Рассуждение сорок шестое. О смерти

Единаго прегрешением смерть царствова (Рим.5:17).

О, сме́рте, коль горька́ твоя есть память человеку мирно во име́ниих своих живу́щу (Сир.41:1).

§ I

Что человек рассуждает, мыслит, воспоминает, говорит, смотрит, сидит, ходит, делает и проч. – сие есть действие человеческой души, управляющей телом. Ежели убо мы увидим, что человек ничего уже не говорит, ни рассуждает, ни смотрит, ни ходит и проч., тогда говорим, что в нём уже нет души, и называем его мёртвым. Итак, смерть ничто иное есть, как разлучение души от тела.

§ II

Причина действующая смерти есть правда Божия, отмщевающая грех. Бог, за преступление заповеди, положил первому человеку в наказание смерть: в о́ньже аще день сне́сте от него (дерева), смертию у́мрете (Быт.2:17). И Давид говорит: положил еси беззакония наша пред тобою (Пс.89:8). – Яко вси́ дни́е наши оскуде́ша, и гневом твоим изчезо́хом (Пс.89:9). Как земной царь осуждает преступника законов своих, так Небесный Царь предал Адама, а в нём всех нас смерти за преслушание повеления. Итак:

1) Один человек согрешил, – и весь род человеческий подвергнул смерти. Сего ради, – пишет Павел к Римлянам, – единем человеком грех в мир вни́де и грехом смерть, и та́ко смерть во вся человеки вни́де (Рим.5:12). А для чего? далее придаёт: в сем же, – говорит, – вси согрешиша. Как только, то есть Адам согрешил, – то и мы все в нём согрешили, а посему как Адам подвержен стал смерти, так и весь род человеческий. Ибо мы были в Адаме, как ветви в корне, или как в семечке целая стебль. Ежели горек корень, – то и ветви; ежели семя благо, – то и произрастание приятно. Хотя мы и не согрешили в Адаме действительно, не вкусили, то есть от заповеданного древа; но согрешили вменительно, то есть, что грех Адамов – всем нам вменяется; поскольку мы уже начали заимствовать от него наклонность ко греху, подобно как ветви привлекают к себе соки от корня. Как в Египте Ангел избивал первенцев, и не было ни одного такого дома, в коем бы не было мертвеца (Исх.12:30), так во всём мире нет ни одного человека, который бы не умирал. Всем равное посещение, по словам Моисеевым: аще смертию всех людей умрут сии, и аще по присещению всех человек, посещение посещение будет их, то не Господь посла мене (Чис.16:29).

2) Всех равно поражает смерть – богатых и убогих, славных и худородных, старых и младых; не разбирает она ни пола, ни возраста, ни состояния. Все мы подвержены смерти подобно как глиняные сосуды новые, равно как и ветхие подвержены разбитию, так и человеки. Ежели бы ты вопросил скудельника: который сосуд должен скорее расшибиться? – который прежде падёт на землю, – ответствовал бы: так и человеки не потому умирают, что суть ветхие деньми, но что смерть полагает каждому предел.

3) Смерть входит и в самый Наин, то есть α) во все состояния людей, которые суть духовный Наин Божий. (Наин толкуется – красивое, приятное). β) Смерть входит в мир, кой есть Наин Божий: еди́нем человеком грех в мир вни́де и грехом смерть (Рим.5:12). Красив был мир сей; но грех обезобразил его, и учинил Богу омерзительным. γ) Смерть входит во глубины морские, на гору Кармил, на небо, во ад, как говорит Бог чрез Амоса: аще сокры́ются во аде, то и отту́ду рука моя исторгнет я; и аще взы́дут на небо, то и отту́ду све́ргу я; и аще скры́ются на версе́ Карми́ла, то и отту́ду взыщу́ и возму́ я, и аще погрузя́тся от о́чию мое́ю во глубина́х морских, то и та́мо повелю́ зми́еви, и угрызе́т я (Ам.9:2‒3). Максимин Император не хотел верить, что он смертен. О, беззаконное мнение! О, гнусное богатых желание! и гроби их, – говорит Давид, – жилища их во век, селения их в род и род, нареко́ша имена́ своя́ на земля́х (Пс.48:12). δ) И сами праведники, и верующие во Иисуса Христа подвержены смерти: α) в рассуждении порчи естества нашего: плоть и кровь царствия Божия насле́дити не могут (1Кор.15:50); следственно, и праведники должны совлекаться тела сего (2Кор.5:4). β) В рассуждении сообразности нашей со Христом, как Павел говорит: аще бо с ним умро́хом, то с ним и оживе́м (2Тим.2:11). γ) Для различия сей и будущей жизни. δ) Чтоб познали гнев Божий, за грех последовавший, хотя не на себе, но на беззаконных.

Рассмотреть надобно, что делает смерть? Смерть 1) всё превращает и истребляет. Овен, виденный Даниилом, который все четыре страны света обходил, и всех животных избодал, есть образ смерти: и видех, – пишет, – овна́ боду́ща на запад и на север, и на юг и на восток; и вси зве́рие не станут пред ним, и не бе избавля́юща из руки его (Дан.8:4): так и смерть всё превращает, и никто от неё не избавляется. 2) Смерть всех делает равными. Войди во гробища, и рассмотри кости человеческие, можешь ли познать, где царь или раб, богат или убог, праведник или грешник: узришь воистину едины кости обнажённы. Когда Диоген ходил на гробище, то Александр, мимоходя, его вопросил: „что он, живой, делает с мёртвыми? На что он ответствовал: ищу костей Филиппа отца твоего, который был страх всей Греции, но не могу оных от прочих отличить». 3) Смерть застаёт часто людей неготовых; приходит бо яко тать. Кто убо не верит, что смерть близко от него находится, тот теряет своё блаженство, по подобию Амиклонцев, которые молчанием себя и град свой погубили, когда по закону данному, опасались, чтоб никто о приходе неприятельском им не возвестил.

4) Смерть царствует везде. Нет ни одной части света, где бы она не свирепствовала. Константин Император Персидского посла водил по Риму и показывал красоту города; на что сказал ему посол: „вижу, что и здесь люди умирают, равно как и в Персии». 5) Смерть освобождает нас от темницы мира сего и узы разрешает. Так глаголет Павел: хощу разреши́тися и со Христом бы́ти (Флп.1:23). Такое желание имеют все праведники; ибо жизнь сия великую им наносит скуку. Таковое желание имеют все окружённые бедами, гонениями, продолжительными болезнями и проч. Они желают смерти, поскольку она есть прекращение всех стенаний и воздыханий. 6) Смерть, сколько бы мы славны и богаты ни были, не дозволяет нам ничего с собою брать, но принуждает всё оставить. Саладин, Египетский Государь, когда приближился к смерти, то повелел по своему войску носить свою рубаху и кричать: „сию одну обладатель Сирии и Египта со всего своего государства с собою во гроб возьмёт».

§ IV

Нет ничего α) известнее смерти. Кто́ есть человек, и́же поживе́т и не у́зрит смерти? (Пс.88:49). И Сирах говорит: всяка плоть яко риза обетша́ет; завет бо от века: сме́ртию у́мреши (Сир.14:18). Кто был Соломон? – премудрейший из человеков, но – умер. Кто был Самсон? – муж всех мужей сильнейший, но – сей умер. Кто был Авессалом? – красивейший. Кто Иосиф? – целомудреннейший. Кто Иов? – правднейший. Но где они ныне? – вси умроша, и приложишася к отцем своим. Да и на что нам дальних примеров изыскивать? мы сами очами ежедневно видим износимые трупы человеческие вон из града, и земле предаваемые. Но β) с другой стороны нет ничего неизвестнее как час смертный. В Апокалипсисе пишется, что одна книга была запечатленна семью печатями (Откр.5:1), и никто не мог отверсти её: книга сия есть всеведение Божие, коему открыт час смерти нашей, и который никому, кроме Его неизвестен. Так Исаак к первенцу своему Исаву: се, состаре́хся, и не вем дне́ скончания моего (Быт.27:2). Августин пишет: „известно, что умрёшь; но неизвестно как, и когда, и где? ибо смерть везде тебя ожидает; и ты, ежели премудр будешь, оную ожидать станешь»218. Посему-то всегда думать до́лжно, что всякий воссиявший день есть для нас последний.

§ V

Действенная есть смерть. Первая – праведников, вторая – грешников.

I. Смерть праведников есть разрешение души от тела к вечному покою. Блажени, – говорит тайновидец, – ме́ртвии, умира́ющии о Господе отныне; ей, глаголет Дух, да почи́ют от трудов своих (Откр.14:13). Таков был Павел: он хотел разреши́тися и со Христом бы́ти (Флп.1:23). Убо

1) Драгоценна есть смерть праведных, поскольку они свободно умирают. Умирают же свободно: α) потому, что они ничего столько в мире сем не любили, чего бы лишиться всегда готовы не были; всё, что они из земного ни имели, было подобно одеянию, которое сбросить очень легко; ß) потому, что они уже исполнены дней, которые в мире сем препровождали с претерпением бед и напастей. Куда ни обращались – везде видели гонения, напасти, озлобления; куда ни приклоняли ухо своё – везде слышали стон бедной собратии своей, роптание богатых, угнетение сирых, неправды, оклеветания, осуждения; видели, как Иоанн говорит: весь мир во зле лежащий (1Ин.5:19). Посему они хотят скорее избавиться многоплачевной юдоли мира сего, a по сей причине – свободно умирают. γ) Праведные свободно умирают потому, что они переходят от трудов к покою, от войны к миру. Они яко добрые делатели, делали целый день жизни своей в вертограде Божием, посему и желают скорее почить от трудов своих. Сон сладок, – пишет Екклесиаст, – работающему, аще мало или́ много снесть (Еккл.5:11). Они яко добрые воины, сражались во всю свою жизнь с плотью и миром, и диаволом; посему требуют отдохновения и венцов. δ) Праведные свободно умирают потому, что они аки птицы улетают от неволи на свободу, и умирают с величайшею охотою. Так пишется о Патриархе Иакове: и возложив Иаков но́зе свои на одр у́мре (Быт.49:33). Зри как охотно переселяется от жизни сей. И Моисею повелел Бог: взыди на гору, скончайся тамо (Втор.32:49‒50). Не говорит: и скончаешься, но – скончайся; сие бо значит – охотная смерть. Так Иоанн Богослов жива себе погребе. Так Симеон исповедася Господеви: ныне отпуща́еши раба́ твоего, Влады́ко, по глаголу твоему, с миром (Лк.2:29). Так и все праведники с Давидом взывают: изведи из темницы душу мою, испове́датися имени твоему (Пс.141:8).

2) Драгоценна есть смерть праведников: поскольку виновна лучшей жизни. Праведники чрез Иордан смерти переходят в землю обетованную, – землю, кипящую млеком и мёдом – в Царствие Небесное. Смерть есть пасха праведных: ибо они из Египта мира сего исходят, и получают обетование.

3) Драгоценна есть смерть праведников, ибо велие есть приобретение. Слушай Павла: мне е́же жи́ти, Христос, и е́же умре́ти, приобре́тение (Флп.1:21). Есть же смерть приобретение α) в рассуждении последующей вечной славы: подобает бо тленному сему́ облещи́ся в нетление и ме́ртвенному сему́ облещи́ся в безсмертие (1Кор.15:53). β) Христос учинился смертью смерти, то есть победителем её; причастницы победы сей суть все праведники. γ) Ежели сравнишь нынешнее житие с будущим, ежели настоящие беды, напасти, гонения сравнишь с будущим блаженством, то увидишь, что смерть есть велие приобретение. Недостойны бо суть, – говорит Павел, – страсти нынешняго времене к хотя́щей славе яви́тися в нас (Рим.8:18).

II. Но не так умирают грешники. Они боятся и трепещут при едином напоминании смерти. Смерть, – говорит Давид, – грешников люта́ (Пс.33:22). α) Смерть грешникам люта, поскольку они столько привязаны к мирским вещам, что без мучения душевного оставить оных не могут. Сие утверждает Сирах: о сме́рте, коль горька твоя есть память человеку мирно во име́ниих своих живу́щу! (Сир.41:1). β) Смерть грешникам люта, ибо они из темницы мира сего – ввергаются в мрачнейшую темницу – оный Апокалиптический студенец бездны. Какое различие между праведником и грешником! Праведный из темницы переходит в чудный свет вечной свободы; а грешный из тьмы – во тьму ж кромешную; тот оправдается, а сей – осуждается; тот спасается, а сей – погибает. Два осужденных сидели в темнице Фараоновой: старейшина Винарск и старейшина Житарск (Быт.40:2); и тому и другому освободиться от темницы до́лжно было, но – уже с великим различием. Первого извели, дабы дать ему первое достоинство; другого, – чтоб лишить жизни. Се образ праведника и грешника! Подобно о сем говорит Даниил: и мно́зи от спящих в земне́й пе́рсти воста́нут, си́и в жизнь вечную, а о́нии во укоризну и в стыде́ние вечное (Дан.12:2). γ) Смерть грешников люта, поскольку сии имеют в самих себе праведного судию – совесть свою, мучающую их; так как праведников – веселит совесть их. От сего-то совести мучения злые люди боятся смерти: ибо она в сей жизни уверяет их, чтоб они в будущей – никакого воздаяния себе не ожидали. Там насыщается тот – кто здесь трудился; венчается – кто воинствовал на земле; врачуется – кто болел; утешается – кто плакал и прочее.

