прот. Александр Мень

Источник

Кинемато́граф

Кинемато́граф и Библия. Библейские сюжеты привлекали мастеров Кинематографа с самого начала возникновения кино. В пользу допустимости изображения артистами священных лиц Библии выдвигалось два аргумента: 1) старая традиция «мистерий», или «действ» (инсценировки Страстей на Западе, «пещное действо» на Руси, драмы свт. Димитрия Ростовского; см. статью *Театр и Библия); 2) неизбежность в любом виде творчества, в живописи, скульптуре и т.д. привнесения человеческих, авторских элементов (портретность и автопортретность в религиозной живописи).

На заре Кинематографа. Уже один из пионеров Кинематографа Луи Люмьер (Франция) создал фильм «Страсти» (1897), самую большую картину, выпущенную его фирмой. Под влиянием этой картины тогда же Р.Дж.Холлемен создал аналогичный фильм в США, но он в 3 раза превосходил по продолжительности французский. Его впервые использовали протестантские проповедники, показывая в походных церквах. В 1898 Зигмунд Любин переработал ленту Холлемена. Второй пионер Кинематографа Жорж Мельес (Франция) снял фильм «Хождение по водам» (1899), применив специфические приемы комбинированной съемки (Христос идет по волнующемуся морю).

Период немого Кинематографа. (1900–1934). В начале 20-го столетия Фердинан Зекка (1864–1947), один из крупнейших кинорежиссеров Франции, снял два фильма на евангельские сюжеты: «Блудный сын» (1901) и «Страсти» (1902–1905) и первый на ветхозаветную тему – «Самсон и Далила» (1903). Другой французский кинематографист, Викторен Жассэ, экранизировал Евангелие («Жизнь Христа», 1906) и отдельно – историю мученической смерти Иоанна Крестителя («Иродиада», 1910). В 1908 французский режиссер Шарль Патэ снял первую раскрашенную киноленту «Жизнь Христа». Ему же принадлежит фильм «Самсон и Далила» (1908). В этот период по фильмам на библейские сюжеты впереди французский Кинематограф («Поцелуй Иуды» Армана Бура, «Иудифь и Олоферн», «Дочь Иеффая» и «Есфирь» Луи Фейада), но постепенно с ним начинают соперничать режиссеры других стран. В 1910 в США выходит лента «Жизнь Моисея» (автор неизвестен), а в следующем году фирма «Вайтаграф Компани» выпускает картину о Христе и грешнице («Иди и впредь не греши»), а в 1911 итальянский режиссер Марио Казерини экранизирует историю Маккавеев.

В 1912 съемки фильма «Жизнь Христа» (Фрэнк Мерион, США) впервые проводились в местах евангельских событий (в 1938 эта лента была озвучена). В 1913 американец Танхаузер создает картину «Иосиф в земле Египетской». Тогда же французский режиссер Андреани выпускает серию фильмов на ветхозаветные темы («Дочь Иеффая», «Царица Савская», «Иосиф»).

В экранизацию библейских сюжетов внес вклад и классик немого Кинематографа американец Дэвид Уорк Гриффит (1875–1948), создатель системы «кинозвезд». В 1914 он поставил эпический зрелищный фильм «Иудифь из Ветилуи», но настоящую эпоху в истории Кинематографа составила его грандиозная трилогия «Нетерпимость» (1916), снятая с участием сотен статистов. Созданная под впечатлением Первой мировой войны, она была посвящена жестокости человеческого рода. Одна из частей трилогии изображает отдельные моменты жизни Христа.

В России Кинематограф в эти годы быстро развивался, но цензурный запрет на представление священных лиц не позволял создавать библейские ленты. Только в 1917 был снят фильм по драме Константина Романова, писавшего под инициалами К.Р., «Царь Иудейский». Этот фильм прослеживал события Страстной недели и Пасхального утра; однако в нем фигурировали лишь второстепенные персонажи евангельской истории (Иосиф Аримафейский, Иоанна, Пилат, его жена и др.).

В 1918 в США вышла картина «Саломея» с довольно свободной трактовкой евангельского сюжета. Там же в 1921 был создан большой зрелищный фильм о царице Савской (излюбленный сюжет кинематографистов). Первый франко-американский фильм по евангельской истории был снят Спенсером Гордоном Беннеттом. Он назывался «Се Человек!» и был построен как рассказ матери сыну о жизни Спасителя. Исторические кадры перемежались с кадрами, показывавшими реакцию ребенка на рассказ. В 1922 Чарлз Брайант (США) снова обратился к теме Саломеи и Крестителя. За основу фильма была взята пьеса английского писателя Оскара Уайльда. Роль Саломеи, дочери Иродиады, играла русская актриса Алла Назимова. В том же году великий датский режиссер Карл Теодор Дрейер создал эпопею о предательстве в жизни людей («Страницы из книги сатаны»). В картине есть эпизоды из Евангелий. Дрейер начал писать сценарий для евангельского фильма, но смерть прервала его работу. В 1923 была предпринята попытка создания назидательного фильма на евангельскую тему: немецкий кинематографист Роберт Вине изобразил в своей картине («И.Н.Р.И.») священника, который рассказывает о Христе приговоренному к казни убийце. Его рассказ прерывается евангельскими сценами.

В 20-х гг. пальма первенства в библейском Кинематографе переходит к мастерам США. В 1923 выходят лента о Давиде «Царь-пастух» знаменитого режиссера Сесиля де Милля (1881–1959) и его же голливудский фильм-гигант «Десять заповедей», в котором совмещались две сюжетные линии: библейская и современная. В 1925 Рауль Уолш создает ленту на тему притчи о блудном сыне («Странник»), а Эррет Лерой Кенепп впервые сочетает игровые кадры с натурной съемкой Святой земли («Человек, Которого никто не знает»). Фильм озвучен гимнами и ораториями. В 1927 С.де Милль создает фильм-супергигант с массовыми сценами («Царь царей»). В нем перед зрителями проходят важнейшие евангельские события. Более полно события евангельской истории охвачены в картине Джин Коновер «Иисус Назарянин» (1928).

Эпоха звукового Кинематографа. Один из первых звуковых фильмов, снятых во Франции, назывался «Голгофа» (1934). Он был посвящен Страстям Христовым. В роли Пилата снялся Жан Габен. Своеобразную трактовку Писания дали американцы Марк Коннели и Уильям Кейли; в их фильме «Злачные пастбища» (1936) учитель-негр ведет рассказ о Христе, беседуя с детьми.

Первым евангельским фильмом, появившимся после Второй мировой войны, была картина пионера мексиканского Кинематографа Мигеля Торреса «Мария Магдалина», снятая с большим размахом (1945). Очередной супергигант был выпущен С. де Миллем («Самсон и Далила», 1949). Аналогичный зрелищный характер носила лента Генри Кинга (США) «Давид и Вирсавия» (1951).

Первый документальный фильм по Новому Завету был создан американцем Робертом Флаэрти («Страсти по Матфею», 1952. Он включал классические произведения мирового искусства на тему Страстей и сопровождался музыкой Баха. В том же году экранизирована повесть Пера Лагерквиста «Варавва» (см. статью *Литературно-художественные интерпретации Библии). В 1953 С.де Милль представил переделанный вариант своего фильма-гиганта «Десять заповедей»; тогда же Реджинальд Ле Борг (США) экранизировал эпизод из Книги Царств («Грехи Иезавели»).

В других странах также вышел ряд фильмов по Библии («Царица Савская» П.Франчиши, Италия, 1952; «Адам и Ева» А.Гоут, Мексика, 1956; мультипликационная лента «Вифлеемская звезда» Л.Райнингер, ФРГ, 1956). В 1959 в США был создан фильм об апостоле Петре («Великий рыбак», режиссер Ф.Борзедж) и цветной фильм-гигант «Соломон и царица Савская» (режиссер К. Бидор), а затем была экранизирована Книга Есфири («Есфирь и царь», режиссер Р.Усл, 1960). В 1961 при участии писателя-фантаста Рэя Брэдбери был написан сценарий и поставлена картина Николаса Рея о Христе «Царь царей». В том же году вышел итальянский фильм «Давид и Голиаф» с многими эпизодами, отсутствующими в Библии. В следующем году Р.Флейшер (Италия) дал свою экранизацию книги П.Лагерквиста «Варавва», а Л.Риччи снова обратился к теме библейского Иосифа. В 1963 появился эпический американо-франко- итальянский фильм «Содом и Гоморра», а в 1965 итальянский режиссер М.Бальди выпустил библейско-историческую ленту «Саул и Давид». Большой успех имела евангельская картина, снятая Дж.Стивенсом (США, 1965) по сценарию известного писателя *Аурслера. В 1966 Джон Хьюстон (США), совместно с итальянскими режиссерами, выпустил фильм-гигант «Библия», посвященный первым 22 гл. Книги Бытия. Трактовка Библии в этом фильме преимущественно зрелищная и достаточно поверхностная.

Важным этапом в истории библейского Кинематографа и вообще в истории кино стал выход черно-белой картины известного итальянского режиссера Пьеро-Паоло Пазолини (1922–1975) «Евангелие от Матфея» (1964). Не будучи церковным человеком, он сумел создать фильм серьезный и одухотворенный. Исторические декорации в картине сведены к минимуму. В качестве актеров снимались непрофессионалы. Режиссер подчеркнул социальную значимость Евангелия. Особенно удачными критика признала насыщенные драматизмом массовые сцены. Образ Христа – нетрадиционный (юный, безбородый). Фильм сопровождался музыкой всех времен и народов (Бах, Прокофьев, африканская Месса и т.д.). Наиболее слабыми оказались сцены Воскресения. Фильм был посвящен папе Иоанну XXIII и получил высокую оценку в католических кругах. Год спустя итальянский режиссер-католик Роберто Росселини создал большой телевизионный сериал «Деяния Апостольские». Как и в картине Пазолини, в нем сделан акцент на социальных аспектах христианства. Автор также использовал сравнительно скупые художественные средства, перенеся центр тяжести на внутреннюю жизнь действующих лиц. Образ апостола Павла далек от традиционного представления о его внешности. Через 8 лет Росселини снял фильм о Христе «Мессия», включавший и ветхозаветные эпизоды. Картина была признана менее удачной, чем сериал об апостолах. В 1971 в Баальбеке (Ливан) немецкий режиссер В.Шретер снял фильм «Саломея» по мотивам пьесы О.Уайльда, а через год Н.Джуисон (США) экранизировал рок-оперу Л.Веббера и Т.Райса «Иисус Христос – Суперзвезда» (см. статью *Музыка и Библия). Хотя фильм снимался в Палестине, он был поставлен не в историческом, а в условном ключе.

Одним из киношедевров на евангельскую тему стал фильм Франко Дзефирелли (1923–2019) «Иисус из Назарета» (1977). Он был создан с учетом историко-археологических данных и с участием ведущих актеров различных стран (Роберт Пауэлл, Клаудиа Кардинале, Питер Устинов и др.). Образ Христа в фильме Дзефирелли считается у кинокритиков одним из самых удачных.

В 1983 был поставлен фильм о евангельских волхвах («Они шли и шли», режиссер Эрманно Ольми, Италия). В нем строго выдержан историко-этнографический колорит, но трактовка темы отступает от повествования Евангелий. В 1988 американский режиссер М.Скорсезе экранизировал книгу Н.Казандзакиса «Последнее искушение Христа». Картина вызвала противоречивые отклики и протесты ряда авторитетных религиозных деятелей.

Из документальных фильмов следует указать на экранизацию книги *Келлера «А Библия все-таки права» (ФРГ).

● Кино. Энциклопедический словарь, М.,1986; Разлогов К.Э., Боги и дьяволы в зеркале экрана, М.,1982; Садуль Ж., Всеобщая история кино, т.1–3, М.,1958–1961; Butler J., Religion in the Cinema, N.Y.,1962; Cary J., Spectacular! The History of the Epic Films, L.,1974; Lucano A., Cultura e Religione nel cinema, Torino, 1975; Mag J., Bird M., Religion in Film, Knoxville (Tenn.), 1982.

(В статье использованы материалы, предоставленные автору киноведом А.Бессмертным.)


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle