прот. Александр Мень

Источник

Остро́жский

Остро́жский Константин Константинович (1526–1608), русский князь, киевский воевода, вокруг которого группировались ревнители православия в западно-русском крае. Был высокообразованным человеком широких взглядов. В 1578 в его Острожском замке была основана православная школа и русская типография. Острожский центр ставил задачу повышать культурный уровень православного духовенства, чтобы оно не уступало латинскому.

Князь участвовал в Брестском церковном соборе, постоянно защищал интересы православия. Он вел полемику против Брестской унии, однако являлся сторонником соединения христиан. После заключения унии Острожский писал папе, что не одобряет такого решения конфессиональной проблемы, но верит, что при иных обстоятельствах «Самому Творцу будет приятно, когда дело это проистечет вместе и от наивысшего бискупа Римского и от патриархов Восточных». По инициативе Острожского вышла первопечатная церковно-славянская Библия (см. статью *Острожская Библия), к которой он написал предисловие.

Немировский Е.Л., Начало книгопечатания на Украине, М.,1974; Соловьев С.М., Отношение князя Константина Острожского к вопросу о соединении церквей, в его книге: Богословские и критические очерки, М.,1916; Харлампович К., Острожская православная школа, «Киевская старина», 1897, №5–6; см. также библиографию к статье *Федоров.

«Остромирово Евангелие», рукописное *«Евангелие апракос», переписанное в 1056–1057 диаконом Григорием для новгородского посадника Остромира (в крещении Иосифа), близкого к князю Изяславу. «Остромирово Евангелие» – один из древнейших церковно-славянских библейских списков, появившихся на Руси. Текст написан на пергаменте, содержит красочные миниатюры – изображения евангелистов и богато орнаментированное буквицы-инициалы. Из Новгорода оно было доставлено в Москву в Оружейную палату, а затем по указу Петра I перевезено в Петербург. В 1806 император Александр I передал его в Публичную библиотеку.

«Остромирово Евангелие» представляет большую ценность для *текстуальной критики церковно-славянского Евангелия. В нем есть ряд расхождений с традиционными вариантами славянских изданий. Это вызвало сомнение в целесообразности печатного издания памятника, которое было поручено Академией наук славяноведу А.Х.Хвостову. Однако эти сомнения были рассеяны митрополитом *Филаретом (Дроздовым). Первое издание «Остромирова Евангелия» вышло в 1843, а фототипическое – в 1883 и в 1988.

Белевцев И., «Остромирово Евангелие» 1056–1057 гг., ЖМП, 1956, №7 (там же указана и библиография); Розов Н.Н., «Остромирово Евангелие», СИЭ, т.10; СКДР, вып.1, с.106–107.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle