Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Церковь, собрание, община

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) в ВЗ для обозначения общины употребляются два слова – эда, которое обозначает израил. народ в целом, т.е. мужчин, женщин и детей, и кахал, под которым подразумевается избранный Богом народ Израиля, т.е. религ. община. В реальности все это было взаимосвязано и имело общее начало;

2) ветхозаветная община состояла из потомков Авраама. Местом обществ. богослужения сначала явл. ⇒ скиния, а позднее, со времен Соломона, – храм. О принадлежности к Израилю свидетельствовало знамение завета ⇒ обрезание. Тот, кто хотел вступить в общину богоизбр. народа, должен был, если для этого не существовало иных ограничений (Втор. 23:2–9), подвергнуться обрезанию (Исх. 12:48). ⇒ Гражданство.

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) греч. слово экклесиа означает собрание членов общины, обладающих правом голоса. В Септуагинте этим словом часто обозначается ветхозаветная община в значении «народ Божий» (кахал);

2) в НЗ под словом экклесиа в первую очередь подразумевается Ц., т.е. сообщество людей (Деян. 2:47; 1Кор. 15:9; Кол. 1:18.24), которые признают и исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим и Человеческим и, значит, – своим Спасителем и Господом (Мф. 16:16–20; 1Кор. 1:2); Ц. – это община «святых и верных во Иисусе Христе» (Еф. 1:1). Члены этой общины регулярно встречаются для совершения богослужений и поддерживают общение в повседневной жизни (Деян. 2:44–47). Для того чтобы быть принятым в общину, необходимо пройти обряд ⇒ крещения (Деян. 2:41);

3) вначале первая христ. община в Иерусалиме была тесно связана с иуд. общиной. Но после побиения камнями Стефана и гонений на Иерусалимскую Ц. (Деян. 8) обе общины разделились, и за пределами Иерусалима ученики объединялись в группы, которые организовывали и утверждали самостоятельные Ц. (Деян. 15:41; Рим. 16:4–24). Словом «Ц.» стали также обозначать всех верующих, живущих «по всей Иудее, Галилее и Самарии» (Деян. 9:31) и во всем мире. Вселенская Ц. и отдельные поместные Ц. считаются «телом Иисуса Христа»; ее членами являются отдельные верующие, а главой – Сам Христос (1Кор. 12:12; Еф. 1:22–23);

4) Ц. росла и растет благодаря деятельности апостолов и евангелистов (1Кор. 12:28; Еф. 4:11; 2Тим. 4:5). Руководят Ц. ⇒ пресвитеры (Деян. 14:23), которые также называются ⇒ епископами (блюстителями) и ⇒ пастырями (Деян. 20:17.28; 1Тим. 5:17). Наряду с ними упоминаются диаконы (Флп. 1:1; 1Тим. 3:8; ⇒ Служитель). Женщины также бывали диакониссами церквей (Рим. 16:1). Особые обязанности в общине возлагались на вдов (1Тим. 5:9–16). Мужчины и женщины, наделенные даром ⇒ пророчества, состояли в Ц. пророками и пророчицами (Деян. 11:27; Деян. 21:9–16; 1Кор. 11:4–16). Из других ⇒ даров Св. Духа, используемых на благо Ц., следует отметить силу исцеления, чудотворение и др. (1Кор. 12:7–10). ⇒ Должность;

5) в своих богослужениях первые Ц. во многом опирались на опыт синагог. К чтению Писания (т.е. ВЗ) прибавилось публичное чтение апостольских посланий (Кол. 4:16; 1Фес. 5:27). Упоминаются такие элементы богослужения, как проповедь (Деян. 20:7), молитва (Деян. 4:23–31; 1Кор. 14:15) и пост (Деян. 13:2–3), песнопения (Еф. 5:19), возложение рук (Деян. 6:6; 1Тим. 4:14), пророчество, хлебопреломление (Деян. 2:46; 1Кор. 11:20–34), крещение и сбор пожертвований (1Кор. 16:1–4). Об устройстве Ц. ⇒ Должность (II,A) ⇒ Деяния апостолов (III);

6) сбор пожертвований в пользу Иерусалимской Ц., проводившийся в основанных ап. Павлом Ц. (1Кор. 16:3), свидетельствует о том, что, несмотря на независимость отдельных Ц., все они были «едины» между собой (Ин. 17:21). Это позволило преодолеть даже весьма острые противоречия между иудеохристианами и обращенными язычниками. ⇒ Апостольский собор.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle