Библиотеке требуются волонтёры

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Маслина, масло, елей

Маслина, масло, елей

I. М. – вечнозеленое дерево, широко распространенное в Палестине, а также его плод. М. культурная, именуемая оливой [(Olea euro-paea sativa) евр. зайит; греч. элайа] была получена от М. дикой (Olea europae oleaster) методом окультуривания, известного еще финикийцам (см. Рим 11 и след., а также ⇒ Прививка). Кора М. и оливы – морщинистая, с трещинами; листья – темно-зеленые, нижняя сторона имеет беловатый оттенок, похожи на листья ивы. Оливы могут достигать десятиметровой высоты. Старые деревья иногда имеют несколько узловатых, перевитых между собой полых стволов. Пора цветения М. приходится в Палестине на начало мая. Соцветия мелких белых цветков появляются в тех местах, где лист соединяется с веткой. Вначале зеленые, а затем темно-синие или темно-зеленые плоды похожи на мелкие сливы; содержание масла в них превышает 30%.

Начало сбора урожая приурочивалось к ⇒ празднику Кущей. Как дикие, так и культурные М. могут произрастать на известковых почвах и на базальтовых породах, поскольку их корни способны проникать в расщелины скал (Втор. 32:13). Поэтому дикие М. распространены по всей Палестине, есть они и в горах (Втор. 28:40). Эти деревья живут очень долго, не переставая плодоносить. М., растущим в Гефсимании, приписывают возраст почти в 2000 лет. Вокруг старого ствола от корней пробиваются молодые побеги (см. Пс. 127:3). В Палестине М. были известны еще до ее покорения израильтянами (Втор. 6:11). Твердая темная древесина М. – прекрасный материал для резчиков по дереву и столяров. Но «масличное дерево», упоминаемое в 3Цар. 6:23.31.33, – это древесина не М., а лоха узколистного [(Eleagnus angustifolia) евр. эц шэмэн, досл. «масляное дерево» ], вечнозеленого кустарника с узкими листьями серебристого оттенка. Ветви и плоды этого кустарника также содержат масло. Лох узколистный упоминается и в Неем. 8(в Синод. пер. – «маслина дикая») и в Ис. 41 (в Синод. пер. – «маслина»).

II. Олива ценилась прежде всего из-за плодов, оливок, из мякоти которых получали масло (елей) (Суд. 9:9). Оливки собирали, срывая с дерева или сотрясая его, а также сбивая легкой палкой (Втор. 24:20; Ис. 17:6; Ис. 24:13). Собранные плоды перебирали, оставляя полноценные, затем мяли ногами в давиле (Мих. 6:15); для выдавливания масла нередко пользовались также каменной ступой или давильней на маслобойне. Выжатые плоды ссыпали в корзину – и стекавшее по каплям свободное от примесей масло и было тем самым «елеем чистым», о котором говорится в Исх. 27:20; Лев. 24:2. Содержимое корзины затем подвергалось полному отжиму под прессом, который представлял собой бревно, утяжеленное камнями. Полученное после такой обработки масло считалось второсортным, «битым елеем» или «выбитым елеем» (Исх. 29:40; Числ. 28:5; 3Цар. 5:11). В масло для ежедневного потребления добавляли кусочки мякоти плодов и ядрышки плодовых косточек. Масло хранили в глиняных сосудах (3Цар. 17:12; 4Цар. 4:2; ср. 1Пар. 27:28; 4Цар. 20:13). Оливки и оливковое масло – важнейшие продукты питания в странах Средиземноморья (Числ. 18:12; Неем. 13:5; Иез. 16:13; 2Пар. 11:11). Свежие оливки ели с солью, зеленые плоды консервировали в рассоле, а зрелые – в масле, иногда их сушили. Оливковое масло использовали при выпечке хлеба (3Цар 17:12 и след.; ср. ⇒ Пресные хлебы, лепешки, пирожки). кроме того, оливковое масло находило применение в косметике (⇒ Масть (мазь)), в медицине (⇒ Врач) и как горючее вещество (⇒ Светильник). Торговля оливковым маслом была одной из важных статей дохода (Иез. 27:17; 1Езд. 3:7).

III. В богослужении елей использовался как горючее вещество для ⇒ светильника скинии (Исх. 27:20) и как составная часть ежедневной жертвы (Исх. 29:40), а во времена патриархов его приносили и как жертву возлияния (Быт. 28:18; Быт. 35:14). кроме того, елей служил для помазания первосвященников и царей (Исх. 29:7; 1Цар. 10:1; ⇒ Масть (мазь)Помазанник), а также являлся символом ⇒ Святого Духа (Зах 4; 2Кор 1 и след.; 1Ин. 2:27).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle