Корпорати́вная ли́чность
Корпорати́вная ли́чность, или соборная личность в Библии, которая символически и в то же время реально объединяет множество людей: группу, народ, Церковь, человечество. Еще блж.*Августин заметил, что Священное Писание в некоторых случаях говорит о народах и странах как о личностях (О Граде Божием, XVI, 3). Другие отцы Церкви приближались к идее Корпоративной личности в толковании ими образа Адама (свт.*Григорий Нисский и др.). Эта идея, хотя и не имеет четкого определения в Библии, проходит как одна из важнейших тем через оба Завета. В современном богословии на учение о Корпоративной личности обращали особое внимание прот.*Булгаков, В.Н. Лосский, Г.У.*Робинсон, который и ввел в обиход библеистики сам термин Корпоративная личность.
Простейший аспект Корпоративной личности связан с представлением об *эпониме и лицах, олицетворявших племя или группу. Так, в (Быт.10) родоначальники народов выступают как личности. В образах *патриархов как бы символизируется судьба их потомков (ср. Быт.25:22–23; Мал.1:2–5). Пророки нередко обращались к ветхозаветной общине как к индивидууму (ср. Ис.41:8–10). Это было не только метафорой, а чем-то большим: свидетельством о духовном единстве народа. Иногда единство воспринималось через личность царя, что просматривается уже в *мессианизме *допленного периода (ср. Ис.8:8).
Полноты выражения идея Корпоративной личности достигает в (Ис.52–53) и (Дан.7:13–14:27). В обоих пророчествах Личность Служителя Яхве и Сына Человеческого словно объемлет, включает в Себя «народ святых», т.е. Церковь. Мессия являет в Себе идеальный Израиль, а через Воплощение становится «новым Израилем», Который, подобно ветхому Израилю, призывается из Египта (Мф.2:15) и проходит через искушение в пустыне (Мф.4:1–11). Из этого взгляда на Мессию как на Корпоративную личность органически вырастает учение апостола Павла о Церкви как о Теле Христовом (1Кор.12:27; Еф.4) и о единстве верных во Христе – «новом Адаме» (1Кор.15:22,45).
● *Булгаков С.Н., Невеста Агнца, Париж, 1945; Лосский В.Н., Очерк мистического богословия Восточной церкви, БТ, 1972, сб.8; *MacKenzie J.L., Aspects of Old Testament Thought, JBC, v.2, p.748.