Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение

Чистота (нечистота) – это понятие, означающее состояние человека, в котором ему надлежало (запрещалось) пребывать во время богослужений и жертвоприношений (Лев. 7:20–21; Числ. 9:9–11; Ис. 35:8; Ис. 52:1), а также в момент личной встречи с Богом (Пс. 50:4–14; Ис. 6:5; Иез. 36:25–28). В первом случае имеется в виду обрядовая (левитская) Ч. или нечистота, в остальных случаях – Ч. или нечистота как праведность или греховность.

I. ОБРЯДОВАЯ ЧИСТОТА И НЕЧИСТОТА

1) ПРЕДПИСАНИЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Ветхозаветные установления о Ч. и нечистоте имели целью отделить народ Божий от язычников. Главным источником ритуальной нечистоты считалось соприкосновение с мертвым телом (Числ.19:11), с трупом нечистого животного (Лев.11:8, 11, 24–28, 31–38), с трупом умершего или закланного с нарушением правил чистого животного (Лев.11:39–47, 22:8). Обрядовая нечистота возникала в результате употребления в пищу опред. животных (Лев. 11:1; Втор. 14:3–21), которых нельзя было также приносить в жертву Богу (Быт. 8:20; Лев. 27:27; Числ. 18:15–17). Нечистым делало человека и заболевание проказой (Лев. 13:1; особенно Лев. 13:45–46; Числ. 5:2; 4Цар. 15:5). Кроме того, нечистоту вызывало истечение у роженицы (Лев. 12:2), а также гнойное истечение (Лев. 15:1–5; Числ. 5:2; ⇒ Болезнь), излияние семени (Лев. 15:16–18), месячные кровотечения (Лев. 15:19–24) и патологические кровотечения у женщин (Лев. 15:25–27). Все нечистое оскверняло того, кто соприкасался с ним, находился вблизи него или употреблял его в пищу. Таким образом, нечистота передавалась разными способами; продолжительность состояния нечистоты у оскверненных людей и вещей также была разной;

2) ОЧИЩЕНИЕ

В случае осквернения нечистой пищей или прикосновением предписывалось вымыть посуду (кроме глиняной) или одежду (Лев. 11:32–47; Лев. 15:12.17), после чего состояние нечистоты прекращалось вечером того же дня. Мужчине, осквернившемуся истечением семени, также достаточно было вымыть одежду (Лев. 15:16–18). Прикоснувшийся к мертвому телу считался нечистым в течение семи дней; для очищения его следовало дважды окропить очистительной водой (Числ. 19:12). Для очищения рожениц, прокаженных, имеющих истечение семени или страдающих патологическими кровотечениями, помимо исполнения других предписаний, необходимо было принести жертву за грех (Лев. 12:6–8; Лев. 14:19.49; Лев. 15:15.30);

3) СВЯЗЬ ОБРЯДОВОЙ НЕЧИСТОТЫ С ГРЕХОМ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Предписания об обрядовой нечистоте указывают на ее связь с грехом. Это подтверждается и употреблением евр. слов тахор («чистый») и таме («нечистый»). Тахор первоначально имело значение – «издающий свет», «светящийся»; основное значение слова таме – «погруженный», «покрытый илом», «грязный», и в Иез. 4:12–14 оно обозначает прежде всего нечто отвратительное, страшное, противное. В Ис.6:5; Иез.22:5; Зах.13:1 то же слово подразумевает нравственную, греховную нечистоту, соотв. в Иов. 17:9; Пс.50:4 понятие «чистый от греха» обозначено словом тахор. Несмотря на это, обрядовую нечистоту нельзя отождествлять с грехом, ибо грех не переносится внешним путем, о котором шла речь, и может быть устранен только ⇒ жертвой, а не омовением. Поэтому обрядовая нечистота во всех ее формах воспринималась как символ смерти, которая, как следствие греха, представляла собой противоположность живому Богу (1Кор.15:26). Отсюда и представление о том, что мертвое тело и болезнь оскверняют, что истечение семени у мужчины и месячные истечения у женщин являются уничтожением зародышей жизни. Так же следует понимать и нечистоту роженицы, причем не новорожденное дитя, а мать, потерявшая жизн. силу, считалась нечистой. Но нечистота, вызванная проказой, которая не считалась тяжелым заболеванием ( ⇒ Болезни: проказа), не поддается такому толкованию: человек, вся кожа которого была поражена, объявлялся чистым (Лев. 13:12–46). Так, с одной стороны, можно видеть, что обрядовая нечистота связана с грехом и смертью, которая после грехопадения отравила все создания. С другой – не ясна причина, почему только употребление в пищу определеных животных и почему только отдельные физиологические процессы, а не все болезни вообще, вели к осквернению и исключению человека из участия в богослужении, причем на время своей нечистоты он лишался возможности достичь примирения с Богом посредством жертвоприношения. Эти предписания, однако, неоспоримо доказывают, сколь серьезно чистый и святой Бог относится к Ч., когда требует: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2; ср. 1Петр. 1:16);

4) ПОНЯТИЕ ЧИСТОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Новый Завет не содержит требований обрядовой Ч. Иисус говорит о бесполезности внешних омовений при внутренней оскверненности грехом (Мф. 15:11; Мф. 23:25–36; Лк. 11:39–54), а Петр получает повеление не считать нечистым то, «что Бог очистил» (Деян. 10:15). Никакая часть творения не должна больше считаться нечистой сама по себе (Рим. 14:14; 1Тим. 4:4). Для человека чистого, т.е. внутренне очищенного от греха, чисто всё (Тит. 1:15), но он не должен делать того, что запрещает ему его совесть (Рим. 14:14, 20) или что может ввести в ⇒ соблазн слабого брата (Рим. 14:15, 20–23; 1Кор. 8:8–13). ⇒ Апостольский соборПищевые запреты.

II. НЕЧИСТОТА, ВЫЗЫВАЕМАЯ ГРЕХОМ

1) наряду с обрядовой нечистотой, исключающей человека из ветхозаветного богослужения, существует нечистота ⇒ греха. Она оскверняет человека в самой его сущности, делая нечистым его сердце, источник мыслей и слов (Мф. 12:34–37), и тогда от него исходит только нечистое (Мф. 15:19). В результате подобного осквернения личное общение со святым Богом становится для человека невозможным. Это осквернение неразрывно связано с рождением и жизнью человека в мире, где господствует грех (Иов.14:4, 15:14, 25:4; Притч. 20:9; Ис. 64:5);

2) очищение от нечистоты, вызванной грехом, возможно только посредством ⇒ примирения с Богом и ⇒ прощения Богом (Иез. 36:25), Который один только может даровать человеку чистое ⇒ сердце (Пс. 50:12; Пс. 72:1; ср. Иов. 22:30). В Ветхом Завете Господь назначил для очищения от непреднамеренного греха особое жертвоприношение (Лев. 4:1–12; ⇒ Жертва). После того как Иисус Христос совершил Свое искупительное деяние, Бог очищает сердца и совесть людей через веру во Христа (Деян. 15:9; Евр. 9:14); человек становится способным к любви (1Тим. 1:5; 1Петр. 1:22), к добрым делам (Тит. 2:14; Евр. 9:14), он может призывать Господа от чистого сердца (2Тим. 2:22). Благодаря этому несравненному Божьему дару человек приобщается к Его народу (Тит. 2:14), Его Церкви. Бог неотступно заботится о Церкви, очищая ее от «бесплодных ветвей» (Ин. 15:2). Верующий призван вновь и вновь очищаться (1Ин. 3:3) «от всякой скверны плоти и духа» (2Кор. 7:1), от лжеучений (2Тим. 2:16–18.21). Средством очищения служит ⇒ исповедание грехов (1Ин. 1:7–9). Неверующий же остается нечистым в своих помыслах и с нечистой совестью, для него нечистым является всё, с чем он соприкасается (Тит. 1:15). О значении слова «чистый» можно судить по греч. слову эйликринес, образов. из двух корней: «солнце» и «испытывать» («испытанный солнцем» – Септуагинта и НЗ). Соответственно, чистый человек – это тот, кто может открыто явить миру свои деяния. Именно в таком смысле свидетельствует о себе и своем благовествовании ап. Павел (2Кор. 1:12; 2Кор. 2:17). Он молится за Церковь, чтобы в великий Судный день она могла предстать перед Судьей «чистой» (Флп. 1:10, 2:15). Второе послание Петра призвано помочь Церкви обрести Ч. разума и деяний: это поможет ей устоять в грядущих тяжких испытаниях (2Петр. 3:1). Другое греч. слово со значением «чистый» – адолос – встречается в 1Петр. 2:2: «чистое словесное молоко».

III. ДРУГИЕ ЗНАЧЕНИЯ

Слово «очищать» употребляется в Библии в отношении:

1) металлов, плавящихся и очищающихся в огне (Пс. 11:7; Мал. 3:3; Зах. 13:9);

2) людей, испытываемых Богом в трудностях и страданиях для того, чтобы узнать, является ли их вера чистой, постоянной, смиренной и полной любви (Мал. 3:3; Ис. 1:25; Дан. 12:10);

3) Слова Божьего (Пс. 118:140; Пс. 11:7).


Комментарии для сайта Cackle