архиепископ Сергий (Спасский)

Глава 14. Употребление икон – есть духовное совершенство

Из вышесказанного ясно видно, как не основательно противники св. икон утверждают, что устроение и почитание икон есть несовершенство, а обхождение без икон и поклонение Божеству духом есть духовное совершенство, как Спаситель сказал: «Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24), и как еще Спаситель сказал: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Мы считаем излишним долго останавливаться на вопросе о необходимости внешнего Богопочитания при внутреннем. Доколе человек в теле, внешний мир неотразимо действует на него. Мир действует на многих людей соблазнительно через важнейшее чувство – зрение. Почему соблазнительным видам и предметам не противопоставить священные изображения? Несомненно, что святые иконы весьма благотворно действуют и на весьма образованных людей. Увидим ниже, что просвещенные отцы св. Григорий Нисский, Астерий Амасийский проливали слезы при виде священных изображений и даже при воспоминании о них. В ком и ныне наиболее развита любовь к лучшим произведениям живописи? В людях образованных. Но что всего важнее, сам Бог, как мы видели выше, свидетельствует, что Он являлся Моисею в определенном образе, а следовательно и другим великим ветхозаветным святым по их духовному совершенству в сравнении с другими людьми и даже в сравнении с меньшими их пророками (Чис.12:6–8). Утверждать, что почитание икон есть несовершенство, значит утверждать, что сама Пресвятая Троица была виною несовершенства, так как сам Бог Отец послал Сына Своего для воплощения на землю, а Сын принял на Себя образ человека, Дух же Святой содействовал тому. Если Богу приятно только служение духовное, то для чего Иисусом Христом установлено Причащение Тела и Крови Его под видом хлеба и вина, во исцеление не только души, но и тела? Что же касается до слов Спасителя: «блаженны не видевшие и веровавшие», то они к иконам не относятся; они сказаны апостолу Фоме в обличение неверия его свидетельству прочих апостолов, видевших воскресшего Господа, который явился им, чтобы утвердить в них веру в Него и чтобы они были свидетелями воскресения Его людям. Означенные слова относятся к нам, если мы, не видев Воскресшего, веруем Евангельскому сказанию о воскресении Его и свою веру в Него и любовь к Нему выражаем и делом, имея и почитая образ Его воскресшего. Кто говорит: я верую в Воскресшего, и не нуждаюсь в образе Его, тот показывает, что он не имеет достаточной любви; ибо кого любим, того изображение иметь желаем и почитаем.

В Ветхом Завете не было изображений Божества, потому что там был дух рабства и страха. Бог явил Свое присутствие народу еврейскому на Синае не в определенном образе, а в пламени, дыме, громах и молниях и народ в страхе отступил и стал вдали (Исх.20:18). Но и самый страх мало действовал на этот чувственный народ. Вскоре евреи слили себе золотого тельца (Исх.32) и потом часто отступали от Бога и поклонялись идолам языческим. Напротив в Новом Завете дух любви и сыноположения. Сын Божий, как нельзя более, приблизился к людям, явившись в плоти человеческой не избранным только, но всему народу еврейскому и язычникам, с ним соприкосновенным, «и весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от него исхождаше и исцеляше вся» (Лк.6:19; Мк.5:30). Христос усыновил всех верующих в Него Отцу Небесному (Ин.1:12). Но кто кого более любит, тому приятнее изображение любимого: детям более свойственно чтить изображения своих отцов, нежели рабам, братьям естественно чтить изображения братьев. Кому и цари земные дают свои изображения? Тем, которым хотят оказать особое свое благоволение. Так поступил и возлюбивший нас Царь Небесный. И христиане достойно воздавали любовию за любовь к ним Божию. Они тысячами умирали за Христа среди преследований от язычников; в тяжкое и продолжительное гонение от иконоборцев они многими страданиями и потоками крови отстояли самые изображения Пресвятыя Троицы и братий своих на небе святых Божиих. Это истинная любовь! Это истинное совершенство! Господь Иисус Христос во время пребывания во плоти на земле благоволил так приблизить Себя к людям, что входил в домы матерей и грешников, и возлежал с ними на вечерях, и во время вечери допустил прикасаться к Нему жене грешнице (Мф.9:9–12; Лк.7:36–50). Потому христиане и в домах своих имеют образ Его и святых Его. И мы увидим ниже, что Господь творит чудеса и через домашние иконы-христиан23. Св. пророк Захария изрек о христианских временах: «в то время даже на конских уборах будет (начертано): Святыня Господу» (Зах.14:20); это те слова, которые носил один ветхозаветный первосвященник на челе своем на золотой дощечке во время священнослужения.

* * *

23

От изображения Спасителя, поставленного перед дверью дома исцеленной Им кровоточивой, совершались исцеления, о чем сказано ниже. Образ Казанская обретен под печью сгоревшего дома стрельца; от списка Тихвинской иконы Божией Матери, который ныне в Исаакиевском Петербургском соборе, чудотворения начались, когда он еще стоял в квартире Марьи Востоковой. Господь во дни смирения Своего на земле совершал великие чудеса и доныне совершает великие дела через людей смиренных и уничтоженных, так нередко Он совершает чудеса и через Св. иконы, оставленные людьми в пренебрежении или поврежденные временем, показывая тем, что и такие иконы не должно оставлять в пренебрежении. Калужская чудотворная икона Богоматери обретена под крышею (на чердаке) дома частного лица.


Источник: Православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ним истины православной веры / [Соч.] Д-ра Богословия, Сергия, еп. Могилевского и Мстиславского. - Могилев на Днепре : скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887. - [2], 138, V с.

Комментарии для сайта Cackle