прот. Александр Мень

Источник

Иису́са, сы́на Сира́хова, прему́дрости Кни́га

Иису́са, сы́на Сира́хова, прему́дрости Кни́га, входит в раздел *Учительных книг Ветхого Завета, отнесена Церковью к числу *неканонических. Содержит цикл назидательных наставлений, написанных в поэтической форме. Состоит из 51 глав Латинское название книги – «Экклесиастикус» (не смешивать с *Екклесиастом).

Язык, автор и датировка книги. До конца 19 в. переводы Сир. делались с греческого, поскольку еврейский оригинал, о котором знал еще блж.*Иероним, был утрачен. В 1896 англичанки Агнес Льюис и Маргарет Гибсон нашли в каирской *генизе кожаный свиток, который был опознан *гебраистом Соломоном Шехтером как еврейский текст Сир. Позднее фрагменты еврейского текста книги были обнаружены в палестинской крепости Масада (1963).

Греческий перевод проливает свет на вопрос об авторстве книги и времени ее написания. В предисловии переводчик называет себя внуком Иисуса Сирахова и датирует начало своего труда 38-м г. царя Евергета. Это прозвище носили два царя – Птолемей III (246221) и Птолемей VII (145–116). Первый исключается, т.к. он не дожил до 38-го года своего правления. Птолемей же VII вел счет своего царствования с 170, когда он стал соправителем Птолемея VI; следовательно, 38-й г. его правления и дата начала перевода Сир падают на 132 до н.э.

Внук Иисуса Сирахова пишет, что сделал его для египетских иудеев, «которые, находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои нравы к тому, чтобы жить по Закону». Сам Иисус, сын Сирахов, не мог писать позже 175, когда начались гонения Антиоха IV (см. статью Второго Храма период). Он был современником первосвященника Симона II. Все это приводит к 90–80-м гг. 2 в. до н.э. как к дате написания Сир. О личности Иисуса (евр. סירא בן יהושע, йехошу́а бен-сира́) в самой книге существуют лишь косвенные данные. Он жил в Палестине, много путешествовал, обладал обширными по тем временам познаниями. Книга его содержит сведения о придворных обычаях, медицине, торговле, богослужении в Храме. По словам внука Иисуса, его дед, «больше других предаваясь изучению Закона, Пророков и других отеческих книг и приобретя достаточный в них навык, решился и сам написать нечто, относящееся к образованию и мудрости, чтобы любители учения, вникая и в эту [книгу], еще больше преуспевали в жизни по Закону». Из этих слов явствует, что Иисус первый из ветхозаветных писателей уже имел Библию почти в полном объеме (т.е., кроме Торы и Пророков, читал книги, позднее вошедшие в собрание Писаний). Однако из его «панегирика отцам» (44–50) явствует, что он не знал, например, Книги Даниила.

Композиция и содержание. Сир. написана в традиции *мудрецов писаний; апокалиптические и мессианские мотивы в ней почти отсутствуют. В задачу автора «Премудрости» входило дать наставление для повседневной практической жизни. В книге собраны краткие изречения, советы, гимны, размышления над жизнью, прославление героев священной истории. Несмотря на разнородность частей, книгу объединяет общий дух и замысел.

Книга содержит раздумья о Премудрости Божьей и о ее деяниях в роде человеческом (Сир.1:1–16:23), о творении и нравственных заповедях (Сир.16:24–23:37), афоризмы о семейной и обществ. жизни (Сир.24:133:17), о долге человека перед Богом (Сир.33:1838:23), о профессиях и призваниях (Сир.33:2442:14), о совершенстве природы (Сир.42:1543:36), о праведниках Ветхого Завета (Сир.4450) и заканчивается молитвой и эпилогом (Сир.51).

Учение Сир. Богословие книги продолжает линию, идущую от богословия Притч. Мудрец не дерзает говорить о внутренней тайне Сущего. Бог запределен твари; Его Премудрость познается в природе и *Откровении. В описании Сир. Премудрость почти ипостазируется. «Порою речь прямо как будто идет о некоей вполне конкретной личности (Сир.14:20–15:10;24). Тем не менее и это обстоятельство еще не позволяет нам видеть в этом образе некое, отличное от Яхве, божественное лицо. Как и в отношении Притч, образ этот находит свое естественное объяснение в традиционном обычае персонифицировать теофании. Однако божественная Премудрость книги Сираха не есть уже только промыслительное действие Божие, умудряющее свыше и наставляющее человека: это есть персонификация всего действия Божия в истории» (прот. *Князев А., ПМ, X, с.104). Стройные закономерности мироздания определяются Премудростью:

По определению Господа

дела Его от начала,

и от сотворения их

Он разделил части их.

Навек устроил Он дела Свои,

и начала их – в роды их.

(Сир.16:26–27)

Вселенная исполнена Славы Творца (Сир.42:15–26). Премудрость Божья свидетельствует о себе в деяниях Господних. Сама она «вышла из уст Всевышнего» (Сир.24:3) и тождественна Его творческому Слову. В истории Домостроительства Премудрость проявляется как Закон, данный народу Божьему (Сир.24:8–9). Но если природа строго подчинена космическим уставам Премудрости, то человек имеет свободу выбора и, следовательно, несет ответственность за свои поступки. Перед ним начертаны два пути – путь добра и путь зла. Рисуя картину нравственного и социального зла в человечестве, мудрец связывает его и с первородным грехом (Сир.25:27), и с личным выбором, решением человека.

Он от начала сотворил человека

и оставил его в руке произволения его.

Если хочешь, соблюдешь заповеди,

и сохранишь благоугодную верность.

(Сир.15:14–15)

Именно вера в ответственность человека позволяет Иисусу быть суровым моралистом и бичевать человеческие пороки. Однако он верит в силу покаяния и учит прощать. «Мстительный получит отмщение от Господа», – говорит мудрец.

В качестве примеров автор приводит праведников Ветхого Завета, обозревая при этом всю священную историю. Он верит, что Бог «услышит молитву рабов Своих» и что настанет время, когда «все живущие на земле» познают Господа (Сир.36:18–19).

Книга Иисуса, сына Сирахова, пользовалась большим авторитетом в древней Церкви. Отголоски ее рассеяны в Послании Иакова, и на нее часто ссылались отцы Церкви.

Переводы: [Архим.*Агафангел (Соловьев)] Кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в русском переводе с кратким объяснением, СПб., 18602; Пакацкий Г.А., Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, заключающая в себе наилучшие нравоучения, преложенные в стихи, СПб., 1825; прот. *Рождественский А.П., Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Введение, перевод и объяснение по еврейскому тексту и древним переводам, СПб., 1911.

Булгаков С.Д., Нравственное учение, раскрываемое в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Курск, 1906; Дойель Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980; Клаузнер И., Бен-Сира, ЕЭ, т.4, репр. М., 1991; прот. Рождественский А.П., Вновь открытый еврейский текст Книга Иисуса, сына Сирахова, и его значение для библ. науки, СПб., 1903; *Рыбинский А., Иисус, сын Сирахов, ПБЭ, т.6, с.596–602; прот.*Смирнов-Платонов Г.П., О русском переводе Книги Иисуса, сына Сирахова, ПО, 1860, №12; *Якимов И.С., О происхождении Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, ХЧ, 1887, № 9–10; иностранную библиографию см. в АРОТ, v.1, p. 314–315; JBC, v.1, p.123–148.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle