Рассуждение тридцать седьмое. О злоупотреблении вещей
Всякое создание Божие добро́, и ничто́же отме́тно, со благодарением приемлемо (1Тим.4:4).
Всякое деяние благо и всяк совершен, свыше есть, входяй от Отца светов (Иак.1:17).
§ I
Злоупотребление вещей бывает
1) Когда они не к славе Божией и против велений Господних употребляются. Например: когда премудрость человеческая – дар Божественный – противится премудрости Божественной. Таковая премудрость есть пагубна и губительна, по оному изречению Божию: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отве́ргу. Где премудр? где книжник? где совопро́сник века сего? Не обуи́ ли Бог премудрость мира сего? (1Кор.1:19–20).
2) Злоупотребление вещей бывает, когда пользующиеся вещами, своей славы ищут, и своей славе относят все выгоды, получаемые от вещей, а не прославляют Бога – подателя всех даров, свыше сходящих. Сих Апостол Павел, отводя от заблуждения, повелевает всякую вещь в славу Божию употреблять, глаголя: аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли оно что творите, вся в славу Божию творите (1Кор.10:31).
3) Вещи во зло употребляются, когда пользующиеся вещами не составляют пользы ближнего, но разоряют его благоденствие, опровергают храмину благополучия его. Кто так употребляет вещи, тот есть вpaг Богу. Такового человека предосудительна премудрость, тщетен пост, гнусна и неприятна молитва, и Богопротивны все добродетели. Сие ясно изображает Павел, глаголя: аще язы́ки человеческими глаголю и Ангельскими, любве́ же не и́мам, бых я́ко медь звеня́щи, или́ кимва́л звяца́яй; и аще и́мам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще и́мам всю веру, яко и го́ры преставля́ти, любве́ же не и́мам, ничто́же есмь; и аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во е́же сжещи́ е, любве́ же не и́мам, ни ка́я польза ми есть (1Кор.13:1–3). Так Ахитофел премудростью своею всегда вред приносил Давиду (2Цар.15:31, 16:21). Так Голиаф силою своею вред причинял Израилю (1Цар.17:9). Так Аман мудрость свою употреблял во вред Иудейскому народу.
4) Во зло вещи употребляются, когда пользующиеся оными, полагают в них всю свою надежду, и как идола обожают. В сем изобличая Бог Лаодикийского епископа, говорит: зане́ глаголеши, яко богат есмь и обогати́хся и ничто́же требую: и не ве́си, яко ты еси́ окаянен и беден, и нищ и слеп и наг (Откр.3:17). Нет ничего погибельнее, как надежду полагать на тварь, а не на Творца. Нет ничего смешнее, как полагать надежду на богатство, а не богатеть в Бога. Нет ничего безумнее, как почитать свою премудрость, а не Божию. Пустая та премудрость, которая чужда есть разумения о Боге; которая не понимает, что Господь есть творяй милость и суд, и правду на земле. О сем Бог, так чрез пророка Иеремию говорит: да не похвалится мудрый мудростию своею и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим: но о сем да хвалится хваля́йся, еже разумети и зна́ти, яко аз есмь Господь творя́й милость и суд и правду на земли (Иер.9:23–24).
Но перейди, христианине, от сего общего рассуждения к частному; от рода к видам.
5) Как Авессалому власы главы его были украшением, a после причиною непосредственною смерти, как пишется: Авессалом же бе седя́й на мске своем, и вбежа́ с ним меск в чащу дуба великаго, и обви́шася власы́ главы́ его на дубе, и пови́се между небом и земле́ю, меск же под ним про́йде (2Цар.18:9): так всякое создание, по изъяснению Апостола, добро́, и ничто́же отме́тно (1Тим.4:4), которое нам украшением и пользою должно быть; однако многие его во зло употребляют. Сие злоупотребление Апостол Павел изъясняет оными словами: суете́ тварь повину́ся нево́лею (Рим.8:20). Богопротивное сие употребление, влечёт за собою наказание, в силу оных пророка Осии слов: виноград благоло́зен Израиль, плод обилен его; по множеству плодов его умно́жи тре́бища, по благота́м земли его возгради́ капища. Раздели́ша сердца своя, ныне погибнут: сам раскопает тре́бища их, сокрушатся кумиры их (Ос.10:1–2).
§ II
1) Во зло употребляется Священное Писание, α) когда кто делает сети из него людям161. ß) Во зло употребляет Священное Писание, кто смысл его портит, ясность его потемняет, и аки воду чистую возмущает. О сем так Бог угрожает чрез пророка Иезекииля: не дово́лно ли вам, яко на благой пажити пасо́стеся, и оста́нок пажити вашея ногами вашими попира́сте, и устоявшуюся воду пива́сте, и оста́нок ногами вашими возмуща́сте? и овцы моя́ попранием ног ваших живя́ху, и возмущенную воду ногами вашими пия́ху? Того́ ради сия́ глаголет Адонаи́ Господь: се, аз разсужду́ между́ овча́тем сильным и между́ овча́тем немощным, и возста́влю им пастыря единаго, и упасе́т я, раба моего Давида, той упасе́т я, (и той упокоит я) и будет им пастырь (Иез.34:18–20, 23). Снеси: (2Пет.3:16)162. γ) Во зло употребляется Священное Писание, кто изъясняет оное, но силы его или смысла, не держится163. δ) Во зло употребляет Священное Писание, кто приводит из оного не целое мнение, но часть оного164. Так погрешил беззаконный Арий, приводя не целый текст, но часть оного, и глупо утверждал, что Иисус Сын Божий не есть Бог, а есть создание, из оных слов в Деяниях Апостольских поминаемых: яко и Господа Бог сотворил есть (Деян 2:36)165. ε) Во зло употребляет Священное Писание, кто его презирает, и отметает упорно, и со всегдашнею злобою. Но таковой человек есть и слеп, и глуп, и наг, и беден. Слеп; ибо лишён светильника закона Божия. Глуп; ибо не имеет премудрости небесной, как говорит о нём, и о подобных ему пророк Иеремия: постыде́шася прему́дрии, и устраше́ни и пои́мани бы́ша, слово бо Господне отверго́ша: ка́я мудрость есть в них? (Иер.8:9). Наг; ибо не облечён во благовествование Христово и слово истины. Беден; ибо вечному подлежит осуждению. Что бо означают оные Божие слова? Всяк грех и хула́ отпу́стится человеком: а яже на Духа хула́ не отпу́стится человеком. И иже аще рече́т слово на Сына человеческаго, отпу́стится ему: а иже рече́т на Духа святаго, не отпу́стится ему ни в сей век, ни в будущий (Мф.12:31–32). Грех, который ни в сей лизни ни в будущей не отпущается, есть упорное, дерзновенное, и со всегдашнею злобою и нераскаянием сопряжённое отвержение благодати и истины Евангельской. ζ) Во зло употребляет Священное Писание, кто к нему нечто или прибавляет, или убавляет, в противность оных Соломоновых слов: вся словеса́ Божия раздеже́на: защищает же сам благоговеющих ему. Не приложи ко словесем его, да не обличит тя, и ложь бу́деши (Притч.30:5–6). [Снеси: (Откр.22:18–19), (Гал.1:8–9)]. μ) Во зло употребляет Священное Писание, кто не слову Божию следует, а собственному рассудку, и свои, а не Божии видения проповедует. Таковых слушать Господь запрещает, глаголя: не слушайте словес пророков, иже пророчествуют вам и прельщают вас; видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних (Иер.23:16). И на другом месте с гневом к ним говорит: се, аз на пророки, глаголет Господь, износя́щыя проро́чествия язы́ком и дре́млющыя дрема́ние свое. Се, аз на пророки, прорицающыя со́ния лживая, рече́ Господь, и провеща́ша та, и прельсти́ша люди моя́ во лжа́х своих и в прелестех своих, аз же не посла́х их, ни заповедах им, и пользою не упо́льзуют люди́й сих (Иер.23:31–32).
2) Злоупотребление Священного Писания есть, когда человек плотскою и развращённою волею, разумом, не пленённым в послушание веры, сердцем, предрассуждения исполненным, таинства, в Священном Писании находящиеся, силится постигнуть; а для сего толкует места Священного Писания по своей прихоти, злобе и гордости: ясным местам ругается, сокровенным не верует. Отсюда ереси, раздоры, расколы, и отторжение от Церкви Христовой. Так в Капернауме, когда Христос говорил: Аз есмь хлеб животный, и́же сше́дый с небесе́: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки (Ин.6:51), и тогда некоторые, плотскою мыслью объемля словеса Божии, так рассуждали в себе: ка́ко может сей нам да́ти плоть свою я́сти? (Ин.6:52). Так Иудеи думали, что Христово Царство будет временное и телесное, а не духовное. Так, плотски рассуждая, Саддукеи воскресению мертвых не верили. Отсюда отмщение души приватное, о коем говорит Павел: не́цыи убо по зависти и ревности, друзи́и же и за благоволение Христа пропове́дают. Ови убо от рвения Христа возвещают нечи́сте, мня́ще печаль нанести узам моим (Флп.1:15–16). Отсюда гордость философская, о коей пишет Павел к Колоссянам: братие, блюди́теся, да никто́же вас будет прельща́я философиею и тщетною ле́стию, по преданию человеческому, по стихиам мира, а не по Христе (Кол.2:8). Для сей-то причины философы патриархами еретическими называются от Тертуллиана. Отсюда: кичение ума человеческого, чрезмерное любопытство, честолюбие, кои суть семена ересей. Сих-то Павел называет противниками истины, кои суть растле́нни умом и неиску́сны о вере (2Тим.3:8). Что же кичение ума, излишнее любопытство, и честолюбие суть причина ересей, о том смотри Сократа, книга 1, гл. 5 истории церковной. Созомена, книга 7, гл. 17. Августина, том 8, стр. 1463.
3) Причина злоупотребления Священного Писания есть диавол, отец лжи, как говорит Спаситель к Иудеям; вы отца вашего диавола есте́, и похоти отца вашего хо́щете твори́ти. Он человекоуби́йца бе искони́, и во истине не стои́т, яко несть истины в нем; егда глаголет лжу, от своих глаголет; яко ложь есть и отец лжи: Аз же зане́ истину глаголю, не веруете мне (Ин.8:44–45). Ибо, как Господь изводит делатели на жатву Свою (Мф.9:38), так диавол представляет апостолов лживых делателей льстивых преобразующихся во Апостолы Христовы (2Кор.11:13). Сеет плевелы посреди пшеницы, как пишет Матфей: спящым же человеком, прии́де враг его и все́я пле́велы посреде́ пшеницы и отъи́де (Мф.13:25).
§ ІІІ
Злоупотребление тела бывает различное: α) когда оно вместилищем есть всех пороков, то есть, когда многие крепость тела портят и истребляют пьянством и блудодеянием. β) Злоупотребление тела бывает, когда человек предаётся всегдашней праздности и нерадению, и тем повреждает крепость сил γ) Во зло употребляется тело, когда человек предаст себя неумеренному сну, гнусному обжорству, всегдашним и Богопротивным потехам, и всяким стыдодеяниям. δ) Во зло употребляется тело, когда человек снедается завистью, скупостью, рвением, сребролюбием, гневом, гордостью, злобою, ненавистью, обманом, ложью, клеветою, хитростью, коварством, лестью и всеми порочными страстями. ε) Во зло употребляется тело, когда человек презирает оное, и нерадит о нём, как Апостол Павел говорит: яже суть слово убо иму́ща премудрости в самовольней службе и смиренномудрии и непощадении тела, не в чести коей, к сытости плоти (Кол.2:23).
§ IV
Время настоящей жизни есть драгоценнейшее. Во зло оно употребляется, α) когда проходит оно без всякой нашей душевной пользы. β) От времени зависит целая вечность. Ежели время употребим мы на все Богоугодные дела – получить можем вечность, совокупленную со всегдашнею радостью; буде же время, данное вам ко спасению, проведём во зле, то есть в праздности, пьянстве, плотоугодии, и проч., – то вечность нам откроется мучительная, с неизбежным наказанием совокупленная. Посему-то Павел говорит: темже убо, до́ндеже время и́мамы, да делаим благое ко всем (Гал.6:10). И Соломон: вся, елика обрящет рука твоя сотворити, якоже сила твоя, сотвори; зане́ несть сотворение и помышление и разум, и мудрость во аде, а́може ты и́деши тамо (Еккл.9:10). γ) Время настоящей жизни есть жатва. Что здесь посеем, то в будущем пожнём. Работающие плоти, – от плоти пожнут истление: работающие духу, – от духа пожнут живот вечный, как Павел говорит: яко се́яй в плоть свою, от плоти по́жнет истление: а сеяй в дух, от духа по́жнет живот вечный (Гал.6:8). δ) „Жизнь наша есть как бы ярмарка (слова Григория Назианзина)166; которой день, когда пройдёт, не будет более времени купить то, что хочешь». Следовательно, ежели время жития сего во зле проведём, – не будем более иметь времени к покаянию, времени к доброделанию, времени купли для приобретения Небесных добр.
§ V
Разум есть высочайший от Господа дар; ибо он есть свойство высочайших Божиих совершенств, которое он по своей благости человеку уделяет: но мы нередко сие дарование употребляем во зло, когда α) разумом своим противимся слову Божию, как Павел о язычниках говорит: понеже бо в премудрости Божией не разуме́ мир премудростию Бога (1Кор.1:21). β) Во зло употребляем разум на суде, когда превращаем правду, a посему невинного осуждаем, и оправдаем виновного. О сем так чрез Аммоса говорит Бог ко Израилю: яко уве́дех многа нечестия ваша, и кре́пцы греси́ ваши; попирающе праведнаго, приемлюще преме́ны и убогия от врат отрея́юще (Ам.5:12). γ) Во зло употребляем разум, когда советуем тщетная, желая смирить невинность. Таков был злейший оный Ахитофел, который советовал гнать немедленно за Давидом, чтоб убить его, как пишется: и рече́ Ахитофел ко Авессалому: изберу ныне себе двана́десять тысящ мужей и воста́ну, и пожену́ вслед Давида нощию, и найду на него, и той утружде́н и ослаблен руками, и устрашу его, и побежа́т вси людие иже с ним, и убию́ царя единаго (2Цар.17:1–2). Но таковые советы, подобно Ахитофелеву, разоряются от Бога: и Господь, – пишется, – запове́да разори́ти совет Ахитофе́лев (2Цар.17:14). δ) Во зло употребляется разум, когда мы оным постигнуть хотим тайны Божии, их же и Ангелы постигнуть не могут. Сие происходит от излишней надежды на мудрость нашу. Но послушаем, что говорит Исаия в лице Божием: погублю, – рече, – премудрость премудрых и разум разумных сокры́ю (Ис.29:14). И Павел тожде засвидетельствовал, глаголя: глаголющеся быти мудри, объюроде́ша (Рим 1:22). Бедственна есть та отважность, с коею многие покушаются вникать во глубину таинств Божиих. О таковых пишет Августин167: „желая рассуждать о глубине, сами погрязли во глубине». И св. Златоуст: „горящее, – говорит, – железо, не щипцами берут (таковые), но руками"168.
Заподлинно, весьма тот погрешает, кто вещи Божественные, высочайшие, своим человеческим низким разумом постигнуть желают, и потому в рассматривании таинств, следуют своему разуму, а не вере. Вера есть Сарра и свободная: разум наш есть Агарь и рабыня. Вера таинства Божественные понимает: а разум оных не постигает, как утверждает Павел: душевен же человек не приемлет яже духа Божия: юродство бо ему есть (1Кор.2:14). Агарь есть гора по Павлу: Агарь бо, Сина́ гора есть во Арави́и (Гал.4:25): так разум человеческий есть гора, ибо восстаёт против познания Божия, и есть во Аравии, то есть там господствует, где вера и разум смешиваются: вещи, между собою несходствующие, ибо Аравия – значит смешенный народ. Агарь из дома Авраамова изгоняется, и живёт в изгнании: так разум кичливый из дома Церкви Христовой изгонять до́лжно; идеже бо господствует раба, а не свободная, там нет благоустроения, но единственная погибель.
Ты столь о себе мечтаешь, что разумом твоим судеб глубину постигнуть хочешь. Никогда убо не постигнешь: суды бо и оправдания Божии сокрыты суть. Не простирай до того своего любопытства, чтоб в вещах Божественных кричать тебе: как это? Каким образом? Почему? для чего? мой разум не постигает. Сие с понятием не совместно. Сие не натурально. Да ежели б было натурально, не было б таинство. Ежели б твой разум постигал дела Божии, то бы тебя можно почесть Богом. Ты, будучи персть и прах, и о судах Божиих рассуждаешь? Со всею крепостью кричишь: как это? Сие-то как, многих погубило. Чрез сие-то как, многие и до днесь земная мудрствуют. Сие-то как, творит в вере сумнительными, а посему, погибельными. Сие как погубило Иулиана, ибо он одному разуму следовал169. Сие как и ныне многих, как то: Социнов, и, так называемых натуралистов, погубляет и осуждает. Как это? А так, что ты не понимаешь, да и испытывать не должен! изчезо́ша испыта́ющии испытания (Пс.63:7). Что это? Когда одного Египтянина вопросили, что́ он несёт закрытое? – потому-то оно и закрытое, – ответствовал. Тайны Божии закрыты, и ты ничего получить в ответ не можешь, кроме сего: судьбы́ Божия бездна мно́га (Пс.35:7).
Итак, да будет сие истинно, что разум наш, в самом себе понимаемый, тайн Божиих постигнуть не в силах. Св. Григорий170 сравнивает нас с младенцем в мрачной темнице воспитанным, коему ежели сказать, что есть небо, солнце, луна звёзды, то он тебе никак не поверит: так и мы (ежели нас судить в состоянии испорченном, и вне Св. Писания) пребываем в слепой темнице, ежели не приведёт нас к свету Писания Бог, и просветит нас Духом Своим Святым. Глаза надобно открыть, ежели они свет приять должны: но умных очей никто себе открыть не может, ниже́ что-либо видеть ими, ежели Бог не просветит их светом слова Своего. Кто убо испытывает таинства веры плотскою мыслью, тот подобен тому, который сквозь разноцветное стекло на что-нибудь смотрит.
§ VI
И волю нашу во зло употребляем, когда α) желаем того, что противно воле Божией. Сие желание Павел именует мудрованием плотским, и оное осуждает: мудрование, – говорит, – плотско́е смерть есть: а мудрование духовное живот и мир; зане́ мудрование плотско́е вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже́ бо может (Рим.8:6–7). β) Когда посвящаем волю свою в служение миру, в противность Павлову наставлению: не сообразуйтеся веку сему (Рим.12:2). γ) Когда попускаем ей того и хотеть, тому и следовать, что плотскому нашему мудрованию, а не что правде Божией угодно.
§ VII
Так поступаем мы почти всегда со всеми благими, коими десница Вышнего нас дарствует. Богатство есть дар Божий, данный нам с тем, чтоб мы его располагали к благим концам; но мы оное или слепо расточаем, или гнусно скопляем, а чрез сие – во зло употребляем. Чести даются нам от Бога ж; но мы, взошед на оные, вместо того, чтоб представить собою лице Великого и Преславного Бога, уподобляемся миродержителям тьмы века сего. Власть есть дар Божий: но мы оную во зло употребляем; поскольку иногда утесняем ближних наших. Красотою нашею других пленяем, важностью устрашаем, гневом убиваем, смирением развращаем. Так и во всём почти поступаем. А сие значит злоупотребление вещей, кои даны нам от Бога не на такой конец, на какой мы оные употребляем. Следовательно, сами собою добрые и нам много полезные вещи охуждаем, и порядок, Всеблагим Богом поставленный, превращаем.
§ VIII
Итак, христианине! не редко случается, что мы данными нам от Бога благими злоупотребляем, а сим не соответствуем тому намерению, с коим Бог оные нам дарствует: то есть, чтоб мы употребляли оные в пользу, и его за благоутробие прославляли. Блюдём убо, да не произведём злого употребления из того, из чего может быть доброе; ибо таковые недостойны, чтоб Бог продолжал к ним благость Свою. Добра, даруемые нам Богом, суть или внутренние, или внешние. Оба требуют порядочного, полезного, и к славе Божией относящегося употребления. α) Мы одарены светом разума; не на хитрость убо и обман, но для хвалы Давшего, и для познания вещей употреблять оный должны. И солнце, данный ему свет, не во зло употребляет: ибо не сожигает нас, но освещает. А мы ли, разумом своим, будем строить коварство ближнему? β) Мы имеем волю? должны убо всегда того желать, что угодно Божией воле. Воля, противящаяся Богу, есть характер осужденного. Зри, как подсолнечник всегда обращается к солнцу! γ) Мы одарены крепостью, силою, красотою, зрением, слухом и проч. За всё убо сие Бог истяжет, ежели к употреблению оных примешается злоупотребление. δ) Бог нас награждает богатством: не бываем убо ни сребролюбцы, ни расточители; но добрые строители оного. ε) Бог нас возводит на честь: не бываем тщеславны, ни высокоумны, ни непраредны; но кротки, человеколюбивы, воздающе каждому своё; суд бо – Божий есть. ζ) Что дороже времени, которое мы имеем? искупуим убо время, яко дние лукави суть. Лукавы, то есть скоро преходящие. Блажен, кто проводит время своё так, что о нём никогда не раскаивается. Не раскаивается тот, кто оное провождает в полезных упражнениях, молитве и всех добродетелях. μ) Что́ спасительнее, полезнее, и Божественнее, как Св. Писание? Оно есть душевное врачевство. Принимать оное до́лжно с сокрушённым, благоговейным и трезвенным духом; в противном случае оно обращается в душевредный яд. И можно ли описать все те вещи, из коих можно сделать худое и доброе употребление, – ежели из сего никакая вещь не исключается? даже и самое спасение наше можем употребить во зло, ежели в своих заслугах, а не в Христовых язвах искать оного будем.
Будем убо благие, мудрые и верные строители даров, сходящих от Отца светов; да сподобимся улучити и вящая благая на Небесех. Там бо каждому из нас сказано будет: добре, ра́бе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вни́ди в радость Господа твоего (Мф.25:21).
* * *
Смотри Августина том 8 стр. 1557.
Смотри Августина том 9, стр. 1091.
О чём пишет св. Епифаний в ереси 67.
Смотри Августина книгу 2, главу 2, о браке.
Смотри св. Афанасия, страница 90, в споре против Ария.
В мнениях.
В 6-м слове не Павла. (стр. 257)
Слова, глаголющиеся быти в 5-й беседе.
Зри Григория Низанзина, речь 47 против Иулиана.
Книга 4, гл. 1. (стр. 258)