прот. Александр Мень

Источник

Александри́йская шко́ла

Александри́йская шко́ла экзегезы. Предшественниками Александрийской школы экзегезы были эллинизированные иудейские богословы, философы и писатели Александрии. Одним из первых представителей этого направления был Аристобул (2 в. до н.э.). Он и его последователи усвоили *аллегорический метод толкования древних текстов, который был впервые разработан греческими философами (преимущественно платониками и стоиками). Самым плодовитым и влиятельным богословом иудейской Александрийской школы был *Филон Александрийский.

Христианская Александрийская школа экзегезы возникла в Александрии на базе катехизического училища, основателем которого был Пантен. После его отъезда для проповеди Евангелия в Индию училище возглавил *Климент Александрийский. В его дошедших до нас апологетических трудах обоснован принцип усвоения христианством элементов античной культуры (в частности, философии). «Некоторые же воображают, – писал он, – что очень умно делают, когда не хотят ни с философией иметь дела, ни с диалектикой, ни естественных наук не хотят изучать, а одной только простой и чистой верой удовлетворяются. Это все равно, как если бы утверждали они, что никакого ухода за виноградной лозой не нужно, а достаточно только посадить ее, чтобы иметь с нее грозды» (Строматы, I, 7, 9).

Аллегорический метод толкования Библии был заимствован учителями Александрийской школы как часть античного наследия. Корифеем школы стал преемник Климента *Ориген. Он с исключительной последовательностью проводил идеи аллегоризма в экзегетике. Несмотря на церковное осуждение ряда богословских мнений Оригена, его влияние на *святоотеческую экзегезу было громадным. Его последователями были свт.*Дионисий Великий, свт.*Григорий Неокесарийский и свт.*Григорий Нисский. Методы Александрийской школы в той или иной степени сказались на трудах свт.*Василия Великого, свт.*Амвросия Медиоланского, блж.*Иеронима и др.

Аристобул Панеадский, ЕЭ, т.3; *Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви, т.1–4, СПб., 1907–1918, т.2, 3, репр. М., 1994; Бычков В.В., Эстетика поздней античности: 2 и 3 вв., М., 1981; Дмитревский В.Н., Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от 1 до начала 5 в. по Р.Х., Каз., 1884; *Иваницкий В.Ф., О происхождении иудейского эллинизма Александрии, ТКДА, 1912, №2; К-ский [*Каринский М.И.]., Египетские иудеи, ХЧ, 1870, №7; *Лебедев А.П., История Вселенских соборов, ч.1. Вселенские соборы 4 и 5 вв., СПб., 19043; Леонардов Д., Теория боговдохновенности Библии в александрийской школе, ВиР, 1906, №-4; Лурье С.В., К истории эллино-иудейского просвещения в Александрии, в сб.: Историческое обозрение, СПб., 1893, т.6; ПБЭ, т.1, с.512–519; Enc. Kat., t.1, s.347–348; ODCC, p.35–36.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle