архиепископ Сергий (Спасский)

Глава 13. Одежды Иисуса Христа и св. Апостолов. Причастие под видом хлеба и вина и св. миро

Во дни Господа Иисуса Христа и апостолов многие чтили одежды, которые носил Господь и которые употребляли ученики Его; ибо через них изливалась на верующих чудотворная сила благодатная, проявлявшаяся в исцелении разных болезней. Кровоточивая жена, страдавшая двенадцать лет от болезни и все имение свое издержавшая на врачей без пользы, как только коснулась с верою одежды Спасителя, исцелилась от болезни (Мф.9; Мк.5; Лк.8:43–48). Св. евангелист Марк повествует, что «куда ни приходил, Господь, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» (Мк.6:56). Св. евангелист Лука повествует, что «Бог творил немало чудес руками Павла, в Ефесе, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11,12). Если совершались великие чудеса через рукотворенные предметы, именно через одежды Спасителя и апостолов и почитание этих вещей не есть идолопоклонство; то почему Господь Бог не может совершать подобные чудеса через святые иконы Его и святых своих?

Мы уже говорили, что Сын Божий принял на Себя образ агнца в откровении св. Иоанну Богослову и высшие небесные силы поклонялись этому Агнцу; говорили о явлении Духа Святого в виде голубя. Но мы имеем более. Сын Божий не только является нам, но и вселяется в нас весь всецело и Божеским и человеческим естествами в пречистых Тайнах под видом хлеба и вина и мы воздаем Ему под этими видами Божеское поклонение, что иудей, на основании второй заповеди, может сочесть за идолопоклонство. Равно и Дух Святой вселяется в нас через святое миро в таинстве Миропомазания. Итак, Господь Бог многоразлично и многообразно открывался и открывается людям через видимый мир и не только открывается, но и освящает нам и вселяется в нас через предметы видимого мира (через св. миро и Св. Дары). Почему же противны некоторым даже из христиан св. иконы? Потому что противны они врагу Божию, тех христиан обольстившему. И он сделал то, что отвергающие св. иконы отвергаются законного священства, а через то и спасающей благодати Святого Духа в таинствах.


Источник: Православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ним истины православной веры / [Соч.] Д-ра Богословия, Сергия, еп. Могилевского и Мстиславского. - Могилев на Днепре : скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887. - [2], 138, V с.

Комментарии для сайта Cackle