архимандрит Захария Захару

Пробуждение сердца через стыд, в таинстве исповеди26

В раю наши прародители Адам и Ева «были оба наги, и не стыдились» (Быт. 2, 25). Они носили нетленную одежду, и их дух был устремлен к Богу, к их Архетипу. Но когда Адам перевел свой взгляд к сотворенному миру, нарушая тем самым заповедь Божию, то был лишен светлых риз Божественного дуновения. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3, 7).

Тогда в их жизнь вошел стыд, а духовную славу, которой наслаждались до тех пор, они потеряли. Не в состоянии больше находиться пред Лицом благого Бога, они «скрылись от Его лица» (Быт. 3, 8). Человек настолько удалился от Бога и отпал от Божественной жизни, что уподобился скотам несмысленным (пс. 48, 13) и в ожесточении сердца сказал: «Нет Бога!» (Пс. 13, 1). Ещё в раю, с падением Адама, человеческая природа была смертельно ранена и подверглась тлению. Христос именно для того пришел в мир, чтобы исцелить от болезни человеческую природу. Он пришел смиренно, в человеческом образе, взял на Себя наш стыд и Своим Воскресением снова одел нас в святые и праведные ризы Своей славы, не имеющие пятна или порока (Еф. 5, 27). Удалил от нас любой намек на стыд, поскольку, как говорит Писание, все «злословия злословящих Его (Бога Отца) пали на Него (Бога Сына)» (Рим. 15, 3).

Христос, желая исцелить и спасти нас, не пожалел Себя, но «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12, 2). Иными словами, претерпев позор Креста, Христос смыл наш позор и спас нас. Он открыл на земле Свой смиренный путь так, чтобы каждый, кто будет по нему следовать, получил полное исцеление, и поэтому Господь Сам призывает к покаянию всех грешников и больных (Мф. 9, 12). Таким образом, покаяние, посредством которого мы приобретаем исцеление и спасение, тесно связано с путем Господа, Который добровольно принимает позор.

Но для того, чтобы покаяться и исцелиться от греха, человек должен сначала свой грех увидеть. Когда человек далек от Бога, он бродит в темноте и не понимает, как низко он пал. Но когда с верой во Христа он принимает от Господа слово, в то же время он принимает в сердце и небесный огонь Божественной благодати, приобретает внутреннее просветление и новое, двойное видение (θεωρία). С одной стороны, огонь благодати запечатлевает в сердце верующего небесный Образ Слова, Которое его сотворило. С другой стороны, этот огонь обнаруживает духовную нищету и темную бездну, в которой лежит падший человек. Это видение является бесценным небесным даром, который не перестает внушать человеку непрерывное покаяние. Оно рождает в нем жгучее желание оставить «всякую нечистоту и остаток злобы» (Иак. 1, 21) и вернуться с покаянием к дому своего Отца, Который на небесах.

Однако на пути к просветлению и двойному видению, упомянутым выше, существует большое препятствие, а именно – гордость. Она ожесточает сердце и ослабляет духовное видение души, так что человек уже не в состоянии распознать сущность и метафизическое измерение греха. Гордый не может любить, потому что гордость закрывает его в самом себе и опьяняет его наслаждениями люциферического самообожествления. Она оставляет после себя угнетающее внутреннее запустение и делает человека жертвой ада и безумия. Когда человека мучает насилие гордостной страсти, он ищет избавления в окружающем мире, и, пытаясь как-то заполнить свою внутреннюю пустоту, он погружается в ещё большее развращение и погибель, так что готов на любое преступление и грех27.

В этом трагическом состоянии человек сталкивается со следующей дилеммой: либо скрыться «от лица Господа Бога» (Быт. 3,8) и « умереть в своих грехах» (Ин. 8, 24), не желая нести бремя позора за свою греховность; либо отвергнуть свою оскверненную совесть, посредством которой он оправдывает себя в своем падении, и принять призыв Христа к покаянию28 (Мф. 4, 17). Это принятие слова Божия, как я уже говорил, приносит с собой внутреннее просвещение и двойные видение и чувствование: с одной стороны, человек видит непорочную любовь и святость Христа, а с другой – ужасающую тьму греха и обман страстей, которые его мучают.

Подобное просвещение благодатью не только напутствует душу к созерцанию, но также дарует ей смелость, необходимую, чтобы сделать «прыжок» к исповеди (1Ин. 1, 9). «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным», – говорит Господь (Мф. 10, 32). Однако Он же и уведомляет нас: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего» (Мк. 8, 38). Иными словами, любой, кто постыдится принять Христа как Бога и распятого Спасителя, а также слово Креста и Евангелие Христа как силу Божию «ко спасению всякому верующему» (Рим. 1, 16), того и Христос постыдиться принять в славный день Своего второго пришествия.

Эти слова Господа дают нам ясно понять, что в мире, который «лежит во зле» (1Ин. 5, 19), исповедь и принятие Креста Христова сопровождаются позором. Это трудный путь, но в нем мы находим огромную силу, так как через него мы обретаем вечное спасение. Призывая человека исповедовать Его, Христос чтит его и делает равным Себе. Но если человек отрекается от Христа, то и Господь, в свою очередь, отречется от человека. Этот суд кажется очень строгим, однако он, в тоже время, полон милосердия, ибо человек является слугой, а Христос есть Господь всех. Суд суров затем, чтобы вселить в нас страх и избавить от стыда осуждения и погибели. Он полон милосердия, потому что рождает в нас стыд и благодарность за великий и незаслуженный дар спасения, избавляя нас, таким образом, от ужасного позора неблагодарности. Иными словами, стыд и поношение, которые человек претерпевает принятием Креста Христова, делают его известным Господу, а в Царстве Его Отца, и в присутствии Его ангелов, этот позор превращается в благодать усыновления и силу нетленной жизни.

Когда верующий осознает свое беззаконие, он не пытается его скрыть, но, сопротивляясь себе, исповедует его Господу (Пс. 31, 5). И за тот стыд, который он претерпевает, когда кается, Господь прощает ему беззаконие сердца и обновляет его благодатью вечного спасения. Чем более глубоким является покаяние, с которым он исповедует свои грехи в Таинстве Исповеди, тем большими являются сила и благодать, которые он получает для обновления своей жизни.

Чувство стыда на Исповеди является не просто естественной и духовно здоровой вещью, но оно оповещает нас о том, что наше покаяние исходит из сердца, что оно является добровольным и исполненным смирения. Кто искренне раскаивается, исповедуя свои грехи, тот берет на себя полную ответственность за все совершенные беззакония, не оправдываясь, как это сделал Адам в раю. Он не винит Бога или ближнего, но со смирением и мужеством несет позор своих грехов. Это исполненное благоговения делание исцеляет человека, удаляя «раковую опухоль» гордости и дарует ему смирение, которое в ещё большей степени привлекает целительную благодать Господа, по слову Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5, 5; Притч. 3, 34).

Какая это чудесная вещь, что Божией благодатью стыд превращается в силу, которой человек преодолевает страсти и грех. Однако посмотрим, как именно человек взаимодействует с Богом в этой тайне, которая извлекает его из смертельного болота греха и снова ставит на путь жизни.

Сюжет Евангелия, который описывает встречу Закхея с Иисусом (Лк. 19, 1–10), помогает нам понять, как такое возможно. Очень знатный человек, мытарь, который приобрел свое богатство путем обмана, Закхей был ведом желанием увидеть, кто такой Иисус. Будучи небольшого роста, он не мог достичь своего стремления из-за множества собравшихся людей. Однако Закхей так стремился увидеть Иисуса, что его не смущало то, что он мог опозориться перед людьми: готовый взять на себя любой стыд, он набрался мужества и залез на смоковницу. Когда Господь подошел к тому месту, Он посмотрел на Закхея и призвал его спуститься с дерева, чтобы встретиться с Ним. Более того, Он оказал ему честь войти в его дом и остался вместе с ним. И то, что последовало, было действительно потрясающим: Закхей, которого не волновало, что скажут люди, исправил свою жизнь. В одно мгновение он искупил все свои беззакония, и долги вернул «вчетверо» поистине. И услышал из уст Спасителя и Бога нашего следующие слова: «Ныне пришло спасение дому сему».

Как могло произойти подобное чудо? Откуда эта сила, способная преобразовать пресловутого мытаря в праведного человека, в котором Бог соизволил поселиться, и на дом которого снизошел мир Христов? Все очень просто: Закхей проигнорировал мнение людей и добровольно согласился принять бесчестие за Христа, поэтому Бог внял ему. Христос увидел в Закхее определенное духовное родство с Собой, так как Иисус восходил тогда к Иерусалиму, чтобы претерпеть поношение и пострадать за спасение мира. Он направлялся к Кресту позора, а Закхей пророческим образом присоединился к Христу, также претерпевая позор. Своим желанием спастись, он приобрел Христа, не только как попутчика, но и в качестве гостя за своим столом. И посещение Господа принесло его дому мир и благодать спасения, но особенно расширило «вчетверо» его сердце, полностью изменив его жизнь.

Это «вчетверо» представляет постижение Закхеем тайны глубины, высоты, длины и ширины Креста Христова (Еф. 3, 18). Иными словами, встав на путь Господень, то есть на путь позора, ведущий к спасению, сердце Закхея претерпело четырехкратное расширение, тем самым заново родившись в бесконечности вечной жизни. Тому же смиренному пути нас учит Евангелие и притчей о мытаре и фарисее, и притчей о блудном сыне.

Пророческим образом праведники Ветхого Завета знали это измерение тайны Креста. Например, когда Иосия, молодой и праведный царь Израиля, впервые прочел Книгу Закона, то был изумлен и «разодрал одежды свои» (4Цар. 22, 11), так как осознал заблуждение Израиля от пути отцов и гнев Божий, который должен был прийти на них. Так что он послал гонцов к Пророчице Олдаме, узнать, какова воля Божия о нем и о его народе. Олдама предсказала приближение многих бедствий и гнева Божия на мятежный народ. Что же касается царя, она сказала, что Господь простил ему грехи за то, что он поверил словам Книги Закона. «Так как смягчилось сердце его, и смирился он пред Господом... и плакал» (4Цар. 22, 19), то был избавлен от множества скорбей, которые должны были случиться, и был положен в гробницу свою в мире вместе со своими отцами. Таким образом, глубокий стыд сердца спас и оправдал царя перед Господом (2Пар. 34, 27–28).

В Своем желании спасти нас Христос ничуть не пощадил Себя. Писание говорит нам, что: «злословия злословящих Его пали на Него» (Рим. 15, 3), и что это произошло «за станом» (Евр. 13, 13). Иными словами, позор, который претерпел Господь ради нашего спасения, был наивысшим. Так и мы, когда принимаем на исповеди стыд за совершенные грехи, покидаем «стан» этого мира – его честь и его дух – и «непрестанно приносим Богу жертву хвалы» (Евр. 13, 15). Принося благодарственную молитву Начальнику своего спасения, верующий вступает на путь Господень и встречает Христа, Который Сам есть Путь. Тогда Христос, милостивый Спутник кающихся, делает человека причастником Своей благодати и обновляет его жизнь.

Отец Софроний говорит нам, что «Бог не судит дважды»29. Если в этой жизни мы живем по суду Слова Божьего и принимаем стыд исповедания своих грехов, тогда мы избегаем Страшного Суда. «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24).

Святые Отцы говорят нам, что тот, кто осуждает себя – добровольно стремится к Страстям Христовым. Рассмотрим пример благоразумного разбойника. Он через самоосуждение обратил собственный крест в Крест Христов и в тот же день обрел спасение. Истинное самоосуждение всегда воздает славу Богу, а себе, падшему человеку, – весь стыд: «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3, 4). Сердце человека, который сам себя осуждает, исполнено благодарности, так как теперь оно полностью осознает истинность слов: «что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5, 8).

Все природные силы человека, который не обрел покаяния, устремлены к земле, из которой он был сотворен. Его сердце является черствым, а ум рассеянным и совершенно привязанным к тварному миру. Он чувствует внутри себя пустоту, которую ничто не может заполнить, а цель его прихода в мир остается невыполненной, поскольку он направляется к пропасти небытия. Но если он покается и смиренно исповедуется, то обнаружит сокрушенное сердце. Сокрушение сердца наносит ему глубокую боль, потому что теперь ему раскрывается вся мерзость человеческого падения. А эти боль и стыд, которые сопровождают признание греха, вспахивают невозделанную землю сердца, искореняя нечестивые страсти. Душевные силы обретают теперь исцеление и воссоединяются, чтобы исполнить заповедь любить Бога и поклоняться Ему «в духе и истине» (Ин. 4, 24).

Предстоя пред Господом со страхом и любовью, человек приобретает благодать, которая настолько расширяет его сердце, что он охватывает все человечество и ходатайствует перед Господом о спасении всего мира. Исполняя две великие заповеди – о любви к Богу и ближнему, человек закладывает внутри себя фундамент церкви Божией, чтобы Святой Дух мог пребывать в нем. Бог принимает стыд, который мы претерпеваем ради Христа, как жертву, как благодарность Себе, Кто спас нас Крестом позора. За это благодарение, Он посещает нас и делает причастниками Своей жизни. И действительно, наши души спасены этой жертвой позора. Поэтому всякий раз, когда я вижу людей, которые искренне и со стыдом исповедуются, мне хочется скрыться под землей, и я боюсь, как бы не воспрепятствовать каким-либо образом делу Божию в них, потому что знаю, что во время их раскаяния и стыда, рука Господа почивает на них, и все небо приходит им на помощь. За свою искреннюю и умиленную исповедь эти люди получают великую благодать и действительно рождаются заново.

* * *

26

Слово, произнесенное на конференции, организованной Ассоциацией студентов – православных христиан Румынии, Клужское отделение, 7 июня 2012 г.

27

Архим. Софроний, Vom vedea pe Dumnezeu precum este (Видеть Бога как Он есть), стр. 36–37.

28

См. Блаж. Архимандрит Софроний, Despre rugaciune (О молитве), стр. 120.

29

См. Блаж. Архимандрит Софроний, Despre rugaciune (О молитве), стр. 120

Комментарии для сайта Cackle