Та́йная Ве́черя
Та́йная Ве́черя, традиционное название последней трапезы Христа Спасителя с учениками. Название ее связано с тем, что из-за угрозы со стороны *Синедриона Вечеря должна была происходить втайне. Ее средоточием был священный акт установления *Нового Завета, предреченного пророком Иеремией (Иер.31:31), и таинства евхаристии, которое, по воле Самого Господа, стало совершаться Церковью в «воспоминание» о Нем.
Свидетельства о Тайной Вечере содержатся в (Мф.26:17–35; Мк.14:12–26; Лк.22:7–39; Ин.13–14; 1Кор.11:23–25) и в целом совпадают между собой. Различия в рассказах *синоптиков незначительны и касаются только деталей (например, у Мф. и Мк. Господь сначала благословляет хлеб, а затем чашу с вином, а у Лк. – сначала чашу, затем хлеб и в конце Вечери снова чашу). Текст Ин. содержит три существенные особенности:
а) в нем приводится прощальная беседа Спасителя, отсутствующая у синоптиков;
б) в Ин. не сказано о евхаристии, но говорится об умовении ног, которого нет у синоптиков;
в) Ин. подчеркивает, что Тайная Вечеря совершилась «перед праздником Пасхи», тогда как синоптики относят ее к «первому дню опресноков, когда надлежало закалать агнца», т.е. к самому дню праздника.
Первое расхождение обусловлено общим характером 4-го Евангелия. Оно и в других местах приводит большие беседы Христа, которых нет у синоптиков (см. статью *Евангелия). Второе является одним из *трудных мест Библии и до сих пор не нашло объяснения (существует гипотеза, согласно которой Господь и раньше совершал священные трапезы с учениками и поэтому Ин. не счел необходимым описывать последнюю трапезу). Как бы то ни было, евхаристическое учение в Ин. есть: оно выражено в словах Христовых о небесном Хлебе (Ин.6).
Вопрос о дате и пасхальном характере Тайной Вечери. Иудейская Пасха справлялась 14 числа весеннего месяца нисана (см. статью *Праздники библейские). Праздничную трапезу (евр. ,סדרсе́дер) устраивали вечером 14 дня месяца нисана (по мнению некоторых экзегетов, если речь идет о Пасхе в 30 г. н.э., то она совпадала с 6 апреля нашего календаря). Согласно Ин., канун Пасхи в тот год приходился на пятницу (см. Ин.13:29; 18:28), а Тайная Вечеря была совершена за день до этого (т.е. вечером 13 нисана). Но при чтении синоптиков создается впечатление, что Тайная Вечеря происходила непосредственно в вечер седера, т.е. 14 нисана. Есть 5 наиболее распространенных гипотез, объясняющих это расхождение.
а) Достоверно только свидетельство синоптиков о том, что Тайная Вечеря совершалась во время седера. 4-е Евангелие дает не историческую хронологию, а символически отождествляет день Распятия с днем заклания и вкушения пасхального агнца. Это мнение, обесценивающее историчность свидетельства Ин. (см. статью *Евангелия), разделяется в основном представителями *рационализма в библеистике, а также *либерально-протестантской школы экзегезы.
б) Порядок событий, описанный в Ин., наиболее точен. Вечеря Христова не совпадала с ветхозаветной Пасхой. Лишь позднее, когда была осмыслена тайна Христа как жертвенного Агнца, евхаристическую вечерю отождествили с пасхальной (*Гяуров, *Фаррар и другие). Слабость этой гипотезы в том, что она снижает историческую ценность единодушного свидетельства синоптиков, которые сохранили наиболее древние элементы евангельского *Предания.
в) Расхождения между евангелистами мнимые. Тайная Вечеря совпадала с Пасхой. Хронологические неясности в текстах объясняются отсутствием точных сведений о древнем порядке справления седера. В святоотеческий период на пасхальном характере Тайной Вечери настаивали *Ориген, свт.*Иоанн Златоуст, прп. Иоанн Дамаскин и другие, а в новое время – прот. Сорский, *Богдашевский, *Глубоковский, *Буйе и др.
г) Иисус Христос, подобно *ессеям, не придерживался официального календаря и поэтому праздновал Пасху раньше, чем то было принято, например в фарисейских и саддукейских кругах (*Жобер, *Даниелу). Между тем в Евангелиях нет указаний, которые подтверждали бы гипотезу о том, что Христос не признавал общепринятого календаря.
д) Существует точка зрения, согласно которой седер в год Распятия, как и указывает Ин., был в пятницу. Спаситель же предварил праздничную трапезу особой вечерей, на которой совершил Пасху Нового Завета. Возможно, что и другие люди справляли седер заранее, поскольку Пасха совпадала с субботой (*Хвольсон). Синоптики имели в виду не день вкушения агнца, но день его заклания, а этот обряд мог совершаться и накануне установленного срока из-за большого стечения народа. По данным *Иосифа Флавия, бывали случаи, когда в Иерусалим стекалось более 250 тыс. богомольцев (Иудейская война, VI, 4,9). Эту гипотезу о предпасхальной по времени, но пасхальной по характеру вечери защищали архиепископ *Филарет (Гумилевский), протоиерей П.Алфеев, *Додд, епископ *Кассиан (Безобразов) и другие.
Символика Тайной Вечери и евхаристии тесно связана с общечеловеческой религиозной символикой и традициями Ветхого Завета. С древнейших времен почти у всех народов практиковались священные братские трапезы, знаменовавшие единение людей между собой и с Божеством (см. П.Соколов, Агапы, или вечери любви, в древнехристианском мире, Серг.Пос.,1906). Были подобные трапезы и в иудействе *междузаветного периода (молитвенные трапезы общин – חבורות, хавуро́т, вечери у членов общины *Кумрана). Полагая основание центральному таинству
Своей Церкви, Христос опирается на эту многовековую традицию. Древние ритуальные трапезы в язычестве и Ветхом Завете, как правило, были составной частью жертвенных обрядов (см. статью *Жертвоприношения). Жертвенная трапеза знаменовала единение с Божеством и союз между участниками трапезы. Кровь жертвы означала в Ветхом Завете жизнь, право распоряжаться которой принадлежит только Богу (отсюда запрет употребления крови в пищу). При заключении Завета члены общины окроплялись кровью жертвы, что делало их единокровными братьями, связанными единой жизнью.
При заключении Нового Завета Сам Господь является Жертвой. Он объединяет Церковь, отдавая Себя, Свою Плоть и Кровь, людям (по-еврейски выражение ודם בשר, баса́р-ве-дам, плоть и кровь, означает человека из «плоти и крови»). На Тайной Вечери устанавливается священная трапеза Богоприсутствия, единства Христа с верными, которая должна продолжаться до конца истории. «Всякий раз, – говорит апостол Павел, – когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26).
Пасхальный жертвенный агнец, пасхальные хлебы (евр. ,מצותмацо́т), благословение чаши напоминали в Ветхом Завете о спасении народа Божьего в дни Исхода. Но это была не просто историческая память, а актуализация сотериологической тайны (Мишна. Песахим, X,5). Точно так же завет Христов («сие творите в Мое воспоминание») означал не только память о прошлом, но реальное непреходящее присутствие Спасителя в Церкви. Евхаристия на протяжении веков является звеном между Тайной Вечерей и *Парусией, наполняя Духом Христовым бытие верных. Подобно тому, как в принятии пищи человек причащается силам природы, поддерживающим его жизнь, так и в евхаристической трапезе члены Церкви приобщаются Христу, образуя через Него и в Нем одно тело и одну душу (см. статью *Таинства церковные и Библия).
Святоотеческие комментарии: см. Писания св. Отцев и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т.1–3, СПб.,1855–1857, а также комментарии отцов Церкви на Новый Завет (см. ст. *Евангелия).
● Прот. Алфеев П.И., Иуда Предатель, Рязань, 1915; прот.*Афанасьев Н., Трапеза Господня, Париж, 1952; *Бенуа П., Евхаристия, СББ; свящ. Богданов М., Вкушал ли Иисус Христос ветхозаветную Пасху на последней вечери с учениками? «Руководство для сельских пастырей», К.,1861, т.1, №16–18, т.2, №21; прот. Богдашевский Д., Тайная Вечеря Господа нашего Иисуса Христа, К.,1906; прот.*Булгаков С., Евхаристический Догмат, «Путь», 1930, №20,21; прот. Ветелев А., Эммаусская вечеря, ЖМП, 1967, №4–5; архим.*Виталий (Гречулевич), Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа и день Его смерти, СПб.,1877; Георгиевский А.И., О воскресении мертвых в связи с Евхаристией в свете учения Священного Писания, БТ, 1976, сб.16; *Глубоковский Н., К вопросу о пасхальной вечере Христовой и об отношении к Господу современного Ему еврейства, ХЧ, 1893, №2; его же, К вопросу о пасхальной вечере Христовой, ХЧ, 1897, т.1; его же, Был ли допущен Иуда-предатель к соучастию в самом таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Т.в., ХЧ, 1897, т.1; прот. *Горский А., О том, совершал ли Господь Иисус Христос Пасху иудейскую на последней вечере Своей с учениками? ПТО, 1853, ч.12; Гяуров Х., Денят на Тайна вечеря, София, 1952; архим. Киприан (Керн), Евхаристия, Париж, 1947; архиеп. Михаил (Мудьюгин), Евхаристия как новозаветное жертвоприношение, БТ, 1973, сб.11; Прозоровский Д.М., К вопросу о времени совершения Иисусом Христом последней пасхальной вечери, «Странник», 1881, №4; *Троицкий Ф.И., Последняя прощальная вечеря Иисуса Христа по синоптикам и Иоанну, Каз.,1889; *Успенский Н.Д., Анафора, БТ, 1975, сб.13; *Хвольсон А., Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа и день Его смерти, ХЧ, 1875, т.2, 1877, т.1–2,1878, т.1; прот. Шмеман А., За жизнь мира, Нью-Йорк, 1983; его же, Евхаристия. Таинство Царства, Париж, 1984; Cangh J.M. van, La multiplication des pains et l’eucharistie, Р.,1975; *Cullmann O., Early Christian Worship, Chi.,1953; Jaubert A., La date de la Cène, P.,1957; *Jeremias J., The Eucharistie Words of Jesus, L.,1966; Killmartin E., La Cène du Seigneur, Tours, 1967; *Taylor V., Jesus and His Sacrifice, N.Y.,1955.