Рассуждение двадцать второе. О слепце Вартимее
И исходящу ему (Иисусу) от Иерихона, и учеником Его, и народу многу, сын Тиме́ов Варти́мей слепы́й седя́ше при пути, прося́ (Мк.10:46)
Житие Христово на земле было неисчерпаемым источником благодеяний Его к человеческому роду. Переходя от града во град, из веси в весь – везде насевал семена Евангельского учения. Иногда был в Иерусалиме29, да покажет, что Он есть тот Царь, который утверждает и защищает мир. Иногда в Капернауме30, дабы явить, что Он пришёл утешить стенящий под игом греховным смертных род; и нет иного утешающего кроме Его. Иногда во Иерихоне31, да увемы, что Он есть та маслина, которая нам источила елей благоутробия Божия; тот поток, о коем некогда Исаия: жезл от корене Иессеева, и цвет от корене Его взыйдет (Ис.11:1); что Он есть то благоухание, которое исполняет небесная и земная: в воню́ мира твоего тече́м (Песн.1:3). С таковым благорасположением проходя всю Палестину, не переставал также истинное Своё посольство утверждать и чудесами, коих никтоже ин сотвори. Там – исцеляет расслабленного; здесь – воскрешает мёртвого; там – изгоняет бесов: здесь – глухие слышат, немые глаголют, слепые видят, хромые скачут, яко исполниться Исаиину проречению: укрепитеся, ру́це ослабленыя и колена разслабленая, уте́шитеся, малодушнии умом. – Тогда отве́рзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда ско́чит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис.35:3–6).
Незадолго пред страданием Своим, по уверению Евангелиста Марка, прииде Иисус во Иерихон (Мк.10:46). Не можно статься, чтобы Он прошёл град сей, не благовестив в нём яже о Царствии Божии. Но видно, что слово Его мало здесь имело успеха, видно падало на каменистую сердец землю; ибо Евангелист упомянув о пришествии Его во Иерихон, вдруг говорит о отшествии: и приидоша во Иерихон, и исходящу Ему от Иерихона. В Иерихонских жителях было испорчено обоняние; либо не могли обонять сладчайшего крина Иисуса, кой Сам о Себе говорит: аз цвет польный и крин удольный (Песн.2:1). Все были слепы; ибо в присутствии того света, иже во тме светится (Ин.1:5), не видели. Оставив их в их делах, исходит Иисус из града. Поспешает в Иерусалим на Пасху, но прежде ещё намеревается дать прозрение Вартимею слепому, коего Он, яко Бог, в числе избранных быть предъуведел. За Иерихоном сидел сей слепой, хотя не в Доме благоухания, но острое имел обоняние. Услышал, что цвет Иесеев – Иисус грядёт. Не долго удерживал он свою речь, вдруг без пощадения начал кричать: Иисусе! Сыне Давидов помилуй мя; и чем более ему воспрещали, тем с сильнейшим напряжением голоса взывал: Сыне Давидов помилуй мя. Какое постоянство! слышит прещения; но притворяется будто не слышит: и преща́ху ему мнози, да умолчит: он же мно́жае паче зваше: Сыне Давидов, помилуй мя (Мк.10:48). Иисус, прошед немного, останавливается, повелевает его возгласити. Что́ сие за вещь? Нищий, гнусный, всем противный – не противен Иисусу.
Вот! как то Бог зрит на сердце (1Цар.16:7), не якоже человецы обыкоша взирают на лица. Видел Он веру Вартимееву, для сего приказал позвать его к Себе: и став Иисус, рече его возгласити. Вартимей, услышав, яко Иисус зовёт его, бросил одеяние своё, вскочил яко елень, и притек с верою ко Иисусу: и возгласи́ша слепца, глаголюще ему: дерзай, востании, зовет тя. Он же отверг ризы своя, востав прииде ко Иисусови (Мк.10:49–50). Когда Иисус вопросил его: что́ хощеши да сотворю тебе? То он отвечал: учителю, да прозрю. Се доказательство веры Вартимеевой! Просит у Иисуса того, чего человек дать не может; просит, и не сомневается о Божием всемогуществе; просит, и надеется, что и Бог хочет, дабы он видел: учителю, да прозрю. В награждение веры, надежды и будущей любви Вартимеевой, и во обличение Иерихонских жителей – возвращает ему Иисус зрение телесное, и умные очи отверзает: Иисус же рече́ ему, иди: вера твоя спасе́ тя; и а́бие прозре и по Иисусе и́де в путь (Мк.10:52).
Вот, как то благоутробный Бог исполняет во благих желания разумного создания Своего! Вот как Он скор к благотворению! Вот сколь жаждет спасения человеческого! О вы, ослеплённые неверствием! вы, у коих беззаконные деяния отняли душевное зрение! вы, коих сладострастия мира сего, якоже Самсона ослепили! почто не радеете о вашем спасении? Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки (Евр.13:8). Он и теперь ходит везде Благодатью Своею. Не возвещают ли вам проповедники слова Божия; что Иисус Назарянин мимоходит (Лк.18:37): но вы не хотите с Вартимеем прозрения. Он взывал – вы молчите. Ему воспрещали взывать, – но не умолчал; вас побуждают, – но не слышите. Изыдите убо, и сядьте на распутьях сего мира! Се Христос мимоходит! Входит Он и ныне в церковь Свою, и вопиет к ней: внидо́х в вертоград мой, сестро́ моя невесто: объимах смирну мою со ароматами моими (Песн.5:1). Взывайте: се Христос мимоходит. Взывайте с верою и надеждою – да получите прозрение. Хотя Он и мимоходит – но услышав ваш глас, ваше желание исправления – остановится. Не упустите благопотребного к прозрению случая, дóндеже не мимои́дет. Он готов возвратить вам оное. Блажен, кто, получив прозрение душевное, ходит за Христом, якоже Вартимей: и абие прозре, и по Иисусе иде в путь. Блажен, кто творит дела света! К нему сказано будет: ле́торасли твоя́ сад ши́пков с плодом яблочным, ки́пры с нардами (Песн.4:13). Сего-то – жителем Иерихона достойным назвать можно – жителем Иерусалима, имущаго врат дванадесять (Откр.21:12).
* * *
Иерусалим – значит узрит мир. Ибо на Еврейском языке Иеру значит узрит; Салим, мир.
Капернаум – значит дом утешения.
Иерихон – значит благоухание.