Рассуждение двадцать восьмое. О покаянии

Покайтеся, приближися бо царствие небесное (Мф.4:17).

§ I

Покаяние, по определению св. Дамаскина: „есть обращение наше к Богу, когда мы грехи наши из закона усматриваем, представлением гнева Божия сокрушаемся, и на истинную веру во Христа полагаясь, – отпущению грехов веруем»80.

§ II

Причина действующая обращения нашего есть: 1) Бог Отец, Который из нехотящих и противящихся делает хотящими. 2) Бог Сын, Который дарует покаяние, как свидетельствуют о Нём Апостолы: сего Бог началника и Спаса возвы́си десницею своею, дати покаяние Израилеви и оставление грехов (Деян.5:31); Который оного хочет, по словам Апостола Павла: иже хощет всем человеком спастися и в разум истины приити́ (1Тим.2:4). [Снеси: (Плч.5:21), (Иер.31:16), (Деян.11:18), (2Тм.2:25)]. 3) Бог Дух Святый, Который, подобно вертоградарю, орошает сердечный наш вертоград, и умягчает. Так-то обращение человека зависит от единого Бога в Троице славимого; ибо человек, в состоянии греха понимаемый, есть мёртв, сам собою обратиться не может без содействия света любви Божией (Еф.2:14). Павел сему весьма ясный пример: и внезапу облиста́ его свет от небесе́ (Деян.9:3).

§ III.

Причина инструментальная суть служители, закон и Евангелие проповедующие: закон – проклинающий, Евангелие – спасающее. Сюда надлежат так же отцы и матери, кои детей своих всегда должны увещевать к покаянию.

§ IV

Причины, побуждающие к покаянию рассуждаются: α) Со стороны Божией. β) Со стороны ближнего. γ) Со стороны нас самих. δ) Со стороны Ангелов как добрых, так и злых. ε) Со стороны Церкви.

I. Со стороны Божией.

1) В рассуждении распространения славы и правды Божией, как пишется: и рече́ Иисус Ахару: сыне мой, даждь славу днесь Господу Богу Израилевну, и даждь ему исповедание; и исповеждь ми, что сотворил еси, и не утай от мене (Нав.7:19).

2) В рассуждении сладчайшего Божия призывания: сице глаголет Господь Вседержитель: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил (Зах.1:3). В Песнях Песней приводится изящный пример Божией к грешникам любви. Он говорит: пойду себе к горе́ сми́рней и к холму Ливанску (Песн.4:6). Сим означается стадо кающихся, источающее смирну сокрушения, и Ливан горячайшей молитвы, которую Бог приемлет. Свидетель сему сам Иоанн, так о сем повествующий: и егда прия́т книгу, четыри животна и двадесять и четыри старцы падо́ша пред Агнцем, имуще ки́йждо гусли и Фиалы златы полны Фимиама, иже суть молитвы святых (Откр.5:8). – И изыде дым кадилный молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр.8:4).

3) В рассуждении изобилия Божия милосердия. Побеждённые Сирияне, пришедши во вретище к Израильскому царю, испросили у него прощения: се, ныне вемы, яко царие дому Израилевна милостиви суть; да возложим ныне вретища на чресла наша и у́жя на выи нашя, и изыдем ко царю Израилеву, да не́гли оживить души нашя (3Цар.20:31): кольми паче мы, ведая, что милость человеча на искренняго своего, милость же Господня на всяку плоть (Сир.18:12), должны прибегать ко Господу, к Царю Израилеву, должны прибегать во вретище покаяния с надеждою прощения нашего. Ибо как холод зимний становится слабее от солнца, так луч милосердия Божия, кой есть Солнце Правды, растаивает и истребляет наши грехи. Се отъях, – говорит Господь, – яко облак беззакония твоя и яко примра́к грехи твоя; обратися ко мне, и избавлю тя (Ис.44:22).

4) В рассуждении Божией радости о грешниках. Несказанною радостью восхищается земледелец, когда видит, что поле, которое прежде ничего, кроме одного терния не производило, приносит уже плоды к житию человеческому способствующие, так благой Земледелец Бог гораздо более веселится о кающемся грешнике, приносящем вместо терния злых дел, сладкие покаяния плоды. Полководец приемлет с любовью того воина, который, возвратившись с побега, мужественно сражается против неприятелей, отражая все силы на него испускаемые, так и сильный оный Вождь, в Коего службу мы в Крещении записываемся, когда видит нас возвращающихся от побега, исповедующих грехи свои, и мужественно сражающихся с плотью и диаволом, приемлет паки нас в Свою любовь. Пастух радуется о обретении единой овцы заблуждающей, созывает друзей и соседей своих, и с ними разделяет радость: и пришед в дом, созывает други и соседы, глаголя им: радуйтеся со мною, яко обретох овцу мою погибшую (Лк.15:6): так и Отец Небесный, ежели мы, заблудившие от пути истинного, к Нему возвращаемся, приглашает Ангелов и Святых вместе с Ним радоваться: тако радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк.15:10).

5) В рассуждении проповеди покаяния, которая подобно дождю полезна для каменистой земли сердечной, которую имеют грешники.

6) В рассуждении скорости помилования. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс.102:8), – вопиет Давид. Посему-то Христос повелевает молиться: остави нам до́лги нашя (Мф.6:12). Так же говорит к Иерусалимским женам: себе плачите (Лк.23:28), то есть плачетесь о грехах своих, коими Меня распинаете; являя чрез сие, что Он радуется об обращении их. А что Он скор в милости, того ради уподобляет Себя человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси с рабы Своими: милосердовав же Господь раба того, прости его, и долг отпусти ему (Мф.18:27). Давида за одно слово сие: согреших ко Господу, простил, как извещает ему Пророк Нафан: Господь отъя́ согрешение твое, не у́мреши (2Цар.12:13). Разбойнику, воззвавшему к Нему: помяни мя, Господи, егда прии́деши во царствии си (Лк.23:42), тотчас обещал Царство Небесное: днесь со мною будеши в раи́ (Лк.23:43). Мытаря за сие: Боже! милостив буди мне грешнику (Лк.18:13), оправдал. Петра, отрёкшегося плакавшаго горько, паки принял в число Апостолов. А что Он спрашивал Адама: Адаме, где еси́ (Быт.3:9)? и Каина: где есть Авель брат твой? (Быт.4:9). То чего́ Он от них требовал? Чего́, ежели не сознания своих погрешностей, хотя, впрочем, они на Его вопрос ответствовали совсем инаким образом. Читая в Евангелии, что Христос о умершем Лазаре плакал, помышлять мы должны, что Он и о нас ныне плачет; ибо мы мертвы прегрешеньми (Еф.2:5); и нам повелевает воскреснуть: Лазаре, гряди вон (Ин.11:43), исходите, то есть вы, кои мертвы прегрешеньями, исходите из гробов ваших – Господь вам повелевает. Восплачем убо и возрыдаем о бесчисленных грехах наших, да Господь, видя сокрушение наше, возрадуется о нас, обымет нас, и облобызает нас, яко Иосиф братьев своих: и облобызав всю братию свою, пла́кася над ними (Быт.45:15).

7) В рассуждении строгости гнева Божия и угрожений погибельных: аще не обратите́ся, оружие свое очистит, лук свой напряже́ (Пс.7:13). – По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева (Рим.2:5).

8) В рассуждении благодеяний Его, коими мы ежеденно бываем облагодетельствованы.       Что живём, что не терпим глада, ни хлада, что свободны – сии суть ежедневные благодеяния. A о том уже, что скажу, что Он, в дополнение всего того, даёт нам ясти Пречистую Свою Плоть? Как убо мы – приступать дерзаем приобщаться сей Божественнейшей Пасхи, – имея ум и сердце осквернённое? и притом ведая, что к ядению пасхального агнца в Израиле никто из нечистых приступить не мог? Тако ли воздаём Господеви о всех, яже воздаёт нам!

II. Со стороны ближнего должны возбуждаться мы к покаянию: 1). Воображением примеров тех людей, кои покаялись и получили прощение, как-то: Адама, Ноя, Моисея, Аарона, Давида (о коем Августин: „желают безумные падать с Давидом, но восставать не желают»81), разбойника, висевшего на кресте, Манассии, Петра, Павла и прочих (Пс.102). 2) Представлением примеров ожесточённых, нераскаянных и погибших. Таков был Фараон, о коем пишется: и обрати́вшися вода покры́ колесницы и всадники и всю силу Фараонову – и не оста́ от них ни един (Исх.14:28). Таков был Корей, Даван и Авирон. Таковы были, живущие в Содоме и Гоморре. Всегда надобно христианину иметь в памяти златые оные Христовы слова: аще не покаетеся, вси такожде погибнете (Лк.13:5).

III. Со стороны нас самих должно возбуждать нас к покаянию:

1) Обязательство и условие данное нами Богу в Крещении, когда мы отрицались сатаны, и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его. Бог чрез Моисея давал наставление Израильтянам, что, ежели они вступят в обещанную им землю Хананею, то не вступали бы в дружбу и завет с жителями той страны, как пишется: да не завещаеши к ним завета, ниже́ да помилуеши их (Втор.7:2). Мы чрез Крещение вступили в духовную Хананею: не завещаем убо дружбы с пороками, истребим их из сердец наших, да так обязательство в Крещении данное соблюдём.

2) Не малое побуждение к покаянию должно придать нам обручение наше со Христом, которое Он обещал верующим ещё чрез Осию: и обручу тя себе во век; и обручу тя себе в правде и в суде, и в милости, и в щедротах; и обручу тя себе в вере, и уве́си Господа (Ос.2:19–20). Ежели Он толчёт в двери сердец наших, восстанем, отверзем ему сердце, якоже невеста: востах аз отверсти брату моему (Песн.5:5). Восстанем с одра пороков, пробудимся от сна нерадения, отверзем двери сердец наших Жениху нашему, Брату нашему Христу Господу, се, сей стоит за стеною нашею, прогля́даяй оконцами, приница́яй сквозе́ мре́жи (Песн.2:9). Бдит Он; и мы ли будем спать? Ищет нашего покаяния; и мы ли вознерадим? Сия ипостасная премудрость в злохудожную душу не входит (Прем.1:4).

3) Служит ещё великим побуждением к покаянию и разумная расторопность о избежании зол. α) В сей жизни беды научают нас каяться; и счастлив, кого постороннее несчастие делает осторожным. Для сего-то Спаситель, когда донесли Ему о Иудеях, коих кровь Пилат смесил с жертвами, сказал: аще не покаетеся, вси такожде погибнете (Лк.13:5). β) Рассматривание бед и казней, подлежащих в будущей жизни нераскаянным, научает нас, что нам или до́лжно здесь каяться, или там – вечно гореть. Пример сему богач евангельский.

4) Воображение неизвестности конца жития нашего должно делать нас лучшими: невесте, – говорит Иаков, – что́ утре случится; кая бо есть жизнь ваша, пара бо есть, яже вма́ле является, потом же исчезает (Иак.4:14). – Несть ваше разумети времена и лета (Деян.1:7). Бдим убо и молимся, да не внидем в напасть. Христос, хотя грешникам и обещал прощение, но не обещал будущего дня. По сему-то мы не вемы, в кий час Господь наш прии́дет (Мф.24:42); а по сей причине всегда должны каяться.

5) Отводить нас должно от закоснения в пороках воображение того, что мы в сей точию жизни иметь можем во грехах прощение, ежели покаемся; а в будущей жизни нет места милости; там бо Судия будет в правде. По сему-то Августин говорит: „в одну минуту можешь получить рану, которая тебя вечно мучить будет»82. Повелено было в Ветхом Завете приносить в жертву агнца единолетна (Лев.1): следует и нам воспоминать лето благодатное, лето приятное, о коем Исаия: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя, благовести́ти нищым посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем (Ис.61:1). – Нарещи́ лето Господне приятно, и день воздаяния (Ис 61:2). – Яждь со мною днесь, и отпущу тя заутра (1Цар.9:19). Сии слова суть Самуила к Саулу. Ныне и мы едим от стола благодати Божия, яко уготовал есть трапезу духовную нам; а заутра, то есть в будущем веке возвещено будет нам о Царствии.

6) Побуждает к покаянию спокойстве нашей совести; ибо какая приятность утопать в пороках, веселиться злодеяниями, и терзаться совестью? Совесть наша есть бесценное богатство. Потерять совесть – значит быть вечно злополучным.

7) Также побуждают нас к покаянию оные Христовы слова: горе, им же соблазн приходит (Лк.17:1). Чтоб не быть другому в соблазн, надобно жить честно и Богоугодно; ибо бесчиниями своими нельзя кого-либо не соблазнить.

8) Лишение райских утех есть самое большее к покаянию побуждение: несть радоватися нечестивым (Ис.57:21). Если желаем получить от Бога слуху нашему радость и веселие, и чтобы радовались кости смиренныя (Пс.50:10), то постараемся приуготовить себя покаянием к приятию прощения, окроплением иссопа образуемого. Окропление иссопом предшествовать должно радости.

IV. Со стороны Ангелов: α) добрых, кои радуются о нашем обращении. Потщимся убо покаянием нашим обрадовать блаженных духов, не отнимем у них восхитительной сей для них радости, подражаем их смирению. Они непрестанными гласы взывают: свят, свят, свят Господь (Ис.6:3). β) Со стороны злых, кои всем нераскаянным, попущением Божиим, коварства строят, осуждают, радуются о их погибели, принимают себе их в сожитие, более и более ослепляют, ожесточают, во все беззакония устремляют и, наконец, – погубляют. Ежели убо желаем мы, чтобы над нами царствовал Христос, а не князь тьмы, ежели желаем наслаждаться сожитием и беседою чистейших духов, и избежать видения тёмной области, обратимся ко Господу истинным покаянием. Аще будут грехи наши яко багряное, Бог яко снег убелить обещается (Ис.1:18).

V. Со стороны целой Церкви. Когда Мария Магдалина возлила миро на ноги Иисусовы, то весь дом тот, в котором Христос был, исполнился благоухания: Мариа же приемши литру мира нарда писти́ка многоценна, помаза нозе Иисусове, и отре́ власы́ своими нозе его; храмина же исполнися от вони́ масти благовонныя (Ин.12:3). Дом, в коем Христос пребывал, образовал Церковь, Мария – всякого грешника, миро многоценное – слёзы, воздыхания или, кратко сказать, покаяние. Следовательно, ежели грешник припадает со слезами к ногам Иисусовым, и просит отпущения долгов своих, тогда целая церковь исполняется благоухания. Обращение сие его так трогает всех сердца, что из числа их ни одного не останется Иуды, то есть такого, который не радовался о спасении брата своего83.

§ V

Се причины, побуждающие к покаянию! Теперь надобно показать тебе, христианине! какие пользы от него, как от живого источника льются.

1) Дождь, спадший с громом, делает землю плодовитою. Ибо гром движением своим разгоняет пары, и воду делает реже и прозрачнее: так слёзы покаяния делают душу плодовитою и к принесению хороших плодов способною, наипаче, когда бывают соединены со страхом Божия суда; ибо сей гром благочестивого душу сильным боязни ударом поражает, и его от грехов очищает. И как искра, впадшая в воду, вдруг исчезает, так одна слеза, с истинным сокрушением сердечным падшая, истребляет все наши грехи, кои в рассуждении заслуг Христовых, подобны суть малой искре.

2) Покаяние само собою человеку отмщевает. Ибо человек сам себя в пороках изобличать начинает, и как бы на себя сердится. „Покаяние есть некоторый гнев к себе самому, и отмщение» – говорит Августин84.

3) Покаяние делает человека впредь осторожным. Ибо как корабельщик, которого корабль прежде погрузился в море или попал на камень, тщательно уже наблюдает, чтобы вода ни чрез малейшую скважину в корабль не протекла или, чтобы корабль на камень не попал, так и кающийся прилежно уже и расторопно правит корабль жизни своей, чтобы не наполнился водою худых дел и помыслов, или бы не попал на камень погрешностей и заблуждений.

4) Покаяние одевает человека в новую одежду, и он бывает тогда подобен змею, который обновления искусству самым естеством научен. Он каждый год сбрасывает с себя линовище пособием скважины в камне или другом тесном проходе, или в земле, в которую влазит, и чешую свою старую оставляет: так и грешник чрез покаяние сбрасывает с себя ветхого человека, и облачается в нового, созданного по Богу в правде и в преподобии истины.

5) Огнь совести, который огнь естественный превосходит и уподобляется огню геенскому, поедающему душу, и огнь гнева Божия – покаянием истребляется. О сем Сам Бог чрез Иеремию говорит: и аще обратится язык той (грешные люди) от всех лукавств своих, то раскаюся о озлоблениих, яже помыслих сотворити им (Иер.18:8).

6) Навык грешить делает человека духовно глухим и немым; а покаяние – многоречивым и слышащим: и абие разверзо́стася слуха его, и разрешися у́за языка его, и глаголаше право (Мк.7:35). На сие Августин говорит: „покаяние расслабленных исцеляет, прокажённых очищает, мертвых воскрешает, здравие умножает, благодать сохраняет; хромым хождение, сухим сытость, слепым прозрение подаёт; пороки прогоняет, добродетели украшает, мысли ограждает и укрепляет». – Златоуст: „О! покаяние! – говорит он, – что скажу о тебе? ты всё связанное разрешаешь, развязанное связуешь, противности усмиряешь, сокрушённое исцеляешь, мрачное просвещаешь, всё смущённое ободряешь».

7) Грех человека беспокоит; а покаяние совесть успокаивает. Когда небо от сильного рвения ветров и чёрных облаков затмевается, когда сверкают молнии и громы пронзают чувства, тогда зрение устрашается от воображения будущих бурь; но когда облака распустятся в дождь, солнце выникает, день блистает, небо становится ясным, страх отлетает: так в состоянии греха совесть есть чёрное и мрачное небо, ветры – гнев Божий, гром – закон, молнии – проклятие, зрение – сердце осуждающее, бури – осуждения. Но, когда совести облако преобращается в дождь, – убегают ветры, громы исчезают, молнии отдаляются. Оправди́вшеся убо верою, мир и́мамы к Богу (Рим.5:1). [Снеси: (Ис.21:1), (Иез.33:10–11)].

8) Угль погасший есть чёрен, а зажжённый – паки становится красен. Грешник прежде покаяния есть чёрен; после покаяния – бывает бел, чист и красен от Христовой Крови, яже очищает от всякаго греха (1Ин.1:7).

9) Покаяние приемлет человека в милость Божию. Ксеркс, разгневавшись на Фемистокла, Греческого полководца, обещал тому дать двести талантов, кто доставит ему Фемистоклову голову. Когда неблагодарные Греки Фемистокла выгнали из отечества своего, то он сам бежал к Ксерксу; сей его милостиво принял, и подарил ему двести талантов. Так небесный Царь, не отвергает кающихся, но приемлет в свою милость.

10) Покаяние сокрушает сердце. Древо, которое с корнем вырывается, опровергает и ту землю, в которой оно утверждено, и оную уменьшает: так порок, который истребляется, непременно должен сердце оное, в коем обитал, оставить тронутое и сокрушённое. Где сокрушение сердца не чувствуется, там ещё по сие время утверждён порок.

§ VI

Покаяние проображено древле: 1) чрез реку Иордан. Как Нееман Сириянин потуда не мог избавиться от проказы, пока не омылся семижды во Иордане: так и грешник, потуда не освобождается от болезни душевной, пока не очистится во Иордане покаяния. 2) Собрашася людие в Массифа́ф, и почерпа́ху воду и проливаху пред Господем на землю: и постишася в той день, и ре́ша: согрешихом пред Господем (1Цар.7:6). Живое покаяния изображение! оно-то утушает пламень гнева Божия. Придите убо, о христиане! приди Новый Израилю в духовный Массифаф – Церковь Божию, собрание верующих, пролей воды слёз твоих пред Господом Богом, и возглаголи: отче, согреших на небо и пред тобою (Лк.15:21). 3) Покаяние есть рана без коей мы не можем достигнуть истинного излечения. Стрелы твоя унзо́ша во мне (Пс.37:3), – говорит Давид. „Покаяние есть млат, коим разбивается сердце. Покаяние есть гора, в коей спасение получил Лот. Покаяние есть обед приятнейший небесному Исааку. Покаяние есть пристань, к коей мы, должны поспешать»85. 4) По принесении жертв на горе́ есть хлеб – значит по принесении молитв с сердцем сокрушённым, насыщаться вечерею Господнею. Вера есть гора Сион – отрасль Евангелия. В сию гору бежим из Содома грехов наших. 5) Покаяние означается чрез еленей, пожирающих змей, и после жаждущих86: так мы по сокрушении пожирающих змиев – грехов наших, да жаждем чрез веру источника жизни: блажени жаждущии правды (Мф.5:6). 6) Разбойник на кресте телом, а не душою был распят: христианине, распни плоть свою со страстьми и похотьми, да жив будешь душою во Христе Иисусе. 7) Братья Иосифовы, обличены будучи в воровстве, прибегают к самому Иосифу и получают милость: и ты, христианине, когда изобличён будешь в бесчисленных беззакониях, коими распинал Христа, должен прибегать ко Иосифу Небесному – Господу Иисусу Христу. Не отчаивайся грешник! ибо нет ничего так бесполезного, с чем бы благодать Божия будучи соединена, не умножила пользы и силы. Что́ бесполезнее той силы, которая путникам ослепляет глаза? Но Господь, соединив оную со слюною своею, сотворил спасительное лекарство, коим возвратил слепому зрение: плюну на землю, и сотвори́ брение от плюновения, и помаза очи брением слепому (Ин.9:6). Хотя и ты прах еси, и многих духовно ослепляешь соблазняя, и подавая повод ко греху; но ежели Христос каплю благодати своей в тебе положит чрез веру, то не сумнися, Он из грешника тебя заделает праведником, и сотворит тебя светом, да светишь другим предходя добрым твоим примером в вере, в приятии даров и милостей Господа нашего Иисуса Христа чрез веру изливаемых. 8) Эсфирь, когда шла к Артаксерксу для испрошения жизни Иудейскому народу, то опиралась на одну рабыню, а другая за нею следовала (Эсф.5:1): так кающийся, приступая к испрашиванию у Бога прощения грехов своих, должен надежду полагать на Христа Господа и должен иметь новое послушание, которое бы последовало истинному покаянию. Христиане! мы все грешники, во грехе изыдохом из чрева матери нашей, и теперь ежеденно грешим; и уже Господь издаде повеление о истреблении нас от земли живых. Посылаем убо немедленно к сему Господу, для испрошения милости, Эсфирь – веру нашу, образующую покаяние. 9) Бог есть благ, щедр и многомилостив, всегда ищет и хочет обращения нашего: покайтеся, приближися бо царство небесное (Мф.4:17). Внемлем гласу Божию: днесь аще глас его услышите, не ожесточите сердец ваших (Пс.94:7–8). Пойдём поспешно, не отлагая времени на деле, ибо кто отлагает покаяние, тот сидит на седалище губителей (Пс.1:1), то есть закосневает в пороках. Кто днесь кается, тот днесь со Христом в раю. Можно ли убо утвердить, что мы завтра будем со Христом в раю, кои днесь презираем бездну неизмеримого его милосердия? Отлагающие покаяние подобны аспиду, затыкающему уши; подобны Израильтянам, не хотевшим идти из Вавилона в отечество. Се! Отец Небесный возлюбленный оный Кир, посылает ежеденно указы проповеди Евангельской, повелевая и прося нас возвратиться от Вавилона пороков, на путь, ведущий к Небесному Отечеству, и мы ли презрим глас Его.

§ VII

Христиане! помыслим: ежели бы мы впали в какой ров, то не искали ли бы случая, не принялись бы всех мер, чтобы изыти оттуда? Порок нас ввергает в глубочайший ров, идеже несть света, но мрак и скука; и мы ли не постараемся от него изыти; ежели и Христос ждёт нас, и подаёт руку, изъять из пропасти сея желая. Се елень, уязвлённый стрелою, чтобы железо извлечь из раны, ищет травы диктамна. Ласточка, чтобы возвратить птенцам своим зрение, ищет травы халкидонии. А мы, грешники, уязвлённые грехами отовсюду, и хищенные зрения душевного, не постараемся ли о покаянии – целебной для сего траве. Кто прикасался древле нечистому, тот должен был измыться: мы толико осквернены пороками, и не измыемся ли в купели покаяния? Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения! Употребим убо оное на раскаяние о наших прегрешениях. Придёт время, когда и восхочем покаяться, но не сможем. Восхочем с Египтянами бежать вспять с Чермного моря, когда уже Господь свяжет оси и колесницы, и когда геенская вода скроет нас, но уже поздно будет. Восхочем лечиться, когда уже антонов сей огнь распространится по всей душе нашей. Восхочем омыться, но когда уже очернеем яко Эфиопы, и когда будет недостаток в воде.

Станем убо немедленно с Аввакумом на страже; ожидаем, якоже древле Раав прихода Исуса Навина. Спустим с оконца вервь червлёную. Выбросим из сердец наших всё червлёное; всё, что есть порочное: ибо не вемы, в кий час Господь приидет (Мф.24:42); в вечер или в полуночи, или в петоглашение, или утро. Будем подобны человеку, чающему Господа своего, подобны разумному земледельцу, прилежно примечающему восход солнца. Ныне уже взошло благодати Солнце; блюдём убо да не как вместе с западом жизни нашей зайдёт нам Солнце благодати и прощения, да не к нам тогда, якоже юродивым девам сказано будет: аминь глаголю вам, не вем вас (Мф.25:12). Изыдем заблаговременно в сретение Жениху нашему Христу, носяще в недрах сердец наших светильники веры. Сосуд глиняный, в который что нечистое впадёт – велено разбить (Лев.11:33). Сии глиняные сосуды суть сердца наши заражённые нечистотой пороков; разобьём убо оные истинным покаянием, расторгнем оные, как повелевает Бог чрез Иоиля (Иоил.2:13). Сердца окамененные Бог истребляет, как пишется: и сря́щу их аки медведица лишаемы, и разрушу соключение сердец их (Ос.13:8): напротив, сокрушённые сердца приемлет, по оному: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19). С сим сердечным сокрушением, воспрянув от сна греховного, отверзем сердца наши Христу, Жениху нашему, да придёт и обитель в нас сотворит, да возрадуемся радостью великою, и радости нашей никто же возьмёт от нас.

* * *

80

Кн. 2, гл. 30.

81

Том 10, стр. 401.

82

Том 9, стр. 1052.

83

Оригена, речь 2 на псал. Иринея, кн. I, гл. 9.

84

Том 10, стр. 154.

85

Августин, том 9, стр. 957.

86

Зри Августин, том 8, стр. 374.

Комментарии для сайта Cackle