Рассуждение двадцать четвёртое. О наготе
Блажен бдяй и блюды́й ризы своя, да не наг ходит и у́зрят срамоту его (Откр.16:15).
§ I
Нагота душевная есть, когда душа наша в разуме повиновения Христова не одеяна пребывает; ибо сия есть одежда наша, которою мы облечены в Крещении, как пишет Павел: ели́цы бо во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся (Гал.3:27). Одел нас Христос одеждою спасения; спасение сие – Сам Он есть. Таковою наготой невинности и святости одеты были прародители наши, как объявляет Моисей: и беста оба на́га, Адам же и жена его, и не стыдя́стася (Быт.2:25). В сей то Адамовой наготе не вмещалось злое похотение и лукавое произволение.
§ II
Нагота душевная есть, когда мы неправедны: вси бо согреши́ша, и лише́ни суть славы Божия (Рим.3:23); когда присвояем мы себе правду и святость. В сем изобличая Бог Лаодикийского Епископа, говорит: глаго́леши, яко богат есмь и обогати́хся и ничто́же требую; и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищ и слеп и наг (Откр.3:17). В Ветхом Завете прокажённые ходили наги, не покрывая главы своей, как пишется: и прокажен, на не́мже есть язва, ризы его да будут раздра́ны, и глава его не покрове́на, и около уст своих да обвие́тся, и нечист прозове́тся (Лев.13:45): мы все духовно прокажены есть, душа наша исполнена язвы греховной, одежда чистоты – раздрася, глава – Богомыслием непокровена, уста – злобою и клеветою обвиты, а следовательно и мы духовно нечисты должны именоваться.
§ III
Плачевна человеческая нагота: 1) рождения. Древо с корою, животные с во́лною, птицы с перьями, волк и другие животные с одеждою, рыбы с чешуёй – один человек рождается наг и слаб. 2) Бедности, как Апостол Павел говорит: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготу́ем, и страждем, и скитаемся (1Кор.4:11).
§ IV
Душевной наготе подобна телесная. Увеселения против бедственной наготы телесной: 1) Августин в книге утешений говорит к бедному человеку: „Бог тебе есть вся во всех, если ты алчешь – Он есть хлеб; если жаждешь – Он есть вода; следовательно и если ты наг – Он одежда будет во время Страшного суда, – одежда небесная»34. 2) Христос был наг. Не отречёмся убо, и мы следовать наготе Того, Который очистил наши грехи, загладил неправды, и одел нас в одежду святости, и Самому Себе нашу душевную наготу вменил. 3) Христос наг на поносном древе висел, и сия нагота Его была самопроизвольная: нас ради обнища́ богат сый, да мы нищетою его обогатимся (2Кор.8:9). Помышляй убо, о Христианине, Христа, тебя ради обнищавша, и горесть бедствия – сладостным терпением растворяй.
§ V
Должности к бедным: 1) утешать их в бедности. Сего не исполнял Евангельский богач; он сам одевался по все дни светло, пиршествовал, тешился, и веселился: а Лазаря бедного – с псами кормил. Имел глаза, – но бедности не видел; имел уши, – но вопля плачущего Лазаря не слышал; имел руки – и пищи не осязал для подаяния бедному; имел ноги – и не мог посредством богатства взойти на лоно Авраамово. 2) Одевать бедных. К сему нас Бог возбуждает, когда говорит: раздробляй алчущим хлеб твой, и нищыя безкровныя введи в дом твой: аще ви́диши на́га, оде́й, и от свойственных пле́мене твоего не пре́зри. (Ис.58:7). 3) Не отнимать одежды у бедных, о чём так Иов говорит: нагих многих успи́ша без риз, одежду же души их отъя́ша (Иов.24:7). Часто сие люди делают, когда отпускают от себя подобных себе нагими. Но что́ вредит нагота сия там, идеже присутствует Господь? Пётр Апостол епенди́том препоя́сася; бе бо наг, и вве́ржеся в море (Ин.21:7), дабы ко Христу прийти. Поспешим и мы ко Христу прийти, аще и наги будем. Ах, сколь прелестно место то! идеже Господь: добро́ есть нам зде бы́ти (Мф.17:4).
§ VI
Блажен убо тот человек, который блюдет ризы своя, да не наг ходит. Блаженны суть благочестивые, которые сохраняют одежду Христовой веры, и не совлекают с себя одежды, данной Христом в Крещении! блаженны суть с Аввакумом на Божественной страже стоящие, а не с Моавом почивающие (Иер.48:11): блаженны воздыхающии, во жилище небесное облещися желающе! Блаженны суть, кои не отягчены сном греховным, ибо не наги обрящутся! У таковых-то враги душевные: плоть, мир и диавол не могут похитить одежды благочестия, святости и чистоты. Облекитесь убо всяк христианин во Христа Иисуса. Он есть одежда брачная. Он есть славное оное одеяние, в которое мы облечься желаем в будущей жизни.
* * *
Кн. 19 на Иоанна.