Библиотеке требуются волонтёры

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Авраам

Авраам [евр. Аврахам].

I. Имя патриарха первонач. звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт. 17:5). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам – «(мой) отец возвышен», причем под словом «отец» может подразумеваться Бог. В Быт. 17:5 А. истолковывается как «отец множества» [евр. ав-хамон]. Имеются подтверждения существования этого имени на Бл. Востоке во II тысячел. до Р.Х.

II. Согл. данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением А. и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт. 21:5; Быт. 25:26; Быт. 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх. 12:40). О конкретных современниках А. в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными ист. личностями. Археол. находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религ. представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни А. в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой пол. II тысячел. до Р.Х.; А. жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х.

III. А. был сыном Фарры из рода Сима. У А. были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена А., Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей, была его сводной сестрой (Быт. 20:12). Фарра вместе с А., Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет А. последовал дальше, к первонач. цели своего странствования, Ханаану (Быт. 12:4). По словам Стефана (Деян. 7:4), это произошло после смерти Фарры.

IV. А. отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт. 12:1–3), который вывел его из Ура Халдейского (ср. Быт. 15:7; Неем. 9 и Деян. 7:2–4). Призывая А., Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем – «все племена земные» (Быт. 12:3). Вероятно, А. следовал из Харрана через Дамаск (примечат., что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт. 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За искл. Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидетельствует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане А. не обрел постоянного места жительства (⇒ Шатер). Он располагает свой стан в Сихеме (Быт. 12:6), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю. После этого А. отправляется в местность, располож. между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру. Возвратясь на юг Ханаана, А. вновь отправляется в Вефиль (Быт. 13:1.3). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, которую тот сам выбрал. Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение А. и его потомкам всю Ханаанскую землю, и А. располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне. А. заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт. 14:13). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, А. освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и А. отдает ему десятину от своей воен. добычи (Быт. 14).

V. А. получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисл. потомство. А. поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (Быт 15 и след.). Обещание дать землю заверяется торжеств. заключением завета между Богом и А.. А. пытается собств. усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт. 16:2); т.о., когда А. было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16 и след.). Через 13 лет (Быт 17 и след.) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, которая с этого времени должна именоваться Саррой («княгиня/госпожа»), будет наследником А. При этом А. принял знамение завета – обрезание, и Бог изменил его имя на «Авраам» (ср. I). Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества А. Лот был спасен (Быт. 18). А. уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (Быт. 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего А. родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению А. отослал Агарь и Измаила прочь (Быт. 21:1–21). В Вирсавии («колодец клятвы») А. заключил союз с герарским царем Авимелехом и еще долгое время оставался в этих местах. Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. А. повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр. 11:17–19). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончат. подтверждает все обетования, данные А., который вновь возвращается в Вирсавию (Быт. 22).

VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, А. купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (Быт. 23). Описание этого события напоминает по ф-ме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой (⇒ Деньги). Этот участок был единств. земельной собственностью, приобрет. А. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, получ. во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда А. было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (см. IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников А. жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт. 24:10), располож. вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии А. взял в жены Хеттуру, которая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25 и след.). Всех своих наложниц (и их сыновей) А. отослал прочь. А. умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле.

VII. У А. было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт. 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт. 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт. 12:16; Быт. 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт. 17:23.27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт. 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к «князю Божию» (Быт. 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт. 14:13; Быт. 21:22–32). Учитывая происхождение и богатство А., можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена А. Не исключено, что письм. свидетельства людей из окружения А. могли стать источником для книги Бытие (⇒ Пятикнижие Моисея).

VIII. Господь избрал А. быть родоначальником Израиля (Быт. 12:2; Быт. 17:4–8; Ис. 51:2), Божьего народа среди проч. народов. На это избрание А. отвечает послушанием (Быт. 12:4) и верой (Быт. 15:6; Евр. 11:8), являя пример для всех верующих (ср. Гал. 3:29; ⇒ Жилище, III). Вера А. подвергается небывалому испытанию, и он становится «другом Божиим» (Ис. 41:8; Иак. 2:23) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал. 3:6–14; Евр. 11:8–19; Иак. 2:21–24). ⇒ Праотец, патриарх.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle