольство в одежде не прилично иноческому смирению. Рухлядный подчиняется Эконому и ему отчитывается в своем послушании, представляя и смету на приобретение потребных материалов.

30. Просфорник.

Просфорник является ответственным лицом по изготовлению просфор, т. е. хлеба, приносимого при священнодействии на Святой Евхаристии. Посему таковой хлеб подобает печь из чистой свежей пшеничной муки, положив закваску и соль в меру, дабы хлеб имел вкус благоприятный. Сам просфорник должен жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне. Просфорник подчиняется Эконому, получая муку и все потребное у келаря.

31. Трапезник.

Обязанности трапезника состоят в надзоре за приготовлением братии пищи и в наблюдении за порядком во время трапезы. Трапезник (или, по благословению Наместника, – повар) каждый день с вечера (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у Наместника, какую и в каком количестве готовить пищу. Утром трапезник должен прийти в церковь для получения от служащего иеромонаха огня из горящего перед ракою Преподобного неугасимого светильника, которым надлежит разводить огонь на кухне, прочитав молитву «Отче наш». Во время трапезы трапезник следит, чтобы пища делилась поровну и подавалась с молитвой Иисусовой, на которую братия ответствуют «Аминь». По окончании общей братской трапезы, во вторую очередь, вкушают пищу трапезник, келарь, чтец и те из братии, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь. После второй очереди трапезник никому пищу не отпускает, ни в трапезной, ни в келию, разве только по особому указанию Благочинного или Эконома, которому трапезник непосредственно подчиняется. Трапезник наблюдает за тем, чтобы как в трапезной, так и на кухне, всегда соблюдалась образцовая чистота, опрятность обстановки, одежды прислуживающих, посуды, а также следит за проветриванием помещений трапезы и кухни.

32. Гостинник.

На гостиннике лежит обязанность с любовью и усердием обслуживать приезжающих в Лавру. О прибытии всякого гостя гостинник немедленно докладывает Наместнику (или лицу, его заменяющему), и без благословения Наместника никого в гостинице не принимает. Приходящих в Лавру монашествующих и послушников из других монастырей никоим образом не следует помещать с братией, но или в гостинных помещениях, или в свободных келиях. Пища для лаврских гостей должна быть скромная и дозволенная монастырским уставом. Отступление от общего правила (для больных) можно делать лишь с благословения Наместника.

33. Больничный.

Обязанность больничного состоит в уходе и присмотре за находящимися на излечении братиями. На должность больничного назначается брат богобоязненный, сострадательный и заботливый. Больничный пользует болящих пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время и в строгом соответствии с указаниями врача и Благочинного. Употребление лекарств основываем на Слове Божием (И. Сирах, глава 38) и на словах св. Василия Великого: «Как всякое пособие, искусство против немощей естества даровано нам от Бога, например, земледелие, ткацкое искусство, зодчество; так надобно сказать и о врачебном искусстве... Свойства, заключающиеся в корнях, цветах, листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, – все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие» (Правило 55). Однако, как не должно вовсе избегать телесного лечения, так не следует и полагать в нем всю свою надежду, помня, что врачебное искусство действенно лишь тогда, когда на это есть изволение Всевышнего.

34. Заведующие мастерскими.

На обязанности заведующего какой-либо мастерской (иконописной, портняжной, столярной, переплетной и т.п.) лежит надзор за работами, в ней производящимися и наблюдение за благоповедением труждающейся братии и частных лиц, приглашаемых для производства работ. Труждающаяся братия помнят слова св. Апостола: «Ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе» (2Сол.3:8).202 В лаврских мастерских не должно производить работ, могущих оказать вредное влияние на душевное преуспеяние братии, или требующих чрезмерного соприкосновения с миром, особенно с женским полом. Заведующие мастерскими подчиняются Эконому.

4. Условия принятия в братство Лавры 203

35. Никакое звание и никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество (в соответствии с 43 правилом VI вселенского собора).

36. Безусловно запрещается принимать в братство Лавры: 1. Лиц несовершеннолетних, 2. Мужа при живой жене, законно с ним не разведенной; если же поступить в монастырь пожелают оба супруга, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей, требующих родительского призрения, и, если препятствий нет, то оба супруга должны быть пострижены в один день, разумеется, в разных обителях: мужской и женской (Василия Великого Правило 18).

37. Новопоступающий предъявляет паспорт, свидетельство о семейном положении, военный билет (или свидетельство об освобождении от воинской службы), а также пишет свою автобиографию и прошение о принятии в Лавру на имя Наместника.

38. Новопоступивший проходит испытание в течение трех лет, и, если окажется достойным воспринять монашеский чин, Наместник делает представление о его пострижении Настоятелю Лавры Святейшему Патриарху.

39. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от благонравия и моральной устойчивости новоначального, а также если известна благочестивая жизнь постригаемого до вступления его в братство (таковы: воспитанники Семинарий и студенты Академий, известные церковные деятели и т.п.).

40. Представление послушника к пострижению в монашество должно быть основано не просто на исполнении обычно положенных трех лет искуса, но на приобретенном посредством надзора и испытания удостоверении в благонадежности его к достойному прохождению монашеского подвига..

41. Испытуемый помещается в особом помещении (особой келии для новопоступающих) и проходит испытательное житие под руководством благочестивого старца-насельника, от которого получает необходимые первоначальные наставления, касающиеся внутреннего духовного устроения и внешнего поведения. По истечении некоторого времени и при условии достойного поведения новоначальный получает подрясник, пояс, скуфью и четки и может быть помещаем в братские келии (но до пострижения в монашество не один, но с кем-либо из опытных в лаврской жизни иноков).

42. Принимаемый в братство помнит, что помещение, им занимаемое (келия или часть келии), не является его собственностью, но представляет собой общежитие или служебное помещение.

43. От приходящих в Лавру денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающего добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем, чтобы жертвователь дал подписку в том, что за свою жертву он не будет искать преимущества или хвалиться своей жертвой.

44. Бродячие иноки, самовольно ушедшие из другого монастыря, в Лавру не принимаются.

5. Поведение новоначальных иноков

45. Новоначальный прежде всего внимательно изучает устав Св.Троице-Сергиевой Лавры, чтобы при первых же шагах своего пребывания в ней не нарушать заведенные в Лавре порядок и дисциплину. Прочитав весь Устав от начала до конца, новоначальный дает подписку в том, что он знаком с Уставом и обязуется его свято выполнять, в случае же нарушения Устава обязуется немедленно по благословению Наместника (или заменяющего его лица) удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к администрации Лавры.

46. Новоначальный должен всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникаться духом монастырской жизни, помня наставление св. Василия Великого к начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью» (Поучение на 1 января к ученикам философа Ливания).

47. По отношению к Наместнику и братии новоначальный должен оказывать смиренную почтительность. При встрече с Наместником следует поклониться и испросить благословение, а при встрече с иеромонахами, иеродиаконами и иными членами братства сделать поясной поклон. Впрочем, не возбраняется брать благословение и у иеромонахов (архимандритов, игуменов).

48. Входить в келию к братии следует с молитвой Иисусовой и только тогда, кода будет получен ответ «Аминь».

49. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

50. Подобает беспрекословно подчиняться воле Настоятеля Лавры Святейшего Патриарха, Наместника Лавры и лиц начальствующих, помня, что истинное и совершенное послушание выказывается в том, чтобы без благословения не только удерживаться от несообразного, но не делать и самого похвального.

51. Если кто-либо из братии уклоняется от выполнения правил иноческой жизни, Наместник пытается образумить его увещаниями. Кто упорствует в непокорности и не принимает исправительных мер, того надобно строго обличить при всей братии. Если же кто и после многократных увещеваний не исправляется, то его следует, как поврежденный член тела, вовсе отсечь от общего тела братства.

52. Кто не принимает послушания, одобренного Наместником, тот должен наедине или открыто привести ему свои возражения, если имеет какое-либо разумное основание, или молча исполнять то, что приказано. Если сам устыдится, пусть употребит на сие посредниками других. Если же кто будет упорствовать в непокорности, жалуясь втайне, но не объявляя открыто и честно своего огорчения, тот, как посевающий сомнение в братстве и колеблющий уверенность в святости послушания, подлежит изгнанию из братства. Никто не должен входить в любопытные исследования и осуждение действий Наместника и иных должностных лиц, кроме тех, которые и по степени, и по благоразумию близки к Наместнику и которых он сам по необходимости допускает к совещанию и рассуждению об общих делах Лавры.

53. Новоначальный должен быть в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.

54. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию никакой вещи, даже самой необходимой, помня, что всякое приобретение, без благословения творимое, есть кража.

55. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически в Лавре воспрещаются, и нарушение сего правила влечет за собою серьезное наказание, вплоть до исключения из братства.

56. Начало всякого послушания совершается по совершении крестного знамения при чтении краткой молитвы («Господи, благослови» и др.), равно и при окончании послушания надлежит сотворить крестное знамение с молитвою («Слава Тебе, Господи» и др.).

57. Новоначальным не следует заводить в келии предметов роскоши, как отвлекающих от богомыслия и способствующих рассеянию ума.204 Лучшим украшением иноческой келии да служит Св. Библия и иные душеполезные книги.

6. О духовном руководстве

58. Каждой член братства Лавры в отношении к жизни духовной должен быть под особым руководством старца-духовника, которому часто должен открывать свое духовное состояние, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления, направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни.

59. Наместник и Духовник Лавры наблюдают, чтобы вся братия очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Св. Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще, и особенно священнослужители перед вступлением в чреду своего служения.

60. Ради духовного преуспевания каждый насельник обители должен почитать своею священною обязанностью ежедневное чтение Священного Писания, а также творений Святых Отцов и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и духовное утешение.

61. Братия не должны ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле (в отношении, в частности, к особенным духовным подвигам), например, налагать на себя пост сверх положенного по уставу, и прочее, чтобы самоугодие и самочиние в духовном деянии не повредило общего благого дела спасения души.

62. Если кто из братии оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощение у оскорбленного, а оскорбленный должен стараться с кротостью и любовью простить обидевшего.

63. Насельники обители Преп. Сергия должны помнить, что своим трудолюбивым и неослабным выполнением заповедей Божиих, правил отеческих и церковных уставов, они открывают себе путь к высшей жизни, духовной и созерцательной, уподобляясь нашему небесному Авве Сергию, а нарушением установленных правил монашеского жития подвергнутся горькому осуждению. Поэтому ради пользы самих же претыкающихся в поведении необходимы и исправительные меры, употребляемые без злобы на согрешающих, но с внимательным рассмотрением вины. Виновный же, получая епитимию, принимает ее не как бич, а как врачевство к поощрению к лучшему.

64. В качестве исправительных мер могут быть употреблены: удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, перевод с послушания более ответственного и почетного на менее ответственное и почетное, а также поставление на поклоны.

65. Относительно поклонов Лавра руководствуется следующим суждением Митрополита Московского Филарета: «Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник, и виновный не должны смотреть на сие, как на наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслью унижения или постыжения. Молитва есть действие священное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтоб он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению».

7. О богослужении

66. Важнейшим предметом внимания лаврского начальства и усердия братии является церковное Богослужение. Поэтому вся братия от начальствующих до новоначальных должны неопустительно и благоговейно участвовать в Богослужении или при нем присутствовать. Неисправность в этом священнейшем деле должна признаваться важным нарушением распорядка духовной жизни Лавры.

67. Для соблюдения чинности и порядка в совершении священнослужителями Лавры Божественных служб Благочинный Лавры совместно с Ризничим и Уставщиком ежемесячно составляют контролируемое и подписываемое Наместником расписание Богослужений с указанием имен священнослужителей и чтецов, занятых в каждой отдельной службе, а также стоящих у св. мощей, седмичных, канонархов и др. Самочинно нарушать расписание (заменять друг друга в служении, уклоняться вовсе и пр.) никому из братии без благословения Наместника или Благочинного не разрешается.

68. За полчаса до начала Утреннего Богослужения будильный, взяв благословение у Благочинного, обходит все келии с молитвой для возбуждения братии (от сна – С.Г.).

69. Каждый из братии должен стараться прийти в церковь до начала Богослужения. О непришедших или пришедших в церковь с опозданием Благочинный объявляет Наместнику с занесением случая по его рассмотрении в ежедневную книгу. Также никому не следует уходить из церкви прежде окончания Богослужения.

70. Занятые некоторыми послушаниями (в трапезной, просфорной и др.), если не могут вполне присутствовать за всеми церковными Богослужениями, должны иметь на сие особое разрешение Наместника или Благочинного.

71. Священнослужащие, читающие и поющие в церкви, должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, не повреждая церковное пение нововведениями, несообразными с простотою и умилением, свойственными монастырскому Богослужению.

72. Поскольку Богослужения в лаврских храмах посещаются не только братией, но и многочисленными богомольцами, братия может совершать для верующих особые Богослужения (молебны, панихиды, разного рода поминовения и пр.), однако ни крещения, ни бракосочетания в Лавре не совершаются, но все сие происходит лишь в городском приходском храме за пределами Лавры.

73. Никто из братии ни под каким предлогом не должен брать ни за какие требы для себя лично ни денег, ни других вещей, но сдавать все доходы ответственным по Лавре лицам.

74. Являться к Богослужению священнослужители и монахи обязаны в клобуках и рясах, а послушники – в приличном и скромном одеянии.

75. На пути в церковь и из церкви братия не должны останавливаться и входить в праздные беседы с посторонними, но если от кого будут о чем-либо спрошены, ограничиваться необходимым кратким ответом.

76. Братия должны приучать себя как снимать, так и надевать камилавки и клобуки все в одно время, также и поклоны предстоятелю при соборном служении должны совершаться одновременно.

8. О трапезе

77. Если братская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного Богослужения, то братия прямо из церкви идут в трапезную, а если по некотором времени, то, ожидая трапезы, имеют отдых в келиях.

78. Испросив благословение у Наместника, трапезный ударяет в колокол, и братия в клобуках и рясах немедленно собирается на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными по уставу молитвословиями.

79. В продолжение трапезы братия сохраняет безмолвие, внимая предлагаемому чтению из житий святых или из поучительных книг. Для чтецов составляется особое расписание на весь месяц, и никто из братии не должен уклоняться от этого послушания.

80. Позднее схождение в трапезу или исхождение из нее прежде окончания без благословения признается беспорядком и не оставляется без ответственности.

81. Никто не должен брать пищу в келию, кроме тех, которым разрешит сие Наместник или Благочинный, как не могущим прийти в общую трапезу, например по болезни, по глубокой старости и иным серьезным причинам. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы.

82. Перед последним блюдом, по освященной древностью традиции, Наместник звонит в колокольчик, вся братия встает, и Наместник произносит: «Молитвами Святителя Стефана Пермскаго и Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Сергия Радонежскаго, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Братия ответствует «Аминь», и все снова садятся на свои места.

9. О келейном пребывании

83. Время, оставшееся от церковного Богослужения и исполнения послушаний, проводимое в келиях, братия должны употребить с благоразумием и бережливостью, приобретая возможно большую пользу, главным образом – духовную. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть: а) келейное правило по уставу и благословению старца; б) чтение душеполезных книг и выписывание из них важнейших назидательных мыслей; в) упражнение в церковном пении и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, устава церковного и прочих предметов, служащих приготовлением к церковной службе; г) занятия, поручаемые Наместником или кем-либо из начальства и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.п.); д) рукоделие в пользу обители, или для удовлетворения собственных нужд, или для иных полезных целей; е) уборка келии, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее, что служит целям чистоты и опрятности жилища и одежды инока.

84. Любимой настольной книгой каждого инока Лавры должна быть Святая Библия, т.е. Священные книги Ветхого и Нового Завета, повествующие об истории творения мира и человека, о приуготовлении человеческого рода к принятию Спасителя и о пришествии в мир, учении, страдании, смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

85. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению следующие подвижнические писания: Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсонофия Великого, Афонский Патерик, Симеона Нового Богослова, Аввы Исаии, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, труды епископа Феофана Затворника, епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, пять томов Добротолюбия, Древний Патерик, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, житие и наставления преподобного Сергия Радонежского и Патерик его Лавры, житие и наставления преподобного Серафима Саровского, наставления Паисия Величковского и другие духовно-нравственные сочинения.

86. Одежда братии должна быть чистая и простая, чуждая роскоши и блеска, причем, по возможности, единообразная.

87. В случае болезни братия Лавры непременно посещает врача, который ставит в известность Благочинного о серьезности заболевания и делает отметку в особой книге для регистрации болящих с указанием срока освобождения от несения послушаний.

10. О посетителях и посещениях келий

88. Принятие в келиях внешних посетителей (мужского пола) допускается лишь по благословению лаврского начальства, причем в дневные часы.

89. Лица женского пола в келии не допускаются. В случае, если возникает необходимость брату обители увидеться с близкой родственницей, то таковые принимаются не в келии, а в особо назначенной приемной близ монастырских ворот.

90. Без благословения Наместника никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келии на ночлег. Равно никто из братии не имеет права ночевать в Лавре же, но в иной келии или у иного брата, но только в предоставленной ему лаврским начальством.

91. Братия могут посещать один другого в келиях для совместных занятий для подготовления к Богослужению (чтению и пр.), а также для совместного назидания, взаимного пособия в келейных нуждах, для посещения больных и престарелых и для служения им. Для таких посещений особого разрешения не требуется, однако, если эти посещения будут превращаться в развлекающие и вредные, они могут быть в отдельных случаях запрещены.

92. После вечерней трапезы и вечернего правила каждый должен оставаться в своей келии, кроме особенных благовидных случаев, когда брат вызван к кому-либо из начальствующих, или если требуется посетить духовника, послужить больному, отдохнуть в саду после утомительного послушания и т.п.

11. Условия отлучек из Лавры

93. Исхождение из Лавры бывает по должностной обязанности по распоряжению начальства или допускается по желанию имеющих в том уважительную частную потребность.

94. Если кому-либо из братии потребуется в дневные часы (до начала вечернего Богослужения) отлучиться в город, за ворота Лавры, то для сего достаточно устного разрешения Благочинного. Поездки же в Москву, в иные города и местности, расположенные за городской чертой, как бы кратковременны они не были, благословляются только Наместником или заменяющим его лицом, причем в таких случаях братия пишут прошение с указанием ясной причины, точного адреса поездки и времени возвращения.

95. В случае болезни или иных важных причин, некоторые из братии могут получать и более продолжительный отпуск (для поправления здоровья и т.п.), но в каждом отдельном случае начальство Лавры имеет по сему специальное суждение, дабы время, проведенное на стороне, не повредило брату в его духовном устроении.

96. Направляемые в виде особой нужды на послушание в Св. Троицкое подворье, или в Патриархию, или для совершения соборных и иных Богослужений, должны немедленно возвращаться в Лавру по окончании послушания.

97. Монашествующие не должны ходить в мирские дома на похоронные, поминальные и т.п. обеды.

98. Отлучающиеся из Лавры по своем возвращении дают немедленно отчет лицам, их отпустившим (в том числе и посылаемые по хозяйственной надобности).

99. Священнослужители Лавры, отпускаемые по благовидным причинам за стены обители или города, не имеют права священнодействия без разрешения: а) отпускающего их Наместника (выдающего соответствующую справку) и б) правящего епархиального архиерея той местности, где желает священнодействовать отпущенный, или настоятеля той обители, в которую прибыл временно отпущенный из Лавры.

100. Послушники во время продолжительного отпуска из Лавры не должны носить иноческого одеяния. (Указ. св. Синода N17 от 30 апреля 1873 г.).

12. Условия увольнения из Лавры

101. Иноки, изменившие своим обетам, живущие зазорно, монастырской дисциплине подчиняющиеся лишь настолько, чтобы иметь возможность бесплатно пользоваться келией и столом и своей неисправностью кладущие пятно на Святую Лавру, после увещания и принятия дисциплинарных мер могут быть удалены из обители как негодные к монашеской жизни и вносящие соблазн в среду остальных братий.

102. Иноки, уволенные из Лавры, должны в кратчайший срок, указываемый Наместником, сдать Эконому келию и ключи от нее, монашескую одежду и другие казенные вещи, возвратить библиотекарю взятые из библиотеки книги, остричь волосы и в мирской одежде удалиться из обители.

103. Если какой-либо брат, уволенный из Лавры, или самостоятельно ее оставивший, познает свое согрешение, возвратится обратно в Лавру и будет просить Наместника и всю братию принять его снова, обещаясь исправить свою прежнюю жизнь и исполнять положенный Устав, то такового брата можно, по всестороннем рассмотрении дела его, принять. Но прежде принятия он должен свое покаяние засвидетельствовать на бумаге, и только тогда зачислить его сначала в разряд вновь поступающих, а затем – по долгом испытании – в число братии.

104. В случае смерти какого-либо брата Лавры, все его имущество по описи, составляемой Казначеем, Экономом и Благочинным, передается на склад и является общим лаврским имуществом. В исключительных случаях, с благословения Наместника, умирающий брат может и иным образом распорядиться своими личными вещами, составив для сего особое завещание.

* * *

201

Цитация дана на церковнославянском языке.

202

И даром хлеб ни у кого не ели...

203

В другой книге автора («Сергиев Посад и Лавра...», гл. ІІ) приведены правила приема в Лавру, составленные архим. Товией в 1910 г.

204

В том числе – телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, – необходимо добавить в этот пункт, по нашему мнению. Так же необходимо учесть некоторые требования и пожелания, высказанные на монашеских съездах 1909 и 1917 гг. В частности, в рассмотренном Уставе не предъявляется никаких требований к начальствующему составу, что, например, они должны трапезовать вместе со всей братией, что в их канцеляриях не должно быть лиц другого пола. Никак не оговариваются в Уставе возрастной и образовательный цензы пострижеников, а между тем, сколько недоразумений возникает, когда не имеющие богословского образования и жизненного опыта иеромонахи начинают вести пастырскую деятельность в отношении семейных прихожан или лиц другого пола.


Источник: Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет : Монашество и его пробл. События и лица. Устав лавры (Обзор и исслед.): Для любящих Лавру и ее историю и для всех, ищущих спасения в монастырях: Приложен Акафист Преподобному Сергию (с пояснениями) / Протодиакон Сергий Голубцов. - Москва : Изд-во Правосл. братства Споручницы грешных, 1998. - 223 с., [4] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle