Рассуждение тридцать второе. О благочестии
Гони правду, благочестие, веру, любовь, терпене, кротость (1Тим.6:11).
§ I
Святые Феодорит и Златоуст примечают, что в Священном Писании мужи благочестивые и Богу добродетелью приближенные называются людьми Божиими не потому, якобы прочие люди не были Божии; но потому, что они образ Божий, по которому созданы, чист и невредим грехом деятельным сохранить стараются. В таковом смысле рассуждаемого благочестивого, Апостол Павел научая, к Тимофею, ученику своему, говорит: ты же, о теловече Божий, сих (пороков) бегай: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость.
§ II
Кроме сего названая, что благочестивые называются людьми Божиими, суть ещё разные.
1) Благочестивые именуются другами Божиими. Сие наименование даёт Сам Сын Божий, глаголя: вы друзи мои есте́, аще творите́, елика аз заповедаю вам (Ин.15:14).
2) Благочестивые именуются агнцами α) в рассуждении кротости и незлобия. Между многими животными первое место занимает агнец. Агнец есть кроток, он ниже́ зубами, ниже́ ногтями, ниже́ рогами, ниже́ ногою вредит: так благочестивые суть кротки, а потому-то и ублажаются от Бога: блажени кро́тцыи: яко ти́и насле́дят землю (Мф.5:5). Да и сами они о себе могут похвалиться: ни единаго обидехом, ни единаго истлихом, ни единаго лихоимствовахом (2Кор.7:2). ß) Благочестивые называются агнцами в рассуждении пользы. Всё то, что имеет агнец, есть полезное: так все дела благочестивых суть полезны к назиданию ближнего. γ) Благочестивые называются агнцами в рассуждении знания. Агнец познаёт волка (Лк.10:3): благочестивые должны стараться познать волка адского, который всех старается отогнать от Царствия Небесного. Они должны познать и хищных волков веры Христовой, кои суть лживые пророки, приходящие во одеждах о́вчих, внутрь же суть во́лцы хищницы (Мф.7:15). Они должны познать волков нечестия и гонения, о коих говорит Христос: се, аз посылаю вас яко овцы посреде волков; бу́дите убо мудри яко змия́, и цели яко го́лубие (Мф.10:16). δ) Благочестивые называются агнцами в рассуждении терпения. Терпение величайшее примечается во агнце: так благочестивые должны быть терпеливы взирая на начальника веры Христа, о коем пишется: иже укаря́емь противу не укаря́ше, стражда́ не преща́ше, предая́ше же судя́щему праведно (1Пет.2:23). ε) Благочестивые называются агнцами в рассуждении чистоты. Они очищают себе от всякия скверны плоти и духа (2Кор.7:1). И таковых есть очень мало, и́же не оскверни́ша риз своих (Откр.3:4).
3) Благочестивые люди называются духовным ковчегом Божиим, как пишется: аще кто любит мя, слово мое соблюде́т; и Отец мой возлюбит его, и к нему прии́дем, и обитель у него сотворим (Ин.14:23).
4) Благочестивые суть Кедры: α) в рассуждении благовония: Христово благоухание есмы́ (2Кор.2:15). β) Потому, что непричастны гнилости. γ) В рассуждении всегдашнего содержания листвы: и лист его не отпадет (Пс.1:3). δ) В рассуждении положения мест, на коих растут. Кедры любят места возвышенные и приятные: так благочестивые не привязывают духа своего к подлым и низким вещам, горняя мудрствуют, а не земная.
5) Благочестивые суть небеса, поскольку: α) суть дом Божий. β) Возвышены от земли и пристрастий мира сего. γ) Гремящие исполнением повелений Божиих, и злочестивых судом Божиим устрашающие. δ) Светящиеся премудростью и разумом.
6) Благочестивые суть голуби: α) в рассуждении мира, ибо благочестивые распри и раздоров удаляются. β) В рассуждении чистоты. γ) В рассуждении плодотворности: приносят бо плод, ово сто, ово шестьдесят, ово тридесять. δ) Сострадательностью: голуби питают и чужих птенцов; и благочестивые люди каждого человека почитают ближним своим, а потому ко всем суть благотворительны. ε) Любовью к общежитию: так благочестивые разумеева́ют друг друга не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай, но друг друга подвизающе (Евр.10:24–25). ζ) Забвением обид. Голуби в тех же местах опять свивают себе гнёзда, где похищены их птенцы: так благочестивые не помнят причинённых себе обид. μ) Воркованьем. Посему-то Бог повелел за грех приносить в жертву голубей. Сие значит, чтоб благочестивые испрашивали грехов прощение у Бога с сокрушением сердечным (Лев.1:14). ϑ) Летанием. Голубь, видя своего неприятеля, отлетает в далечайшие места: так благочестивые отлетают от мира сего, да не уловлены будут от него. Они с Давидом говорят: кто дастъ ми криле́ яко голубине? и полещу́, и почи́ю (Пс.54:7).
7) Благочестивые суть Сынове света, по оному: да будете неповинни и цели, чада Божия непорочна посреде́ рода строптива и развращена, в нихже является якоже светила в мире (Флп.2:15). Или: вы есте́ свет мира (Мф.5:14).
8) Благочестивые суть мравия. α) Мравия предвидят время наступающей весны: так благочестивых долг есть всегда печься о времени, дабы им в поругание оные Иеремии слова сказаны не были: Ероди́а на небеси позна́ время свое, горлица и ла́стовица се́лная, вра́бия сохраниша времена́ входов своих: лю́дие же мои си́и не познаша судеб Господних (Иер.8:7). Должны познать время посещения, которого не понимали жители Иерусалима – потому-то говорит Бог во гневе ко Иерусалиму: и разбию́т тя и чада твоя в тебе, и не оставят камень на камени в тебе; поне́же не разумел еси вре́мене посещения твоего (Лк.19:44). Должны познать день спасения по оному: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор.6:2). β) Мравия собирают пшеницу: так благочестивые должны собирать пшеницу – пищу духовную – которою бы душа могла питаться. Сия пища есть Христос, плоть Его истинно есть брашно (Ин.6:55), и яды́й его, той жив будет во веки (Ин.6:58). γ) Мравия собранное сохраняют, и пшеницу, затёкшую от дождя, выносят на солнце, дабы иссушить: так благочестивые если в душах их духовная пища по причине искушений уменьшится, должны оную Солнцу правды Христу предложить, дабы Он теплотой благодати Своей согрел и оживил. δ) Мравия сохраняемую ими пшеницу во внутренней части дома полагают, дабы от птицы расхищена, или ветром рассеяна не была: семя есть слово Божие, которое благочестивые должны сохранять во внутренней части дома души своей, как Израилю Бог повелевает: да будут словеса сия́, яже аз заповедаю тебе днесь, в сердце твоем и в душе твоей (Втор.6:6): так сохраняющие в себе словеса Господни, блаженными называются от Бога, о чём Он Сам говорит: се, гряду скоро, блажен соблюдаяй словеса пророчества книги сея́ (Откр.22:7).
9) Благочестивые суть древа не гниющие, то есть благочестивые не тлеют в похотях своих – из таких-то дерев – ковчег Божий духовный состоит: они-то суть жители райские, коим даст Господь я́сти от древа животнаго, еже есть посреде́ рая Божия (Откр.2:7). Они суть светила, разливающие свет свой по земле: учением, доброю жизнью, благочестивым советом, изрядным примером. Сей свет не знает запада: праведницы бо воссияют яко звёзды во славе Отца Небесного (Мф.23:43).
10) Благочестивые суть Экономы Божии, слуги Христовы, и строители таин Божиих (1Кор.4:1). Они уподобляются масличному древу: α) в рассуждении корня, который есть горчайший и неприятнейший плоти и крови. β) В рассуждении произращения. Оливное древо растёт очень медлительно, и помалу возрастает: так отрождение благочестивых не есть мгновенно, но последовательно совершается; еже бо легкое печали нашея, по преумножению в преспе́яние тяготу́ вечныя славы соделовает нам (2Кор.4:17). γ) В рассуждении благовония. Оливное дерево издаёт запах благовоннейший: так благочестивые благоухают добрыми делами, и прославляют Отца, иже на Небесах. Оливное дерево по натуре своей утоляет жажду: так благочестивые утоляют жажду, когда напоевают бедных жаждущих, и когда раздробляют алчущим хлеб свой. δ) В рассуждении врачебной силы. Масло из оливного дерева извнутрь члены совокупляет и как бы клеит: так благочестивых сердца, елеем любви исполненные, – и ближнего своего любовью к себе привязывают. Извне масло деревянное раны стягает и болезнь умягчает; так благочестивые, язвы душевные, происходящие от оскорбления, охотно прощают. ε) В рассуждении света: масло деревянное подаёт свету материю; благочестивые – от себя свет доброделания издают. Масличное дерево знак есть мира: благочестивые везде ищут мира, везде сохраняют мир, везде приводят на мир, исполняя Божие слово: блажени миротворцы (Мф.5:9). ζ) В рассуждении победы. Масличное дерево победу означало у Афинян: благочестивые знаком суть Христовой победы, который и здесь верою торжествовать повелевает, а в будущей – жизни самою вещью. Тогда бо покорятся враги Христовы, и откроется Царство Его, Царство славы (1Кор.15:25). μ) В рассуждении места. Оливные дерева любят места горячие, и восток солнца: благочестивые любят горний Иерусалим, и Христа, Кой есть восток свыше.
11) Благочестивые суть храм Бога живого по оному слову Божию: храм Божий есте́, и Дух Божий живет в вас (1Кор.3:16). Они суть сосуды в честь, о коих пишется к Римлянам в (Рим 9:21).
§ III
Причина благочестия действующая есть Дух Святый, о чём и Павел говорит так: аще ли духом води́ми есте́, несте под законом (Гал.5:18). Как планеты от солнца, около которого обращаются, свет свой приемлют, так люди благочестивые сияют на тверди Церкви, весь свет от великого оного Солнца Бога заимствуют, на Которого они непрестанно взирают, когда о Нём думают, яко о присутствующем при них или когда приобщаются Ему, или когда в пути добродетели успевают. Таков был Давид, который присутствие Божие всегда с собою носил; предзре́х, – говорит он, – Господа предо мною выну, яко одесну́ю мене есть (Пс.15:8).
§ IV
Причины, возбуждающие благочестиво жить, суть:
1) Награждение в сей жизни. Cиe утверждает Павел, когда говорит: телесное обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго (1Тим.4:8). Бог благочестивым зиждет домы, и благословляет их (Притч.14:11). Давид, описывая благоденствие благочестивого, так говорит: сильно на земли будет семя его, род правых благословится, слава и богатство в дому́ его, и правда его пребывает в век века (Пс.111:2–3).
2) Самое имя Христианина, которое мы приемлем от Христа, возбуждает благочестиво жить; посему-то Августин говорит: „христианин должен жить по-христиански»99.
3) Сего требует наш долг. Мы должны служить Богу в преподобии, яко Господу нашему Высочайшему и Всеблагому. Кесарь на пенязе ищет своего образа; чий образ сей и написание? (Мф.22:20). To не поищет ли Бог в человеке Своего образа, состоящего в правоте воли, разума и прочих душевных дарах? Сей образ – буде сохраним мы невредим – великую награду получим. Нам сказано будет: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк.10:20). В храме Соломоновом извнутрь был олтарь, на котором приносили в жертву фимиам, а извне – на котором приносимы были животные в жертву: так внутрь храма сердца христианского, должен быть фимиам искренней любви к Богу, извне – должна быть жертва нелицемерной любви к ближнему100.
4) От полезного: ибо благочестивым вся поспешествует Бог во благое. Бог благочестия воню обоняет, якоже жертву Ноеву, о коей пишется: и созда Ное жертвенник Господеви, и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе́ во всесожжение на жертвенник. И обоня́ Господь воню́ благоухания (Быт.8:20–21). Одним благочестием как бы уподобляемся мы Богу.
5) Благочестиво жить возбуждает награждение будущей жизни; ибо благочестивые, таланты свои умножившие, вни́дут в радость Господа своего (Мф.25:23), и одесную Христа поставлены будут.
6) К благочестию возбуждает Божие всеведение; ибо видит Господь благих и нечестивых, как утверждает Соломон: на всяком месте очи Господни сматря́ют злыя же и благия (Притч.15:3). Где убо не сотворишь добро – видит то Бог, и где не сотворишь зло – видит то Господь. Творение зла открывает тебе ад: творение же добра отворяет тебе дверь в небесный Эдем. Избирай что хочешь; на неже хочешь, простри руку твою.
7) Наше странствование на земле склонить нас должно к благочестию. Путник и странник: α). Среднею дорогою идёт, β) Не уклоняется ни на десное, ни на шуее, ссорам не внемлет. γ) О пристрастиях не печётся. δ) К отечеству стремится. ε) Не отягчает себя припасами съестными и одеждою: мы странники и пришельцы, как говорит Давид: пришлец аз есмь на земли (Пс.118:19); поспешим убо к Отечеству нашему Небесному, глаголя: аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена бу́ди десница моя (Пс.136:5). Сбросим одежду злых дел, отложим житейские попечения, поищем Царствия Божия, и прочая вся приложатся нам.
§ V
Иносказания. Говорит Бог к Соломону: храм сей его́же ты созида́еши, аще по́йдеши по заповедем моим, и судьбы́ моя́ сотвориши, и сохраниши вся повеления моя, еже пребыва́ти в них, утвержу́ слово мое с тобою, е́же глаголах Давиду отцу твоему (3Цар.6:12). Христианине! Кивот нерукотворенный – душа твоя, будет она храм Божий, аще украсишься благочестием, утвердишь упованием на Бога. Благословен дом Аведдаров за приятие Кивота Господня: христианине! Кивот нерукотворенный и вечный есть душа твоя. Прими убо чрез благочестие в душу твою Царя всех – Бога; то будешь ты благословен, внегда ходить тебе по земле; благословен будешь, внегда исходить тебе из земли. Пророк Самуил принёс Богу на всесожжение ягня́ еди́но ссу́щее (1Цар.7:9): млеко есть слово Божие: млеком вы напоих, а не брашном (1Кор.3:2), – говорит Павел. Благочестивые христиане! должны сердце своё представить Богу ново, и жадное ко млеку христианского учения. Сие млеко есть оное, кое под языком находится невесты Христовой – Церкви. Сок иска́пают устне́ твои, невесто, мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих яко благоухание Ливана (Песн.4:11). Сие млеко сосут верные из пречистых уст Христовых истинною верою, к чему возбуждая, Исаия пророк, гадательствуя о Христе, говорит: да ссе́те и насытитеся от сосца утешения его, да сса́вше насладитеся от входа славы его (Ис.66:11).
§ VI
Действия благочестия; и
1) Вообще: ходить пред Господом, в заповедех Его (Иез.20:21). – Ходити и угождати Богови (1Сол.4:1). Стараться быть святым, якоже Господь свят есть. Подражать Богу по оному Павлову увещанию: бывайте убо подражатели Богу, якоже чада возлюбленная (Еф.5:1). Во всём искать не собственной славы, но Божией. Сие свойственно благочестивому, по оному: а ищай славы пославшаго его, сей истинен есть, и несть неправды в нем (Ин.7:18); или как Павел говорит: прославите Бога в телесе́х ваших и в душа́х ваших (1Кор.6:20). Аще у́бо я́сте, аще ли пиете́, аще ли и́но что творите́, вся во славу Божию творите (1Кор.10:31). Таков был Давид, он всегда воспевал: о Господе похвалится душa моя; воспою Господу благодеявшему мне, и пою имени Господа вышняго (Пс. ?). Хваля призову Господа. А кто не прославляет Бога, a, единственно, ищет собственной славы, тот получает подобную награду, как Ирод, о коем пишется: Ирод, обо́лкся во одежду царску и сед на суди́ще пред народом, глаголаше к ним: народ же возглаша́ше, глас Божий, а не человечь. Внезапу же порази́ его Ангел Господень, зане́ не даде́ славы Богу: и быв червьми́ изъяде́н, и́здше (Деян.12:21–23). Изрядно говорит о сем Августин: „Бога знать есть жить; Богу служить есть царствовать; Бога хвалить есть для души спасение и радость»101. Отказаться от мира, чтоб служить Богови. Не любите, – говорит Богослов, – мира, ни я́же в мире. Аще кто любит мир, несть любве́ Отчи в нем (1Ин.2:15). А Павел Апостол иными словами сие означает: не сообразуйтеся веку сему (Рим.12:2). Пётр же святой пишет: отбе́гше, яже в мире, по́хотныя тли (2Пет1:4). Бегать пороков, яко ктому́ не работати греху (Рим.6:6). Огребатися от плотских похотей (1Пет.2:11) и от зла, по оному: уклонися от зла и сотвори благо (Пс.33:15). Любить Бога столько, чтоб не щадить и души своей, поскольку никто не входит в церковное тело прежде, нежели убьёт в себе самом ветхого человека; последовать Богу, по оному: во след Господа Бога вашего ходите, и того бойтеся, и заповеди его сохраните, и гласа его послушайте, и тому служите, и к нему прилепитеся (Втор.13:4). Кто следует Богу, тот получает обещание подобно Халеву, о коем Сам Бог говорит: раб же мои Хале́в, яко бысть дух ин в нем, и возсле́дова мне, введу́ его в землю, в ню́же ходил тамо, и семя его насле́дит ю (Чис.14:24). Кто ходит в след Господа Бога Израилева, от того обещает он отвратить мщение Своё, как говорит Самуил к Израилю: аще убоите́ся Господа и поработаете ему, и послушаете гласа его и не воспротивитеся устам Господним, и будете и вы и царь царствуяй над вами вслед Господа ходя́ще: то рука Господня не будет на вас (1Цар.12:14).
2) Благочестия действе есть – служить всем сердцем Богу богов, Царю царствующих и Господу господей. Он есть Господь наш в рассуждении создания, в рассуждении освящения и отрождения. Великая для нас честь – носить благое иго служения Богу. Ежели земному царю служить почитаем за удовольствие и честь: кольми паче должны почитать великим благополучием служение Господне, бремя лёгкое? А наипаче ежели служение сие великую приносит нам пользу. Ежели мы служить будем Богу от всего сердца нашего, то будем друзьями Божиими подобно Аврааму, о коем пишет Иаков: и друг Божий наре́чеся (Иак.2:23); Бог придёт к нам, и обитель у нас сотворит.
3) Благочестие действует, что мы можем исполнять оное Иакова слово: бывайте творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе саме́х (Иак.1:22). Или: блаже́ни слы́шащии слово Божие и хранящии е (Лк.11:28). Благочестием мы будучи водимы, приемлем слово Божие с радостью, приближаемся к Богу, – и Бог к нам приближается. Приближаемся к Богу: α) покаянием, по оному: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам (Зах.1:3). β) Молитвою и призыванием имени Его: близ Господь всем призывающым его (Пс.144:18). γ) Сердцем сокрушённым и чистым: кто́ бо есть той, и́же приложи́т сердце свое обратитися ко мне? рече́ Господь (Иер.30:21).
4) Благочестие действует, что мы противимся диаволу, и повелениям его не взимаем. Израильский народ ничего не отвечал на слова Рапсака, который повелел отдать город, как пишется: и умолко́ша, и никтоже отвеща́ ему словесе, повеления ради царева, да никтоже отвещает (Ис.36:21): так и мы диаволу, осаждающему град души нашей, не должны ничего отвечать, и на лестные, но Богопротивные слова его склоняться, да бежит от нас; ибо и мы от Христа, Царя нашего имеем повеление: противитеся диаволу, и бежит от вас (Иак.4:7). Или: ниже́ дадите места диаволу (Еф.4:27).
5) Благочестие причиною, что мы Христа ожидаем. Анна всегда сидела при пути, и ожидала пришествие сына своего Товии (Тов.11:4): так мы должны не сына нашего, но Господа нашего всеминутно ожидать, да не когда застанет нас неготовых: блажен раб той, егоже Господь его обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Невеста, в Песнях поминаемая, говорит: на ло́жи моем в но́щех исках, его́же возлюби́ душа моя; исках его, и не обрето́х (Песн.3:1). Ложе Христово есть сердце наше, в котором Он почить хочет; аще мы веруем в него, – Он в нас пребывает. Невеста искала жениха своего в ночах: время жизни нашей что́ иное есть, как не ночь? потому что не у явися Христос, ве́мы же, яко, егда яви́тся, подобни ему будем, ибо у́зрим его, якоже есть (1Ин.3:2). Христос живот наш сокрове́н со Христом в Бозе: егда́ же Христос яви́тся, живот ваш, тогда и вы с ним явите́ся в славе (Кол.3:3–4).
6) К принадлежностям благочестия относится духовность. Ибо благочестие должно быть духовное, требуется от закона, кой есть духовен (Рим.7:14), и от человека отрожденного: таковые и жертвоприношения благочестивого должны быть, то есть духовные, при приношении коих мог бы он к Богу сказать: очистих святая из дому моего, и дах я Левиту и пришелцу и сироте и вдове, по всем заповедем твоим (Втор.26:13). Но как мы обложены плотью, то кажется нам трудно деяния плотские умерщвлять духом (Рим.8:13): однако при побеждении сей трудности, должны мы представить присутствие Божие, Святаго Духа путеводительство, благодать Божию в немощи совершающуюся, и употребить всегдашнюю молитву. При сих укреплениях – всякая трудность покажется нам игом Христовым благим, и бременем лёгким.
7) K благочестию относится чистота. Ибо оно должно быть чисто от всякой скверны греховной и лицемерия; потому-то и говорится: блажени чи́стии сердцем (Мф.5:8). В Ветхом Завете приказал Бог чистых животных приносить себе в жертву: таковые и мы чистые должны приносить жертвы Господу. Какие же суть сии жертвы? «Слушай Апостола Павла: представите, – говорит он, – телеса́ ваша жертву живу, святу, благоугодну богови, словесное служение ваше (Рим».12:1).
8) К благочестию принадлежит охота и радость в чистоте, яже ко Богу. И рече Господь к Моисею глаголя: рцы́ сыно́м Израилевым, и да во́змут ми начатки от всех, яже уго́дна будут сердцу их, да во́змете начатки моя́; се же есть начаток, егоже во́змете от них: злато и сребро́ и медь (Исх.25:2–3): так благочестивые должны принесть Богу начатки свои: злато веры, и благих дел, сребро любви ко ближнему. Раб, о коем пишется в книге Исхода, когда говорил: возлюби́х господина моего не отхожду свободен, тогда приведе́т его господин его пред суди́ще Божие, и приведши его пред двери на праг, пробивал ему ухо господин его шилом, и да поработает ему во веки (Исх.21:5–6): благочестивый когда хочет Господеви работать вовеки, должен душу свою убить; иже бо душу свою погубит, – говорит Христос, – мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк.8:35). Так расположенный христианин, может о себе сказать те слова, кои Спаситель у Давида таинственно произнёс: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси (Пс.39:7).
9) К благочестию принадлежит смирение, с коим оно совокуплено должно быть, и совершаемо втайне, по оному слову Христову: ты же постя́ся пома́жи главу́ твою, и лице́ твое умый; яко да не яви́шися человеком постя́ся, но Отцу твоему, иже в тайне, и Отец твой, ви́дяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф.6:17:18).
10) K благочестию принадлежит любовь, дабы оно от всего сердца, и от всей души, и от всего помышления происходило. Ветхозаветный ковчег извне богатыми кожами и коврами покровен был; внутри же – на жертвеннике огнь горел: так благочестивые не устами только должны Бога почитать; но и в сердце огнь любви неугасимо возжигать обязаны. Ковчег завета изнутри и извне позлащён был: так в благочестивых христианах должно быть сердце и уста любовью к Богу позлащены, а иначе будут они подобны статуе Вавилонской, извнутрь адским змием пояденной, извне же златовидной. Всякую жертву приносить Господь повелел не квасну, и без мёда (Лев.2:11): так приношение наше духовное, то есть благочестие, должно быть с любовью и внутренним почитанием, без кваса безумия еретического и нечестия. К сему возбуждает Павел, когда говорит: очистите убо ветхий квас, да будете но́во смешение, я́коже есте́ безква́сни: ибо пасха наша за ны пожре́н бысть Христос. Темже да празднуем не в квасе ве́тсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безква́сиих чистоты́ и истины (1Кор.5:7–8). Без мёда лицемерия, и ласкательства человеческого, дабы и о нас сказано не было: языки своими льщаху (Пс.5:10); или: яд аспидов под устами их (Пс.139:4).
11) В благочестии должно быть постоянство до конца жизни; поскольку постоянное пребывание в благочестии делает нас святыми; стены Иерихонские диавола и мира сего разоряет; есть лествица, приводящая нас ко граду Бога живаго. Претерпе́вый до конца, той спасется (Мф.24:13). Поминая жену Лотову, не до́лжно от благочестия возвращаться к нечестию. Многие из Израильтян вошли в пустыню, но не в землю обетованную: так многие из христиан, странствуя в пустыне мира сего, хотя живут благочестиво, – но поскольку до конца жизни постоянства в добродетели не сохраняют – не могут внити в землю точащую присноживотие; аще бо и постраждет кто́, не венчается, аще не законно мучен будет (2Тим.2:5). Законно, – по мнению многих святых Отец толкуется – постоянно, до конца жизни. Израильтяне, Пасху Господню едя, держали жезлы свои в руках своих, чресла имели препоясаны, и сапоги на ногах своих, помышляя непрестанно о путешествии своём (Исх.12:11): христиане должны всегда иметь жезл постоянства во благочестии, препоясать чресла свои истиною, обуть ноги во благовествование мира, и думать об Отечестве Небесном. Сим способом можно приобрести нетленной Пасхи в невечернем дне Царствия Его. Израильтяне, когда построили себе шалаши – медлительно шли к морю Чермному – напал со всем воинством на них Фараон: так благочестивые, исшедши из Египта чрез Крещение – буде при море мира сего строят себе дома уныния, нерадения, и нечестия, – тогда нападает на них диавол, и берёт в плен град души со всеми её дарованиями. Надобно при сем случае беречься, чтобы не быть нам подобными статуе, Даниилом поминаемой: она была золотая, серебряная, глиняная (Дан.2:32–33). Когда мы подобны ей бываем? Тогда, когда сперва златом добродетели украшаем душу нашу; а после валяемся в тине всех бесчинных деяний.
§ VII
Примером благочестия могут быть все Патриархи, некоторые цари, из коих суть: 1) Давид, который сам о себе говорит: и воздаде́ ми Господь по правде моей, и по чистоте руку́ моею воздаде́ ми. Яко сохраних пути Господни и не нече́ствовах от Бога моего. Яко вся судьбы́ его предо мною, и оправдания его не отступи́ша от мене (2Цар.22:21–23). 2) Иосия, сын Давидов, о котором понимается: и сотвори́ правое пред очи́ма Госпо́днима, и хожда́ше во всехъ путе́х Давида отца своего, не соврати́ся ни на де́сно, ни на шу́ее (4Цар.22:2).
3) Иосафат, который, отъя́л кумиры от земли Иудины, и от Вирсаве́и даже до горы Ефре́мли, обратил людей ко Господу Богу отец своих, поста́вих судии́ во всех граде́х, и рече́ судия́м: видите, что́ вы творите́, не человеческий бо вы суд творите́, но Господень – и ныне да будет страх Господень на вас, и храните и творите, яко несть у Господа Бога нашего неправды (2Пар.19:3–7). 4) Возбуждение к благочестию подаёт Товит, который при смерти сыну своему Товии таковые душеспасительные мысли внушал: вся дни, чадо, Господа Бога нашего помни, и да не похо́щеши согреша́ти и преступа́ти заповеди его; правду твори вся дни живота твоего, и да не хо́диши путе́м неправды; от имений твоих твори милостыню, и да не за́зрит твое́ о́ко, внегда́ твори́ти ти милостыню; да не отвраща́еши лица́ твоего от всякаго нищаго, и от тебе не отвратится лице Божие (Тов.4:5–7)102. 5) Иов, о коем пишется: и бе человек он истинен, непорочен, праведен, богочестив, удаля́яся от всякия лукавые вещи (Иов.1:1). 6) Иудифь, которой добродетель описывается следующим образом: и постя́шеся вся дни вдовства́ своего кроме предсуббо́тий и суббот, и предновоме́сячий и новомесячий, и праздников и ра́дований дому Израилева (Иудиф.8:6). 7) Симеон, о коем Лука Евангелист пишет: бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон, и человек сей праведен и благочестив, ча́я утехи Израилевы, и Дух бе свят в нем. И бе ему обещано Духом святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня (Лк.2:25). 8) Лоида, баба Апостола Тимофея, и мать его Екникия, коих нелицемерную веру похваляя, Павел, так пишет к Тимофею: воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лои́ду, и в матерь твою Евники́ю, известен же есмь, яко и в тебе (2Тим.1:5). 9) Корнилий, сотник был благоговеен, и боящийся Бога со всем домом своим, творящий милостыни многим людям, и молящийся Богу всегда (Деян.10:22). [Смотри (Деян.16:14) о Лидии, (Деян.11:24) о Варнаве, (2Тим.1:16) об Онисифорове доме].
§ VIII
Благочестию противополагается нечестие; от нечестия, Бог спасения душам нашим желая, непрестанно словом своим отвратить нас старается от всякого зла. Для сего на многих местах Св. Писания видеть можно, что дела нечестивых суть Богу: 1) неприятные. Аггей пророк, когда вопросил священников, aще прикоснется оскверненный или нечистый душею всякому сих (то есть хлеба, или варева, и прочего), еда́ осквернится? и отвеща́ша Иере́и: осквернится. И отвеща́ Аггей и рече́: си́це лю́дие си́и, и си́це язы́к сей предо мною, глаголет Господь, и си́це вся дела́ рук их, и и́же а́ще прибли́жится та́мо, осквернится за приятия их утренняя, поболя́т от лица лукавств своих (Агг.2:13–14). 2) Нечестивых дела суть порочные и бесполезные пред Богом, и потому говорит Исаия: поста́в их не будет на ризу, и не оде́ждутся от дел своих; дела́ бо их дела́ беззакония (Ис.59:6). 3) Дела нечестивых тёмные: о сем с сожалением говорит Исаия: горе творящым глубо́ко совет, а не Господем; горе творящым совет в тайне, и будут во тме дела их (Ис.29:15). 4) Нечестивых беззаконные дела восходят к Богу, как говорит Сам Он о людях бывших прежде потопа: и рече́ Господь Бог Ною: время всякаго человека прии́де пред Мя, яко исполнися земля неправды от них: и се, Аз погублю их и землю (Быт.6:13). 5) Моления нечестивых нечисты и омерзительны пред Богом. Сие утверждает Иов, глаголя: и ка́я бо есть надежда нечестивому, яко ожидает? Надеяся на Господа спасется ли? или мольбу его услышит Бог? или нашедшей ему беде? (Иов.27:8–9) Сходно с ним и Иоанн говорит: вем, яко грешники Бог не послушает; но аще кто богочте́ц есть и волю его творит, того послушает (Ин.9:31). Изрядно на сие Апостол Иаков говорит: про́сите, и не прие́млете, зане́ зле про́сите, да в сласте́х ваших иждиве́те (Иак.4:3).
§ IX
От нечестия должны нас отводить: 1) опасность пути, по которому шествуем. Последствие сей опасности напоминает Сирах: путь грешников, – говорит он, – углажден от камения, а на последок его ров адов (Сир.21:11). И Соломон, лицо нечестивых представляя, говорит: убо заблуди́хом от пути истиннаго, и правды свет не облиста́ нам, и солнце не возсия́ нам. Беззаконных исполнихомся сте́зь и погибели и ходи́хом в пусты́ни непроходимыя, пути же Господня не уве́дехом (Прем.5:6–7). 2) Отвратить нас должна от нечестия жестокость диавола, к которому мы чрез нечестие прилепляемся. Последствие жёсткости сей изъясняя, Давид говорит о нечестивых: яко овцы во аде положе́ни суть, смерть упасе́т я: и обладают ими пра́вии зау́тра, и помощь их обветшает во аде, от сла́вы своея́ изринове́ни быша (Пс.48:15). О! грешниче, бойся содружества диавольского! примечай, куда оно доводит? Слушай, что говорит богач Евангельский, и где он? и во аде возве́д очи свои, сый в муках, и той возгла́шь рече́: отче Аврааме, помилуй мя, и посли́ Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устуди́т язык мой, яко стражду во пламени сем (Лк.16:23–24). К таковому бедственному состоянию – служением диаволу, буде себя приведут грешники – возопиют в горести и плаче в день общего испытания, глаголюще горам и камению: пади́те на ны и покры́йте ны от лица седя́щаго на престоле и от гнева Агнча; яко прии́де день великий гнева его, и кто́ может ста́ти? (Откр.6:16–17) О, жестокость диавола! О, бедственная дружба его! О ад! О мука! В сие-то место приводит диавол любителей своих. Здесь-то бедность, и смущение; здесь страх, скуки и смятения; здесь ужас от страшного демонов видения; здесь место плачущих, грызение червей, крик стонущих, вопль грешников рыдающих и глаголющих: горе нам, порождениям Евы, – горе! вопль их тем более умножится, что они увидят выше себя присутствующего Бога, пред собою – благочестивых, приемлющих почестей венцы, внутрь себя – почувствуют совести осуждение, вне себя – услышат глас: идите от мене́, прокля́тии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41). Се конечное воздаяние грешникам, возлюбившим делами своими духа неприязненного!
§ X
Христианине! се открыты тебе пути. Один – путь благочестия, по коему шли все святые, Пророки, Апостолы, мученики, исповедники, пастыри Христовой Церкви. Сей путь вводит нас в селения дивна даже до дому Божия. Другой путь есть погибельный, путь Каинов, вводящий в пагубу. Хочешь ли быть сожитель и друг всех святых? – Будь друг благочестия. Хочешь ли избежать огня геенского, сожития духа неприязненного, духа злобы? – Беги нечестия. Где благочестие, там вся благая, там Господь: на нечестивых же приидет всегубительство, и не могут избежа́ти (1Сол.5:3). Какие ты себе можешь желать добра, – те все текут от благочестия. Желательно ли тебе получить благословение от Бога всех добр? – Благочестие тебе все добра доставить может; слушай Сираха: благословение Господне на мзде благочестиваго, и в час скор процветет благословение его (Сир.11:22). Слушай и Соломона: клятва Господня в доме́х нечестивых, дворы́ же праведных благословляются (Притч.3:33). Желаешь ли получить добра неотъемлемые? – Благочестие тебе доставить может. Слушай паки Сираха: даяние Господне пребывает благочестивым, и благоволение его благопоспеши́тся во век (Сир.11:15). Хочешь ли иметь любовь от Бога? – Благочестие тебе доставить может: мерзость Господеви путие́ нечестивых: гоня́щыя же правду любит (Пртч.15:9). Хочешь ли получить жизнь долгую? – Благочестие тебе доставить может. Слушай Соломона: страх Господень прилагает дни: ле́та же нечестивых ума́лятся (Пртч.10:27). Слушай Самого Бога, глаголющего к Израилю: да послу́жиши Господу Богу твоему, и благословлю хлеб твой и вино твое и воду твою, и отвращу болезнь от вас, число дний твоих исполняя исполню (Исх.23:25–26). Хочешь ли наслаждаться спокойствием совести? – Благочестие сие тебе доставить может. Слушай Соломона: согрешающему мужа ве́лия сеть: праведный же в радости и в веселии будет (Пртч.29:6). Желаешь ли, чтоб молитва твоя услышана быть могла от Бога? – Благочестие тебе доставить может. Давид, во утверждение сего, говорит: очи Господни на праведныя, и уши его в молитву их (Пс.33:16). Слушай и Соломона, глаголющего: далече отстоит Бог от нечестивых, молитвы же праведных послу́шает (Пртч.15:29). Хочешь ли, чтоб и потомство твоё продолжалось в благословении? – Благочестие доставит тебе и сие. Смотри, что говорит Соломон: иже без порока живет в правде, блажены оставит дети своя́ (Пртч.20:7). Хочешь ли быть наследником Царствия Божия, и наследником Богу? – О сем уверяя, Павел говорит: самый дух спослушествует ду́хови нашему, яко е́смы чада Божия. Аще же чада, и наследницы: наследницы у́бо Богу, снаследницы же Христу (Рим.8:16–17).
Такова убо обетования имея, о христианине! пребудь в благочестии до концa жизни. Яви себя победителем греха, мира и диавола, и не узришь смерти вечной. Побеждай бо, – говорит тайновидец, – не и́мать вреди́тися от смерти вторы́я (Откр.2:11). Что же есть смерть вторая? – Есть мука вечная. Слушай того же тайновидца Иоанна: страшливым же и неверным, и скверным, и убийцам, и блуд творящым и чары творящым, идоложе́рцем и всем лживым, часть им в е́зере горящем огнем и жу́пелом, еже есть смерть вторая (Откр.21:8). О! блажен, кто смерти сея избежит! Он придёт во град, которой не требует ни солнца, ни луны, да светят в нем; слава бо Божия просветит его, и светильник Божий Агнец (Откр.21:23).
* * *
Том IX.
Смотри Августина, том X, стр. 1163.
Том IX, стр. 710.
Читай всю главу четвёртую.