Рассуждение двадцать первое. Об Апостолах

И исполнишася вси Духа свята и нача́ша глаголати иными языки, якоже Дух дая́ше им провещавати (Деян.2:4).

§ I

Апостол, на греческом языке – значит посланника. Апостольство есть служение Божественнейшее и благороднейшее; коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Ис.52:7). Причина, собравшая Апостолов по милости, a не по заслугам, есть Христос, о чём Лука повествует так: и егда́ бысть день, призва (Христос) ученики своя; и избра от них двана́десяте, ихже и Апостолы нарече́ (Лк.6:13). Чрез сих Апостолов, яко чрез орудие, проповедал Христос спасение по всей земле.

§ II

Материя, около которой упражнение имели Апостолы: 1) состояла в учении о приближающемся Царствии Небесном, как Христос заповедал им: ходя́ще же проповедуйте, глаголюще, яко прибли́жися царствие небесное (Мф.10:7). 2) Состояла также в проповеди о имеющем быть Страшном суде, и конце всех вещей, как сами Апостолы говорят: и повеле́ нам (Христос) проповедати людем и засвидетелствовати, яко той есть нарече́нный от Бога Судия́ живым и мертвым (Деян.10:42). И на другом месте: лета убо неве́дения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: зане́ уставил есть день, в о́ньже хощет судити вселе́нней в правде (Деян.17:30–31). 3) Упражнялись Апостолы в радостотворном провозвещении Евангелия, о чём гадательствуя, Исаия пророк так говорит: утешайте, утешайте люди моя (Ис.40:1) и проч.

§ ІІI

Апостолам принадлежало: 1) проповедовать о воскресении Христовом Иудеям и всем язы́кам; что они и исполнили, как пишется: ве́лиею силою воздая́ху свидетелство Апостоли воскресению Господа Иисуса Христа (Деян.4:33). Сию должность, яко некоторый долг, до́лжно было исполнить Апостолам; что Павел утверждает, когда говорит: еллином же и варвавом, мудрым же и неразумным должен есмь (Рим.1:14). 2) Апостолы должны были защищать Христову Славу от поношения, и прославлять учение Его. Сие самое сделал Пётр, когда Критян, Аравитян и Иудеев, называющих Апостолов вина исполненными, посрамил (Деян.2:11–14). 3) Чудеса делать, что Апостолы совершили в Иерусалиме и других местах, как пишется в Деяниях: бысть же на всякой души́ страх: многа бо чудеса и знамения Апостолы бы́ша во Иерусалиме (Деян.2:43). 4) Усмирять раздоры и несогласия церковные. По сему-то много радовались они, когда видели многих обращающихся ко Христу, как можно видеть из Деяний Апостольских: слышавше же, иже во Иерусалиме Апостоли, яко прия́т Самари́а слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна (Деян.8:14). 5) Хвалиться ο Господе. Так хвалился о Господе Апостол Павел, как сам говорит о себе: несмь ли Апостол? несмь ли свобо́дь? Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? Не дело ли мое вы есте́ о Господе? (1Кор.9:1). 6) Наздать тело таинственное, жилище Церкви, дом Божий. О сем теле говорит Павел к Ефесеям: темже убо ктому не́сте странни и пришелцы, но сожителе святым и при́снии Богу, назда́ни бывше на основании Апостол и пророк, су́щу краеуголну самому Иисусу Христу, о немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе, о немже и вы созидаетеся в жилище Божие духом (Еф.2:19–22)

§ IV

Кому можно уподобить Апостолов?

1) Апостолы подобны сынам Каафовым (Чис.4:1) и след. Сии носили кивот Завета покровенный: Апостолы носили Христа в проповеди заключающегося.

2) В руце Самсона (Суд.15) хотя род оружия был не славен и презренный, но, однако, победоносный: так Апостолы хотя были презираемы, однако победителями сделались над миром, и диаволом, и над врагами Христовыми; что подтверждается следующими Апостольскими словами: во плоти бо ходяще, не по плоти воинствуем; оружия бо воинства нашего не плотска́я, но сильна Богом на разорение тве́рдем; помышления низлагающе, и всяко возношение вжимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово (2Кор.10:3–5).

3) Апостолы были сосцы духовные, из которых верные млеко Евангельского учения сосали; как верховный учитель язы́ков Павел говорит к обращающимся ко Христу: и аз, братие, не мого́х вам глаголати яко духовным, но яко платяным, яко младенцем о Христе. Млеком вы напоих, а не бра́шном (1Кор.3:1–2). На другом месте Пётр Апостол так пишет к верующим: отложите убо всяку злобу, и всяку лесть, и лицемерие, и зависть, и вся клеветы, яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во опасение (1Пет.2:1–2).

4) Апостолы были глас Христов, который на подобие вод многих (Откр.1:15) разливался. Они суть воды многи, которых глас изыде во всю землю (Пс.18:5). Воды сии очищают и омывают нас, как у Иоанна говорит Христос: уже вы чи́сти есте́ за слово, еже глаголах вам (Ин.15:3). И на другом месте Он же говорит к Отцу Своему: святи их во истину твою: слово твое истина есть28 (Ин.17:17).

5) Апостолы подобны небесам в рассуждении вещания их. Ибо как небеса пове́дают славу Божию (Пс.18:2), так Апостолы: α) возвещали славу Божию, открывшуюся в создании. Когда живущие в Листре народы нарицали Варнаву Диа, Павла же – Ерма (Деян.14:12); тогда они, как пишется, растерзавша ризы своя, вскочи́ста в народ, зовуща и глаголюща: му́жие, что́ сия творите? и мы подобострастни есма́ вам человецы, благовествующе вам от сих суетных обращатися к Богу жи́ву, иже сотвори небо и землю и море и вся, яже в них; иже не несвидетелствована себе остави, благотворя, с небесе нам дожди дая́ и времена́ плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца́ наша (Деян.14:14–17). β) Апостолы возвещали славу, открывшуюся в искуплении, как пишется к Колоссянам: благодаряще Бога и Отца, призвавшаго вас в причастие наследия святых во свете, иже избави нас от власти темныя и преста́ви в царство Сына любве́ своея, о не́мже и́мамы избавление кровию его и оставление грехов (Кол.1:12–14).

6) Апостолы были звёзды, которые верующих: α) озаряли светом веры. В сей вере утверждая нас, Сам Богочеловек Иисус говорит: да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в мя веруйте (Ин.14:1). ß) Озаряли они верующих светом учения, повторяя оные слова Христовы: тако да просвети́тся свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела́ и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16).

7) Апостолы были свет мира, как Христос их называет у Матфея: вы есте́ свет мира (Мф.5:14), α) в рассуждении света веры, которой во тьме неверия и посреди сени смертной светил. β) Апостолы названы светом в рассуждении пакибытия; ибо как при первом создании сказал да будет свет, и бысть свет (Быт.1:3), так равно Сын Божий в создании духовном сказал: вы есте свет мира. γ) Апостолы названы светом в рассуждении действия света; ибо, когда разливается по земле свет дневной: болезни облегчаются, люди от сна восстают, птицы поют, и звери в ложа свои возвращаются: так, когда воссиял свет проповеди Апостольской – мир основание получил во всём том, что в вере надлежало. Получил облегчение грехов, возбу́жден от нерадения душевного, воспламенён к рассматриванию вещей Небесных, изъят от власти диавольской. (Василий на оные слова: вы есте свет мира).

8) Апостолы названы от Христа солью земли: вы есте́ соль земли (Мф.5:13), α) в рассуждении приятности. Ибо как соль некоторую приятность придаёт пище, так Апостолы производили приятность гласом слова Божия в людях, обращающихся ко Христу. Они говорили: яви́ся благодать Божия спасительная всем человеком, наказу́ющи нас, да отве́ргшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем ве́це (Тит.2:11–12); и сими словами отводили людей от чествования неведомых богов. β) Апостолы для того названы солью, что она сохраняет вещи от гнилости: так Апостолы сохраняли людей от тления в похотях телесных, и советовали убегать как скверных похотей, так и всякого нечестия, сказуя: возлюбленнии, молю яко пришелцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу (1Пет.2:11). γ) Апостолы названы солью в рассуждении общей пользы. Ибо соль обще всем людям полезна: так Апостолы, будучи солью духовною, подавали пользу всему миру. δ) Апостолы для того названы солью, что она придаёт хороший вкус пище: так и они старались слово Божие приспособить ко вкусу всякого человека, иногда угрожая, иногда употребляя благосклонность. В доказательство сего представить можно оные Павловы слова, благосклонности исполненные: о духовных же, братие, не хощу вас не ведети (1Кор.12:1). И оное: став же Павел посреде Ареопага, рече́: му́жие Афинейстии, по всему зрю вы а́ки благочестивыя (Деян.17:22).

9) Апостолы подобны тем сильным и богобоящимся мужам, которые избраны были от Моисея судить людей по вся часы (Исх.13:12–22); у которых, однако, главнейшим начальником находился Моисей: подобно Христос, будучи высочайший начальник и глава Церкви, избрал Себе семьдесят учеников к служению Своему.

10) Апостолы суть дванадесять врат (Откр.21:12) Отечества Небесного. Ибо мы чрез учение Апостолов входим в храм Нерукотворенный Вечный на Небесах.

11) Апостолы суть основатели не Вавилона (Быт.11:4); но Церкви, Небесного оного Иерусалима, дома и матери всем (Гал.4:26) людям. Они подобны Веселеилу, сыну Уриину. Сей для украшения скинии свидения наполнен был духом Божиим премудрости и смышления, и ве́дения, во всяком деле разумети (Исх.31:3): Апостолы Духом Божиим были исполнены для украшения Церкви, и для приведения всех к чудному и невечернему свету.

12) Апостолы были рыбари и ловцы духовные, которых за несколько сот лет прежде обещался Бог послать, глаголя чрез Иеремию: се, аз послю́ рыбари многи, и уловя́т их: и посе́м послю многи ловцы, и уловя́т их на вся́цей горе́ и на вся́цем холме и от пещер каменных (Иер.16:16). Сеть Апостольская есть слово Божие, которым сердца человеческие уловлялись, как пишется: не сердце ли наше горя бе в нас, егда глаголаше нама на пути, и егда сказоваше нама писания? (Лк.24:32) Рыбы суть люди, во глубине осуждения и погибели плавающие. Извлечение сих рыб будет на Страшном суде, как Сам Богочеловек утверждает: подобно есть царстве небесное неводу ввержену в море, и от всякаго рода собравшу; иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон. Тако будет в скончание века: изыдут Ангели, и отлучат злыя от среды праведных; и ввергнут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубов (Мф.13:47–50).

13) Апостолы были слуги Божии, которых прообразовал слуга Авраамов (Быт.24) α) повиновением. Слуга оный по повелению господина своего Авраама пошёл в Месопотамию: Апостолы по повелению Христа ходили по всему миру для проповеди Евангельской. Христово повеление такое было: шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари (Мк.16:15). β) Слуга Авраамов прообразовал Апостолов надеждою. Он когда послан был поять жену Исааку от племени Авраамова, не знал, какую невесту по́ймет, но вручал сие промыслу Божию: так Апостолы надежду полагали на Бога, и дела свои приписывали силе Божией. γ) Слуга Авраамов прообразовал Апостолов щедролюбием. Сей, когда пошёл в Месопотамию, взял от всех благ господина своего с собою: Апостолы все добра, и добра Небесные, посредством слова Божия нам сообщили, т. е. благовестили нам благодать Божию, заслугу Христову, избавление от грехов Кровию Христовою. δ) Слуга Авраамов прообразовал Апостолов жаждою. Он просил пить у доброзрачной девицы Ревекки: так Апостолы жаждали спасения человеческого, побуждали всех идти к источнику той воды, от которой всяк пияй, не вжаждется во веки (Ин.4:14). ε) Слуга Авраамов прообразовал Апостолов великолепием. Сей слуга дал невесте Ревекке сосуды златы и сребрены и ризы, и усеря́зи, и запястия на ру́це ея (Быт.24): так Апостолы людей украсили златом веры, облекли ризою любви, сделали верных сосудами в честь, – сосудами, исполненными Христова благоухания. ζ) Слуга Авраамов прообразовал Апостолов ревностью.·Сей, взявши невесту Ревекку, привёл её к сыну господина своего Исааку. Апостолы привели нас в любовь Христову, на браки Царя Великого.

§ V

Препятствия, или неудобства, сопутствовавшие Апостолов:

α) Неудобство было Апостолам уверить Иудеев о смерти Иисуса.

β) Препятствие было: отдалить от себя напасти и ухищрения Иудеев, которые, ежели Христа убили, то что́ им воспрещало и Апостолов смерти предать?

§ VI

Свойства Апостолов: α) Апостолы были непосредственно позваны от Христа, равно как и Пророки. β) Апостолы не из Академии, но из простого народа были избраны. γ) Не из колена только Левиина, но и из иных колен. δ) Определены к служению Христову без дальней церемонии, которую в тогдашнее время наблюдали Левиты. ε) Сделались духовными рыбарями. Сеть их – Евангелие, рыбы – люди, море – мир сей. ζ) Видели Христа во плоти, как Иоанн говорит: и живот яви́ся, и ви́дехом, и свидетелствуем, и возвеща́ем вам живот вечный, иже бе у Отца и яви́ся нам (1Ин.1:2). μ) Имели силу чудеса делать. ϑ) Многими языками глаголать. ἰ) Будут судить людей на Страшном суде, не сами суд производя, но мнение Христово утверждая.

§ VII

Страдания Апостолам были: 1) Иудеи Апостолам делали насмешки, как явствует из Деяний: ини́и же (т. е. Аравляне, Иудеи, и Критяне) ругающеся глаго́лаху, яко вином испо́лнени суть (Деян.2:13) (т. е. Апостолы) 2) Апостолы были ввергаемы в темницу, как пишется: и возложиша руки своя на Апостолы и послаша их в соблюдение общее. Ангел же Господень но́щию отве́рзе двери темницы, изве́д же их, рече́: идите и ста́вше глаголите в церкви людем вся глаголы жизни сея́ (Деян.5:18–20). 3) Иудеи били Апостолов и мучили, как повествуется в Деяниях: и призвавше апостолы, бивше запретиша им не глаголати о имени Иисусове и отпустиша их (Деян.5:40). 4) Каменьями побивали; сему доказательством есть архидиакон Стефан 5) Разгоняли Иудеи собрание Апостольское, как можно видеть из следующей истории. Когда убили первомученика Стефана Иудеи, бысть же в той день гонение ве́лие на церковь Иерусалимскую; вси же разсеяшася по страна́м Иудейским и Самарийским (Деян.8:1).

* * *

28

Смот. Август. том 9, лист 657.

Комментарии для сайта Cackle