прот. Александр Мень

Источник

Монотеи́зм

Монотеи́зм (от греч. μόνος – один, ϑεός – Бог) библейский, учение Священного Писания об абсолютном единстве личного, сверхприродного Божества, Творца и Промыслителя.

Первобытный Монотеизм. В Библии нет определенного указания на Монотеизм как первоначальную форму религии, но это может быть выведено из косвенных свидетельств. Первые главы Книги Бытия говорят только об отношении людей к единому Творцу и не упоминают о почитании ими языческих богов. Согласно апостолу Павлу, народы, «познавши Бога» через Его творение, своевольно отвратились от Него (Рим.1:21). Это можно истолковать в том смысле, что Монотеизм был древнейшей или одной из древнейших форм богопочитания, позднее утраченной. В 19 в. попытки научного и философского обоснования такой концепции мы находим у *Шеллинга, Вл.*Соловьева, английского историка Эндрю Лонга (1844–1912) и немецкого индолога Леопольда Шрёдера (1851–1920).

Возражения против возможности Монотеизма у первобытных людей выдвигали сторонники *исторического эволюционизма. Мыслители и ученые этого направления считали, что религия возникла в грубых примитивных формах (анимизм, фетишизм и т.д.) и только в высокоразвитых обществах достигла стадии Монотеизма. Однако исследования 20 в., проведенные среди народов, находящихся на низшей ступени цивилизации, показали, что понятие о верховном Существе присутствует и в верованиях «первобытных племен». Основной материал по этому вопросу был собран школой австрийского ученого, католического священника Вильгельма Шмидта (1868–1954), редактора журнала «Человек» («Anthropos») и составителя обобщающего труда «Происхождение идеи Бога».

Элементы Монотеизма во внебиблейском мире. Многие верования *Древнего Востока и *античности так или иначе приближались к идее Монотеизма. Как правило, рядом с верховным Божеством помещали пантеон второстепенных богов (Египет, Двуречье, Финикия, Греция). В Ханаане их называли *«сынами божьими», поскольку они считались детьми главного Бога Эла (Эля). В Индии единое Божество понималось в духе пантеизма (Упанишады) и как безличное Сверхбытие (буддизм). К индийским монистическим концепциям был близок греческий философский Монотеизм. Наибольшее сходство с библейским Монотеизмом имели религия Эхнатона (см. статью *Амарнский период) и учение Заратустры (см. статью *Маздеизм). Однако Эхнатон отождествлял Божество с физическим Солнцем, а маздеизм вскоре после Заратустры превратился в типично дуалистическую доктрину. Таким образом, библейское *Откровение о Творце и Промыслителе остается уникальным.

Библейский Монотеизм домоисеева времени. Ветхозаветная религия, хотя и не развивалась по закону прямолинейной эволюции, прошла ряд ступеней, на которых полнота единобожия раскрывалась постепенно. Школа *Велльхаузена считала, что до переселения в Ханаан израильтяне были язычниками и чтили многих богов, которые потом превратились в образы *патриархов. Новейшие исследования не подтвердили эту точку зрения (см. статьи *Брайт; *Олбрайт; *Патриархи; *Пятикнижие). Авраам покинул отечество и порвал со своим племенем амореев-язычников именно потому, что был призван Богом (Быт.12:1; Ис.Нав.24:2–3). В этот период Бог воспринимался преимущественно как Покровитель избранной Им родовой группы. О других богах нет речи; что бы о них ни думали, почитался лишь один Творец неба и земли.

Моисеев Монотеизм содержит недвусмысленный и строгий запрет политеизма (Исх.20:3–5). Яхве есть единственный, перед Кем можно преклониться и Кого должно любить в послушании и смирении (ср. Втор.6:4–5). В то же время Моисеева религия признавала существование богов (евр. אלים, אלוהים, элохи́м или эли́м ). Иногда в них видели сонм, окружающий небесный престол Божий (Втор.33:2), а иногда они отождествлялись с богами других народов (Исх.15:11; 18:11). Как в ту эпоху богословски осмыслялась природа этих богов в связи с абсолютным владычеством Божьим, установить невозможно. Во всяком случае, ведущие современные экзегеты не считают возможным отрицать единобожие Моисеевой религии.

Брайт в связи с этим пишет: «Другие боги, которым было отказано в участии в творении, в какой-либо космической функции, во власти над событиями, в почитании, были, следовательно, лишены всего того, что делало их богами, превращались в ничто. Иначе говоря, они были лишены “божественности”. Хотя полное выражение монотеизма раскрывалось на протяжении многих веков, в этом функциональном смысле Израиль с самого начала верил только в одного Бога». По мнению *Олбрайта, Моисеев Монотеизм явился завершением религиозно-исторического процесса на Ближнем Востоке.

От Моисея до пророков-писателей. Ветхозаветная религия выдержала суровые испытания, столкнувшись непосредственно с язычеством Ханаана. На протяжении веков, в течение которых происходило смешение евреев с коренным населением страны, многобожие оставалось опасным соблазном. Монотеизм не раз оказывался под угрозой и заменялся синкретической религией, где Яхве занимал место главы пантеона. Но духовные вожди народа вели с этим непримиримую борьбу (пророк Илия), и в итоге библейский Монотеизм побеждал. Правда, элохим стали по ханаанскому обычаю называть сынами Божьими (Пс.28:1; ср. Иов.2:1), но их не считали детьми верховной супружеской пары, как в Ханаане. Израиль не знал даже слова богиня. Элохим, или сыны Божьи, были окончательно отождествлены с ангельскими силами.

Библейский Монотеизм у *пророков-писателей приобретает форму предельно отчетливую. Бог есть единственный Творец мира (Ис.42:5); никакого другого Божества не существует (Ис.45:6–7). Боги народов – ничто, бездушные идолы (Иер.10:5). С этого периода классическая форма библейского Монотеизма уже не претерпевала изменений (см. статью *Этический монотеизм). В нем лишь появились новые богословские аспекты, связанные с ипостасной тайной.

Библейский Монотеизм и ипостасная тайна. Бог явлен в Ветхом Завете исключительно в Его проявлениях по отношению к твари. Внутренняя тайна Божия остается для человека абсолютно запредельной. Человек не может остаться живым, если он соприкоснулся с тайной Божьего Существа (Ис.6:1–5). Это – полная противоположность внебиблейскому *мистицизму, который ищет слияния человека с Божественным, но при этом человек теряет свое личностное начало, растворяясь в безличном Абсолюте.

«Христианство освобождает человека от этих двух ограничений, открывая одновременно во всей полноте личного Бога и Его природу» (В.Н.Лосский). Через Христа человек становится причастным к внутрибожественной Тайне. Однако еще в Ветхом Завете появляются первые предчувствия этой Тайны. Понятия о Духе Божием, о Его Премудрости, Слове и Славе приоткрывают завесу над абсолютностью библейского Монотеизма и предваряют новозаветное откровение о Триипостасной природе Божественного Единства. Приобщение к этой Тайне служит не просто для познания, но указывает на онтологическую божественную основу любви и единства в человеческом мире (Ин.17:21). См. статью *Тринитарное учение.

● Архим. Алексий (Соловьев), Ветхозаветные учения о таинстве Пресвятой Троицы, ПТО, 1849, т.8; Беляев А.Д., Идея единобожия в Ветхом Завете, ПО, 1879, №2; *Бернфельд С., Монотеизм, ЕЭ, т.11; прот.*Боголюбов Н.М., Философия религии, К., 1915, ч.1; прот.*Буткевич Т.И., Религия, ее сущность и происхождение, т.1–2, Харьков, 1902; Введенский А.И., Вера в Бога, ее происхождение и основания, СПб.,1891; его же, Религиозное сознание язычества, т.1, М.,1902; *Гийе Ж., Бог, СББ; *Гусев А., Единобожие ветхозаветной религии как доказательство божественного происхождения ее, ВиР, 1895, №16,17; Иноземцев А., Единобожие как первоначальная форма религии, М.,1881; *Кудрявцев-Платонов В.Д., О единобожии как первонач. виде религии рода человеческого, ПТО, 1857, т.16; Ланг Э., Мифология, пер. с франц., М.,1901; свящ.*Лебедев А.С., Ветхозаветное вероучение во времена патриархов, вып.1, СПб., 1886; прот. Мень А., Элементы Монотеизма в дохристианских религиях и философии, Загорск, 1968 (Ркп. МДА); его же, Истоки религии, Брюссель, 19812; *Никольский Н.М., Политеизм и Монотеизм в еврейской религии, в его кн.: Избранные произведения по истории религии, М.,1974 (точка зрения исторического эволюционизма); Орнатский Ф.С., Изложение и критический разбор взглядов Монотеизма Мюллера на религию, ее происхождение и развитие, ТКДА, 1887, №1; *Покровский А.И., Критический разбор эволюционной теории первобытной религии, БВ, 1900, №3; его же, Библейское учение о первобытной религии, Серг.Пос.,1901; *Соловьев Вл., Мифологический процесс в древнем язычестве, Собр.соч., 2-е изд., т.1; *Хрисанф (Ретивцев), Религии древнего мира в их отношении к христианству, т.1–3, СПб.,1873–1878; Шредер Л., Сущность и начало религии, Серг.Пос.,1909; *Яхонтов И.П., Изложение и историко-критический разбор мнения Э.Ренана о происхождении еврейского единобожия, М.,1884; *Albright W.F., From the Stone Age to Christianity, Baltimore, 1957; Dawson Ch., Progress and Religion, Garden City (N.Y.), 1960; *Dentan R., The Knowledge of God in Ancient Israel, N.Y., 1968; Eliade M., Traité d’histoire des religions, P.,1959; *McKenzie J.L., Myth and Realities, L.,1963; Radin P., Monotheism among Primitive Peoples, L.,1924; *Rowley H., The Faith of Israel, L.,1956; Schmidt W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd.1–12, Münster, 1926–1955; см. также статью *Богословие библейское.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle