Рассуждение двадцать седьмое. Об усыновлении

§ I

Усыновление есть благодатное Божие действие, по которому Он ради Сына Своего, верующих, отпустив им грехи, делает Своими сынами не по естеству Своему, (ибо по естеству един есть Сын Божий), но по благодати, как говорит Иоанн: елицы же прияша его, даде́ им область чадом Божиим быти, верующым во имя его (Ин.1:12).

§ II

Усыновления причина.

1) Действующая есть Бог Отец, как говорит Павел: подоба́ше бо ему, егоже ради всяческая, и имже всяческая, приве́дшу многи сыны в славу, началника спасения их, страданьми совершити (Евр.2:10). И на другом месте: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благослови́вый нас вся́цем благословением духовным в небесных о Христе; якоже избра́ нас в нем прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред ним в любви, прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в него, по благоволению хотения своего, в похвалу славы благодати своея́, е́юже благодати́ нас о возлюбленнем (Еф.1:3–6).

2) Причина, производящая усыновление есть Христос, как пишется: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем (Гал.4:4–5).

3) Причина инструментальная усыновления есть вера, как говорится: вси вы сы́нове Божии есте́ верою о Христе Иисусе (Гал.3:26); следовательно не по достоинству нашему усыновляемся мы, по которому древле происходило усыновление.

4) Причина, запечатлевающая усыновление – Дух Святый, как говорит Павел о Боге: и́же и запечатле нас, и даде́ обручение Духа в сердца наша (2Кор.1:22). И в другом месте: не прия́сте духа работы паки в боязнь, но прия́сте Духа сыноположения, о не́мже вопие́м: Авва Отче! (Рим.8:15). Сего усыновления, которое в верующих Дух Святый производит, величайшая сила показывается в бедствиях, мучениях и искушениях, случающихся иногда верным.

5) Конец усыновления есть наследство живота вечного, освобождение от ада, владение всеми благими Небесными. О сем-то и Павел говорит: самый Дух спослушествует духови нашему, яко е́смы чада Божия. Аще же чада, и наследницы; наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим.8:16–17).

§ III

Усыновление есть величайшее благодеяние Божие. Велико то благодеяние было для Моисея, что дщерь Фараонова вскормила его, и усыновила себе, как пишется: возмужавшу же отроча́ти, введе е ко дщери фараонове, и бысть ей в сына; и нарече́ имя ему Моисей, глаголющи: от воды взях его (Исх.2:10): нас не дщерь царя земного, – но Сын Царя царей усыновил Себе (Еф.2:15). Велико и то благодеяние было, что Мардохей приял Есфирь себе в место дщери: Церковь Христа есть оная Есфирь, которую Сын Божий усыновил Себе, Небесный Мардохей, и Защитник народа Своего. Отсюда-то Божественный Павел, похвалы Иудеям приписывая, говорит: и́хже всыновление и слава, и завети и законоположение, и служение, и обетования, и́хже отцы, и от ни́хже Христос по плоти (Рим.9:4–5). Были мы естеством чада гнева: Бог же нас сделал чадами Божиими, сосудами благодати, сынами обетования (Еф.5:8). Были мы сыны Адама первого: усыновлением же есмы чада Адама второго, иже есть Господь с Небесе.

§ IV

Усыновление в сей жизни не есть совершенное, ибо оно начинается только в Крещении, а в Воскресении – совершается. То и о наслаждении добр проистекающих от усыновления разуметь надобно: ве́мы, яко вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует даже доныне; не точию же, но и сами начаток Духа имуще, и мы сами в себе воздыхаем, всыновления ча́юще, избавления телу нашему (Рим.8:22–23).

§ V

Усыновление есть достохвальное. Какое бо большее достоинство может почитаться, как быть сыном Божиим? Не царя смертного, но Царя царей Вечнующего? Александр Македонский ложно себя называл сыном Юпитеровым: мы – истинно сыны Божии, высочайшего оного Владыки. Александр, ранен будучи на войне, когда увидел кровь, текущую из тела своего, узнал своё человечество: мы, хотя злобою и смертоносным ядом змииным во Едеме повреждены; однако в крещении, получая усыновление, делаемся причастники естества Божественного (2Пет.1:4).

§ VI

Должности усыновлённых: 1). Признать Божие благоволение, что Он богат сый в милости, за премногую любовь свою, е́юже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи́ Христом (Еф.2:4–5). 2) Верою приступать к сему Отцу Небесному, о не́мже и́мамы дерзновение и приведение в надеянии верою (Еф.3:12); к Тому, Который доставил нам жизнь вечную, непостижимыми красотами изобилующую. Око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдо́ша, яже уготова Бог любящым его (1Кор.2:9). 3) Всякие бедствия, оскорбления, злохуления, обиды – сносить по подобию Христа великодушно, приводя почаще на мысль оные Божие слова: аще наказание терпите́, якоже сыново́м обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте́, ему́же прича́стницы бы́ша вси, убо прелюбодейчищи есте́, а не сы́нове (Евр.12:7–8). 4) Свято жить, истребив поползновенность ко всем порочным деяниям, и воображать день Воскресения всеобщего, в которое Бог нас, мертвых, сооживит. Так праведный Иов, надеждою укрепляясь, и несомненно воскресения ожидая, говорит о Боге: вем яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли́ воскресити кожу мою терпя́щую сия́ (Иов.19:25–26). 5) Воинствовать против Божиих и собственных врагов наших, по оному Павлову увещанию: облецы́теся во вся оружия Божия, яко возмощи́ вам стати противу кознем диаволским (Еф.6:11).

§ VІІ

Христианине! Итак, ты, преступивши некогда заповедь своевольно, учинился рабом греха, не восхотев быть сыном Отца Небесного? Лишившись сыновнего звания, лишился и преимуществ наследства? Но Бог богат сый в милости, Бог – самая Милость, паки усыновляет тебя чрез Сына Своего Духом Святым, и Небесное наследие тебе обещает. Высочайшее звание усыновления! Но глубочайшего требует повиновения Усыновившему. Усыновлённый должен беспорочно соблюсти характер сыновний. Твоё усыновление есть знаменитое. Оно не есть земное, но Небесное, Божественное, лучшего блаженства виновное; а посему и звание к оному есть важнейшее. Памятуй убо всегда слово Божие, устами возлюбленного наперсника реченное: держи, еже и́маши, да никтоже прии́мет венца́ твоего (Откр.3:11).

Ежели ты сын; то должен беречься, чтоб не учиниться рабом. Как же из сына можешь быть рабом? Когда чрез грех от наследства отлучён будешь. Отлучённый же от наследства, что́ более должен испытать, аще не порабощения тяжесть? Видишь убо, что тогда престанешь быть сыном Отца Небесного, когда сделаешься рабом греха: всяк творя́й грех раб есть греха (Ин.8:34). Грех мягчайшими узами облагает того, которым обладает. Разум его не может столь далеко простираться, чтоб возвыситься к судьбам и оправданиям Божиим. Воля его связана, и он всегда желает того, чего не хочет Бог; а сим самым мучительству предаёт совесть свою. Итак, порабощённый грехом, может ли назваться сыном? Может ли ему приличествовать оное Павлово слово: неси уже раб, но сын (Гал.4:7). Сын всегда есть свободен. Сия свобода есть не что иное, как удаление от греха, любление добродетели: всяк рожденный от Бога, греха не творит (1Ин.3:9). Посему ежели желаешь и ты, о христианине! дабы сладчайшее звание сына никогда от тебя отнято не было: бегай греха, люби благочестие. Сего желает Отец твой, сего хочет твой Споручник, сим веселится Печатающий твоё усыновление Дух Святый, дабы ты всегда пребывал в звании сына. Твой долг есть – иметь глубочайшее повиновение, горячайшую любовь к Возлюбившему тебя. Наследие тебе уготовано, одежда исткана, имя твоё в лоне Отца твоего: побежда́яй, – говорит Бог, – той облече́тся в ризы белыя, и не и́мам изгла́дити и́мене его от книг животных (Откр.3:5).

Блажен будешь сторицею, ежели до конца в звании твоём пребудешь. Ибо в блаженной вечности речено будет тебе: неси уже раб, но сын, – сын славы, сосуд, устроен в честь и благословение. И так придёшь в Сион с радостью, и веселие вечное будет на главе твоей.

Комментарии для сайта Cackle