Опыт православного догматического богословия. Том IV

Источник

Том I * Том II * Том III * Том IV * Том V

Содержание

§72. Образ выполнения на самом деле предвечного определения Божия о спасении падшего человека во Христе

Член 1. О Боге-Предустроителе человеческого спасения §73. Причина не скорого пришествия на землю Спасителя мира, заключающаяся в необходимости приготовления к этому людей §74. Приготовление рода человеческого к принятию Спасителя до призвания Авраама Приготовление избранного народа Божия §75. Общее замечание §76. Обетования и пророчества в Книгах Моисеевых §77. Пророчества, содержащиеся в псалмах §78. Пророчества – у пророков §79. Замечание о других способах приготовления избранного народа к пришествию Мессии §80. Приготовление язычников Член 2. О Боге, Совершителе спасения людей или их Искупителе §81. Содержание и разделение этого учения §82. I) Иисус Христос – поистине обетованный Избавитель мира §83. Общее замечание. II) Иисус Христос-Богочеловек Откровенное учение о Лице Иисуса Христа По изображению Откровения Иисус Христос есть §84. а) истинный Сын Божий §85. б) Иисус Христос – истинный человек Учение церковно-отеческое О Лице Иисуса Христа §87. а) В древнейших символах и Символе Никейском §88. б) В Писаниях мужей Апостольских,а также последующих Учителей и Пастырей церковных – до IV века §89. В IV веке §90. С V века, или со времени 3-го Вселенского Собора §91. Замечание о позднейших лжеучениях, относительно Лица Христова §92. О следствиях ипостасного соединения двух естеств во Христе в отношении к лицу Пресвятой Девы Марии. а) Она есть Приснодева О деле совершенного Иисусом Христом искупления рода человеческого §94. Общее замечание §95. Откровенное учение о пророческом служении Христовом §96. О первосвященническом служении Христовом §97. О царском служении Учение об искупительном деле Христовом Церковно-отеческое §98. Общее замечание §99. Учение мужей апостольских §100. Учение христианских апологетов II и III века §101. Учение в дальнейшее время §102. Замечания о дальнейшей судьбе догмата на Востоке и Западе, с критическим суждением о, противных ему, учениях Член 3. О Боге-раздаятеле людям спасения, или Освятителе §103. Переход к учению о Боге-Освятителе и его разделение I. Об освящении человека и производящих его причинах §104. О существе освящения человека О благодати, как главном и деятельном начале в освящении человека §105. Учение откровенное §106. Учение церковно-отеческое §107. Учение мужей апостольских §108. Учение Отцов и Учителей II и III века §109. Учение – в IV веке §110. Учение после IV века на Западе §111. Учение после IV века на Востоке О вере, как подчиненном и воспринимательном начале в освящении человека §112. Учение откровенное §113. Учение древнеотеческое §114. С IV века – на Востоке §115. На Западе II. О Церкви, как посреднице в освящении человека §116. Общие замечания о значении и необходимости в деле освящения Церкви и переход к учению о ней Откровенное учение о Церкви §117. Учение Самого Иисуса Христа §118. Учение апостолов Учение церковно-отеческое §119. Во времена мужей апостольских §120. Учение во II и III веках §121. Учение о Церкви на основании Соборов и их определений этого времени §122. В период Вселенских Соборов §123. После Вселенских Соборов III. О, существующих в Церкви, средствах к освящению человека §124. Общее, о сем, замечание 1. О таинстве священства §125. Учение откровенное §126. Учение церковно-отеческое до Первого Вселенского Собора. Учение мужей апостольских §127. Учение во II и III веках §128. В период Вселенских Соборов §129. Общий вывод из всего вышеизложенного учения о таинстве священства §130. Замечания о дальнейшей судьбе учения о таинстве священства О таинстве крещения §131. Откровенное учение §132. Учение церковно-отеческое до Вселенских Соборов §133. В период Вселенских Соборов §134. Общий вывод и замечание о дальнейшей судьбе учения о таинстве крещения О таинстве миропомазания §135. Откровенное учение Учение церковно-отеческое §136. В три первые века христианства §137. В период Вселенских Соборов §138. Общий, из предыдущего обозрения, вывод и замечания о дальнейшей судьбе учения, относительно таинства миропомазания О таинстве евхаристии §139. Учение откровенное §140. Учение церковно-отеческое в первые три века христианства §141. В период Вселенских Соборов §142. Общий заключительный вывод и замечания о дальнейшей судьбе учения о евхаристии О таинстве брака §143. Учение откровенное Учение церковно-отеческое §144. В первые три века христианства §145. В период Вселенских Соборов Учение отдельных Отцов и Учителей §146. Учение о том же Соборов §147. Общий, из предыдущего, вывод и замечания о дальнейшей судьбе учения о таинстве брака  

 

IV том исследования посвящен учению об исполнении предвечного определения и плана Божия о спасении падшего человека во Христе; рассматривается учение о благодати Божией, как главном и деятельном начале в освящении человека; учение о Церкви и ее священнодействиях, через которые таинственным образом подается благодать Божия со времен апостольской Церкви. Автор подчеркивает, что верность апостольскому преданию не означает, что его следует хранить только в «мертвенной неподвижности», спасает лишь живая вера, усвоение откровенной истины религиозным чувством и сознанием. Все, установленное Христом в Церкви, – богослужебные священнодействия, учительство, пастырство – действительно служит цели «вспомоществовать освящению человека».

Еп. Сильвестр имел многолетний пастырский опыт: двадцатилетним юношей он был рукоположен в сан иерея и служил в родной Волынской губернии; овдовев, принял постриг в Киевской духовной академии, служению которой отдал более 40 лет. Будучи ректором, состоял настоятелем Киево-Братского монастыря, был благоговейным совершителем богослужения и усерднейшим молитвенником, великим нищелюбцем. Последние дни жизни, обессиленный болезнью, почти утративший зрение, архипастырь провел в Киево-Никольском монастыре (ум. 12.11.1908 г.).

§72. Образ выполнения на самом деле предвечного определения Божия о спасении падшего человека во Христе

Теперь приступим к учению об исполнении на самом деле предвечного определения и плана Божия о спасении падшего человека во Христе. Как из Откровения мы знаем, Бог, для спасения людей, Сына Своего послал только в конец веков (Гал. 4:4), но и до наступления этого времени, Он не оставил их без Своего попечительного смотрения, многочастно и многообразно предвозвещая им через пророков об, имеющем некогда, прийти их Спасителе, и, через это, возбуждая и подготовляя их к, спасающей, в Него вере. Пришедший же в мир спасти грешных Сын Божий, хотя, по совершении здесь Своего великого дела, вскоре, отошел к Отцу Своему, но Своим ученикам обещал Он и Сам невидимо пребывать с ними до скончания века (Мф. 28:20) и ниспослать им Утешителя Святого Духа с тем, чтобы Он был с ними вовек (Ин. 14:16), что и на самом деле исполнилось и, благодаря чему, совершенное Христом спасение, непрерывно, через благодать Св. Духа раздавалось, раздается и до скончания века будет раздаваться всем желающим и ищущим Его. Соответственно с сим, и все учение о Боге в Его благодатном домостроительстве спасения человеческого, может быть, для более подробного обозрения его, подразделено на учение о Боге, как: а) Предустроителе спасения человеческого, б) его Совершителе и в) Раздаятеле.


Источник: Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. В 5 томах. Второе изд. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, / Т. 4. 1897. – 583 с.

Комментарии для сайта Cackle