Требуются волонтёры

святитель Сильвестр (Малеванский)

Церковно-богословское раскрытие и определение учения о Троице

Период I. Первоначальное и общее раскрытие церковного учения о Троице в писаниях мужей апостольских и апологетов христианских ІІ-го века

§ 96. Общее замечание

Начало этому развитию полагают последовавшие непосредственно за апостолами мужи апостольские, и непосредственно за ними самими последовавшие апологеты христианские 2-го века. Те и другие с одинаковой ревностью и пользой служат этому важному делу, хотя и различными способами. Тогда как одни из них излагают учение о Троице чисто положительно, почти совершенно оставляя в стороне соприкосновенные ему еретические заблуждения (евионизма и гностицизма), еще бессильные и неопасные в их время, другие, наоборот, в виду ставших усиливаться во 2-м веке иудейского евионизма и языческого гностицизма, поставляют своей прямой задачей так излагать церковное учение о Троице, чтобы оно было не только убедительно для верующих, но и неуязвимо со стороны всех его противников. Тогда как первые, имея в виду одних верующих, одушевляемых живой и непосредственной верой, излагают его так прямо и безыскусственно, как преподавалось оно в проповеди апостольской, последние наоборот, имея дело с образованными противниками, находят нужным излагать его возможно научным образом, вырабатывать для него особенный научный или богословский язык. Но истина троичности лиц в Божестве в том и другом случае ничего не теряла, оставаясь в существе одной и той же неизменной истиной, даже, можно сказать, немало выигрывала от такого рода смены своей внешней оболочки. Важно было для нее то, что она мужами апостольскими была сохранена и передана в своей первоначальной цельности и чистоте. Столько же, если не более, было важно для дальнейшей ее судьбы и то, что апологеты христианские положили начало переведению ее на более точный и определенный рассудочный или научный язык. Принимая на себя такого рода оболочку без изменения своей сущности, она, понятно, становилась в такое положение, в каком могла и должна была сделаться достоянием не одних только простых верующих, но и образованных, а вместе с этим получить и более точное определение и выражение.


Источник: Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. / Второе изд. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, / Т. 2. 1885. – 643 с.

Комментарии для сайта Cackle