Библиотеке требуются волонтёры
прот. Александр Мень

Источник

Календари́ библе́йской эпо́хи

Календари́ библе́йской эпо́хи. В период Ветхого и Нового Завета не существовало единого календаря. Поэтому изучение Календарей библейской эпохи требует немалых усилий специалистов разных областей и стало предметом особой науки. Уточнение *хронологии священной истории тесно связано со способами времяисчисления, принятыми у древних пророков.

Суточное времяисчисление в Иудее начиналось с вечера (ср. Быт.1:5), что, по-видимому, было связано с древнейшим кочевым и пастушеским образом жизни. Само слово «сутки» в Библии не встречается, за исключением единственного выражения у апостола Павла (νυχϑήμερον, 2Кор.11:25). Аналогом его можно считать еврейскую идиому הערב והבוקר, ха-э́рев ве-ха-бо́кер (Дан.8:26). Продолжительность часа не имела такой точности, как в нашем времяисчислении. Час считался 1/12 частью фактической длительности дня или ночи в соответствии с восходом и заходом солнца, т.е. зависел от широты и времени года. Когда был установлен 12-часовой день, неизвестно. Во всяком случае, он был принят не позже евангельской эпохи (ср. Ин.11:9).

Как и у многих народов, ночь и день в Ветхом Завете делились на три «стражи», по 3 или 4 часа каждая – это был военный обычай, возникший из смены караула. Из Евангелий явствует, что иудеи принимали римское деление ночи на 4 стражи (ср. Мф.14:25). Трехчастное деление дня (ср. Пс.54:18) соответствовало 3 часам дневной молитвы. В бытовом словоупотреблении «стражи» нередко назывались часами (1-й, 3-й, 6-й и 9-й), что отразилось в евангельских сказаниях о Страстях и позднее – в церковном богослужении. В связи с этим трудно установить, какое реальное время имеют в виду евангелисты, говоря о часе 3-м и 6-м как о времени Распятия. Большинство экзегетов считает, что евангелист Иоанн (Ин.19:14) более точен. Его 6-й час соответствует нашему полудню, т.к. римское времяисчисление охватывало лишь половину суток: ночь или день. Прибором для измерения времени были солнечные часы, изобретенные еще в 15 в. до н.э. в Египте, а в Иудее о них известно с 8 в. до н.э. (4Цар.20:9–11).

Недельное времяисчисление, в отличие от суточного, не ориентировалось на природные циклы, а было искусственным. Хотя в Ветхом Завете и существовало деление месяца на декады (ср. Исх.12:3; Ис.Нав.4:19; 4Цар.25:1), общепринятой была семидневная неделя с субботним днем покоя. Само еврейское слово שבוע, шаву́а, неделя, переводится как седмица. Специальных названий для дней недели, видимо, не существовало: они обозначались порядковыми номерами. Пятница называлась днем «приготовления» к субботе (ср. Мк.15:42 в синодальном переводе: «пятница»). В христианской Церкви первый день недели, в память о Воскресении, получил название «дня Господня» или «дня воскресного».

Месячное времяисчисление в Ветхом Завете имело несколько вариантов. Календарь из Гезера (10 в. до н.э.) содержит 12 месяцев. Они не имеют названий и тесно связаны с сельскохозяйственными работами (ХДВ, 1963, с.302). Из Ветхого Завета известен другой календарь *допленного периода. Библия приводит названия его четырех месяцев:בול , האיתנים, זיו, אביב, ави́в, зив, ха-этани́м, бул. Этот календарь был солнечным. Год считался от урожая до урожая (Исх.23:16; 34:22). С *Плена периода иудеи заимствовали лунно-солнечный календарь вавилонян и их названия месяцев: אדר, טבת, כסלו, מרחשון, תשרי, אלול, אב, תמוז, ניסן ,סיון, אייר, ниса́н, ийа́р, сива́н, таму́з, ав, элу́л, тишри́, мархешва́н кисле́в, теве́т, шева́т, ада́р. При этом возникло два новолетия: одно весеннее, а другое осеннее. Некоторые общины (например, *ессеи) сохранили старый календарь. Начало месяца отсчитывалось от появления молодой луны, отмечалось народным праздником «новомесячья». Тем не менее, ввиду неточности астрономических знаний и зависимости календаря от земледельческих работ, продолжительность месяца часто менялась. Отсюда огромные трудности в синхронизации древнего времяисчисления с современным.

Историческое времяисчисление. Библия не знает единой эры, от которой велся бы счет лет. Чаще всего такого рода эрами являлись важнейшие события прошлого (например, исход из Египта; ср. 3Цар.6:1), а также годы правления израильских (4Цар.17:1) или иноземных царей (4Цар.25:1; Лк.3:1). Даты правления иноземных царей можно уточнять по внебиблейским источникам, учитывая при этом, что египтяне считали 1-м годом царствования время от воцарения до следующего новолетия, а вавилоняне – только от новолетия (промежуток до Нового года назывался «началом царствования») (см. статью *Хронология библейская).

Бикерман Э., Хронология Древнего мира, М.,1975; *Вигуру Ф., Руководство..., т.1, 19162; *Глаголев А., Календарь библейско-еврейский и иудейский, ПБЭ, т.8, с.1–7; *Елизарова М.М., Проблема календаря терапевтов, ПСб.,1966, № 5 (78); Зельцер Д., Календарь, ЕЭ, т.9; архим.*Иероним (Лаговский), Библейская археология, т.1, вып.1–2, СПб.,1883–1884; Климишин И.А., Календарь и хронология, М.,19852; свящ. Лебедев Д., К истории времяисчисления у евреев, греков и римлян, Пг.,1914; Лурье И.А., Математическая теория еврейского календаря, Могилев, 1887; Покровский А., Год библейский, ПБЭ, т.4, с.456–462; *Троицкий И.Г., Библейская археология, СПб.,1913; Цыбульский В.В., Календари и хронология стран мира, М., 1982; Goudoever J., Biblical Calendars, Leiden, 1959.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle