Рассуждение тридцать девятое. О похвале

Хваля́йся же, о Господе да хвалится: не хваля́й бо себе́ сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор.10:17–18).

§ I

Похвала есть доброе о добродетелях другого мнение; или, как Авсоний определяет: „есть согласное мнение и почитание многих людей о чьём-либо достоинстве».

§ II

Мы совершенно уверены, что Бог есть высочайших достоинств. Он есть Премудрейший, Пресвятейший, Преблагий. Посему, во-первых, его хвалить и благосло́вить должны, ибо Он есть Бог наш и хвала наша; как Моисей поучает Израильтян: той хвала твоя и той Бог твой, иже сотвори́ тебе великая и славная сия́ яже ви́десте очи твои (Втор.10:21). К сему и Давид возбуждает, глаголя: хвалите, о́троцы, Господа, хвалите имя Господне. Бу́ди имя Господне благословено отныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне (Пс.112:1–3). И на другом месте, приглашая нас, чтобы мы, соединёнными силами, с ним восхваляли Господа, говорит: возвели́чите Господа со мною, и вознесе́м имя его вкупе (Пс.33:4). „Похвала сия, – говорит негде Августин, – есть безопасная, о коей никогдаже постыдимся». Слова его суть, следующие: „безопасность хвалы, состоит в хвале Божией. Где безопасен есть хвалящий? Там, где не боится, чтоб о похваляемом не посрамиться»175. Но как же можем мы хвалить Бога? Можем хвалить Бога: 1) признавая Его благость и высочайшие милости, которые ежедневно на нас изливает. Всяк убо с Давидом выну воспевай: милости твоя, Господи, во век воспою; в род и род возвещу́ истину твою усты́ моими. Зане́ рекл еси: в век милость созиждется (Пс.88:2–3). 2) Признавая и исповедуя пред Богом своё недостоинство. Таков был Авраам. Он и в то время, когда беседовал с Богом, не возгордился сим в уме своём, но сознал пред ним своё ничтожество, как пишется: и отвеща́в Авраам, рече́: ныне нача́х глаголати ко Господу моему, аз же есмь земля и пепел (Быт.18:27). Так Иов смиряется пред Господом Богом: слух убо, – говорит, – уха слы́шах тя пе́рвее, ныне же око мое виде тя. Темже укори́х себе сам, и иста́ях, и мню себе землю и пепел (Иов.42:5–6). А в Давиде, не смиреннейшее ли сердце было? И виде, – пишется, – царь Давид и се́де пред Господем и рече́: кто́ есм аз, Господи мой, Господи? и что́ дом мой, яко возлюбил мя еси даже до сих? и ма́ла сия пред тобою суть, Господи мой, Господи. И глаголал еси о доме раба твоего вдале́ко (2Цар.7:18–19) и проч. 3) Можем хвалить Бога, радуясь о Нём, как Павел научает: радуйтеся всегда о Господе: и паки реку́, радуйтеся (Флп.4:4). Радоваться же о Господе – значит не поставлять своего блаженства в добрах мира сего. Добро, чем преимущественнее, тем вожделеннее. Но какое добро превосходнее Бога? Бог есть верховное добро: следовательно величайшая хвала Богу есть, ежели мы Его почитаем верховным благом, ежели Его любим, и ежели в Нём радуемся. 4) Полагая в Нём совершенное упование. Кто упованием славит Бога, тому никто сказать не может: превита́й по горам, яко птица (Пс.10:1). Ибо Господь о таковом говорит: яко на мя упова́, и избавлю и; покрыю и, яко позна́ имя мое; воззове́т ко мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму́ его и прославлю его; долготою дней исполню его и явлю ему спасение мое (Пс.90:14–16). 5) Можем хвалить Бога добродетельным житием: о сем говорит Спаситель: так да просвети́тся свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела́ и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16). Ничем так не прославляется Бог, как, ежели мы живём благочестиво; и ничем так не хулится, как, когда ведём мы жизнь распутную. Добродетельное житие наше, так и самих неверующих иногда убеждает, что они не могут не восхвалять Отца Небесного; а распутная жизнь наша – приводит всех в соблазн, веру – в посмеяние, а Бога – в хуление. Прославим убо Бога в тлесе́х наших и в душа́х наших, да и Он прославит нас (1Кор.6:20). Прославляющыя мя прославлю, глаголет Господь (1Цар.2:30).

Таковая похвала весьма приятна Богу, как Сам Он говорит устами Давидовыми: жертва хвалы прославит мя (Пс.49:23), и чрез Осию повелевая, говорит: возьмите с собою словеса (Ос.14:3) исповедания, то есть и хвалы. Оным грехи оплакиваем, а сею милосердие испрашиваем. Должны убо мы с Давидом благосло́вить Господа на всякое время, ежели не устами, то сердцем.

§ III

Второе: должны прославлять похвалами праведников, по совету Сираха: восхвалим убо му́жы сла́вны (Сир.44:1). Хотя праведники и не требуют хвалы от человек; однако же, похвала возбуждает их рачительнейше проходить подвиги благочестия, Григорий Низанзин „особенное, – говорит, – благодеяние есть в делах честных быть похвалену, ибо повала рождает ревность, ревность – добродетель, добродетель – благополучие, которое есть конец всего оного, чего можно желать, и к которому все движения доброго мужа относятся». Повествуют ο Великом Григории, Папе Римском, что он некоему достойному мужу, его превозносящему похвалами, ответствовал: „моли, брате, Бога, чтоб я того, чем ты меня превозносишь, достоин учинился: так как и ты достоин, чтоб мнение твоё опорочено не было. Но часто случается, что то, что мы о тех, коих любим, износим на среду, превышает истину. Итак, хотя я почитаю себя твоей похвалы не заслужившим, однако, за любовь твою, благодарю»176. Посему-то Сократ говаривал: „ладан богам, а похвалу добрым людям предлагать до́лжно.

Но и здесь до́лжно опасаться, чтоб, похваляя добродетели и разум другого, не преступить пределов, коими похвала ограничивается: поскольку излишняя похвала и скуку наносит, и тот, кто похваляет, почитается иногда или за ласкателя, или за глупого. Фокион177 некогда, предлагая народу мнение, когда увидел, что оное все приемлют, и его похваляют, обратившись к друзьям своим сказал: „неужели я что-нибудь сказал без рассуждения?» Да сверх того, истинная добродтель похвалы не требует; ибо она – сама себе есть награждением. Когда некто пред Лизандром величался, что он его и хвалами превозносит, и противу ругателей защищает, то он сказал: „я имею в моей деревне двух быков: и, хотя они оба молчат, однако я совершенно знаю, который из них ленив, и который к труду ревностен». Чрез сие он дал знать, что истинная добродетель не имеет нужды в похвалах человеческих, поскольку она сама за собою ведёт похвалу и украшение. Впрочем, которые ничего славного не производят, сии имеют нужду в проповедниках. Посему с великою осторожностью и расторопностью до́лжно похвалять другого: так, как делал Платон философ. Он, когда некоего в письме своём похвалял, при конце писал следующие слова: „Сие к тебе пишу о человеке душевном, по естеству своему удобно переменчивом». Так же и Август, похваляя сынов своих пред народом, всегда придавал: „ежели то заслужат».

§ IV

Беззаконника и нечестивого хвалить не до́лжно, поскольку сие прилично тем, кои презирают закон, как Соломон утверждает: оставившии, – говорит, – закон хвалят нечестие (Притч.28:4). Также и всего того, что он имеет из добр мира сего: ибо то всё не есть его, но, играющего им счастья, в воле коего состоит собственное своё – опять взять. По множеству богатства, по высокости чести, по гремящей славе; не до́лжно заключать о блаженстве другого. Никто, прежде смерти, блаженным назваться не может. Сирах говорит: прежде смерти не блажи́ ни кого́же, и в ча́дех своих позна́н будет муж (Сир.11:28). Св. Амвросий говорит178: „глаголет слово Божие: не хвали человека в житии его, как бы так сказать: хвали по смерти, ублажай по скончании. Для двойственной же причины полезнее есть память человека похвалять, нежели жизнь, дабы в то наипаче время заслуги благоразумия возвышать, когда ни ласкательство движет хвалящего, ниже́ хвалимого надмение искушает. Хвали убо по скончании опасностей; проповедуй в безопасности находящегося. Похваляй счастье мореходца, но, – когда к пристанищу достигнет; ублажай храбрость полководца, но, – когда получит победу. А здесь какого богатого можно похвалить без боязни, который и прошедшее воспоминая, имеет, что оплакивать, и будущее рассуждая видит, что осталось ему ещё чего бояться?

§ V

Мы сами себя ни хвалить, ни хулить не должны; поскольку сие прилично глупцам; как один учёный муж написал179. „Сам себя не хвали, ни хули; поскольку сие прилично глупцам, кои за пустою славою гоняются». Кто сам себя хвалит, тот, видно, не имеет, кто бы его похвалял; похваляют же – достойного. Следственно, кто сам себя похваляет, – тот не имеет никаких достоинств. Соломон научает нас, чтоб мы сами себя хвалить остерегались: искренний, а не твоя уста, чужди́й, а не твои устне́ (Притч.27:2).

Но за что нас люди похваляют? Или за добродетель, или за учёность, или за честь, или за богатство, или за красоту. Ежели мы имеем таковых проповедников, то не непристойно заградить уши свои, да не похвала, вошедши в сердце наше, воздвижет в ней бурю высокомерия. Что же касается до того, чтоб вышеупомянутыми дарованиями нам самим величаться пред другими, сие есть весьма предосудительно и беззаконно. Что бо? α) Ты хвалишься своими добродетелями: чистотой, щедротою, милосердием, непамятозлобием, и проч. Но чьё всё сие, ежели ты имеешь? Твоё? – ошибаешься. Сие всё есть дар Божий, действие Духа Святаго. Похвались лучше о немощах твоих с Павлом, глаголющим: сла́дце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2Кор.12:9). Одни немощи суть собственны твои. Кто хвалится своими добродетелями пред человеки, тот в сей жизни получает мзду свою. „Кто, – говорит Григорий, – начатой добродетели похвалу приемлет от человек, тот, как бы из насаждённого древа, плоды прежде времени снедает»180. ß) Ты хвалишься твоею учёностью? Но много есть таких, кои и тебя учёнее; а посему, чтоб тебе назваться совершенно учёным, до́лжно ещё трудиться чрез весь твой век; но и тогда твоя премудрость будет ничто. Воззри на Господа твоего, о Коем говорит Давид: и разума его несть числа (Пс.146:5), и научись отсюда, что премудрость твоя пред Божиею, есть свеча пред солнцем, или, лучше сказать, – ничто. γ) Ты говоришь, что получил высокую честь. Но чем же ты хвалишься? Честью, которая тверда как песок, надёжна как лёд. Может быть ещё получил ты оную или чрез пронырства, или чрез деньги, или чрез ласкательство? Но ты говоришь: получил я по заслуге. Ежели бы по заслуге, то б другие, а не сам ты себя хвалил. δ) Ты хвалишься тем, что богат. Но „что есть сие, – говорит Августин, – что ты говоришь: я богат, он богат? о бремени твоём напоминаешь, тяжесть твою похваляешь, умолчи лучше о похвалах твоих, когда ты бедствий твоих не рассуждаешь»181. ε) Ты хвалишься красотою своею. Изрядно. Но что́ будешь ты по прошествии некоторого времени? Припомни, что время всё с собою уносит, повлечёт убо вскоре и красоту твою, и ты останешься всем на посмеяние. – Я красив; но добродетелен ли? Разумен ли? Ежели сего не имеешь в себе, то умолчи лучше о красоте твоей, а лучше старайся быть учёным, а паче добродетельным. Красота твоя, когда-либо минется, а добродетель не оставит тебя и по смерти. – Я превосходной красоты; но слушай, что говорит Сирах: не похвали человека в красоте его (Сир.11:2). Что препятствует в худом доме жить великорослому человеку и в великолепных чертогах – малорослому карле: так в грубом и гнусном теле случается, иногда, высочайший ум и превосходные дарования; и в красивом теле – пороками и невежеством обезображенная душа.

Осуждению подлежит таковая похвала; ибо она неприятна Богу, противна человекам. Неприятна Богу, поскольку отъемлет честь и славу у Бога: противна человекам, ибо, по пословице, собственная похвала – гнусна есть. Притча, которую сказал Христос о Фарисее и Мытаре, ясно показывает, сколь неприятна Богу собственная человеческая похвала. За что бо Фарисей, изыде осуждён в дом свой? поскольку сам себя хвалил: пощуся, – говорил он, – двакра́ты в субботу, десятину даю всего ели́ко притяжу́ (Лк.18:12, 14). Израильский царь Ииуй, подлинно ревнуя поревновал по Господе Боге; но сия его ревность, кажется, не заслуживает похвалы от Бога, поскольку он сам себя похвалил: как пишется в книге Царств: и рече (Ииуй) к нему (Гонадаву сыну Рихавлю) гряди со мною, и виждь внегда ревновати мне по Господе Савао́фе; и посади его на колесницу свою (4Цар.10:16).

§ VI

Однакож, иногда можно самому себя хвалить. α) Так, чтоб всё относилось к славе и хвале Божией. β) Чтоб показать свою невинность. γ) Чтоб явить достоинство порядочно исправляемой должности. Так Халев похваляет себя пред Иисусом Навином, что он хорошо исправил посольство своё из пустыни в землю обетованную: четы́редесять лет бех, егда́ посла́ мя Моисей раб Господень от Ка́дис-Варни́ согля́дати землю; и отвеща́х ему слово по сердцу его. Братия моя ходи́вшии со мною преврати́ша сердце людей, аз же приложи́хся после́довати Господеви Богу моему (Нав.14:7–8). – И Давид хвалится пред Богом: Господи, не вознесе́ся сердце мое, ниже́ вознесо́стеся очи мои, ниже́ ходи́х в великих, ниже́ в дивных паче мене́. Аще не смиреномудрствовах, но вознесо́х душу мою, яко отдое́ное на матерь свою, тако возда́си на душу мою (Пс.130:1–2). Так Иезекия молится к Богу: Господи помяни ныне, яко истиною ходи́х пред тобою и сердцем совершенным, и угодная пред очи́ма твои́ма сотвори́х (4Цар.20:3). [Снеси: (1Цар.12:3) и след., (Деян.22:3, 23:1), (Пс.25:1)].

Все сии приведённые мужи, которые хвалились достоинствами своими, как видеть можно: не приписывали оных силам своим; но паче вся предавали силе и действию Божию: а те, которые хвалятся своими внешними дарованиями или внутренними, и сие приписывают самим себе – ни малейших похвал не заслуживают; поскольку собственная похвала – предосудительна.

§ VII

От кого убо похвалы нам ожидать до́лжно, ежели самому себя хвалить предосудительно? 1) От Бога. Сия похвала есть драгоценная. Ежели Господь ублажит нас, то, хотя бы, весь мир поношением поносил нас, хвала наша – непременная, вечная есть.

О сем так говорит Павел: не хваля́й бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор.10:18). 2) До́лжно искать похвалы от знаменитых, и учением просветлённых мужей: поскольку та похвала может назваться похвалою, которая из уст премудрого исходит. Гектор, будучи за особенные душевные добродетели от отца своего похваляем: „я рад, что ты, отец мой, похваляешь меня, муж, – похвалы достойный». Ибо, от худых людей быть похваляему не похвалою, но бесславием почитается. И Агезилай говаривал: „что он почитает не непристойным быть похваляему от тех, кои не опасаются и поносить, что было бы не пристойное; ибо таковые, ежели что похваляют, то с рассуждением похваляют, а не со страхом или с ласкательством». Но чем же можно заслужить похвалу и уважение у честных и просвещённых мужей? Ответствует Сократ: „до́лжно в самой вещи быть таким, каким казаться желаешь»182. Хочешь ли, чтоб все тебя почитали премудрым, упражняйся в учении, а паче – в благочестии. Се есть истинная премудрость! Желаешь ли, чтоб все тебя называли милосердым, кротким, незлобивым? Будь в самой вещи милосерд, кроток и незлобив; ибо добродетельные люди, не могут хвалить в тебе того, что есть порочно: так как развращённые подобных себе осыпают похвалами.

§ VIII

Дабы убо не согрешить в желании себе похвалы, потребно знать следующее.

1) Не до́лжно похвалы желать с жадностью. Добродетельный и разумный человек не точию её не желает, но ещё, иногда, и гнушается. Желание его к тому единственно относится, дабы правда и истина более распространилась, а не похвала его. Смиренный и кроткий муж не желает похвал. Августин говорит183: „быть смиренным – значит не желать быть похваляему. Кто убо жаждет, чтоб его хвалили, тот за горделивого признается»: посему-то смиренные люди всегда почти обретают похвалу, как говорит Сенека в стихах; „истинная похвала часто случается смиренному мужу».

2) Не до́лжно излишне радоваться, когда нас похваляют и не печалиться, когда нас поносят; поскольку совесть человеческая не должна зависеть от мнения людского, подобно как, когда тень или возрастает, или умаляется, однакож самое тело, которое делает тень, ни прибавляется, ни уменьшается: так ни тот бывает лучшим, коего в народе похваляют; ниже́ тот худщим, коего ругают. „Не очень, – говорит Августин184, – должны мы радоваться, когда нас хвалят, ни печалиться, когда нас ругают; поскольку ни поношение нас повредить, ни чужая похвала нас увенчать не может». Но

3) Повергать себя власти и воле Божией. Константин Импеатор, когда некто прославил его достойным верховной власти на земле, и сожития с Сыном Божиим на Небеси, ответствовал: „не трать по пустому сих слов: а лучше моли Бога, чтобы я и в сей жизни, и в будущей, Его служения был достоин»185.

4) Ежели похвала, которую нам приписывают, соответствует нашим дарованиям, и ежели мы оной достойны, то должны относить оную к Богу, и воздавать за сие благодарение Ему, как снабдевающему нас таковыми достоинствами; ежели же мы оной недостойны, должны усердными молениями просить Бога, чтобы Он учинил нас хвалы той, достойными. Послушаем, что говорит Бернард186. „Похвала наша должна относиться к Самому всех похваляемых Начальнику и Подателю не притворно, как делают лицемеры; ни по одному обыкновению, как приносят сынове века сего, не по нужде какой, подобно скотам, на коих ношение тяжестей возлагается: но, как прилично святым – с нелицемерною искренностью, прилежным молением, с приятною весёлостью, а не с пороком смешенную». Лука, врач, муж весьма красноречивый, когда, в присутствии Арагонского короля Алфонса, говорил речь, и изящными и героическими хвалами его превозносил; то король, услышав сие, сказал ему: „ежели то истинно, Лука, что ты о мне говоришь, благодарю за сие всеблагого Бога; если же иначе, то прошу Его и молю, дабы учинил, чтоб сие было во мне истинно»187.

5) Когда истинно нас похваляют, то мы должны вящше воспламеняться к добродетели, чтобы и большей похвалы, ежели не от человек, то от Бога, удостоиться. Когда учитель похваляет ученика своего пред его товарищами за его прилежание и успехи, то он гораздо большее прилагает рвение к учению. И мы ли, когда услышим похвалы, коими превозносятся наши добродетели, возомним о себе, что мы уже совершенны? Се есть камень претыкания, на который многие падши, – вовсе разбились188.

6) Буде же похвала о нас будет умеренная, то всемерно должны стараться, чтоб благочестием и благоповедением своим, превысить нам вменяемую похвалу. А наипаче

7) Неумеренную отвергать: поскольку неумеренная похвала, вшед в уши наши, часто делает нас высокомерными, ежели в сем случае не употребляемо будет прилежное внимание. Часто случается, что дым погашает пламень: так добродетель наша теряется, когда чрезмерными похвалами превозносится. Но сколь мало ныне таковых, которые бы не жадничали похвалы человеческой! Ежели что доброе делаем, ежели что Богоугодное предпринимаем – всё почти делаем, всё почти предпринимаем единственно для того, чтоб другие нас похваляли. Но таковое намерение Сын Божий осуждает, и мзды отлучает Небесныя. Аминь, – говорит, – глаголю вам, восприемлют мзду свою (Мф.6:2); как бы так сказал: все те, кои подвизаются в добродетели для того, чтоб получить славу от человек, пусть не ожидают похвалы от Меня в день судный; ибо они на земле получают себе награду – похвалу, то есть человеческую.

§ IХ

Наконец, не неприлично предложить некоторые свойства человеческой похвалы, да научимся искать похвалы нашей не во внешних вещах, ниже́ в сынах человеческих, но в добродетели и в Боге. И: 1) Человеческая похвала есть тень скорогиблющая. „Ежели основанием похвалы нашей не есть добродетель и благочестие, то она не иное что есть, как смешное щекотание»189. 2) Человеческая похвала есть непостоянная. Ибо часто переменяется в ругательство и посмеяние. Христа Иисуса, Сына Божия сретали Иудеи с восклицанием, и в честь его воспевали: осанна Сыну Давидову; благословен гряды́й во имя Господне; осанна в вышних (Мф.21:9): a по прошествии нескольких дней – ругались Ему, как поведает Писание: и покло́ншеся на колену пред ним руга́хуся ему, глаголюще: радуйся, Царю Иудейский (Мф.27:29). 3) Человеческая похвала закрывает бедность нашу: ибо когда человек похваляется, тогда бедность, коей человек подвержен – сокрывается, погрешности и беззакония – утаиваются, и он тогда не видит, что у него находится за спиною. 4) Человеческая похвала, горделивых более ещё надымает, так, как ветер лиру. Посему-то Плутарх говорит190: не до́лжно щекотать тех, кои по натуре склонны к смеху: так не до́лжно похвалять тех, кои сами похвалы жадничают». А посему-то 5) не должны мы ожидать и желать славы от человек; но единственно успевать в делах благочестия. Се похвала, честь и слава наша!

§ X

Христианине! первее убо всего примечай слово Христово, которое Он сказал к Иудеям: ка́ко вы можете веровати, славу друг от друга прие́млюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин.5:44). Сие значит то, что вера, а посему и добродетель, не суть истинны, ежели слава человеческая предмет их, а не слава Божия. И ты убо, ежели желаешь быть истинно верующим, презирай славу мира сего, но паче возлюби славу, яже от единаго Бога. Апостол Павел говорит: хотя́щии благочестно жи́ти о Христе Иисусе, гони́ми будут (2Тим.3:12); уничижаемы, то есть презираемы, озлобляемы, поношаемы. Се есть истинная слава, истинная истинных христиан хвала, чтоб поношаемым быть за имя Господа Иисуса! Презирай убо славу мира сего, ежели она отвлекает тебя от любви Христа, Господа твоего. Лучше поношаему быть со Христом, и уничижаему, нежели с миром прославляему и похваляему. Поминай Моисея, иже паче изво́ли страда́ти с людьми Божиими, нежели имети временную греха́ сладость; бо́лшее богатство вменив Египетских сокровищ поношение Христово: взира́ше бо на мздовоздаяние (Евр.11:25–26). Знай, что Царство Христово несть от мира сего. Убо, ни ты славы и похвалы от мира сего ожидай; но от Христа, на Него же всяк надеяйся – не постыдится. Когда же и будут прославлять хвалами тебя человеки, то ты, для обережности своей, напиши на сердце твоём оные Сенеки слова191: „благо есть, быть похваляему: но, превосходнее – быть похвалы достойным». То есть люди часто похваляют и тех, кои похвалы не заслуживают. Посему, тот гораздо превосходнее, кто хотя не славится, но в самой вещи похвалы достоин; нежели тот, кто, будучи недостоин – похваляется. Для того, все твои желания и мысли, туда наклоняй, чтоб быть тебе истинным и честным христианином. Поставь себе за правило: ни отвергать чести, когда она тебе даётся; ни желать, когда отъемлется. Добродетель такого свойства, что и поругание от беззаконных и похвалу от благочестивых заслуживает. И что дивно? егда добродетель и самые варвары похваляют, и уважают. Наконец, поставляй всю твою славу и хвалу в едином Боге; да в общее всех Воскресение прославишься; да на тебе и подобных, исполнятся оные слова: и похвалятся вси пра́вии сердцем (Пс.63:11). Как похвалятся правые сердцем? и чем? – славою Небесною. Слушай того же псалмопевца: восхвалятся преподо́бнии во славе и возрадуются на ложах своих (Пс.149:5).

* * *

175

На Псалом (??) (стр. 267)

176

Марулл. Книга I, гл. 4. (стр. 269)

177

Плутарх.

178

В речи о Кассевии.

179

Катон.

180

Книга I нравоучений.

181

О учении Христовом.

182

К Валерию Максимину, кн. 7, гл. 2. (стр. 273)

183

На 5 посл.

184

К Диоскориду.

185

Евсевий, кн. 4, гл. 48-я, о жизни Константина.

186

На Песни Песней.

187

Панермий, кн. 1, о делах Алфонса.

188

Смотри Кассиодора, кн. 2, разн. послан. (стр. 275)

189

Златоуст, том I, беседа 5.

190

В нравоучении.

191

В книге о нравах.

Комментарии для сайта Cackle