Учение архимандрита Софрония о старчестве: Старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)
Содержание
Харизматическое старчество и послушание в христианской традиции Святоотеческое предание Краткая история традиции старчества Главные особенности подвига послушания по учению греческих Отцов Старчество в России Кризис старчества в России Учение о. Софрония о старчестве в свете восточной традиции Принцип действия старчества Старчество и свобода Старчество как тайнодействие благодати Вклад о. Софрония: послушание и личность Послушание и троичный образ бытия “принятие в себя”: онтологический реализм о. Софрония и гуманистический идеализм достоевского Ипостасный Бог и ипостасное евангельское послушание
Введение
Идея духовного наставничества является необходимым элементом всякой религиозно-аскетической традиции1. В христианской аскетике она играет весьма важную роль2 и, как указывает выдающийся современный патролог епископ Kаллист Уэр, “в Православии в полной мере сохраняет свое значение и поныне”3. Не малая заслуга в продолжении традиции монашеского послушания принадлежит о. Софронию. Ниже мы постараемся раскрыть, насколько о. Софроний обогащает традицию монашеского послушания: а именно – как он возводит понятие послушания духовному отцу на доселе беспрецедентный богословский уровень, предлагая догматическое истолкование послушания на основании его учения о персоне. Подход о. Софрония к понятию монашеского послушания ярко иллюстрирует лейтмотив его богословия – его учение о том, что человек, его бытие, есть отображение Божественного Первообраза – как Бога-Троицы, так и Бога-человека Христа.
Прежде чем мы приступим к изложению основных идей о. Софрония, мы укажем на основные моменты в истории монашеского послушания в Православной церкви. При этом мы затронем тенденции русского аскетического богословия на протяжении последних двух столетий. Это позволит нам более трезво оценить насколько значителен вклад о. Софрония в Православную традицию.
* * *
О духовном руководстве: ОБЩИЙ ОБЗОР см.: Places E., des. Direction spirituelle // DS 3. cols.1002–1241. О духовном руководстве: В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ см. антологию, наиболее полную на сегодняшний день: Masui J. (Ред.). Le Maitre spirituel dans les grandes traditions d'Occident et d'Orient // Hermes: Recherches sur l'experience spirituelle 4. Париж, 1966–7. Помимо этого: о понятии духовного руководителя (пророк) в ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ см.: Davidson A. Prophecy and Prophets // Dictionary of the Bible. Ed. J. Hastings. v. IV. Edinburgh, 1934, с. 106–127. В Хасидизме (задык) см.: Scholem G. Major Trends in Jewish Mysticism. New York, 1974 (обратить внимание на с. 344 – очень важная параллель с идеями настоящего исследования – в Садукеизме: «личность духовного руководителя становится вместо Закона»). О значении «гуру» как духовного руководителя в ИНДУИЗМЕ см.: Dhavamony M. La spiritualite hindou. Paris, 1997, P.118; ср.: Venkatesanada Swami. The Role of The Guru in Ahisma Training // Word out of Silence. A Symposium on World Spiritualities. Ed. J.-D. Robinson. Cross Currents XXIV, № 2–3. Лондон, 1974, с. 267–280. О понятии «шейх» (или murshid) как духовном наставнике в ИСЛАМЕ см.: Glasse C. (ed.) Shaykh // CEI, С. 363.
О значении послушания и духовного наставничества в христианском подвижничестве см.: Peifer C. Monastic Spirituality. New York, 1966, с.272–92. По послушанию и духовному наставничеству в ПРАВОСЛАВНОМ МОНАШЕСТВЕ существует много научных исследований на разных языках, наиболее полным и фундаментальным из которых является работа: Hausherr I. Direction spirituelle en Orient autrefois. Рим, 1955; ср.: Его же. L'obеissance religieuse. Toulouse, 1966; Его же. La doctrine ascetique des premiers maitres egyptiens du quatrieme siecle. Paris, 1931; Ср. также наиболее важные работы других авторов: Delhougne H. Authorite et participation chez les Peres du cenobitisme // Revue d'ascetique et de mystique 45. Париж, 1969, с. 369–394; Смирнов С. Древне-русский духовник. Москва, 1913; Соловьев А. Старчество по учению святых отцов и аскетов. Семипалатинск, 1900; Vogue A. de. La doctrine du Maitre sur l'obeissance. Sa genese // Revue d'histoire de la spiritualite 50. Париж, 1974, с. 133–134; Еп. Каллистос Уэр. The Spiritual Father in Orthodox Christianity // Word out of Silence. A Symposium on World Spiritualities. Ed. J.-D. Robinson. Cross Currents XXIV, 2–3. 1974, c. 296–313; Hester D. Monasticism and Spirituality of the Italo-Greeks. Салоники, 1992, с.268–318; Евдокимов П. La paternite spirituelle // Contacts 58. 1967, с. 100–107; Spidlik Th. La direzione spirituale nel monachesimo orientale // Mystagogia e direzione spirituale. Ed. E. Ancilli. Roma-Milano, 1985, с. 73–88; Scrima A. La tradition du Pere spirituel dans l'Eglise d'Orient // Le Maitre spirituel dans les grandes traditions d'Occident et d'Orient. Ed. J. Masui. Hermes. Recherches sur l'experience spirituelle. 4, 1966–1967, с.79–94.
См. Каллистос Уэр. The Spiritual Father in Orthodox Christianity, с.296. Ту же непрерывную нить предания православного послушания отмечает и Amis R. A Different Christianity: Early Christian Esotericism and Modern Thought. Albany, 1995, с. 91.