§ VI

Смерть имеет великое сходство со сном. Посему-то Христос, хотя одна девица и подлинно была мёртвая, сказал: не у́мре деви́ца, но спит (Мф.9:24). Но почему смерть есть сон?

1) Сон – по прошествии дня, и при наступлении ночи – без изъятия овладевает: так и смерть. Помни, – говорит·Сирах, – яко вси умираем (Сир.8:8). И Иов говорит: вем бо, яко смерть мя сотре́т; дом бо всякому сме́ртну земля (Иов.30:23).

2) Сон отягчает нас тогда, когда мы и не воображаем: так и смерть наступает на нас, когда мы её не ожидаем – приходит в день, в оньже не чаем, и в час, в оньже не вемы (Лк.12:40, 46). Пирует Валтасар и не чает, что смерть так скоро к нему приближилась; но видит страшное определение: Мани, Фекел, Фарес (Дан.5:25). Думал ли Олоферн умереть в ту ночь, в которую только веселился? но – действительно, умер. А оному Евангельскому богачу приходила ли на ум смерть, когда он ещё располагал точию своим имением? но – воистину услышал: безу́мне, в сию́ нощь душу твою истя́жут от тебе́ (Лк.12:20).

3) Сном упокоевается человек от всех трудов в день жизни понесённых; посему Сенека называет его „усмирителем зол, успокоением духа, частью лучшей человеческой жизни»219. Дни наши суть яко дни нае́мника ждущаго мзды́ своея́ (Иов.7:2), смерть убо ведёт нас к покою, да почи́ем от трудов своих (Откр.14:13). В сем смысле древние называли смерть оставлением тела, сложением тяжёлой одежды.

4) Утруждённые не точию сном успокоеваются, но и ослабевшие свои силы собирают и возобновляют и дабы к понесению трудов воутрие способны были: так чрез смерть все – как душевные, так и телесные силы наши – возобновляются, чтоб мы при восхождении в последний день Солнца Правды Христа, были способнейшие к отправлению тех дел, для которых мы от века сотворены, и после Христом искуплены, и Духом Святым освящены, как Павел говорит: сеется тело душевное, востае́т тело духовное (1Кор.15:44). И на другом месте: наше житие на небесех есть, отону́дуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, и́же преобразит тело смирения нашего, яко бы́ти сему́ сообра́зну телу славы его (Флп.3:20‒21).

5) Когда тело покоится сном; в то время душа не спит, но производит действия свои не точию жизненные, но и касательно мысли и внутренних чувств: равным образом, хотя тело чрез смерть покоится в земной персти, но дух отходит к Богу, по словам Екклесиаста: возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде́ его (Еккл.12:7). Дух отходит по разлучении души от тела, в руце Божии, и му́ка ему не прикасается.

6) Человек, упокоевающийся сном, не печётся ο земном, и не суетится тем, что вокруг его делается – плачут ли люди или смеются, продают или купуют, пьют ли или едят; не заботится – день ли или ночь, хлад ли или вар, или ино что – ни о чём не заботится, но спокойно почивает, и попечение о всём оставляет не спящим: так мёртвые спокойно почивают на ложах своих, ни малого не имея попечения о мирском или земном. Мир ли или война, зараза ли или глад угнетает человеков, благополучие ли или несчастье; но – свободны будучи от всех забот, и попечений – приятно во гробах почивают.

7) Спящие не для того спят, чтобы никогда не восставать; но чтобы заутра, на глас петела, восстать: так и спящие сном смерти, возбудятся некогда гласом Архангельским, и трубою Божиею, по уверению Спасителеву: аминь, аминь глаголю вам, яко гряде́т час, и ныне есть, егда́ ме́ртвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин.5:25).

8) Наконец, спящие удобно пробуждаются, когда или именем собственным названы будут, или рукою возведены от одра: так Иисус Сын Божий, силою всемогущества Своего, удобно возбудит всех мертвых, да ещё, как говорит Августин220: „удобнее Господь возведёт от гроба, нежели мы восстанем от одра; возведёт нас от гробов, да исполнит нас радостью великою и неизреченною, егда узрим Его, якоже есть». Ибо: „чей язык изрещи, или чей разум доволен постигнуть, коликие радости суть горнего оного града, пребывать вместе с Ангелами, с блаженнейшими духами, предстоять славе Создателевой, зреть присутствие лица Божия, видеть свет неописанный, не тревожиться боязнью смерти, веселиться дарованием вечного нетления?» – говорит св. Григорий221.

§ VII

Смерть есть паки двойственная: телесная и духовная.

1) Смерть телесная есть то, что и натуральная. О ней пишется: лежит человеком единою умрети. Се есть, когда человек или болезнью истощённый, или слабостью и дряхлостью изнурённый, умирает. Есть же телесная смерть α) насильственная, когда не во время и против желания жизнь у человека отнимается. Сею смертью умер Авель, быв убиен от брата своего (Быт.4:8). Сею смертью умер Агаг Амаликский царь, как пишется: и закла́ Самуил Ага́га пред Господем в Галгалех (1Цар.15:33). Так умер Авессалом сын Давидов: и взя́ Иоа́в три стрелы в ру́це свои, и вонзе́ я в сердце Авессалому (2Цар.18:14). β) Смерть мирная, которою умирают праведники. γ) Смерть страшная, которую получают по большей части нечестивые. Сею смертью изомроша все беззаконновавшие до потопа. Сею смертью умер Фараон, Иезавель, Ирод с Иеродиею, Антиох, Пилат и проч. δ) Смерть вышеестественная, коею умерли Енох и Илия.

2) Смерть духовная, α) когда мы умираем греху, и не позволяем ему царствовать над собою, как учит Павел: тако и вы помышляйте себе ме́ртвых у́бо бы́ти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем (Рим.6:11). Или как тот же Павел о себе говорит: аз бо законом закону умро́х, да Богови жив буду (Гал.2:19). Сим прекрасным и прославленным родом смерти умирают те, о коих пишется: и́же не от кро́ве, ни от похоти плотски́я, ни от похоти му́жеския, но от Бога роди́шася (Ин.1:13). Сим родом смерти умирают, иже распяша плоть свою со страстьми и похотьми. β) Смерть духовная, когда человек живёт во грехе, как Павел пишет: и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи (Еф.2:5). γ) Когда человек умирает во грехах. О сем говорит Христос ко Иудеям: аз иду, и взыщете мене, и во гресе́ вашем у́мрете (Ин.8:21). δ) Смерть духовная есть мучение вечное; иначе называется – смерть вторая: блажен и свят, и́же и́мать часть в воскресении пе́рвем; на ни́хже смерть вторая не и́мать области (Откр.20:6). Блажен, кто умирает греху! ибо он живёт Богови, и смерть вторая не имать над ним области. Несчастен, кто живёт во грехах! которому предлежит опасность, чтоб не умереть в оных: ибо кто во грехах умирает, тот смерти второй избежать не может, и ввержен будет в озеро огненное.

§ VIII

Все мы ведаем, что смерть естественная, или первая есть неизбежна, поскольку определение Божие: сме́ртию у́мреши есть непременно. Все знаем, что когда-либо надобно умереть; но при всём том мы иногда в такие вдаёмся житейские попечения, что и вовсе забываем, что мы смертны. Но сие есть весьма опасно, и христианину не прилично. Мы всегда о смерти должны размышлять. Ибо

1) Кто не размышляет о смерти, того всегда почти смерть застаёт неготовым. „Как василиск, (слова Амвросия) ежели первее узрит животное, то оное убивает; а когда сам первее от кого-либо усмотрен будет, то сам убивается: так предвиденная смерть перестаёт быть смертью пред глазами, то есть веры; ежели же обрящет неготовых, то в мёртвом человеке будет смертью»222.

2) Кто не размышляет о смерти, тот усердно Богу служить не может. Нееман Сириянин, чтоб когда-либо не послужить идолам, но единому Богу, для памяти вывез в Сирию несколько тяжестей Израильской земли. Кто хочет ревностно служить Богу, а не плоти и миру, тому потребно прах смертный всегда пред глазами иметь. Следственно, кто не размышляет о смерти, тот удобно во всякие пороки устремляется: поминай, – говорит Сирах, – последняя твоя, и во веки не согреши́ши (Сир.7:39). Августин утверждает: „ничто так не отвлекает от порока, как размышление о приближающейся смерти»223.

3) Размышление о смерти должно быть всегдашнее: потому что смерть приходит нечаянно. Спаше Иона на дне корабля, и храпляше (Ион.1:5), и не ведаше, яко смерть к нему приближается: взя́ша Иону и вве́ргоша его в море (Ион.1:15). Самсон почивал на коленях Далиды, и не ведал, что смерть весьма близко находится от него (Суд.16:19). Да размышляют о сем выну согбенные старостью, ибо смерть очень уже не далёко отстоит от них. Да размышляют и юноши о смерти, и на юность, цвет красоты, силу, здравие, учение, довольство, богатство и увеселения – да не полагают излишнего упования. Сколь многие из юношей полагают надежду на юность свою, всего жадничают, о всём стараются, всего ищут, всё себе обещают, a о смерти – не рассуждают! но да ведают таковые, что день Господа Саваофа, на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо же́лудя Васа́нска (Ис.2:13). Да послушают они наставления Екклесиаста: помяни́, – говорит, – сотво́ршаго тя во днех юности твоея́, до́ндеже не прии́дут дни́е злобы твоея́; в ни́хже рече́ши: несть ми в них хотения (Еккл.12:1).

4) Размышление о смерти должно быть без боязни, поскольку и во тьме смерти светит свет Божий. Рассуждение о смерти Христовой есть свет, прогоняющий тьму страха нашего. Кровь Христова есть целительный бальзам в смущениях и боязни смерти. Августин224 говорит: „всего упования моего извещение состоит в дражайшей крови Христовой». И Бернард: „Христова смерть есть смерть моей смерти, поскольку Он умер для того, чтоб я жил». Послушаем, что говорит о смерти Сенека225: „смерть или благополучие заключает, или бедствие отдаляет, или долговечность, или слабость старика оканчивает, или юношеский возраст, когда лучшего ожидают, в цвете пресекает, или отрочества жесточайших случаев освобождает; всем есть конец, многим лекарство, некоторым желание, никому столько не оказывает услуги как тем, к коим приходит, прежде нежели призываема будет». Слышишь, что думает о смерти язычник? что ей присвояет? И ты, христианин, будешь страшиться смерти, коей не страшились и самые язычники? „Тому свойственно бояться смерти, – говорит Киприан, – кто не хочет ко Христу идти. Тому свойственно не хотеть идти ко Христу, кто не верует, что он с Ним начинает царствовать»226.

Христианине! ты чрез смерть переходишь от труда к отдохновению, от чаяния к награждению, от смерти к жизни, от веры к ведению, от странствования к отечеству, от мира на Небо. Почто убо боишься смерти? Когда по словам Бернарда „смерть есть хорошая, лучшая, прекрасная. Хорошая, в рассуждении успокоения; лучшая, в рассуждении новости; прекрасная, в рассуждении безопасности»227. Смерть приводит верующих пред Бога. Ведаешь ты, что Отец есть Любитель, Сын – Искупитель, Дух Святый – Утешитель, и ещё смерти боишься? Видно, ты или неверующий, или развращенно верующий. Кто истинно верует в Сына Божия, тот смерти не боится. Богоприимец Симеон приход смерти срешает с радостью: ныне, – говорит он, – отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром (Лк.2:29). А почему так? Ибо он, как свидетельствует о нём Писание, бе человек праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе свят в нем. Вот почему он умирал с радостью! жил он всегда в совете и дружбе с Богом, посему радостно приемлет приближающуюся смерть. Боялся он во всю свою жизнь Бога, посему не боится смерти.

Явствует, что, дабы не страшиться нам смерти, великим есть пособием – верить во Иисуса Христа, и творить дела христиан достойные, поскольку неверующие и злочестивые – никакого утешения в смерти иметь не могут. „Поистине, – говорит Бернард, – „смерть грешников есть худая, хуждшая, весьма худая: худая – в потерянии мира; хуждшая – в разлучении тела; весьма худая – в удвоении червия и огня»228. Да постыдитеся, – поёт Давид, – нечести́вии, и сни́дут во ад (Пс.30:18). Грешники пока живут, тогда страха не имеют; а как узрят приближающуюся смерть, то трепещут, и мучатся, поскольку совесть их обещает им вечное мучение. „Они подобны бывают (слова Златоустовы) убийцам и разбойничьим вождям, которые, когда живут в темнице, то живут без страха; а когда до́лжно будет их привести на судище, тогда они рассуждают все учинённые ими беззакония, и для того плачут и трясутся»229. Воистину, никогда тот не боится смерти, кто жил о Бозе: ибо он умирает о Нём же: так как – кто жил в похотях своих, и нечестиях – никакого утешения в смерти своей иметь не может: несть бо радоватися нечестивым, – глаголет Господь (Ис.48:22).

§ IX

Многие и благочестивые смущаются в смерти; но сие не иное что есть, как бесовские плевелы, которые обыкновенно он старается посеять в сердце умирающего. α) Один говорит: жаль, что не возвращусь никогда уже в дом мой, ибо Иов говорит: аще человек сни́дет во ад (во гроб), ктому́ не взы́дет, ни возвратится во свой дом (Иов.7:9‒10). Но почто смущаться, что не возвратишься в дом твой, когда тебя ожидает Дом Божий? Когда тебе отверсты врата Небесные? Буди точию верен до смерти. β) Другой говорит: жаль, что оставляю жену и детей; кто об них попечётся? Оставляю друзей; кто мне собеседует? Но почто печалишься о том, что остаются жена и дети? Оставь их промыслу Божию: возве́рзи на Господа печаль сию, и той их препита́ет (Пс.54:23). Не Сам ли Он обещал: не оставлю вас си́ры (Ин.14:18)? А о том, что печалишься, кто тебе собеседует? Буди точию верен до смерти; и Ангелы будут друзи твои и собеседники. γ) Третий жалеет, что тёмная могила определяется ему для обиталища. Погрешаешь: тело твоё идёт в землю, душа – на лоно Авраамле. Возвратится бо персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, и́же даде́ его (Еккл.12:7). Но жаль, что тело истлеет, и будет пищей червям. „Но я (слова Златоустовы) думаю, что более радоваться надобно; ибо тлением тела самая смерть истлевает, смертность разрушается, а не существо тела»230. Не печалься о сем: подобает бо тленному сему́ облещи́ся в нетление и ме́ртвенному сему́ облещи́ся в безсмертие (1Кор.15:53). На время отложишь одеяние сие, и во время паки оное восприимешь. δ) Иной сетует, и в отчаянье падает, что он грешник. Но почто помышление таковое в сердце твоё входит? Я грешник: но не веси ли, яко грехи не точию твои, но и всего мира ввержены во глубины морские? Я грешник: но неужели ты думаешь, что добрые дела твои заслужить могут Царствие Небесное; а не паче ли заслуга Иисус Христова? Дела не суть причина, заслуживающая нам Небесное Царствие, но плод веры нашей, коей мы объемлем заслугу Христову. Но я грешник: благодушествуй и не унывай! Се Господь отъемлет прегрешения твои, не умреши; очисти точию сердце твоё покаянием, и сокрушением, и со дерзновением рцы ко Господу: в руце твои предаю дух мой, Господи Иисусе приими дух мой (Деян.7:59). Послушай наставления: а́ще беззаконно что есть в руку́ твое́ю, далече сотвори е от тебе́, та́ко бо ти возсияет лице́, якоже вода чиста́; совлече́шися же скверны, и не убои́шися (Иов.11:14‒15).

§ X

Самое трудное учение сеть – учиться умирать; поскольку до́лжно во всю жизнь учиться. Кажется, что учиться умирать есть – приуготовляться к смерти; ибо тот, кто всегда приуготовляется к смерти, знает способ благополучно умереть. Следовательно, чтоб нам смерть страшна не была, должны мы всегда к ней приуготовляться. Ибо как тот, кто всегда находится в готовности сразиться с неприятелем, оного не страшится: так и мы, – ежели готовы будем – смерти не убоимся; но приход её встретим с радостью.

1) Чтоб мы приуготовлялись к смерти, к сему возбуждает нас Спаситель, когда говорит: бдите, яко не ве́сте, в кий час Господь ваш прии́дет (Мф.24:42). – Сего́ ра́ди и вы бу́дите готови: яко, в о́ньже час не мните́, Сын человеческий прии́дет (Мф.24:44). И Павел: отве́ргшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживе́м в нынешнем ве́це, жду́ще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит.2:12‒13). И Сирах: помяни́, яко смерть не замедлит, и завет адов не показан ти бысть (Сир.14:12).

2) Таков был Давид. Он всегда готов был к исходу; и потому всегда взывал ко Богу: скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, ко́е есть, да разумею (Пс.38:5). Таков был Павел: он за едино почитал или жить, или умереть: мне е́же жи́ти, Христос: и е́же умре́ти, приобре́тение (Флп.1:21). Так и мы всегда будем готовы к смерти, ограждены щитом веры, и оружием благих дел, подобно Аннибалу, который засыпа́л, будучи всегда вооружён, чтоб в случае неприятелей нападению противиться мог. Аристотель, чтоб не погружаться в глубоком сне, обыкновенно, держал рукою камень над лоханью, дабы он, выпавши из рук в лохань, удобно его разбудить мог: мы должны быть гораздо попечительнее, дабы не овладел нами сон безопасности или сон греха, и тем бы смерть не застала нас неготовыми.

3) Феникс предчувствует, как утверждают, смерть свою, и для того приуготовляет себе гнездо, в коем бы умереть: так человек должен приуготовляться ко гробу, в коем бы успокоиться мог. Феникс как утверждают, свивает себе гнездо из ароматных дерев: так и мы место покою нашему должны устраивать из духовных ароматов – смирны страдания Господа нашего Иисуса Христа, стакти веры и касии благих дел.

4) Бог повелел не носить в субботу никакой тяжести: суббота бо есть Господу Богу (Втор.5:14). смерть есть истинная суббота, се есть упокоенья день. И мы ли тяжесть грехов носить на себе будем? И мы ли тяжестью страстей обременяться станем? Или не знаем повеления Господня: сия́ глаголет Господь: сохраните душы вашя и не носите бреме́н в день суббот (Иер.17:21). Мы душу нашу сохранить желаем, – и с греховным бременем праздновать субботу смерти хотим? Погибшая душа, которая собирает дрова в день субботний, – то есть при наступающей смерти печётся о суетном – каменем бо геенским побивается.

5) Когда Израильтяне должны были проходить Иордан, то Иисус Навин повелел им приуготовить брашна, как пишется: угото́вайте бра́шно, яко еще́ три дни, и вы пре́йдете Иордан сей (Нав.1:11). Всем нам до́лжно переходить Иордан смерти, дабы внити в землю обетованную Небесную. И нам убо, истинным Израильтянам, до́лжно за благовременно приуготовить себе брашно негиблющее, сокровище неоскудеваемо, еже есть Христос; ибо, не имеющие брашна сего – гладом геенским истаевают.

§ XI

Христианине! поминай, что ты человек смертен, что когда-нибудь до́лжно будет тебе умереть. Се бо есть определение Всемогущего. А для сего не привязывайся к миру сему столько, чтобы для благих его – позабыть смертность твою и Отечество, которое есть на Небесах. Не обременяй себя сокровищем века сего. Трудно путнику достигнуть или паки возвратиться в своё отечество, ежели он в чужой стране притяжет себе сёла, нивы и винограды. Поминай полутретья колена Израилева, оставшееся за Иорданом (Нав.22). Они не получили обетования. Стяжи себе богатство негиблющее, сокровище неоскудеваемо на Небесах. Оно приобретается верою и делами благими. Буди благочестив, если желаешь, чтоб смерть твоя была благая. За святою жизнью – и смерть святая и спокойная имеет последовать.

Смерть естественная неизбежна, а вечной смерти, или (по тайновидцу) второй – избежать можно. Но тот избегает оную, кто в сей ещё жизни умирает самому себе. Умереть самому себе – значит умертвить в себе плоть, худые страсти, развращённые пожелания. Кто умирает себе, тот живёт Богу и в Боге: а кто живёт в Боге, того никто из руки Его исхитить не может. Если ты, христианине! будешь ежедневно умирать самому себе, а посему жить Богови, то можешь быть благонадёжен, что смерть вторая не имать на тебе области.

Паче же всего во всех твоих поступках поминай Господа Иисуса. Он производит в тебе веру и добрые дела; Его силою побеждаешь ты плоть и мир, и диавола, ибо един Он есть Победитель. Веруй несомненно, что по смерти – будет Воскресение. Се есть единая надежда христиан! Для сего, умирая, о грехах твоих не отчаивайся, ниже́ чрез меру полагайся на дела твои. Христос есть заслуга твоя; Христос есть и правоты судяй. Ежели ты умрёшь в надежде заслуги Христовой, то верь, что Он отъимет беззакония твои, грехи твои очистит, и даст тебе в наследие Небесное Царствие Своё.

* * *

218

О душе, гл. 51.

219

На Геркулеса действ. 4. (стр. 325)

220

В речи 44, о слове Господнем.

221

Беседа 37, на Евангелиста.

222

На Псалом 117.

223

Книга 28.

224

В книге размышлений, гл. 14, в речи к воину духовному.

225

В утешен. к Марк гл.20. (стр. 229)

226

Речь 4, о смерти.

227

Письмо 105.

228

Письмо 105.

229

Беседа 24 к Евр.

230

Беседа 35 на Матфея.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle