прот. Александр Мень

Источник

Талму́д

Талму́д (евр. תלמוד – учение), памятник иудаистcкой литературы, представляющий собой свод раввинистических традиций, относящихся к нуждам ритуально-канонического уклада иудаистской общины (см. статью *Галаха), многие из которых имеют форму толкований Ветхого Завета (главным образом *Пятикнижия).

По своему характеру основная часть Талмуда является аналогом Типикона, Номоканона, Кормчей и других уставных памятников христианского церковного Предания. Он включает детальное изложение тонкостей обрядов и обычаев. Форма его создает впечатление запутанного громоздкого лабиринта, который *Ренан справедливо называл образчиком «педантизма, жалкой казуистики и религиозного формализма». Подобную оценку давали Талмуду и многие христианские богословы, особенно протестантские. Тем не менее нельзя игнорировать и того, что в Талмуде сохранились важные свидетельства о Предании ветхозаветной Церкви как *междузаветного, так и евангельского периодов, которые проливают свет на Новый Завет.

Одним из первых христианских библеистов, который привлек Талмуд для толкования Евангелий, был *Эдершайм. Но он использовал талмудическую письменность главным образом для уточнения исторического фона евангельских событий. Другие авторы пошли дальше, обнаружив глубокую связь между Новым Заветом и раввинистической литературой. Сама идея Предания, методы интерпретации Библии, обряды *таинств церковных, молитвенные чинопоследования Церкви – все это оказалось связанным не только с Писанием Ветхого Завета, но и со священными традициями иудейства.

Основа Талмуда сложилась в среде *фарисеев. Хотя их лицемерие было неоднократно обличаемо Иисусом Христом, однако Он же сказал о фарисеях: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф.23:3). Следовательно, раввинистическая традиция не была отвергнута Им как исключительно негативная. Задача христианского богословия – отделить в Талмуде то, что относится к подлинному Преданию, от того, что выражает чуждые христианству наслоения в иудаизме.

Состав Талмуда. Фундаментом Талмуда является уставно-канонический сборник, именуемый Мишна́ (повторение). Она включает 6 разделов, состоящих из 63 трактатов, разделенных на главы и параграфы.

I. Зераи́м (посевы; аграрные законы); содержит 11 трактатов: Берахо́т (благословения), Пеа́ (край поля, оставляемый для бедных), Маасеро́т (десятины) и другие.

II. Моэ́д (праздники); содержит 12 трактатов: Шабба́т (Суббота), Эруви́н (смягчения субботних правил), Песахи́м (Пасха), Йома́ (Судный День), Рош ха-шана (Новый год), Таани́т (посты), Сукка́ (Кущи), Мегила́ (чтение Пятикнижия), Хагига́ (праздничные жертвы) и другие.

III. Наши́м (жены; брачное право); содержит 7 трактатов: Иевамо́т (запретные браки), Кетуво́т (брачные союзы), Недари́м (обеты), Нази́р (аскеты) и другие.

IV. Незеки́н (уголовное право); содержит 10 трактатов: Бава́ Камма́ (Первые врата), Бава́ Мециа́ (Средние врата), Бава́ Батра́ (Последние врата), Санхедри́н (*Синедрион) и другие.

V. Кодаши́м (святыни; ритуальные уставы); содержит 11 трактатов: Зевахи́м (*жертвоприношения), Миддо́т (о Храме) и другие.

VI. Тохаро́т (Очищения; о ритуальной чистоте); содержит 12 трактатов: Кели́м (об утвари), Миквао́т (священные омовения) и другие (полный перечень трактатов см. в книге: *Троицкий И.Г., Библейская археология, СПб.,1913, с.25 сл.). Первая из дошедших до нас полная печатная Мишна вышла в Неаполе в 1492. При ее цитации латинской цифрой принято указывать главу трактата, а параграф – арабской.

Существует два древних толкования на Мишну, называемых Гемарами, или Талмуда в узком смысле этого слова. Термин Гемара означает завершение. Гемара, созданная в Палестине, называется Иерусалимской (Иерушалми), а в Парфянской *диаспоре (в Вавилонии) – Гемарой Вавилонской (Бавли). Первая содержит комментарий к 39 трактатам Мишны, а вторая, более обширная – к 36 ее трактатам. Первопечатные Гемары вышли в Венеции в 1520–1523. В изданиях Гемары принято сохранять одно и то же содержание страниц. Поэтому ссылки на Гемару делаются с указанием порядкового номера страницы (арабскими цифрами).

Кроме указанных разделов собственно Талмуда к талмудической литературе относят:

а) Тосефта́ (дополнительные пояснения к Мишне),

б) Барайта́ (дополнения к Мишне, авторитет которых не считается в иудаизме общепризнанным),

в) *Мидра́ши: Мехилта́ (толкование богослужебных разделов Исх.), Сифра́ (толкование Лев.), Сифре́ (толкование ритуальных частей Числ. и Втор.), Танхума́ (толкование на все Пятикнижие), Береши́т Рабба́ (толкование на Быт.), Шемо́т Рабба́ (толкование на Исх.) и другие (см. полный перечень в указ. сочинеиях Троицкого И.).

Происхождение Талмуда. Начало Талмуда коренится в Предании ветхозаветной Церкви, идущем от *патриархов и Моисея. Оно передавалось в *устной традиции *книжников, *мудрецов и *пророков. Важность Предания была, однако, осознана лишь после Ездры, когда Пятикнижие в нынешнем его виде было окончательно кодифицировано как общий закон для ветхозаветной Церкви. В период борьбы с *эллинизмом (2 в. до н.э.) возникла острая необходимость в адаптации Писания к изменившимся условиям жизни. Эту адаптацию стремились осуществить главным образом фарисеи, толковавшие Закон применительно к конкретным требованиям момента. Издержкой этого процесса явилось смешение подлинного Предания с «преданиями человеческими», притязавшими на авторитет, равный Библии. Неизвестно, когда были записаны первые тексты талмудического предания. Среди учителей иудейства междузаветного времени было не принято заносить свои речения в свитки. Начало записей принадлежит *таннаям, которые к началу 3 в. н.э. собрали воедино мнения наставников по вопросу о *галахе. Ведущую роль в этом сыграл рабби Иегуда Наси из Галилеи (ок.135-ок.220 н.э.), которому приписывают окончательную редакцию Мишны. Вскоре после оформления Мишны были записаны Тосефта и Барайта.

Составители Гемар, или собственно Талмуда, назывались амораями, толкователями. В 4 в. в Тивериаде (Галилея) был завершен Палестинский Талмуд, а в Парфии на рубеже 5 и 6 вв. – Вавилонский. Там же появилось и большинство мидрашей, дата которых также относится к раннему Средневековью.

Особенности Талмуда. Язык Талмуда отличается от классического *древнееврейского языка. Он отражает иноязычные влияния и несет на себе печать уставно-юридической специфики и среды, в которой он возник. Благоговейный авторитет, который окружал имена таннаев, заставил компиляторов Талмуда сохранить множество высказываний «отцов», даже противоречащих друг другу. Хотя таннаи пытались ввести некоторый порядок и систему в текст Мишны, в целом он сохранил свой пестрый мозаичный характер, отразив дискуссии, которые велись между богословами, канонистами и кодификаторами богослужебных уставов.

Мишна – произведение исключительно галахическое. Элементы галахи занимают ведущее место и в других частях Талмуда. Однако в них также есть много материала, относящегося к категории агады (см. статью *Жанры, п.1). Это нравственные наставления и гомилетические отрывки, притчи и *легенды, житийные сказания о таннаях и мидраши, сложившиеся вокруг текста Ветхого Завета, мифы и афоризмы. Агадические тексты содержатся преимущественно в Вавилонской Гемаре и мидрашах. Составители Талмуда, в отличие от александрийских иудеев (*Филон Александрийский), отказались от контактов со светской греческой культурой. Они видели свою задачу в изоляции иудаизма, в ограждении его от внешних влияний. Прежний религиозно-государственный строй после падения Иерусалима должна была заменить строгая, детально разработанная система, обнимающая все проявления общинной жизни. Хозяйство и посты, молитвы и уголовное право были подчинены единому авторитету правил, собранных в Талмуде. Фактически он стал заслонять Священное Писание, против чего впоследствии восстали караимы и – гораздо позже – представители реформированного иудаизма.

