Ве́тхий Заве́т
Ве́тхий Заве́т (термин). Впервые этим словосочетанием дохристианская часть Библии названа апостолом Павлом (Παλαιά διαϑήκη, буквально – Древний Завет – 2Кор.3:14). Позднее отцы Церкви так стали именовать и весь дохристианский период священной истории спасения. Эпитет «Древний» (слав. Ветхий) возник из противопоставления дохристианскогоЗавета Новому Завету, который был предречен пророком Иеремией (евр. ברית חדש , бери́т хадаша́ – Иер.31:31 сл.) и осуществлен Иисусом Христом. Ветхий Завет назван «Заветом вечным» (Лев.24:8), поскольку он является фазой единого непреходящего Завета. Ветхий Завет, в свою очередь, проходит ряд этапов: Завет с Ноем, Завет с Авраамом, Синайский Завет. Нек-рые толкователи добавляют к этим трем стадиям Завет с Адамом и Завет с Давидом, хотя в них не содержится всех элементов двустороннего Союза между Богом и человеком.
Во 2 в. *Маркион пытался отсечь Ветхий Завет от Нового Завета, представляя первый продуктом религии, абсолютно чуждой Новому Завету. Но эта точка зрения встретила резкую критику со стороны отцов Церкви, например, мч.*Иустина Философа и свт.*Иринея Лионского.
• *Поснов М. Э., Идея Завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете, Богуслав, 1902; СББ, с.1101–1110; Charlier C., La lecture chrétienne de la Bible, Maredsous (Belgium), 1950.