Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Зло, злоба, злобный

Эти понятия не обозначают определ. человеч. свойство или качество, они, скорее, выражают внутр., враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни. Добро и З. – два полюса, между которыми человек должен сделать выбор. В самом начале истории человек познал добро и З. (Быт. 3:1), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творить добро собств. силами (⇒ Грех):

1) Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в котором все подчинялось Его праведной воле. И творение это, по мнению Господа, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Бог не желал миру З. и не создавал его (об этом говорится в Быт. 3 – ср., однако, Ис. 45:6). Этому утверждению соответствуют библ. высказывания о бренности всего злого (см. Пс. 5:5; Пс. 33:17; Пс. 36:9; Пс. 139:12; Притч. 24:20; Иез. 36:29–33), об уничтожении З. (дьявола) и об окончат. отделении З. от добра (Мф. 13:49; Откр. 20:10.14);

2) полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естеств. необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (Быт. 2:17), т.к. создан по образу Божьему (Быт. 1:27). Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить который его никто не понуждал. В Быт. 3–11 (в гл. 3–11 речь идет о грехе, само же слово «грех» впервые встречается в гл. 4) впервые говорится о существовании З., но не сообщается о его происхождении. Оно просто существует как данность, и из Быт. 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, т.к. все сотворенное Богом было «хорошо весьма». Далее З. связывается с личностью, которая получает имя «лукавый» (Мф. 13:19; Еф. 6:16; 1Ин. 2:13; 1Ин. 5:18). Но и здесь сведения о происхождении «лукавого» отсутствуют;

3) лукавый – это ⇒ дьявол [от греч. диаболос], сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность З. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть З., а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле. Т.о., З. – это любое существо или явление, от которых исходит противление Богу (Втор. 1:34; Иер. 13:10; Флп. 3:2; 2Фес. 2:3). Но злоба – это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, З. – не просто пассивный «противник»: злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом З., «духи злобы» (Еф. 6:12), стремятся к воплощению (Лк. 8:32; Лк. 11:24–26Одержимость). По примеру воплощения Духа Божьего в христ. Церкви, З. тоже стремится обрести телесную форму (Пс. 63:3). В евр. тексте этого стиха употреблено то же слово – сод, которое обычно служит для обозначения «совета» народа Божьего (Иез. 13:9), «сонма» святых (Пс. 88:8) и даже «совета» Господа (Иер. 23:18.22); в Пс. 110«совет» праведных отождествляется с общиной;

4) З. стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божеств. порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеч. теле (Мк. 9:20–22; Лк. 13:16), в браке (1Кор. 7:5), в вопросах собственности (Мих. 2:1) и в человеч. отношениях (Притч. 15:28; Притч. 17:4; Втор. 15:9; Ис. 9:16). Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Иов. 1Иов. 2:1; Мф. 5:10; 1Фес. 2:14–16). С тех пор как через человека З. проникло в мир (Рим. 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир. В Библии говорится о «лукавом веке» (Гал. 1:4; ср. 1Ин. 5:19), об оскверненной лукавством земле (Иер. 3:2; ср. Числ. 13:20), о злых зверях (Быт. 37:20, в Синод. пер. – «хищный»; Лев. 26:6, – Синод. пер. – «лютый»), злом и лукавом времени (Пс. 36:19, – Синод. пер. – «лютое»; Еф. 5:16). Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (Рим. 7:24);

5) до грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоят. разрушить Божий порядок. Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа. Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, т.е. к противлению Богу (см. Рим. 5:14; Мф. 4:1–11 и парал. места). Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя;

6) З. страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (Пс. 28:3; 2Кор. 11:13–15) и действует «в глубине» и «в темноте» (Ис. 29:15; Иез. 8:12; Ин. 3:19). Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (2Фес. 2:8);

7) для совращения человека к З. недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (Быт. 3:1). Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, которое толкает его на непослушание Богу (Рим. 7:7; Иак. 1:14);

8) осознание З. приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, который дает о себе знать после совершения греховного поступка (1Цар. 15:24; 2Цар. 12:13; Мф. 27:3). «Отягощенная» совесть служит человеку предостережением;

9) З. кроется в самом человеке (Быт. 6:5; Втор. 15:9; Мф. 24:48; Иак. 1:14; Иак. 3:14; Иак. 4:1). Страх говорит об осознании человеком своих грехов (Быт. 3:10; Рим. 2:9). Человеч. сердце слишком привязано к З. (Мк. 7:21). Лишь в результате искреннего отречения от З. (Пс. 118:101; Пс. 138:24; Иер. 25:5; Деян. 8:22) и полного очищения (Иер. 4:14) Кровью Христовой (Евр. 9:14), а также замены «сердца каменного» (Иез. 36:26) живым, сотворенным Богом заново (Пс. 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со З., и отвратить его от греха (Притч. 24:1). В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (Иер. 1:16), либо «при кончине века» (Мф. 13:49). Придет время, когда отречься от З. будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: «Неправедный пусть еще делает неправду» (Откр. 22:11);

10) Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший З., не только искупил человеч. грехи (Кол. 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил. Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1Петр. 2:1; Иак. 1:21) и побеждать З. добром (Рим. 12:21). Людям, преуспевающим во З. (2Тим. 3:13), христиане должны противопоставить добрые дела (Евр. 5:14) и свою истинную веру;

11) до полного искоренения З. (Откр. 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил З. (Еф. 6:16). Понимая, что его враги – нечеловеч., нечестивые силы, «духи злобы» и «мироправители тьмы» (Еф. 6:12), христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: «Избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13), и тогда верою в «Его Царство» он в этой битве познает силу и славу Бога (Ин. 16:33). Христианин знает, что умер для греха (Рим. 6:6–8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осуществляться вновь и вновь.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle