Аннотация Источник

Аннотация АВ

«Гимны» – это уникальное, почти не имеющее аналогов в мировой литературе собрание молитвенных излияний, философских и богословских трактатов, описаний мистического опыта, изложенных прп. Симеоном Новым Богословом в поэтической форме. Полное название книги – «Любовные (излияния) Божественных Гимнов». В нее включены 60 гимнов. Составителем сборника и автором заглавий большинства гимнов является прп. Никита Стифат.

Центральная тема сборника – видение Божественного света. Большая часть гимнов говорит о Божественном осиянии, видении света

и единении с Богом: это описания личного духовного опыта прп. Симеона.

В «Гимнах» охвачен широкий круг духовных и богословских тем:

1. Центральное место в сочинении занимает тема боговидения – опыта нетварного Фаворского Света, который, по учению прп. Симеона, становится доступен человеку уже в земной жизни через покаяние, аскезу и благодать Святого Духа. Автор описывает этот Свет как живое, личностное присутствие Самого Христа, преображающее всего человека – его ум, сердце и даже тело (см. Гимны 15, 16, 22, 27, 30, 38 и др.).

2. В сочинении раскрывается учение об обожении – достижении человеком богоподобия и единства с Богом. Автор показывает, как человек может стать «богом по благодати», живым храмом Святого Духа, что является целью всей духовной жизни (см. Гимны 16, 22, 26, 30 и др.).

3. Неотъемлемой частью пути к Богу является покаяние, осознание собственной греховности и недостоинства. Прп. Симеон часто начинает гимны с выражения своего сокрушения, подчеркивая, что Божественная милость изливается на смиренных и кающихся (см. Гимны 1, 4, 10, 11, 28 и др.).

4. Гимны пронизаны пламенной любовью к Богу и переживанием ответной, превосходящей всякое разумение, Божественной любви к человеку. Эта любовь является движущей силой духовного восхождения и сущностью богообщения (см. Гимны 1, 2, 4, 16, 22, 56 и др.).

5. Преподобный Симеон подчеркивает важную роль духовного руководителя и наставника. Он видит в старце проводника Божественной благодати, учителя и целителя души, без которого духовный прогресс невозможен (см. Гимны 6, 10, 11 и др.).

6. В гимнах описываются внутренние и внешние битвы на духовном пути – противостояние собственным страстям, мирским соблазнам и демоническим нападкам (см. Гимны 4, 10, 28 и др.).

7. Многие гимны являются образцами сердечной и непрестанной молитвы (см. Гимны 11, 16, 27 и др.).

8. Прп. Симеон критикует тех, кто отрицает возможность личного богообщения и непосредственного переживания Бога в настоящем веке, противопоставляя их «мертвой» вере свой живой духовный опыт (см. Гимны 22, 27, 34 и др.).

9. Эсхатология. Хотя опыт богообщения переживается уже в этой жизни, автор указывает на полноту будущего Царства Небесного и предвкушение вечной жизни с Богом (см. Гимны 2, 16, 22 и др.).

Встречаются гимны, написанные от лица Бога (Гимны 41, 53) или в форме диалога со своей душой (Гимн 48).

Каждый гимн, хоть и является отдельным произведением, в совокупности представляет собой своего рода поэтическую духовную автобиографию, повествующую о пути прп. Симеона к богопознанию.

* Название сочинения на греческом языке: Των θείων ύμνων οί ερωτες.

Гимн 31. О бывшем св. Отцу видении Божественного света, и как Божественный свет не объемлется тьмой в тех, кто, изумляясь величию откровений, помнит и человеческую немощь 266 и осуждает себя самого 267.

Как опишу я, Владыко, видение лица Твоего?

Как расскажу о несказанном созерцании красоты (Твоей)?

Как звуки речи вместят Того, Кого мир не вмещает?

Как мог бы кто-либо изречь человеколюбие Твое 268?

Сидя при свете светящего мне светильника,

Освещающего мрак ночи и тьму,

Я думал, что нахожусь во свете, внимая чтению,

Исследуя, каковы речения и наблюдая (их) сочетания.

Итак, когда я, занимался этим,

Ты внезапно явился вверху гораздо большим солнца

И воссиял с небес (даже) до сердца моего.

Все же прочее стало казаться мне как бы густою тьмой.

Светлый же столп посредине, рассекши весь воздух,

Прошел с небес даже до меня жалкого. Тотчас же забыл я о свете светильника,

Выпустил из памяти, что нахожусь внутри жилища,

А сидел я в мысленном воздухе тьмы,

Даже и о самом теле я совершенно забыл.

Я говорил Тебе и ныне говорю из глубины своего сердца:

Помилуй меня, Владыко, помилуй меня, единый

Спасителю, никогда отнюдь не послужившего Тебе,

Но прогневляющего Тебя от юного возраста.

Я испытал всякий плотской и душевный порок

И соделал грехи непристойные и безмерные,

Хуже всех людей, хуже всех бессловесных,

Гадов и зверей всех превзойдя.

Итак, необходимо, чтобы Ты показал Твою милость на мне,

Более всех согрешившем безумно.

Ибо не требуют, как Сам Ты, Христе, сказал,

Здравые врачества, но болящие (Мф. 9, 12).

Поэтому, как на многоболезненного и нерадящего,

Излей, на меня, Слове, столь великую Твою милость.

Но, о игра света! о движения огня!

О круги пламени, во мне несчастном

Производимые Тобою и Твоею славою.

Под славою же я разумею и называю Духа Твоего

Святого, соестественного и равночестного (Тебе), Слове,

Однородного, единославного и одного единосущного

Отцу Твоему и Тебе, Христе, Боже всех.

Поклоняясь Тебе, благодарю, что Ты сподобил меня

Хотя несколько познать силу Божества Твоего.

Благодарю, что Ты Сам седящему во тьме

Открылся мне, воссиял и удостоил меня видеть

Этот свет лица Твоего – для всех нестерпимый.

Я пребывал, (как) знаю, седящим во тьме,

Но и среди нее ко мне, покрытому тьмой,

Явился Ты – Свет, всего меня просветил всем светом (Своим),

И я сделался светом во (время) ночи, являясь (им) среди тьмы.

Ни тьма не объяла всего света Твоего, Ни свет не прогнал видимой тьмы,

Но они (были) вместе неслиянными и совершенно раздельными,

Далеко друг от друга, как и следует – отнюдь не растворившимся.

Однако в одном и том же [месте] они наполняют, как я думаю, все [пространство].

Таким образом я нахожусь во свете, будучи среди тьмы,

И наоборот я пребываю во тьме среди света:

Вот – и среди света, вот и – среди тьмы.

И кто, спрашиваю я, даст мне во тьме и среди (тьмы) найти свет,

Восприятия которого она не вмещает? ибо как тьма вместит

Внутри свет, не убежав, но оставшись среди

Света тьмой? О страшное чудо, видимое

Двояко, двойными очами, телесными и душевными.

Послушай теперь, говорю тебе, о страшных (делах) двоякого Бога 269,

Бывших и для меня, двоякого, как человека.

Он (Сын Божий) восприял плоть мою и дал мне Духа,

И я сделался Богом по благодати Божественной,

Сыном по усыновлению, однако (сыном) Божиим. О (высокое) достоинство! о слава!

Как человек, я печалюсь и считаю себя самого несчастным;

И помышляя о своей немощи, воздыхаю,

Будучи совершенно недостоин жизни, как хорошо я знаю.

Уповал же на благодать Его и размышляя

О той доброте, какую Он даровал мне, я радуюсь, видя (ее).

Итак, с одной стороны, как человек, я не умею созерцать ничего Божественного,

Будучи совершенно отделен от невидимого; С другой стороны, вижу, что чрез сыноположение я сделался Богом,

И бываю причастником (того), что неприкосновенно.

Как человек, я не имею ничего возвышенного и Божественного,

А как помилованный ныне благостью Божией,

Имею [в себе] Христа 270 – Благодетеля всех.

Поэтому я снова припадаю (к Тебе), Владыко, моля (о том),

Чтобы мне отнюдь не лишиться надежды моей на Тебя,

И пребывания [с Тобою], и чести, славы и царствия.

Но как ныне Ты сподобил меня, Спасителю, видеть Тебя,

Так и по смерти дай мне видеть Тебя,

Не говорю, насколько (видеть), но милостиво и благоутробно [воззри тогда],

Благоутробне, милостивым Твоим оком, как и ныне взираешь на меня,

Исполняя меня Твоей радости и Божественной сладости.

Ей, Творче и Создателю мой, покрой меня рукою Твоею,

И не остави меня, и не памятозлобствуй,

Не поставь (в осуждение), Владыко, великой неблагодарности моей.

Но сподоби меня даже до кончины во свете Твоем

Неленостно ходить путем заповедей Твоих,

И в него – во свет рук Твоих, Всемилостиве,

Предать дух свой, избавляя меня, Слове, от врагов,

Тьмы, огня и вечных мучений.

Ей, великий в щедротах и неизреченный в милости,

Сподоби в руки Твои предать душу мою,

Как и ныне я нахожусь в руке Твоей, Спасе.

Итак, да не возбранит грех пути моему,

Да не отторгнет он, да не отлучит меня от руки Твоей.

Но да посрамится страшный князь – душетлитель,

Видя меня находящимся в Твоей длани, Владыко,

Как и ныне он не смеет приблизиться ко мне,

Видя меня покрываемым Твоею благодатью. Не осуди меня, Христе, во ад и не отрини,

Не сведи душу мою во глубину смерти,

Так как я дерзаю именовать Твое имя,

Нечистый, мерзкий и совершенно оскверненный.

Да не разверзется земля и да не поглотит, Слове, меня преступника,

Совершенно недостойного ни жить ни пользоваться речью.

Да не снидет огонь на меня и да не пожрет меня внезапно,

Так что я не буду иметь возможности сказать даже: Господи, помилуй.

О великий в милосердии и по естеству Человеколюбец!

Не вниди в суд со мною.

Ибо что вообще я провещаю [на суде], будучи (весь) грехом?

Да и мог ли бы я хотя нечто сказать [в свое оправдание], осужденный (уже),

От чрева матери своей безмерно пред Тобою согрешивший

И доныне пребывающий бесчувственным к Твоему долготерпению,

Тьмочисленно низведенный во глубину ада

И извлеченный оттуда Твоею Божественною благостью,

Члены и плоть души и тела своего

Осквернивший, как никто другой из живущих на свете,

Неистовый и бесстыдный любитель удовольствий,

Злой и лукавый от душевной порочности

И ни одной Твоей, Христе, заповеди отнюдь не соблюдший?

Что скажу я в свою защиту, что отвечу Тебе,

С какою душою снесу Твои обличения, о Боже мой,

Когда Ты обнажишь мои беззакония и злодеяния?

О бессмертный Царю! не покажи их всем,

Так как я трепещу, помышляя о делах моей юности.

Говорить (о них) было бы ужасно и постыдно,

Так как если бы Ты пожелал открыть их пред всеми, То стыд мой будет хуже всякого мучения.

Ибо кто, увидя мое сладострастие и распутство,

Кто, увидя нечистые объятия и постыдныя мои деяния,

Которыми я и ныне оскверняю себя, принимая их в уме,

Не ужаснется, весь не содрогнется

И не воззовет, тотчас отвратив очи

И говоря: смерть всескверному этому!

Повели, Владыко, связать этого несчастного по рукам и ногам

И вскоре же ввергнуть во мрачный огонь,

Чтобы не смотреть на него нам, верным рабам Твоим.

(Ибо) поистине – достойно, Владыко, поистине праведно.

(Так) все они скажут, и Ты Сам сотворишь (это),

И я распутный и блудный буду ввержен в огонь.

Но Ты, пришедший спасти блудников и блудниц,

Не посрами меня, Христе, в день судный,

Когда 271 Ты поставишь овец Твоих одесную Себя,

А меня и козлищ ошуюю Себя.

Но свет (Твой) пречистый, свет лица Твоего

Да покроет дела мои и наготу души моей,

И да облечет меня в светлую (одежду), дабы я со дерзновением

Непостыдно сопричтен был к десным овцам

И с ними славил Тебя во веки веков. Аминь.

* * *

Примечания

266

В П. р. здесь καὶ, а не ἤ, как в печатном греческ. тексте.

267

В П. р. 25 слово; в л. п. этого гимна нет.

268

В П. р. читается πῶς τις, а не ηᾶς τις.

269

т. е. Христа, Богочеловека.

270

Τὸν Κύριον прибавлено в П. р.

271

В П. р. ὅτε.


Источник: Творения : [в 3 т.] / преп. Симеон Новый Богослов. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - (Сокровищница святоотеческой письменности). / Т. 3: Божественные гимны. - 1993. – 393 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle