Аннотация Источник

Аннотация АВ

«Гимны» – это уникальное, почти не имеющее аналогов в мировой литературе собрание молитвенных излияний, философских и богословских трактатов, описаний мистического опыта, изложенных прп. Симеоном Новым Богословом в поэтической форме. Полное название книги – «Любовные (излияния) Божественных Гимнов». В нее включены 60 гимнов. Составителем сборника и автором заглавий большинства гимнов является прп. Никита Стифат.

Центральная тема сборника – видение Божественного света. Большая часть гимнов говорит о Божественном осиянии, видении света

и единении с Богом: это описания личного духовного опыта прп. Симеона.

В «Гимнах» охвачен широкий круг духовных и богословских тем:

1. Центральное место в сочинении занимает тема боговидения – опыта нетварного Фаворского Света, который, по учению прп. Симеона, становится доступен человеку уже в земной жизни через покаяние, аскезу и благодать Святого Духа. Автор описывает этот Свет как живое, личностное присутствие Самого Христа, преображающее всего человека – его ум, сердце и даже тело (см. Гимны 15, 16, 22, 27, 30, 38 и др.).

2. В сочинении раскрывается учение об обожении – достижении человеком богоподобия и единства с Богом. Автор показывает, как человек может стать «богом по благодати», живым храмом Святого Духа, что является целью всей духовной жизни (см. Гимны 16, 22, 26, 30 и др.).

3. Неотъемлемой частью пути к Богу является покаяние, осознание собственной греховности и недостоинства. Прп. Симеон часто начинает гимны с выражения своего сокрушения, подчеркивая, что Божественная милость изливается на смиренных и кающихся (см. Гимны 1, 4, 10, 11, 28 и др.).

4. Гимны пронизаны пламенной любовью к Богу и переживанием ответной, превосходящей всякое разумение, Божественной любви к человеку. Эта любовь является движущей силой духовного восхождения и сущностью богообщения (см. Гимны 1, 2, 4, 16, 22, 56 и др.).

5. Преподобный Симеон подчеркивает важную роль духовного руководителя и наставника. Он видит в старце проводника Божественной благодати, учителя и целителя души, без которого духовный прогресс невозможен (см. Гимны 6, 10, 11 и др.).

6. В гимнах описываются внутренние и внешние битвы на духовном пути – противостояние собственным страстям, мирским соблазнам и демоническим нападкам (см. Гимны 4, 10, 28 и др.).

7. Многие гимны являются образцами сердечной и непрестанной молитвы (см. Гимны 11, 16, 27 и др.).

8. Прп. Симеон критикует тех, кто отрицает возможность личного богообщения и непосредственного переживания Бога в настоящем веке, противопоставляя их «мертвой» вере свой живой духовный опыт (см. Гимны 22, 27, 34 и др.).

9. Эсхатология. Хотя опыт богообщения переживается уже в этой жизни, автор указывает на полноту будущего Царства Небесного и предвкушение вечной жизни с Богом (см. Гимны 2, 16, 22 и др.).

Встречаются гимны, написанные от лица Бога (Гимны 41, 53) или в форме диалога со своей душой (Гимн 48).

Каждый гимн, хоть и является отдельным произведением, в совокупности представляет собой своего рода поэтическую духовную автобиографию, повествующую о пути прп. Симеона к богопознанию.

* Название сочинения на греческом языке: Των θείων ύμνων οί ερωτες.

Гимн 42. О богословии и о том, что Божественное естество неисследимо и совершенно непостижимо для людей 324.

Господи Боже наш, Отче, Сыне и Душе,

Ты по образу безвидный, для созерцания же прекраснейший,

Своею неизъяснимою красотою помрачающий всякое видение,

Прекрасный превыше зрения, ибо Ты превосходишь все, Бесколичественный в количестве, видимый для тех, кому Ты изволишь,

Сущность пресущественная, неведомая и Ангелам;

Ибо бытие Твое они познают из действий Твоих.

Ведь Ты наименовал Себя Самого Богом поистине сущим (Исх. 3, 14);

Это мы и зовем сущностью, называем ипостасию,

Воипостасным (ἐνυπόστατον) именуя Того, Которого никто никогда не видел, –

Триипостасного Бога, единое безначальное Начало.

Иначе же как посмеем мы назвать Тебя сущностью,

Или прославлять в Тебе три раздельных ипостаси?

И каково соединение (их), – кто совершенно уразумеет?

