Рассуждение сорок седьмое и последнее. О Страшном суде

Прии́дет Сын человеческий в славе своей, и вси святи́и Ангели с ним (Мф.25:31).

§ I

Страшный cyд, или последний – есть последнее действе Судии Иисус Христа видимое, коим всех людей, пред престолом Его поставленных, будет судить в правде. Яко грядет, – говорит Сам Судия, – час, егда́ ме́ртвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин.5:25).

§ II

Причина действующая суда есть Христос Сын Божий, ибо Он Судия есть. Аарон древле стал между мёртвыми и живыми, и преста погибель людская, как пишется: и ста (Аарон) между́ мертвыми и живыми, и преста́ пагуба (Чис.16:48). Христос – Истинный Первосвященник – станет между мёртвыми и живыми, и произведёт суд, как Сам говорит: Отец не судит ни кому́же, но суд весь даде́ Сы́нови (Ин.5:22). Или как Павел о Нём говорит: засвидетелствую убо аз пред Богом и Господем нашим Иисус Христом, хотящим судити живым и мертвым в явлении его и царствии его (2Тим.4:1). Было первое пришествие Христово, как пишет Иоанн: в мире бе, и мир тем бы́сть, и мир его не позна́ (Ин.1:10): будет же и второе: прии́дет Сын человеческий в славе своей, и вси святи́и Ангели с ним.

§ III

Многие утверждают, что Воскресения, а посему и последнего суда не будет. Таковы были Саддукеи, иже глаголаша: воскресению не быти. Именей и Филит, о коих говорит Павел: от ни́хже есть Имене́й и Фили́т, и́же о истине погреши́ста, глаголюща, яко воскресение уже бысть, и возмущают некоторых веру (2Тим.2:17‒18). Сверх сих Гностики, Флориане, Симмахиане, Проклианите и другие подобные. Но мы имеем: известнейшее пророческое и Апостольское слово, ему́же внимающе якоже светилу сияющу в те́мнем месте, до́ндеже день озарит, и денница возсия́ет в сердцах наших (2Пет.1:19). О суде сем сказал нам Господь наш; о суде сем провозвестили Пророки; о суде сем прорекли Апостолы; о суде сем глаголали святые Отцы.

1) Сказал Господь: прии́дет Сын человеческий в славе своей и вси святи́и Ангели с ним, тогда сядет на престоле славы своея́, и соберутся пред ним вси язы́цы (Мф.25:31‒32).

2) Провозвестили Пророки. Слушай Даниила: и се, на о́блацех небесных яко Сын человечь иды́й бя́ше и даже до ветхаго де́нми до́йде и пред него́ приведе́ся; и тому́ даде́ся власть и честь и царство, и вси лю́дие, племена и язы́цы тому́ поработают; власть его власть вечная (Дан.7:13‒14) и проч. И Захария пророк говорит: и воззрят на́нь, его́же прободо́ша; и всплачутся о нем пла́канием яко о возлюбленнем, и поболя́т о нем болезнию яко о первенце (Зах.12:10). Когда же воззрят? Когда восплачутся? Егда приидет Сын человеческий судити живым и мертвым.

3) Прорекли Апостолы. Так говорит первопрестольный Апостол Пётр: воздадя́т слово гото́ву сущему судити живым и мертвым (1Пет.14:5). И Апостол Павел пишет: всем бо яви́тися нам подобает пред суди́щем Христовым, да прии́мет ки́йждо, яже с телом соде́ла, или́ блага, или́ зла (2Кор.5:10).

4) Глаголали святые Отцы. Так Златоуст: „явится знамение Креста, да бесстыдство Иудеев обличит; приидет бо Христос на суд не раны точию, и поноснейшую смерть показуя»231. Св. Поликарп говорит: „кто не верует будущему суду – перворожденный сатанин есть»232. Приклони ушеса твои, и в словеса Августина, Западной Церкви учителя: „приидет, – говорит, – Искупитель наш в таковом виде, в каковом вознёсся, да исполнится оное Захариево слово: воззрят нань, егоже прободоша. Там Лице будет Судиею, Которое стояло пред Судиею; Оное будет судить, Которое осуждено было; осуждено неправедно, будет судить праведно. Такой явится Судия, Какового могут Его видеть и те, коих Он венчать, и те, коих судить имеет»233.

5) Будет воистину последний суд. Сего требует правда Божия наказующая, о коей говорит Апостол Павел: отмщение не ве́дущым Бога и не послу́шающым благовествованная Господа нашего Иисуса Христа, и́же му́ку прии́мут, погибель вечную (2Сол.1:8‒9). Сего требует правда Божия награждающая. Мы видим весьма ясно, что Бог в сей жизни не всех праведников награждает; а посему правда Божия – требует наградить их в будущей: и изы́дут сотво́ршии благая в воскрешение живота́ (Ин.5:29).

§ IV

Но почему время суда сего называется днём великим? 1) поскольку велие собрание будет: придет бо Сын человеческий во славе своей, и вси святии Ангели с ним. Придут все избранные Божии, яко друзи и сыноне его, – и будут судить нас. О сем говорит Августин234: „пред такими я, бедный, предстану судиями, какие сколько превзошли меня в благом деле; столько будет обличающих, сколько было пример благочестия мне подающих» и проч. Предстанут в день сей и все язы́цы, последнего решения ожидающие, по оному: и соберутся пред ним вси язы́цы (Мф.25:32); 2) поскольку рассуждаемо будет о важнейшем деле. Сие есть совершенное благо, и совершенное зло. Состояние, которое улучат в сие время праведники и грешники – на веки в оном пребудут. 3) поскольку день оный, будет заключать в себе все прошедших веков дни, и будет, как бы оглавление всех веков. В день сей, как бы на театре, представлены будут все дела, каковые происходили от сложения мира. 4) Время суда называется днём великим, поскольку сей день положит конец миру, времени, беззаконию, заслугам, бедам, жалобам, и, наконец, – всем попечениям человеческим. 5) Понеже будет начало великого оного дня, который вечностью называется.

§ V

Последний суд есть страшен: 1) в рассуждении строгости Судии, Который милостив не будет, и грехов прощать не станет, как говорит о Нём Давид: суди́ти и́мать вселе́нней в правду, суди́ти и́мать лю́дем в правоте (Пс.9:9). В Первое пришествие явился против диавола как Давид против Голиафа – безоружен, в рабием зраце: во Второе пришествие приидет как Давид против Навала – вооружён (1Цар.25). 2) В рассуждении важности исследования: ибо и самые малейшие дела, самые помышления исследованы будут: глаголю же вам, – говорит Спаситель, – яко вся́ко слово праздное, е́же аще реку́т человецы, воздадя́т о нем слово в день судный (Мф.12:36); и Апостол пишет: темже прежде вре́мене ничто́же суди́те, до́ндеже прии́дет Господь, и́же во све́те приведе́т тайная тмы и объяви́т советы серде́чныя, и тогда похвала́ будет кому́ждо от Бога (1Кор.4:5). „Тогда-то сказано будет, – говорит Златоуст, – се человек и дела его! Тогда сказано будет всем нераскаянным, что Нафан пророк Давиду: яко ты сотворил еси́ в тайне, аз же сотворю глагол сей пред всем Израилем и пред солнцем сим (2Цар.12:12)». 3) В рассуждении нечестия самих грешников, которые трепетать будут от лица разгневанного Судии: и восплачутся пред ним вси язы́цы. 4) В рассуждении обвинения всех тварей. Тогда все твари на грешников восстанут, и осудят их в крайней неблагодарности, что они не познали благости Божия и чести, и пользы в созданиях им оказанной. Обвинять будет небо, огонь, воздух, земля, что они чрез них суете подвержены были или, как Павел пишет: суете тварь повину́ся неволею (Рим.8:20). Какой воистину страх, когда не точию Творец восстанет на грешников, но и самая совесть их и самые творения! О сем так говорит св. Златоуст: „в той день нечего будет нам ответствовать, когда небо и земля, воздух и вода, и целый мир восстанет против нас во свидетельство беззаконий наших. Аще же и все умолчат, – то самые помышления наши, самые дела наши – в особенности станут пред очами нашими, осуждая нас пред Богом»235.

§ VI

Великолепен будет суд сей, поскольку Отец будет присутствовать невидимо с Духом Святым, а Христос – видимо, окружённый сиянием славы Своей штами тем Ангелов и всеми святыми. Великолепие сие произойдёт: 1) из совершенств Божиих: всемогущества, премудрости, правды, истины. 2) От славного престола Божия и от славы крепости Его, на нюже и Ангелы взирают, покрывающе лица свои. 3) От многочисленного собрания, которое составлять будут все человеки от Адама произошедшие: я́ко гряде́т час, и ныне есть, егда́ ме́ртвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин.5:25). Всемогущество, то есть Божие возбудит всех, кои только умерли, и представит суду Своему.

§ VII

Сей суд будет справедливейший: 1). В рассуждении последнего решения, которое издано будет в самой справедливости: идут си́и в му́ку вечную: праведницы же в живот вечный (Мф.25:46). 2) В рассуждении Судии, Который есть Неумолимый, как говорит Давид: Бог суди́тель праведен, и крепок (Пс.7:12). Св. Киприан236 о суде говорит: „неизбежное есть оное определение, и непреложный суд, осуждения сего неизреченное будет постановление.

§ VIII

Нет ничего известнее как, что будет последний суд; но с другой стороны – нет ничего неизвестнее как – когда будет? что будет? Сие мы в Евангелии видим, сердцем веруем, устами исповедуем: а когда будет, о том Спаситель научает: несть ваше разумети времена́ и лета, яже Отец положи́ во своей власти (Деян.1:7). А для чего? Для того, что: о дни́ том и часе никто́же весть, ни Ангели небеснии, то́кмо Отец мои един. Якоже бо бысть во дни́ Ноевы: та́ко будет и пришествие Сына человеческаго. Якоже бо бе́ху во дни прежде потопа яду́ще и пию́ще, женя́щеся и посяга́юще, до него́же дне́ вни́де Но́е в ковчег, и не уве́деша, до́ндеже прии́де вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческаго (Мф.24:36‒39).

§ IX

Но для чего Сын Божий скрыл от знания нашего день судный?

1) Дабы мы бодрствовали: бдите, – говорит Спаситель, – яко не ве́сте, в кий час Господь ваш прии́дет (Мф.24:42). Чтобы сберечь наше имение: мы строим крепкие дома, запираем ворота, привязываем бодрственных псов; а для чего такие осторожности? – ибо не знаем, в кий час тать приидет. Почто убо нерадим о душе, и попускаем, чтоб богатство её расхищаемо было, и на одре пороков безопасно спим, – будучи уверены, что Господь яко тать приидет? Как целомудренная жена с нетерпеливостью ожидает своего супруга, как верный раб своего господина, – так мы пришествия Христа Жениха нашего ожидатъ должны. „Бодрствовать должен (слова Августиновы) всякий христианин, да не застанет его неготового приход Господень»237. Неготового же застанет день оный, – когда застанет развращённым. В житии его – последний его день.

2) Сокрыт от очей наших суд сей, дабы мы проходили порядочно звание христианское, и в беззакониях не валялись, по подобию оного раба, о коем пишется: еще ли же рече́т злый раб той в се́рдцы свое́м: косни́т господин мой приити́, и на́чнет би́ти клевре́ты своя́, я́сти же и пи́ти с пия́ницами (Мф.24:48‒49). Опасаться бо нам надобно, чтоб такому же наказанию не подпасть и нам, какому подпал оный неключимый раб: и прии́дет господин раба того в день, в о́ньже не чает, и в час, в о́ньже не весть, и расте́шет его полма́, и часть его с неверными положит: ту будет плачь и скрежет зубо́м (Мф.24:50‒51).

3) Неизвестен есть будущий суд, дабы мы всегда его боялись. Страх есть узда греха: ибо как солнце светом своим затмевает все звёзды, так память Страшного суда, и страх жесточайшего правосудия истребляет все пожелания духа. Давид говорит: Страх Господень чист (Пс.18:10). Ежели бы не убоялись Ниневитяне гнева Господня, то поглощены бы были водами; напротив того, как пишется: и облеко́шася во вретища человецы и ско́ти и возопи́ша прилежно к Богу, и возврати́ся ки́йждо от пути своего лукаваго и от неправды су́щия в руках их, глаголюще: кто́ весть, аще раскается и умоле́н будет Бог, и обратится от гнева ярости своея́, и не погибнем? А посему: и ви́де Бог дела́ их, яко обрати́шася от пути́й своих лукавых, и раска́яся Бог о зле, е́же глаголаше сотвори́ти им, и не сотвори́ (Ион.3:8‒10). Напротив того зятья Лотовы не устрашились прещения Ангелов, яко отмщение належит граду – для того совсем погибли. Ежели и мы будем бояться суда будущего, то избежим пороков, и осуждены не будем; в противном случае – и мы погибнем.

§ X

И кому подобен суд будущий, и кому оный уподоблю?

1) Подобен смоковнице оной, о коей говорит Спаситель: от смоковницы же научитеся притчи, егда́ уже ва́ия ея́ будут мла́да, и ли́ствие прозябнет, ве́дите, яко близ есть жатва (Мф.24:32). α) Потому, что день оный утешит праведников, что зима искушений прейдёт и лето славы придёт. Как зеленеющиеся древа доказывают начало лета, и тогда чувствуют отраду человеки, и звери, а наипаче птицы, которые вылетают из своих мест, в коих скрывались, и воздух исполняют приятным пением. На сие изрядно св. Григорий238: „хорошо Царствие Божие уподобляется лету; ибо когда сетования нашего мгла проходит, когда дни жизни вечного солнца лучами осияваеми будут». Посему повелевает Господь праведникам благодушествовать: та́ко и вы, егда видите сия́ вся, ве́дите, яко близ есть, при две́рех (Мф.24:33). Как бы так сказал: егда видите пришествие Моё – радуйтесь: ибо веселье вечное будет над главою вашею. β) Будущий суд подобен смоковнице. Древа зимою все бывают почти как мёртвые и плодоносное от бесплодного различить трудно; напротив того летом различаются, как наипаче смоковница: так благочестивые явятся в день оный с делами своими, которые были в сей жизни сокровенны, о сем так пишет Павел: умро́сте бо, и живот ваш сокрове́н есть со Христом в Бозе (Кол.3:3). γ) Как, когда украсится листвием смоковница, то уже после снегу или мороза не бывает: так избранным Божиим в день он никакого искушения уже не будет, по оному: и отъи́мет Бог вся́ку слезу от о́чию их, и смерти не будет ктому́: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому́, яко первая мимоидо́ша (Откр.21:4).

2) И кому подобен страшный суд? Подобен молнии. Якоже бо молния исходит от восток и является до запад: та́ко будет пришествие Сына человеческаго (Мф.24:27). А какое сходство? α) Молния не только есть светла, но и всё то освещает, что находится во тьме, и чего иначе ночью видеть не можно: так пришествие Христово будет явственно всем: и узрят, – пишется, – вси концы земли спасение, е́же от Бога нашего (Ис.52:10). И сверх того откроет грешникам, во тьме беззаконий заблуждающим, сколь далёко они ходили от пути истины, и они принуждены будут сказать: заблуди́хом от пути истиннаго, и правды свет не облиста́ нам, и солнце не возсия́ нам (Прем.5:6). β) Молния устрашает, и причиняет ужас от последующего грома, а иногда и удара; посему мы при видении вдруг ограждаем себя крестом: таково будет пришествие, и воззрение на Судию Господа, всем тем, которые имеют худую совесть; поскольку тогда уразумеют, что вдруг последует оный страшный громовый удар: идите от мене проклятии во огнь вечный. Но уже там – невозможно будет спастись ограждением креста, – ежели в сей жизни креста на себе носить не будем. γ) Молния является вдруг: так будет и суд сей. На сем Страшном суде, хотя злочестивые и узрят Судию; однако вечно наслаждаться лепотой зрака Его не будут. Агасфер, Персидский царь, когда узнал злобу Аманову, то вдруг встал из-за стола, за коим и Аман сидел, и пошёл в сад, как пишется: царь же воста́ со гневом от пира и и́де в вертоград (Эсф.7:7): так и Царь царствующих отвратит лице Своё от беззаконников.

3) И кому уподоблю суд сей, и кому есть подобен? Подобен есть браку. Ибо α) тогда Жених Церкви Христос придёт со Ангелы Своими, чтобы привести невесту Свою к Небесному браку. Ныне Церковь Христова искушается – пребудет ли верна Жениху своему; а там – начнётся пир, никогда не престающий. Тогда возопиют все верные, егда узрят наступающее время воздаяния. Ра́дуимся и веселимся, и дадим славу ему: яко прии́де брак а́гнчий, и жена его уготовила есть себе́ (Откр.19:7). Время жития нашего – есть время, в которое мы уготовлять себя к пришествию Его должны. β) Чтоб Жениха достойно принять, до́лжно украсить светилники своя (Мф.25:7) и одеться одеждою виссонною. Мы, чтоб обрести благодать пред Богом, должны облечены быть одеждою добродетелей, и душу нашу украсить светильником от елея милосердия. γ) Когда приходит Жених, тогда готовые входят на браки, и затворяются двери: бедственно тех состояние, которые тогда начнут каяться, когда уже вопль будет: се, жених гряде́т, исходи́те в сре́тение его (Мф.25:6). Нет уже тогда времени покаянию: аминь глаголю вам, не вем вас (Мф.25:12).

4) И кому уподоблю суд сей, и кому есть подобен? Подобен есть татю. Аще убо, – говорит Сын Божий в Откровении, – не бди́ши, прииду́ на тя яко тать, и не и́маши почу́ти, в ки́й час прииду́ на тя (Откр.3:3). И Апостол Пётр говорит: прии́дет же день Господень яко тать в нощи́ (2Пет.3:10). α) Тать приходит тогда, когда не чают: так будет пришествие Христово: а́ще бы ведал до́му владыка, в ку́ю стражу тать прии́дет, бдел у́бо бы и не бы́ дал подкопа́ти храма своего (Мф.24:43). β) Тать не тогда приходит, когда хозяин бодрствует, но, когда в глубоком находится сне: так и день оный по большей части обрящет неготовых. Посему весьма те погрешают, кои утверждают, что смерть, a посему и суд, тогда им будет, когда они живут во благоденствии, хотя и порочно. Фараон не тогда ли потоплен, когда пришёл в крайнее ожесточение? Сыновья Иовлевы не тогда ли храминою задавлены, когда пиршествовали (Иов.1:18–19)? Саул не тогда ли убиен был, когда отступил от Бога? a Иуда не тогда ли погиб, когда Христа продал? γ) Тать бодрствующего хозяина боится, спящего – обнажает, а иногда и убивает: так бодрствующему христианину не вредит суд Господень; но нерадящих и унывающих погубляет.

5) И кому подобен суд сей? Подобен жатве, как Спаситель говорит: и во время жатвы реку́ жа́телем: соберите пе́рвее пле́велы и свяжите их в снопы, яко сожещи́ я: а пшеницу соберите в житницу мою (Мф.13:30). Подобно и в Апокалипсисе описывается пришествие Христово с серпом для пожатия людей: и ви́дех, и се, облак светел, и на о́блаце седя́й подобен Сыну человеческому, имея на главе своей венец злат, и в руце его серп. И ин Ангел изы́де из храма, вопия́ ве́лиим гласом седя́щему на о́блаце: посли́ серп твой и жни, яко прии́де час пожа́ти, зане́ и́зсше трава земная (Откр.14:14–15). α) Подобен суд сей жатве: поле есть мир; плевелы – беззаконные люди; пшеница – праведных души; серп – правосудие; жатели – Ангелы; огнь сожигаяй – место мучения; житница – Царствие Небесное. ß) Подобен суд сей жатве, поскольку, как прежде жатвы поле бывает исполнено плодов, но после жатвы не остаётся ни одного колоса, так теперь мир преисполнен людьми, по скончании же суда, так пожат и истощён будет, что ни одного человека не останется, ибо никто не избежит от руки жнущих. γ) Когда колосья стоят ещё на полях, то пользуются и питаются соками земными, наслаждаются благодеянием солнца и дождей и посему – растут и созревают; но по жатве – ничего из сих более не требуют: так и человеки – покудова живут, потуду благих Церкви, и благодати Божия причащаются; но подсечены будучи смертью, – ничего из сих не требуют: ибо там не путь, но предел есть. δ) Как классы на поле бывают разные – иные высокие, другие низкие, сии полные, те пустые, – a по жатве все равны: так и в сей жизни великое есть различие между человеками: иные господа, одни богатые, те убогие, сии худородные и проч. Но не так там. Все в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится. Предстанем вси, да восприимет кийждо, еже с телом содела, или блага, или зла. Тогда пшеница соберётся в житницу, плевы же – сожжены будут огнём негасимым; праведницы наследят царствие уготованное от сложения мира (Мф.25:34), грешницы же – огнь вечный, угото́ванный диаволу и а́ггелом его (Мф.25:41).

6) И кому подобен суд сей? Подобен есть неводу, вверженному в море и от всякаго роду собравшу; и́же егда исполнился, извлеко́ша и на край, и се́дше избра́ша добрыя в сосуды, а злыя изверго́ша вон (Мф.13:47–48). В последний суд все собраны будут: от востока и запада, и севера, и юга, – все племена и язы́цы, – и предстанут пред Судию, и тогда Ангелы разлучат их друг от друга – добрых – от злых. О, жалостное разлучение! Как жалостно прощаемся мы с родителями, с женою, и детьми, со сродниками и друзьями умирающими; но при всём том чаем увидеться с ними в будущем веке. Что будет там, егда узрим их, – и с ними должно будет разлучиться? что будет, когда отец узрит сына или сын отца, вземлема Ангелами на Небо, а самого – оставлена во дне адове? когда узрит жену свою, стоящую ошуюю всю трепещущую, руки простирающую, но при всём том не может ей подать помощи. И сие есть то, о чём Спаситель говорит: бу́дета два на одре едином; един пое́млется, а други́й оставляется (Лк.17:34).

7) И кому подобен суд сей? Подобен оному Всемирному потопу, истребившему всякую плоть, живущую на земле. Страшное было заподлинно зрелище потопа. Как помалу умножались воды, тогда трепещущие матери бегали с младенцами по домам, не зная где деваться; восставали другие со страхом от стола, и искали убежища; восставали от ложа жених с невестою, сюда и туда бегали, желая избежать шумящих волн. Можно было некоторых видеть восходящих на самые высочайшие покои, или на кровлю влазящих, некиих, восходяших на верх высочайших дерев, и иных, на высочайшие горы бегущих; но – всуе: ибо никто стремления вод избежать не мог. О, колико жалели они, что проповеди Ноевой не слушали, но ему насмехались и презирали! О Ной! сколь ты премудр был! – говорили они. О, сколь мы – безумны и несмысленны! О, если бы можно было, – говорили они, – теперь войти в ковчег, – сколь бы мы желали и всю жизнь пребывать в нём! Могли некогда, но не хотели; ныне и хотим, но не можем! Но гораздо бедственнее будет потоп судный. Небо и земля сгорит; и не временное, но – вечное нераскаянные грешники получат наказание. Один только ковчег, то есть верные – спасены будут.

§ XI

Потребно убо нам помышлять день Судый, да не найдёт на нас всегубительство. О сем негде жалуется Бог чрез пророка Иеремию: Ероди́а на небеси́ позна́ время свое; горлица и ла́стовица се́лная, вра́бие сохрани́ша времена́ входов своих; лю́дие же мои си́и не позна́ша судеб Господних (Иер.8:7). Аще птицы столь премудры суть, что познают времена, то мы ли столь неразумны будем, что не познаем времени приятного праведным и неприятного грешным? Неужели не оградим себя против молнии оной – гласа прещения? Неужели не управим себя на браки Жениха? Неужели не будем бодрствовать, чтоб от татя разграбленным не быть? Неужели не познаем время жатвы и время невода? Неужели не постараемся спастись от огненного оного потопа?

§ XII

Когда Иисус Христос сидел на горе Елеонской, то приступили к Нему ученицы Его, и вопрошали Его: рцы нам, что есть знамение твоего пришествия и кончина века? (Мф.24:3). Не неприлично и нам вникать, какие знамения суть Второго пришествия?

1) Знамение пришествия Христова есть проповеданное Евангелие во всём мире: так бо Христос говорит ученикам: и пропове́стся сие́ евангелие царствия по всей вселенней, во свидетелство всем язы́ком, и тогда прии́дет кончина (Мф.24:14).

2) Совершенная безопасность и беззаконие в человеках. Тогда бо, якоже во дни Ноевы, будут только есть, пить, жениться, здати и проч. (Лк.17:26–27). Сих людей деяния изображает Ап. Павел, глаголя: сие же веждь, яко в последния дни настанут времена лю́та. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, велича́ви, го́рди, ху́лницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримири́телни (2Тим.3:1–3). И на другом месте: егда бо рекрут, мир и утверждение, тогда внеза́пу нападе́т на них всегубителство (1Сол.5:3).

3) Отступление от благочестия и здравого учения, как пишется: Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, вне́млюще духово́м ле́стчым и учением бесовским (1Тим.4:1).

4) Откровение антихриста и лжепророков. Иоанн пишет: якоже слы́шасте, яко антихрист гряде́т, и ныне антихристи мно́зи бы́ша; от сего разумева́ем, яко последний час есть (1Ин.2:18). И Павел: и тогда яви́тся беззаконник, его́же Господь Иисус убие́т Духом уст своих, и упразднит явлением пришествия своего; его́же есть пришествие по де́йству сатанину́ во вся́цей силе и зна́мениих и чудесех ложных (2Сол.2:8–9). И Сам Христос: и мно́зи лжепроро́цы востанут и прельстят многия (Мф.24:11).

5) Гонение на Церковь Божию, как прорёк Христос: тогда предадя́т вы в скорби и убию́т вы; и будете ненавидими всеми язы́ки и́мене моего ради (Мф.24:9).

6) Презрение любви: и за умножение беззакония, иссякнет любы́ многих (Мф.24:12).

7) Брани, глад, напрасная смерть суть признаки приближающегося суда: егда же услышите брани и нестроения, не убо́йтеся. подобает бо си́м бы́ти прежде; востанет бо язык на язык, и царство на царство; тру́си же вели́цы по местом, и гла́ди и пагубы будут (Лк.21:9–11).

8) Знамения на небеси: страхования же знамения велия с небесе будут (Лк.21:25). α) Будут знамения на небеси, то есть в солнце, в луне и в звёздах. β) Знамения на земле, как-то: землетрясение, глады и проч. γ) Знамения в воздухе: будет воздух заразительный; a посему – смертоносная язва. Будет град, [о коем возвещает Иоанн Богослов: бысть град и огнь, сме́шены с кровию, и падо́ша на землю, и тре́тия часть древа погоре́, и всяка трава злачная погоре́ (Откр.8:7)] в знамение крови праведных, пролитой от сложения мира. Будет вар солнечный [как пишет: и четвертый Ангел излия́ фиа́л свой на солнце, и дано бысть ему опаля́ти человеки огнем; и опали́шася человецы зноем великим, и ху́лиша имя Божие (Откр.16:8–9)] в знамение худых похотей, коими человеки возгорались. δ) Будут знамения в воде – первее море заключалось в своих пределах по оному: предел положил еси (волнам) его́же не пре́йдут, ниже́ обратятся покры́ти землю (Пс.103:9), но – в последние времена волны преступать будут свои пределы, и частые произведут наводнения. Приложи и оное знамение в море, о коем в Апокалипсисе: и вторы́й Ангел воструби́, и яко гора́ вели́ка огнем жего́ма ввержена бысть в море; и бысть третия часть моря кровь, и у́мре третия часть созданий сущих в мо́ри, имущих души, и тре́тия часть кораблей поги́бе (Откр.8:8–9). ε) будут знамения на человеках: и и́де первый Ангел и излия́ фиа́л свой на землю; и бысть гной зол и лют на человецех имущих начертание зверино (Откр.16:2). ζ) Знамения в животных, как пишется: и от дыма изыдо́ша пру́зи на землю, и дана́ бысть им область, якоже и́мут область скорпи́и земнии; и рече́но бысть им, да не вредят травы́ земныя, ни всякаго злака, ни всякаго древа, но человеки точию, и́же не и́мут печати Божия на челе́х своих (Откр.9:3–4). μ) Будут, наконец, знамения и в самих демонах – будут разрешены четыре демона, которые везде возбудят междоусобия и брани (Откр.9:14) и проч.

Сии-то знамения, и гораздо вящшие – предшествовать будут Второму пришествию. И отсюда видеть можно правосудие и милосердие Божие. Правосудие: ибо отовсюду из всего мира восстанут мучители на мучение нечестивых. Милосердие: поскольку казни сии происходить будут не вдруг, но по малу, дабы грешники обратились на покаяние; напротив того благочестивые будут в благополучном состоянии, по подобию Израильтян, кои, живя вместе с Египтянами, – десятки казней, на Египет посланных, – не чувствовали. Но много ли будет спасаемых? среди превращения стихий, среди смятения земли, моря, и небес премногие не точию не раскаются, но – и более ожесточатся: и не покаяшася, – пишется, – (после толиких казней) от убийств своих, ни от волхований своих, ниже́ от блуда своего, от татьб своих (Откр.19:21). И на другом месте: ху́лиша имя Божие, и́же и́мать область на язвах сих; и не пока́яшася да́ти ему славы (Откр.16:9). Египтяне сколько ни испытали на себе казней Божиих; однако ожесточены были, не раскаялись, погибли.

§ ХIII

Что же за сими знамениями последует? Несомненно, Воскресение мёртвых. Многие отрицают сие. Но аще воскресения мертвых несть (слова Павловы), то ни Христос воста́. Аще же Христос не воста́, тще у́бо пропове́дание наше, тща же и вера ваша (1Кор.15:13–14). Аще Воскресения нет, то какое различие между нами и между бессловесными? „Ежели Воскресения нет, то и Бога нет, ни промысла, но всё управляется случаем», – говорит святой Дамаскин239. И Златоуст: „отними надежду Воскресения, и погибе всё почтение веры»240. Поскольку кто Воскресению мёртвых не верует, тот ни наказания ожидает, тот ведёт жизнь скотскую. Да не будет сего, Христиане! чтоб нам не веровать Воскресению мёртвых. Кто обещал нам оное, – Тот совершенно исполнит. Словеса́ Господня словеса́ чи́ста, сребро́ разжже́но, искуше́но земли́, очище́но седмери́цею (Пс.11:7). – Яко право слово Господне, и вся дела́ его в вере (Пс.32:4).

§ XIV

Итак, последует всеобщее всех Воскресение, которое есть чудное всемогущества Божия действие, коим Он души наши с телесами соединит, и истлевшую плоть нашу обновит, и представит пред Собою. Действие сие, инде называется гласом Сына Божия: яко грядет, – говорит Спаситель, – час, и ныне есть, егда ме́ртвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин.5:25). Инде называется трубою: востру́бит бо, и мертвии востанут нетле́нни, и мы изменимся (1Кор.15:52). Силою убо всемогущества Божия мы воскреснем с теми самыми телесами, которые здесь имеем, но точию прославленными. Всем нам, – говорит Павел, – яви́тися подобает пред суди́щем Христовым, да прии́мет ки́йждо, яже с телом соде́ла, или́ блага, или́ зла (2Кор.5:10). А что самое сие тело, которое имеем, точию прославленное, воскреснет, тот же Апостол утверждает: сеется в тление, востае́т в нетлении. Сеется не в честь, востае́т в славе. Сеется в немощи, востае́т в силе. Сеется тело душевное, востае́т тело духовное (1Кор.15:42–44). Видишь ли, что оно будет прославлено. „Восстанет убо, – говорит Тертуллиан, – плоть, да ещё всякая, да ещё та самая, да ещё целая». И св. Григорий пишет: „исповедаем, что плоть наша по Воскресении будет и таже, и различна: таже по естеству, различна по славе; та же по точности, и различна по силе».

§ XV

Что убо по Воскресении сем будет? Когда убо собраны будем Ангелами в сретение Господне на воздусе, тогда явится Сын Божий с тьмами Ангел и всеми святыми, и тогда сядет на престоле славы Своей. Конец явления сего – будет последнее решение сие: прииди́те, благослове́ннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34). И оное: идите от мене проклятии во огнь вечный. Сколь радостное решение первое для верных! Сколь страшное прещение для злочестивых! Каковым лицом тогда воззрят на Судию сего ожесточённые Иудеи, егда узрят язвы Его, которые Ему причинили? Какой стыд покроет того окамененного грешника, который во всю жизнь беззакониями своими вторично распинал Его; напротив того, какою восхищены радостью будут праведники, когда узрят Благодетеля и Искупителя своего, ублажающего их за постоянство в вере и благочестии, и в Небесное Своё Царство их призывающего: приидите благословеннии. Коль несходственное зрелище! Сии восплещут, те – восстенают. Сии возрадуются, те – возрыдают. Но что много? довольно сего, что Христово решение: и идут сии (грешники) в му́ку вечную, праведницы же в живот вечный, будет последнее – конец всему явлению.

§ XVI

Се есть решительная минута! Она ясно покажет: кому быть вечно благополучну и кому несчастливу; кому во веки веселиться, и кому вечно мучиться: блажен и свят, и́же и́мать часть в воскресении пе́рвем; на ни́хже смерть вторая не и́мать области (Откр.20:6). Смерть же вторая есть геенна огненная, вечное мучение, поскольку отсюда начинается вечность. О вечность! ты всегда будешь начинаться, но – конца иметь не будешь! Глубочайшая бездна, невидимая человеческими очами! Веселитесь праведные в нынешнем веке: ибо веселье и царство ваше будет вечное; вы же – грешники – принесите покаяние в сей жизни, да избежите наказания, которое будет вечное. Покаяние есть единственное средство избежать огня геенского; и́же бо не обрящетеся в кни́зе живо́тней написан, ввержен будет в е́зеро огненное (Откр.20:15).

§ ХVII

Суд будущий обязывает нас, дабы мы

1) О нём размышляли. Судия на сем суде будет иметь очи я́ко пламень о́гнен (Откр.1:14). Посему до́лжно нам Его бояться, но не рабски. Живописец, выдавая в публику портрет, не боится глаз простого народа, но опасается другого какого-либо живописца: душа наша имеет образ Божий, позлащённый различными дарами. Она представится на суде. Хранить убо её нам потребно; ибо не с искусным каким художником дело иметь будем, но – с Богом, Художником писания душевного. Размышляем убо почаще о сем, да возможем живо на себе изобразить образ Божий, и да станем дерзновенно пред лицем Его.

2) Должны мы Христа Господа нашего во благодушии ожидать. С великим усердием и жадностью ожидают дети пришествия отца своего от далечайшей страны; невеста – прибытия жениха своего; пленник – искупителя своего: с толиким и мы должны ожидать Христа Иисуса. Он наш отец, Он, отходя, утешал нас: чадца! вма́ле, и не видите мене́, и паки вма́ле, и у́зрите мя (Ин.16:16). Он Жених наш: ибо мы с Ним духовное обручение имамы. Он наш искупитель, понеже искупил нас от законной клятвы. Ожидаем Господа сего, и не будем подобны тем отчаянным, о коих пишется: прииди́те убо и насладимся настоящих благих, вина дражайшаго, и мира благово́нна исполнимся (Прем.2:6–7).

3) Должны воздвизать и восклонять главы свои по совету Господню: восклони́теся и воздви́гните главы́ ва́шя: зане́ приближается избавление ваше (Лк.21:28). Сие значит – ожидать прихода Его с радостью. Радуются подчинённые, когда приближается к ним земной царь: так праведники во время пришествия Христова возрадуются, не опасаясь возмущений и разрушений естества. Мы ныне шествуем в мире сем: слячены, очернены, печальны; но, когда узрим наступающий пришествия Христова день, должны воздвизать главы наши, ибо оная греховная тяжесть, нас угнетающая, совсем исчезнет. Не будем очернены, ибо во одеяние бело облечёмся. Не будем печальны, ибо веселье вечное будет над главами нашими.

4) Не должны суда сего бояться рабски „дабы, – говорит Августин, – мы противу самих себя не молились: да приидет царствие твое"241. Да и чего нам бояться? α) Христос есть брат наш, как пишет Давид: возвещу имя мое́ братии моей (Пс.21:23). Или, как говорит Павел о Христе: должен бе по всему подобитися братии, а посему может и искушаемым помощи́ (Евр.2:17, 18). β) Он есть наш избавитель, как пишет Павел к Тимофею: избавит мя Господь от всякаго дела лукава и спасет во царствие свое небесное (2Тим.4:18). γ) Он есть посредник между гневом Божиим и нашими беззакониями: един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус да́вый себе избавление за всех (1Тим.2:5–6). δ) Он есть пастырь, знающий овцы своя, питаяй, приемляй и напояваяй их: яко агнец, – пишется, – и́же посреде́ престола, упасе́т я, и наставит их на животныя источники вод, и отъи́мет Бог вся́ку слезу от очию их (Откр.7:17). ε) Бог чрез Исаию обещает: аще сквозе́ огнь про́йдеши, не сожже́шися, и пламень не опалит тебе (Ис.43:2); убо там ли не спасёт нас? ζ) Должник не боится, когда заимодавец раздерёт рукописание его; мы должники Божии в рассуждении грехов наших; неужели будем страшиться, когда Христос истребил е́же на нас рукописание уче́ньми, е́же бе сопроти́вно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на кресте (Кол.2:14). Следственно, кто боится рабски Страшного суда, тот не есть уверен в своём спасении, тот заслугу Христову уменьшает, тот несть сын, но – раб.

§ XVIII

Из рассуждения сего всякому видеть можно, что будет суд Божий Страшный, Последним именуемый. Несомненно, убо веровать Воскресению мертвых, и будущему суду до́лжно. Кто не верует Воскресению мертвых, тот без сомнения осуждён будет. Равным образом ничего не пользует Воскресению веровать, – если в сей жизни не восставать от гробов, то есть грехов. Ибо кто валяется в беззакониях, тот живой мертвец. В сей жизни, воспрянуть от грехов, состоит в нашей власти, но – в будущее Воскресение – не в нашей воле; воскреснем, – хотя бы и не хотели. Слушай, что говорит Августин: „воскреснем убо Воскресением первым, ежели не хотим осуждены быть в Воскресение второе»242. И на другом месте: перемени убо жизнь, ежели хочешь получить жизнь»243. И Павел научает: Христос же за всех у́мре, да живу́щии не ктому́ себе живут, но уме́ршему за них и воскресшему (2Кор.5:15). Ежели так воскреснем в сей жизни, то, без сомнения, в будущей воскреснем в жизнь вечную, поскольку нечестивые воскреснут – в укоризну и в стыдение вечное (Дан.12:2). Ежели украсим души наши светильниками веры, и обогатим елеем милосердия, то с надеждою жизни вечной будем встречать Христа, Жениха нашего.

Страшен последний суд! как же предстанем мы на суде сем, не имея благих дел? Слушай, что говорит пророк Малахия: се, день гряде́т горя́щь яко пещь и попали́т я, и будут вси иноплеменницы и вси творя́щии беззаконная яко сте́блие; и возжже́т я день Господень гряды́й (Мал.4:1). Что убо останется нам делать? егда день Господень грядёт яко пещь? „одесную, – говорит Анзельм, – будут грехи осуждающие, ошуюю – бесчисленные демоны стоящие, под ногами – ужасное смешение, верху – раздражённый Судия, извне – мир горящий, внутрь – жгущая совесть: там праведник едва спасётся. Ах, бедный грешник, там, со всех сторон окружён будучи, куда убежишь? укрыться невозможно, явится – нестерпимо и страшно».

Что будет, ежели мы узрим сладчайшее Христово лице, и от видения Его грехи наши навеки нас отлучат? Амвросий говорит: „в последний день суда: отверстым бывшим небесам, служащим Ангелам, соседящим Апостолам, явится Христос на престоле славы Своей, все верные и отверженные узрят Его, да и праведные о видении лица Его вечно возрадуются, и грешники, о отвращении, вечно восплачут»244. Что будет, когда узрим праведников – ублажаемых, прославляемых, на Небеса возводимых; нас же, в нераскаянии пребывших, – поносимых, низлагаемых, во огнь вечный посылаемых? воистину, ту будет плачь, и скрежет зубов.

Следственно, чтоб избежать горестного сего состояния, то постараемся явить себя достойными жизни вечной. Очистим себя от всякой скверны, плоти и духа: ибо в Царствие Небесное не входит всяко скверно (Откр.21:27). Приуготовим себе ризы брачные. Се! есть златая одежда веры, бисерами добродетелей усыпанная, и так возможем сне́сти обед в Царствии Божии; в противном случае сказано будет нам: Друже! почто вошёл еси семо не имея одеяния брачна. А чтоб нам всегда со тщанием пещись об украшении себя одеждою души нашей, – то всегда должны иметь в памяти Страшный суд Божий. Подражать до́лжно в сем случае св. Иерониму245, кой сам о себе говорит: „ем ли я? пью ли я? или ино что делаю? – всегда кажется гремит во ушесах моих глас сей: вставайте мертвые, идите на суд. Сколько раз ни помышляю день Судный – весь сердцем содрогаюсь». И далее наставление предлагая, говорит: „ежели есть в сей жизни какое увеселение, то оное так употреблять до́лжно, чтобы горесть будущего суда никогда из памяти не выходила». Располагать до́лжно все дела наши так, как бы делали мы всё в присутствии Божии. Ежели будем рассуждать, что Бог всегда при нас присутствует, то никогда смертно не согрешим. Амвросий246 говорит: „ничто так не способствует к жизни честной, как верить, что судить нас будет такой Судия, от Которого и тайное не укрывается».

Встанем Христиане! от сна греховного, и воссияет нам свет Христов. О сем говорит Павел: воста́ни, спя́й, и воскресни́ от мертвых, и освети́т тя Христос (Еф.5:14). Покаемся, пока время есть покаянию. Ныне время благодеянно, ныне день спасения. Ведаем, что по смерти не будет покаяния. Тогда восхочем покаяться, но не возможем. Постараемся так жить, чтоб во Второе славное пришествие Господа нашего сказано нам было: прииди́те, благослове́ннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34). Еже буди! буди!

Благий Иисусе, Слово Отчее, сияние Отеческой славы, на Него же Ангелы зрети непрестанно желают! научи нас творити волю Твою, да Духом Твоим благим наставлены, достигнем блаженного оного Града, идеже день есть вечный, и един всем дух; идеже истинная безопасность и безопасная вечность, и вечное спокойствие и спокойное блаженство, и блаженная сладость и сладкая приятность; идеже Ты Боже со Отцем и Святым Духом живеши и царствуеши в бесконечные веки веков.

Конец.

* * *

231

Беседа 77, на Матфея.

232

Посл. к филип. (стр.335)

233

На Иоанна в 19 трактате, том 9, стр.172.

234

В рассуждении, гл. 4.

235

На Матфея.

236

В речи на Вознесение Господне.

237

Посл. 80.

238

В беседе на Евангелие.

239

Кн. 4, гл. 23, о православной вере.

240

Беседа 42, на Матфея. (стр. 346)

241

Том 9, стр. 642. (стр. 349)

242

Книга 20, о познании Бога.

243

Глава 6, в речи 1 о врем.

244

Беседа 5.

245

На Матфея.

246

В книге о должности.

Комментарии для сайта Cackle