«Гимны» – это уникальное, почти не имеющее аналогов в мировой литературе собрание молитвенных излияний, философских и богословских трактатов, описаний мистического опыта, изложенных прп. Симеоном Новым Богословом в поэтической форме. Полное название книги – «Любовные (излияния) Божественных Гимнов». В нее включены 60 гимнов. Составителем сборника и автором заглавий большинства гимнов является прп. Никита Стифат.
Центральная тема сборника – видение Божественного света. Большая часть гимнов говорит о Божественном осиянии, видении света
и единении с Богом: это описания личного духовного опыта прп. Симеона.
В «Гимнах» охвачен широкий круг духовных и богословских тем:
1. Центральное место в сочинении занимает тема боговидения – опыта нетварного Фаворского Света, который, по учению прп. Симеона, становится доступен человеку уже в земной жизни через покаяние, аскезу и благодать Святого Духа. Автор описывает этот Свет как живое, личностное присутствие Самого Христа, преображающее всего человека – его ум, сердце и даже тело (см. Гимны 15, 16, 22, 27, 30, 38 и др.).
2. В сочинении раскрывается учение об обожении – достижении человеком богоподобия и единства с Богом. Автор показывает, как человек может стать «богом по благодати», живым храмом Святого Духа, что является целью всей духовной жизни (см. Гимны 16, 22, 26, 30 и др.).
3. Неотъемлемой частью пути к Богу является покаяние, осознание собственной греховности и недостоинства. Прп. Симеон часто начинает гимны с выражения своего сокрушения, подчеркивая, что Божественная милость изливается на смиренных и кающихся (см. Гимны 1, 4, 10, 11, 28 и др.).
4. Гимны пронизаны пламенной любовью к Богу и переживанием ответной, превосходящей всякое разумение, Божественной любви к человеку. Эта любовь является движущей силой духовного восхождения и сущностью богообщения (см. Гимны 1, 2, 4, 16, 22, 56 и др.).
5. Преподобный Симеон подчеркивает важную роль духовного руководителя и наставника. Он видит в старце проводника Божественной благодати, учителя и целителя души, без которого духовный прогресс невозможен (см. Гимны 6, 10, 11 и др.).
6. В гимнах описываются внутренние и внешние битвы на духовном пути – противостояние собственным страстям, мирским соблазнам и демоническим нападкам (см. Гимны 4, 10, 28 и др.).
7. Многие гимны являются образцами сердечной и непрестанной молитвы (см. Гимны 11, 16, 27 и др.).
8. Прп. Симеон критикует тех, кто отрицает возможность личного богообщения и непосредственного переживания Бога в настоящем веке, противопоставляя их «мертвой» вере свой живой духовный опыт (см. Гимны 22, 27, 34 и др.).
9. Эсхатология. Хотя опыт богообщения переживается уже в этой жизни, автор указывает на полноту будущего Царства Небесного и предвкушение вечной жизни с Богом (см. Гимны 2, 16, 22 и др.).
Встречаются гимны, написанные от лица Бога (Гимны 41, 53) или в форме диалога со своей душой (Гимн 48).
Каждый гимн, хоть и является отдельным произведением, в совокупности представляет собой своего рода поэтическую духовную автобиографию, повествующую о пути прп. Симеона к богопознанию.
* Название сочинения на греческом языке: Των θείων ύμνων οί ερωτες.
Гимн 18. Алфавит в двустишиях
203, побуждающий и наставляющий недавно удалившегося от мира восходить к совершенству жизни
204.
Началом (Ἀρχήν) положив Христа и горячую веру, удались, таким образом, от мира.
Бегай (Βάδιζε φέυγων) сродников и друзей, ибо это для новоначальных полезно.
Свободный (Γυμνός) от (всего) вещественного, приступи к Невещественному, ибо ничего большего ты не найдешь себе в помощь.
Малодушие (Δειλίαν) всякое от себя отбросив (ведь ты прибег ко всемогущему Владыке),
Надежду (Ἐλπίδα) же лучше несомненную восприняв (ибо Он печется даже о малых птичках),
Иго (Ζυγόν) легкое Господне понеси (ибо велико воздаяние будущее),
Нас (Ἡμᾶς) всех смертных туне спасающее [иго] (ибо мы искуплены Божественною кровию)
И Богами (Θεούς) являющее силою Призывающего, ибо таково воплощение Владыки,
Дабы ты делом (Ἵν’ἔργῳ) познал конец дел, – то, что предивнее всего видимого 205.
Хорошее (Καλόν) для тебя приобретение – отсечение воли: оно покажет тебя мучеником в совести.
Слова (Λλογους) Отца твоего (духовного) и повеления исполняй, ибо они непреткновенно наставляют тебя на путь
Даже до (Μέχρι) смерти; велика высота этого [подвига]; но Бог 206 явно ради тебя и это соделал.
Считай (Νόμιζε) себя худшим всех (это сделает тебя первым во царствии),
Странником (Ξέωος), нищим и низшим других; велики эти (добродетели), если исправишь (их).
Ты весь (Ὅλος) будешь [тогда] подражателем Владыки, а что выше этого?
Всякого (Πάντα) исправляет повседневный плач: ведь он слаще пищи и питья:
Познанию преходящего (Ῥεόντων) и пребывающего он научает, ибо прежде всего от мира удаляет.
Упражняйся в безмолвии (Σιωπήν), хранящем (все) это, ибо оно посекает всевозможные бесполезные корни.
Память (Τὴν μνήμην) смертную постоянно имей, ибо она есть виновница смирения.
Отсюда (Ὑφ ὧν) очистившись и просветившись сердцем (о чудо, для всех искомое!),
Ты свет (Φῶς) Божественный удостоишься ясно увидеть;
Ведь он есть невещественный луч (Βέλος) от Невещественного.
Христос (Χριστός) же есть совершенная любовь; имеющий Его по усыновлению Богом является.
Души, (Ψυχάς) ищущие Его, Он просвещает; они одни живы будут – никто не прельщайся.
О (Ὦ) любовь Боготворящая, которая есть Бог 207 – дар таинственно подаваемый достойным 208;
Она – (нечто) изумительное и вещь нелегко обретаемая.
* * *
Примечания
Буквально: двойной алфавит – διπλοῦς. Так этот гимн назван потому, что каждое двустишие в нем начинается с особой буквы алфавита по порядку; начальные же буквы всех 24 двустиший составляют полный греческ. алфавит.
В П. к. это 5 слово; в л. же п. 6 глава, которая, весьма понятно почему, не названа алфавитом, а просто: Praeceptiones, quibus tyro monachus etc.
T. e. обожение человека чрез воплощение Сына Божия.
В П. р. Χριστος, а не Θεὸς
В П. р. не Θεὸς οὑσα, Θεοῦ οδσα, т. е. Богу присущая.
δῶρον μυστικῶς δωρούμενον ἀξίοις – строка эта взята из П. р.