Ибо если Отец в Тебе, и Ты во Отце Твоем,

И от Него происходит Св. Дух Твой,

И Сам Ты, Господи, – Дух Твой,

Дух же Господом назван и Богом моим,

И Отец Твой есть и называется Духом;

То никто однако ни из Ангелов, ни из людей никогда не видел,

Ни созерцал этого, ни образа не познал;

(Да и) как изречь (это)? как выразить? как дерзнуть наименовать: отделением,

Или соединением, иди слиянием, или смешением, или растворением?

Как едино (назвать) тремя, три же – единым?

И поэтому, Владыко, на основании того, что Ты сказал

И чему научил, всяк верный верует и славословит державу Твою,

Так как все в Тебе совершенно непостижимо,

Неведомо и невыразимо 325 для созданий Твоих.

Ибо недомысленно уже бытие Твое,

Так как Ты существуешь несозданным, равно как и родил Ты (несозданно).

Да и как созданный уразумеет образ бытия Твоего?

Или рождения Сына Твоего, Бога и Слова,

Или исхождения Божественного Духа Твоего, Чтобы и соединение Твое он познал, и разделение уразумел,

И точно изучил вид Твоей сущности?

Никто еще не увидел ничего Твоего из того, о чем я сказал.

Ибо невозможно Богу быть иным по естеству,

Чтобы и Твоего естества можно было исследовать

Сущность, вид и образ, и ипостась также.

Но Ты Сам в Себе Самом существуешь один только Бог Троица,

Один зная Себя Самого, Сына Твоего и Духа

И Ими одними знаемый, как соестественными.

Прочие же, как бы лучи чувственного солнца,

И [то если] они добре видящие и ясно зрячие,

Сидя внутри дома, видят входящие,

Солнца же этого совершенно не видят;

Так свет славы Твоей, так озарения (Твои),

И их (даже) гадательно, очищенным умом

Сподобляются видеть от души Тебя ищущие.

Тебя же (Самого), каков Ты по существу и какого рода,

Или как Ты родил однажды, или вечно рождаешь

И не отделяешься от рождаемого от Тебя, но Он

Весь есть в Тебе, весь все наполняя Божеством;

Ты же, Отец, весь пребываешь в Самом Сыне

И имеешь исходящего от Тебя Божественного Духа,

Всеведущего и (все) исполняющего; как Бог по существу,

И Он не отделяется от Тебя, ибо от Тебя истекает

(Ты – источник благ, всякое же благо – Сын Твой,

Чрез Духа уделяющий их всем достойно,

Благоутробно и человеколюбно, и Ангелам и человекам),

Никто (говорю) никогда ни из Ангелов, ни из людей не увидел

Или не познал бытия Твоего, ибо Ты – несозданный.

Все же (прочее) Ты произвел, и может ли оно знать,

Как Ты рождаешь Сына Твоего и как всегда источаешь?

И как происходит от Тебя Дух Твой Божественный?

И Ты отнюдь не рождаешь когда-либо, родив, конечно, однажды, Ни источая, Ты не потерпел оскудения или умаления,

Ибо Ты пребываешь преисполненным, неоскудевающим превыше всего,

Весь во всем мире, видимом и мысленном,

И наоборот вне их находишься, Боже мой,

Совершенно не допуская ни приращения, ни убавления,

Весь хотя и недвижимый, всегда так пребывая,

Но действиями Ты всегда приснодвижен.

Ибо и Ты – Отец имеешь непрестанное делание,

И Сын Твой соделывает спасение всех,

И промышляет, и усовершает, и содержит, и питает,

Животворит и возрождает Духом Святым.

Ибо что видит Сын Отца творящим,

То и Сам также совершает, как сказал Он (Иоан. 5, 19).

Таким образом, будучи и недвижим и как-то приснодвижен,

Ты ни движешься, ни стоишь, ни сидишь наоборот;

Но, всегда сидя, совершенно всегда стоишь;

Стоя же, напротив весь всегда движешься,

Никогда не переходя, ибо куда Ты уйдешь?

Все, как сказано, наполняя и будучи превыше всего,

В какое иное место или страну перейдешь Ты?

Но ты и не стоишь, ибо Ты бестелесен.

Простой, все наполняющий, совершенно неизобразимый,

Невещественный, неописанный, Ты весь непостижим;

И как скажем мы, что Ты сидишь, или наоборот, что Ты стоишь?

Как станем утверждать, что Ты восседаешь или на каком престоле,

Когда в руке (Своей) Ты содержишь небо и землю,

И все, что под землею, Твоею же держится силою?

Какой престол вместил бы (Тебя) или какого рода храмина?

Или как или где 326 она построена? или на каких основаниях,

На каких столбах поднимается? – кто совершенно уразумеет (Тебя)? Горе людям и всякой тварной природе,

Дерзающей исследовать таковое о Боге,

Прежде чем не будет она озарена, просвещена, прежде чем не узрит Божественных (вещей),

И не сделается созерцательницей таинств Христовых.

Которых даже Павел, увидев, совершенно не мог высказать.

О самом же Боге он не удостоился ничего большого услышать,

Уразуметь или совершенно научиться,

Кроме того, что Он есть сущий Бог всех и Создатель,

Творец и Податель всех произведенных (вещей).

Мы же, несчастнейшие, заключенные во тьме,

И совершенно будучи тьмой чрез наслаждение удовольствиями,

И не знающие самих себя, как и каким образом одержимы бывают

Погребенные страстями, слепые и мертвые,

Исследуя истинно Сущего, безначального, несозданного Бога,

Единого бессмертного и для всех невидимого,

Говорим о Боге, как точно знающие,

Будучи (сами) удалены от Бога.

Ибо если бы соединились с Ним, то никогда не дерзали бы

Говорить о Нем, видя, что все у Него

Неизреченно и непостижимо;

И не только касающееся Его (Самого), но и

Дел Его в большей части неведомо для всех.

Ибо кто бы изъяснил (даже) то, как Он образовал меня от начала?

Какими руками взяв персть, Он – совершенно безтелесный,

И как не имеющий уст, подобно нам, вдунул в меня (дыхание)?

И как я стал душою бессмертною (Быт. 2, 7)?

Скажи мне, как из брения (образовались) кости, нервы,

Мясо, жилы, кожа, волосы,

Глаза и уши, губы и язык? Как голосовые органы и твердые зубы

Чрез дыхание внятно образуют членораздельную речь?

Из сухого и влажного, теплого и холодного вещества,

Чрез смешение противоположных (стихий), Он соделал меня живым (существом).

Итак, как ум связан с плотью, и как плоть

Срастворена с невещественным умом без смешения и слияния?

Ум же и душа, не смешиваясь, произносят

Внутреннее слово для людей, и остаются такими же

Нераздельными, неизменными и совершенно неслитными.

Итак, зная, братие, что это неизъяснимо

И для всех непостижимо – то, что касается нас,

Как не трепещем мы исследовать Того, кто из несущего

Сотворил нас таковыми, или помышлять и говорить

О том, что превыше слова и превыше ума нашего?

Итак, будучи тварями, убойтесь же Творца

И исследуйте одни только заповеди Его;

Старайтесь соблюдать их изо всей вашей силы,

Если хотите сделаться и наследниками той жизни.

Если же вознерадите о Его повелениях,

И презрите волю Его, как сказал Он 327,

И не поверите Ему по одному, конечно, слову;

То ни слава, ни достоинство, ни богатство мира сего,

Даже ни знание буее внешних наук,

Ни сочинение, ни составление красноречивых слов,

Ни что другое из земных дел и вещей

Не принесет (вам) никакой пользы тогда,

Когда все и всех будет судить Бог мой.

Но то слово Владыки, которое мы презрели,

Станет тогда пред лицом каждого в отдельности

И осудит всякого, не сохранившего его.

Ибо оно не слово праздное, но живое слово Бога

Живого и пребывающего во веки веков. Итак, суд будет [происходить] так, как сказал Он, 1)

Когда заповедь одновременно, увы мне, встретит

И обличит верного и совершенно неверного,

Покорного и непокорного словам Владыки,

Того, кто был старательным, и нерадивого.

И таким образом отделены будут неправедные от праведных,

Непокоривые от совершенно послушных Христу,

Любящие ныне мир сей от боголюбцев,

Жестокосердные от благосердных, и от милостивых

Немилостивые; и станут все они вместе

Обнаженными от богатства, чести и власти, которыми

Насладились в мире, и сами себя, увы мне, осудят,

Став самосудьями дел своих;

И услышат: отыдите, малые и великие,

Не покорившиеся Мне Владыке – Человеколюбцу.

Какового праведного осуждения да избавимся мы, Владыко,

И да улучим часть овец Твоих, Слове,

Туне, как не имеющие надежды спасения

От дел и осужденные, ныне и во веки.

* * *

Примечания

324

В П. р. 31 слово.

325

Вместо ἀνέκφραατα в П. р. читается ἀνέκφορα – неизносимо, сокровенно.

326

ἢ ποῦ прибавлено в П. р.; и печатном же тексте этого нет.

327

Быть может, св. Отец разумеет здесь Мф. 7, 21; Лук. 12, 47; Мр. 16, 16 или скорее все те места св. Писания, в которых говорится об исполнении и неисполнении воли Божией и Божественных повелений.


Источник: Творения : [в 3 т.] / преп. Симеон Новый Богослов. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - (Сокровищница святоотеческой письменности). / Т. 3: Божественные гимны. - 1993. – 393 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle