«Гимны» – это уникальное, почти не имеющее аналогов в мировой литературе собрание молитвенных излияний, философских и богословских трактатов, описаний мистического опыта, изложенных прп. Симеоном Новым Богословом в поэтической форме. Полное название книги – «Любовные (излияния) Божественных Гимнов». В нее включены 60 гимнов. Составителем сборника и автором заглавий большинства гимнов является прп. Никита Стифат.
Центральная тема сборника – видение Божественного света. Большая часть гимнов говорит о Божественном осиянии, видении света
и единении с Богом: это описания личного духовного опыта прп. Симеона.
В «Гимнах» охвачен широкий круг духовных и богословских тем:
1. Центральное место в сочинении занимает тема боговидения – опыта нетварного Фаворского Света, который, по учению прп. Симеона, становится доступен человеку уже в земной жизни через покаяние, аскезу и благодать Святого Духа. Автор описывает этот Свет как живое, личностное присутствие Самого Христа, преображающее всего человека – его ум, сердце и даже тело (см. Гимны 15, 16, 22, 27, 30, 38 и др.).
2. В сочинении раскрывается учение об обожении – достижении человеком богоподобия и единства с Богом. Автор показывает, как человек может стать «богом по благодати», живым храмом Святого Духа, что является целью всей духовной жизни (см. Гимны 16, 22, 26, 30 и др.).
3. Неотъемлемой частью пути к Богу является покаяние, осознание собственной греховности и недостоинства. Прп. Симеон часто начинает гимны с выражения своего сокрушения, подчеркивая, что Божественная милость изливается на смиренных и кающихся (см. Гимны 1, 4, 10, 11, 28 и др.).
4. Гимны пронизаны пламенной любовью к Богу и переживанием ответной, превосходящей всякое разумение, Божественной любви к человеку. Эта любовь является движущей силой духовного восхождения и сущностью богообщения (см. Гимны 1, 2, 4, 16, 22, 56 и др.).
5. Преподобный Симеон подчеркивает важную роль духовного руководителя и наставника. Он видит в старце проводника Божественной благодати, учителя и целителя души, без которого духовный прогресс невозможен (см. Гимны 6, 10, 11 и др.).
6. В гимнах описываются внутренние и внешние битвы на духовном пути – противостояние собственным страстям, мирским соблазнам и демоническим нападкам (см. Гимны 4, 10, 28 и др.).
7. Многие гимны являются образцами сердечной и непрестанной молитвы (см. Гимны 11, 16, 27 и др.).
8. Прп. Симеон критикует тех, кто отрицает возможность личного богообщения и непосредственного переживания Бога в настоящем веке, противопоставляя их «мертвой» вере свой живой духовный опыт (см. Гимны 22, 27, 34 и др.).
9. Эсхатология. Хотя опыт богообщения переживается уже в этой жизни, автор указывает на полноту будущего Царства Небесного и предвкушение вечной жизни с Богом (см. Гимны 2, 16, 22 и др.).
Встречаются гимны, написанные от лица Бога (Гимны 41, 53) или в форме диалога со своей душой (Гимн 48).
Каждый гимн, хоть и является отдельным произведением, в совокупности представляет собой своего рода поэтическую духовную автобиографию, повествующую о пути прп. Симеона к богопознанию.
* Название сочинения на греческом языке: Των θείων ύμνων οί ερωτες.
Гимн 43. О богословии и о том, что сохранившие образ (Божий) попирают злые силы князя тьмы; прочие же, у которых жизнь проходит в страстях, находятся в его власти и царстве
328.
Свет – Отец, свет Сын, свет и Дух Святый.
Смотри, что говоришь ты, брате, смотри, чтобы не погрешить.
Ибо три суть один свет, один не разделенный,
Но соединенный в трех лицах неслитно.
Ибо Бог весь неразделен естеством,
И существом поистине превыше всякой сущности.
Не разделяется Он ни силою, ни образом, ни славою, Ни видом, ибо весь Он простой и созерцается (как) свет.
В Них лица – едино, три ипостаси – едино,
Ибо три в едином, лучше же три едино.
Три эти – одна сила, три – одна слава,
Три – одно естество, существо и Божество.
Они и суть единый Свет, (который) просвещает мир,
Не этот видимый мир, да не будет,
Так как не познал Его и не может познать
Сей видимый мир, ни друзья мира,
Ибо любяй мир сей враг Божий бывает (Иак. 4, 4);
Но человека, которого Сам Он сотворил по образу
Своему и по подобию, мы называем миром (κόσμον),
Потому что он украшается (κοσμεὶται) добродетелями, господствует над земными (тварями),
Подобно тому как и (Сам) Он имеет власть над вселенной,
И царствует над страстями – это и есть то, что по образу –
И покоряет демонов, виновников зла,
Попирая великого древнего дракона,
Как ничтожную птичку. А каким образом – послушай, чадо.
Князь этот, падший чрез лишение света,
Тотчас оказался во тьме, и со всеми
Вместе с ним падшими с неба (духами) находится во тьме,
И в ней, во тьме, говорю, царствует над всеми
Держимыми в ней бесами и людьми.
Всякая душа, не видящая света жизни, светящего
И днем и ночью, мучима им бывает,
Уязвляема, томима, восхищаема и связываема,
И повседневно искалывается стрелами удовольствий,
Хотя и мнит, что сопротивляется и не падает.
Но в поте [лица], с одним великим трудом и подвигом
Она всегда ведет с ним непримиримую брань.
Всякая же душа, видящая Божественный свет,
От которого он ниспал, презирает его,
И будучи осияваема самим неприступным Светом, Попирает этого князя тьмы, как листья,
Ниспадшие на землю с высокого дерева;
Ибо силу и власть он имеет во тьме,
Во свете же делается совершенно мертвым трупом.
Слыша же о свете, внимай, о каком свете говорю я тебе.
Не подумай, что я говорю об этом солнечном свете,
Ибо во свете его ты видишь многих людей,
Согрешающих, как и я, ужасно бичуемых,
Падающих и испускающих пену среди дня,
И невидимо страждущих от злых духов.
И хотя светит солнце, но никакой от него больше
Пользы не бывает тем, которые преданы бесам.
Итак, я говорю тебе не о свете чувственного солнца,
Ни о дневном, да не будет, отнюдь ни о светильничном,
Ни о свете многих звезд и луны,
Вообще не о сиянии видимой красоты
Я разъясняю тебе, что оно всецело имеет такое действие света.
Ибо чувственные светы освещают и озаряют
Одни только чувственные очи, давая видеть
Только чувственное, а не мысленное, разумеется.
Поэтому все, видящие только чувственное,
Слепы умными очами сердца.
Умные же очи умного сердца
И освещаться должны умным светом.
Ибо если имеющий телесные зеницы угасшими
Весь омрачен и не знает, где находится;
То насколько же более тот, у кого слепо око души,
Омрачен будет и телом и в действии,
Да и духом не будет ли почти омертвевшим?
Итак, точно уразумей, о каком свете я говорю тебе.
Ибо не о вере говорю я тебе, ни о совершении дел,
Ни о покаянии, ни о посте, конечно,
Ни о нестяжании отнюдь, ни о мудрости, ни о знании,
Даже ни о науке, ибо ничто из этого не есть
Свет ни отблеск того света, о котором говорю тебе;
Ни внешнее благоговение, ни наружность Смиренная и простая, ибо все это деяния
И исполнение заповедей: если они хорошо совершаются
И исполняются, как Сам Создатель заповедует,
То многообразно изливаются слезы,
(Которые) или полезны бывают или наоборот вредны;
Покамест сами по себе, они совершенно бесполезны.
Бдение же не есть, конечно, только (дело) монахов,
Но и вообще людей занятых делами.
Женщины – ткачихи, золотари и медники
Более бодрствуют, нежели весьма многие монахи.
И поэтому мы говорим, что ничто из всех этих
Добродетельных деяний не называется светом.
Поэтому и собранные во едино все деяния
И добродетели без исключения не суть Божественный свет,
Ибо все человеческие деяния далеки от него.
Впрочем и эти деяния, совершаемые нами,
Называются нашим светом для живущих во зле,
Наставляя и их добру (Мф. 5, 16);
И та тьма, которая находится во мне и ослепляет меня,
Бывает светом для ближнего и светит для видящих.
И чтобы ты не подумал, что я говорю тебе (нечто) невероятное,
Послушай, я скажу тебе и решение загадки:
Положим, я пощусь ради тебя, чтобы явиться постящимся,
И хотя этот рожон в глазах моих является
Как бы бревном, конечно, воткнутым в них посредине (Мф. 7, 3 – 5),
Но ты просвещаешься, видя меня (постящимся), если не осуждаешь меня,
Но совершенно порицаешь себя, как чревоугодника;
Ибо этим ты наставляешься к воздержанию чрева
И явственно научаешься презирать наслаждение.
(Или) еще – одевшись в худую и оборванную (одежду)
И ходя везде в одном хитоне, я думаю
Снискивать славу и похвалу от видящих меня
И казаться для них как бы другим, новым апостолом, И (хотя) это бывает для меня причиною всякого вреда
И поистине тьмой и густым облаком в душе моей,
Но видящих меня просвещает и научает
Презирать уборы и богатство
И одеваться в простую и грубую одежду,
Что и есть поистине апостольское одеяние.
Так и все прочие добродетельные деяния
Суть действия вне света, дела без луча.
Ибо, будучи собраны вместе, как раньше сказал я,
И соединены воедино, добродетельные деяния –
Ежели (это) и возможно в человеке –
Подобны светильнику, лишенному света.
В самом деле, как нельзя называть огнем одни уголья,
Даже и (горящие) еще уголья, или пламенем – дрова,
Так ни вся вера, ни дела, ни деяния,
Ни исполнение заповедей недостойны называться огнем, пламенем
Или Божественным светом, ибо в действительности они не суть (свет).
Но так как они могут воспринять этот огонь, приблизиться к свету
И возжечься чрез неизреченное соединение,
То это и служит похвалою и славою добродетелей.
И ради этого всякое подвижничество и всякие деяния
Совершаются нами, чтобы мы, как свеча, приобщились
Божественного света, когда душа, как один воск,
Вся предлагается неприступному свету;
Лучше же подобно тому, как бумага обмакивается в воске,
Так и душа, утучненная всякими добродетелями,
Вся возжется от него, насколько возможет увидеть,
Насколько вместит ввести в свою храмину.
И тогда, просвещаясь, добродетели, как приобщившияся
Божественного света, и сами называются светом,
Лучше же и они суть свет, срастворившись со светом;
И (как) свет, просвещают самую душу и тело
И поистине светят, во-первых, тому, кто стяжал (их),
А затем и всем прочим, находящимся во тьме жизни.
Каковых просвети, Христе, Духом Всесвятым И соделай наследниками царства небесного,
Со всеми святыми Твоими ныне и во веки.
* * *
Примечания
В П. р. 33 слово.
