Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Должность

Должность I. В ВЗ наряду с общими Д. (напр., главы колен, должностные лица общин, военачальники, цар. чиновники и т.д.) имеются и особые Д. ⇒ пророкасудьи и ⇒ старейшины. Первые две Д., помимо того, что Бог Сам определяет, кого призвать на них, отличаются еще и тем, что призванные должны обладать особыми дух. дарованиями и полномочиями. Особое положение занимает ⇒ царь, который тоже может быть причислен к должностным лицам, но, являясь «помазанником Господним», относится к тем, кого Бог наделяет особыми полномочиями. В религ. жизни израильтян со времен Моисея постоянно существуют Д. ⇒ священника и ⇒ первосвященника.

II. В НЗ Иисус Христос, будучи Первосвященником (Евр. 4:14) и Царем (Ин. 18:37; Ин. 19:19), учредил в Церкви, которая является Его телом (Еф 1 и след.) и Храмом Св. Духа (Еф. 2:20–22), определ. Д. Перевод соответствующего понятия как «Д.» проблематичен, поскольку в греч. тексте в большинстве случаев употребляется слово диакониа («служение»), так что слово «должность» не вполне передает значение того, что имеется в виду. Такой перевод скорее соответствует более поздним церковным структурам, чем является точной передачей смысла. Поэтому лучше говорить о «служении» или «функции» (которые не обязат. должны быть твердо закреплены за одним лицом). В этом отношении показательно, что НЗ вообще обходится без общеупотребит. понятий для обозначения религиозных Д., а пользуется нейтральным описанием, чаще всего прибегая именно к слову диакониа.

А. НЕОБХОДИМОСТЬ

Поскольку Церковь, как тело Христово, «представляет» своего Господа на земле, то ее организац. устройство не может быть представлено на усмотрение ее членов, а должно исходить от ее Главы – Иисуса Христа. В НЗ мы не находим единой и обязат. регламентации на этот счет, а видим значит. многообразие форм (ср., напр., Посл. к коринфянам с Посл. к Тимофею и к Титу). Это не означает, что церк. устройство может быть каким угодно и устанавливаться произвольно (во всяком случае, оно не должно навязываться извне). Критерий оценки внешнего церк. устройства – это, в первую очередь, его соответствие сущности Церкви. Примером здесь может служить стирание национальных и классовых различий «во Христе», о котором говорится в Кол 3 и след., а также в Гал 3 и след. как о результате облечения в нового человека. Преграды между людьми устраняются только в вере «во Христа Иисуса» (Гал. 3:28), но наше пребывание «во Христе» должно влиять как на нашу личную жизнь, так и на жизнь Церкви (Кол. 3:10). Вторым мерилом оценки церк. устройства является его способность служить, а не препятствовать, выполнению предназначения Церкви. В зависимости от внешних обстоятельств, здесь могут быть различия, как мы это видим на примере многообразия форм церк. устройства в НЗ. Может случиться, что потребуется изменение тех форм, которые когда-то соответствовали назначению Церкви, а теперь устарели. Основополагающим для любой Д. в новозавет. Церкви является принцип всеобщего священства (1Петр. 2:4–10; Откр. 1:6; Откр. 5:10; Откр. 20:6; 1Кор 12 и след.), ни одна Д. больше не выполняет посреднич. роли между человеком и Богом. Несмотря на это, в соответствии с различ. дарованиями (1Кор. 12:4) существуют и различные служения.

Б. НАЗНАЧЕНИЕ

Задача Церкви – распознать это определение Божье (см. выше). Важную роль здесь играют дарования и образ жизни кандидата на церк. Д. (см. Тит. 1:3–9; Рим. 12:6–8). След., когда Церковь распознает дарования своего члена и поручает ему какую-то Д., это не противоречит Божьему определению, а является чаще всего конкретным исполнением этого определения. По свидетельству НЗ, распознавание дарований и назначений на Д. может осуществляться Церковью по-разному. В Деян. 13описан случай, когда община получила указание от Св. Духа во время служения Господу и поста; но Писание не говорит, как именно это произошло. Из Деян. 6:1–7 мы узнаем предысторию назначения на особую Д. Отправной точкой здесь явились жалобы на неблагополучие в деле помощи нуждающимся. На собрании общины были названы требования к кандидатам (хорошая репутация, исполненность Св. Духом и мудростью), после чего особое руководящее служение было возложено на семерых человек (о диаконах, как нередко называют этих семерых, речь в тексте не идет; здесь говорится об особой руководящей Д. по вопросам внешней организации, которая, возможно, включала в себя и функции благовестника; Деян. 6Деян. 7:53; Деян 8 и след.). Эти служители были выбраны общиной (несмотря на присутствие апостолов): «и избрали Стефана...» Они были введены в свою Д. апостолами, которые помолились и возложили на них руки, а Господь дал на это Свое благословение. Человеч. участие и назначение Св. Духом здесь не противоречат одно другому, а являются двумя сторонами одного дела. См. также Деян. 15:1, где после значит. разногласий руководители Церкви заявляют: «Ибо угодно Святому Духу и нам...». Осуществляя свою волю зачастую через человеч. решение, Бог т.о. снисходит к нам. Церковные Д. занимали не только люди, избранные общиной, но также назначенные Павлом и Варнавой (Деян. 14– см. «Церковную историю» Евсевия Кесарийского, где в 3,23 говорится, что ап. Иоанн в Малой Азии «посвятил в духовный сан тех, кто был отмечен к этому Святым Духом»), Титом по поручению Павла (Тит. 1:5), пресвитерами (в Синод. пер. – «священством», 1Тим. 4:14). Пророчество тоже могло играть свою роль (1Тим. 1:18; 1Тим. 4:14).

В. ФУНКЦИИ

В НЗ церк. Д. возникают только по мере увеличения количества членов общин и по мере появления христиан, обладающих необходимыми качествами (особенно это касается церквей, основанных ап. Павлом). Каждая Д. обладает своим авторитетом, но понимается как служение (Мф. 20:26; Мф. 23:11), но как средство осуществления власти, а как способ «споспешествовать радости» (2Кор. 1:24). Но лишь принятие этого служения верующими делает действенной благодать, присущую соответствующей Д. (Мф 10 и след.; 1Ин. 1:3), поэтому Павел и настаивает, чтобы его принимали как апостола (2Кор 12 и след.). Цель служения – готовить к нему каждого из членов Церкви (а не в том, чтобы только обслуживать их), чтобы созидать Церковь, тело Христово, и чтобы каждый мог возрасти «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11–13).

Г. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

С исполнением церк. служения уже во времена апостолов возникали проблемы вплоть до отпадения (2Тим. 1:15; 2Тим. 4:10.14–16; 3Ин 1 и след.). Было предсказано и появление лжеучителей (Деян 20 и след.; 2Тим. 4:3; 2Петр. 2:1–3). Особая ответственность должностных лиц обнаруживается уже в ВЗ (в словах суда над неверными пастырями, напр. Иер. 23:1; Иез. 34:1; Зах. 11 – ср. Ин. 10:11–14); об этом же говорится и в Евангелиях (напр., Лк. 12:41–48 – здесь также ответственность соотносится с мерой доверенного, Лк. 12:48). То же самое подчеркивается в пасторских посланиях (1–2Тим, Тит.; напр. в 1Тим 3 и след.) и в Иак. 3:1.

Д. КОНКРЕТНЫЕ СЛУЖЕНИЯ (ДОЛЖНОСТИ)

В НЗ мы находим различные перечни дарований, которым соответствуют служения и функции в Церкви (1Кор. 12:4–28). Служения, которые можно было бы обозначить как Д. (апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учителя, см. Еф. 4:11), названы в одном ряду с другими дарованиями (1Кор. 12:28–30), т.е. они не являются исключит. или обязат. во все времена и во всех Церк-вах, что следует и из различий в перечнях. Однако здесь не должно быть другой крайности: отдельные функции не могут быть просто заменены другими (1Кор. 12:29–31), но требуют наличия ряда таких служений, которые ни в коем случае не могут отсутствовать в теле Христовом (будут ли они исполняться несколькими людьми или преимущественно одним лицом). Решающее значение здесь имеет цель (Еф. 4:11–16), а также то, насколько служения и Д. соответствуют сущности Церкви (ср. выше II, А и ⇒ Деяния апостолов, III). Следует различать служения, которые совершаются на уровне местных общин (напр., пресвитеры, диаконы), и такие, сфера действия которых выходит за пределы местного уровня (напр., апостол). Некоторые служения соединяют в себе то и другое (учителя, пророки – Деян 11 и след., благовестники, Д. семерых в Деян 6–8). Руководство общиной осуществляется коллегиально старейшинами (пресвитерами) или епископами [греч. эпископой, – «блюстители» ] (слова «пресвитер» и «епископ» употребляются и как взаимозаменяемые, напр. в Деян. 20:17.28; в иерусалим. церкви особую роль играли три «столпа», Гал. 2:9, а позднее «Иаков, брат Господень»). Отдельно слово «епископ» встречается только в т.наз. «зеркале епископа» в 1Тим. 3:2, слово «старейшина» (пресвитер) – только в 2Ин. 1 и 3Ин. 1:1, где его, однако, следует переводить как «старец» (⇒ Старейшины, III,Б). В местной общине были диаконы (Флп. 1– но не в Деян. 6), кроме того, древней Церкви были известны и своего рода «специальные уполномоченные», которых иногда тоже обозначали как апостолов («посланников») (посланники: 2Кор. 8:23; Флп. 2:25; апостолы: Деян. 14:14; Рим. 16:7; ср. Деян. 15:22).

Е. СУЩНОСТЬ

Решающее значение имеет тот факт, что истинный Посланник (Евр. 3:1), Пророк (Ин. 4:19), Пастырь (Евр. 13:20; 1Петр. 2:25), Учитель (Ин. 3:2), Служащий (Лк. 22:27) и Блюститель (1Петр. 2:25) – это Иисус Христос. Все человеч. служения являются лишь производными и должны быть ориентированы на Него (Ин. 13– этот конкретный пример особенно важен для «должностных лиц»). Христос руководит Церковью через имеющиеся в ней служения (Деян. 21:19; 2Кор. 13:3; Гал. 2:8; Кол. 1:29). Поэтому человек, исполняющий в церкви какое-то служение, с одной стороны, принадлежит к общине и вместе с ней внемлет Слову Божьему, но он же может стать и тем, через кого Бог обращается к общине (2Кор. 5:20). Правда, такая возможность потенциально есть у каждого члена общины и не является привилегией лишь занимающих «официальные должности».


Комментарии для сайта Cackle