Вероучение и этика Талмуда. Основы талмудической догматики, естественно, исходят из Ветхого Завета, преимущественно из Пятикнижия. Провозглашается абсолютное единство Бога, неприступного и непостижимого. Однако в Талмуде есть учение о Мемре́, Слове Сущего, Которое тождественно Самому Богу. Точно так же тождественна Богу Шехина́ (пребывание, присутствие Божье). Понятие о Ней близко к христианскому учению о Святом Духе. Талмуд признает не только воскресение из мертвых (запечатленное в Дан. и *неканонических книгах), но и бессмертие души. В некоторых трактатах вечная жизнь рассматривается как удел одних праведников.

Дух законничества, религиозного формализма, царящий в Талмуде, не полностью заслоняет в нем дух живой веры и нравственности. Если одни учители ведут бесконечный спор о числе и времени молитв (Берахот, 1,1), то другие подчеркивают необходимость глубокого духовного настроя молящихся (там же, V,1). Рабби Симеон говорил, что важнее не столько изучать Тору, сколько творить добрые дела (Авот, 1,17). В трактате Шемот Рабба (22) заповедуется платить добром за зло. Многие наставления Талмуда близки к евангельским заповедям, напр.: «Подражайте Богу; как Он милосерд, так и вы будьте милосердны» (Сота 14а), «Не поступай с другим, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой» (Шаббат 31а). Примеры подобных изречений приведены в статье *Соловьева Вл. о Талмуде (см. библиографию). Религиозно-этический аспект талмудической письменности использовался в новое время в диалоге между христианами и иудаистами. В связи с этим *Антоний (Храповицкий) писал еще в 1907: «Я глубоко убежден в том, что, изучая свой закон и своих средневековых богословов, евреи больше будут уважать и христианскую веру, и русские тогда будут вести с ними искренний обмен своих религиозных убеждений. Так, например, прп. Феодосий Печерский по ночам выходил на торг и беседовал с евреями о вере; блаженный Иероним в своих толкованиях древних пророков приводит и мнения “помогавшего ему в переводе текста еврея”, и нужно сказать, мнения весьма основательные, приближающиеся нередко к чистому христианству» (Соч., т.3).

Агадические толкования Ветхого Завета в Талмуде представляют собой род притч, основанных на Писании. Чаще всего они носят фольклорный характер, приближаясь к *апокрифам. Так, в Берешит Рабба 38 подробно повествуется о мотивах *вавилонского столпотворения. Бунтуя против Бога, строители башни говорят: «Почему Он избрал для Себя небо, а для нас оставил земную юдоль? Пойдем, построим башню и на вершине ее поставим идола, грозящего простертым к небу мечом и как бы вызывающим Бога на бой». Талмудические комментаторы считали, что как мир создавался в 6 дней, так и история его должна длиться 6 тыс. лет (2 тыс. лет язычества, 2 тыс. лет Закона, 2 тыс. лет *мессианской эры). Немало в Талмуде и элементов фантастики и мифологии. Так, в нем рассказывается, что Адам и Ева до того, как познали друг друга в браке, вступали в плотское общение с демонами и дали начало чудовищным тварям. Таннаев постоянно занимал вопрос о том, что является сущностью ветхозаветного Закона. Один из них считал, что на протяжении священной истории число главных заповедей (ср. Мф.22:35–39) постепенно сокращалось. Давид свел их к 11 (Пс.14), Исайя к 6 (Ис. 33:15), пророк Михей – к 3 (Мих.6:8), а пророк Аввакум – к одной: «Праведный своею верою жив будет» (Аввю2:4).

Свидетельства о Христе в Талмуде отличаются крайней смутностью и враждебным характером, отражающим острую конфронтацию между иудаизмом и Церковью в первые века н.э. О Христе сказано, что Он научился магии в Египте, что Он был «соблазнителем народа» и Его побили камнями. Согласно Барайте к трактату Санхедрин 43а, Иисуса «повесили накануне Пасхи». Там же говорится, что у Христа было 5 учеников: Матфей, Фаддей, Нецер, Буни и Ники (может быть, Никодим).

Все эти упоминания не имеют почти никакого исторического значения; однако из них явствует, что даже враги христианства не могли отрицать существования Христа как Личности. В трактате Авода зара (16в-17а) есть указание на то, что некоторые раввины 1 в. положительно оценивали речения Христа. Как отмечают многие исследователи, хотя Талмуд создавался в эпоху активной антихристианской полемики (*Цельс, *Порфирий и другие), его составители предпочитали не полемизировать с христианством, а игнорировать его.

Агадические элементы Талмуда могут оказать определенную помощь в изучении Нового Завета. В частности, они уясняют методы толкования Ветхого Завета апостолом Павлом, который нередко прибегал к приемам *раввинистической экзегезы (например, Гал.4:21–31).

Переводы: Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей, Одесса, 1910, ч.1; то же, Берлин, 1922, ч.2; то же, М.,1993; Живая мораль, или Сокровищница талмудической этики, сост. О.Я.Гурвич, Вильна, 1901; Талмуд. Мишна и Тосефта, пер. Н.Переферковича, т.1–6, СПб.,1899– 1904; Талмуд. Мехилта и Тосифра, т.1–6, СПб., 1899–1904; Талмуд Вавилонский. Трактат Берахот, СПб.,1909; то же, 40 v.in 25, Вильна, 1880–1886 (издание считалось лучшим); Талмуд Иерусалимский, (на иврите) 4 v.in 1, B.,1924–1925; Талмуд о Христе и христианстве, в кн.: Ранович А., Первоисточники по истории раннего христианства, М.,1933; Финн С.И., Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности, т.1–3, СПб.,1874–1876, репр., М.,1994; Le Talmud de Jérusalem, Р.,1871–1890; Midrash Rabbah, vol.1–13, L.,1939; Sifre zu Numeri, Bd.1–2, Stuttg.,1935–1936; The Babylonian Talmud, vol.1–18, L.,1961.

● *Бернфельд С., Талмуд: его сущность, значение и история, СПб., 1901; его же и др., Талмуд, ЕЭ, т.14; Быков А., Талмуд Вавилонский, «Наблюдатель», 1891, №4–5; Варшавский И., Талмудическая мораль, Одесса, 1880; *Вигуру Ф., Руководство..., пер. с франц.,М., 19162, т.1, с.250–259; Дармштетер А., Талмуд, «Восход», 1893, №2–4; Дейч Э., Что такое Талмуд? СПб.,1870; *Делич Ф., Слово правды о Талмуде, пер. с нем., СПб.,1885; Диминский С.Я., Исследование о Талмуде, ТКДА, 1868, №2,5,8,12; Зильберштейн И., Свод этики иудаизма (по Библии, Талмуду и раввинской письменности), Варшава, 1889; прот. Ковальницкий А., Теоретическое богословие евреев-талмудистов, пер. с нем., СПб.,18982; Левнер И., Еврейские легенды по Талмуду, мидрашам и другим первоисточникам, Варшава, 1903; Маковский Г.Б., Нравоучение в Талмуде, М.,19152; Мишна, ЕЭ, т.11; Неусыхин И.Г., Очерки талмудического учения, Пг.,1917; *Никольский Н.М., Талмудические традиция об Иисусе, «Белорусского университета Труды», 1925, №7; *Олесницкий А., Из талмудической мифологии, ТКДА, 1870, №1,2,4,8; Переферкович Н., Талмуд, его история и содержание, СПб.,1897; *Ренан Э., Талмуд, «Научное обозрение», СПб.,1900, №5; Светлов Э. (прот. А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983 (там же приведена библиография); Соловьев Вл., Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и в Германии, Соч., СПб.,19122, т.6; *Троицкий И.Г., О Талмуде, СПб., 1901; его же, Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, СПб.,1904; Штейнзальц А., Контуры Талмуда, пер. с иврита, М.-Иерусалим, 1981; Funk S., Die Entsthehung des Talmuds, Lpz.,1910; Moore G.F., Judaism in the First Centuries of the Christian Era, vol.1–3, Camb. (USA), 1950–1954; Neusner J., A History of the Jews in Babylonia, Leiden, 1965; Sanders E.P., Paul and Palestinian Judaism, Phil.,1977; *Strack H.L., Einleitung in Talmud und Midraš, Münch.,1921 (англ. пер.: Introduction to the Talmud and Midrash, Phil.,1931).


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle