А́йххорн
А́йххорн (Eichhorn) Иоганн Готфрид (1752–1827), немецкий протестантский библеист и литературовед. Род. в Дорренцимерне. Окончил Геттингенский университет (1774), где изучал богословие, восточные языки и историю литературы, слушал лекции *Михаэлиса (преемником которого он впоследствии стал).
По собственному признанию Aйххорна, его потрясли фрагменты из *Реймаруса, опубликованные в год завершения им университетского курса. Утверждение гамбургского деиста, что почти вся священная история есть преднамеренный вымысел, побудило Aйххорна взять на себя апологетическую задачу найти новый герменевтический ключ к Писанию. Над этой задачей он трудился всю жизнь. После недолгого пребывания на посту ректора Ордурфской гимназии Aйххорн занял кафедру восточных языков в Йенском университете (1775), а в 1788 перешел в Геттингенский университет, где преподавал философию до конца жизни.
Aйххорну принадлежат работы по истории литературы, но главные его труды относятся к библеистике. Важнейшими его сочинениями являются «Введение в Ветхий Завет» («Einleitung in das Alte Testament», Bd.1–3, Lpz., 1780–1783), «Введение в Новый Завет» («Einleitung in das Neuen Testament», Bd.1–5, Lpz., 1804–1827). Aйххорн основал первое *периодическое издание, посвященное библейской науке. Как библеист и литературовед Aйххорн испытал влияние *Лессинга и *Гердера и в свою очередь оказал значительное влияние на развитие протестантской библеистики.
Герменевтика Aйххорна сформировалась в результате попыток согласовать учение Библии с «истинной философией», последним словом которой Aйххорн считал «просветительский» *рационализм. Логика его рассуждений была проста: поскольку Библия содержит истину, эта истина не может противоречить разуму, а так как разум, «умудренный истинной философией», не видит в библейских описаниях чудес достоверной реальности, их следует объяснять так, чтобы противоречие было устранено. Далее, Aйххорн справедливо признавал, что при чтении Библии необходимо учитывать ее «особый, образный и драматический язык». Толкователь должен научиться отделять в нем форму от смысла.
В этом герменевтическом подходе Aйххорн, казалось бы, развивал идеи святоотеческой александрийской школы и был предшественником многих современных комментаторов. Но ошибка его заключалась в том, что он поддался соблазну создавать произвольные беллетристические фантазии, придумывая «естественные» объяснения сказаниям Ветхого Завета. Так, он писал: «Разговор Адама с Богом есть просто угрызения совести Адама. Явление Господа Бога после совершения греха Адамом – это испуг и удивление от виденной и слышанной впервые (?) грозы». Древо познания было просто растением с ядовитыми плодами. Иными словами, усматривая в Библии элементы *мифа, Aйххорн стремился найти за ними обычные природные и психологические явления. Применить этот метод к евангельской истории Aйххорн не решился, но широко использовал его в толковании Деяний (огненные языки Пятидесятницы обозначают экстаз, ангел, ведший Филиппа, – его благую мысль и т.д.).
Исагогические концепции Aйххорна. От своего учителя Михаэлиса Aйххорн узнал о работе *Астрюка, касавшейся *источников Книги Бытия, и распространил его методы на изучение всего *Пятикнижия. Исследуя литературные особенности Моисеевых книг, он пришел к заключению, что пророк записывал законы для священников и для народа и из этих записей позднее образовались Исх., Лев., Числ., Втор.; Книга Бытия была составлена неизвестными авторами. Что касается Нового Завета, то, по гипотезе Aйххорна, апостолы вручили своим преемникам единый письменный текст, который после продолжительных переработок стал во 2 в. основой канонических писаний (см. ст. Протоевангелия теория). Aйххорн вошел в историю исагогики как один из первых авторов, отметивших особенности *Пастырских посланий, отличающие их от прочих посланий ап. Павла. Исходя из этих особенностей, Aйххорн признал Пастырские послания псевдонимными.
♦ Commentarius in Apocalypsin Johannis, Gott., 1791; Einleitung in die apokryphischen Schriften des Alten Testaments, Lpz., 1795.
• *Муретов М.Д., Эйхгорн и его толкование новозаветных чудес, ПТО, 1884, ч. 23; его же, Протестантское богословие до появления Штpaycoвой «Жизни Иисуса», Серг. Пос., 1894; ODCC, p. 449; RGG, Вd.2, S. 345.