Библиотеке требуются волонтёры
прот. Александр Мень

Теодице́я

Теодице́я в Библии. Под сло­вом Теодицея (от греч. ϑεός – Бог и δικαιόω – оправдывать) обычно подразумевают­ся богословские концепции, стремящиеся согласовать благость Божию с существо­ванием зла в мире. Термин впервые был введен немецким философом Г.-В.Лейб­ницем (1646–1716), который считал, что проблему Теодицеи решает признание этого мира «лучшим из миров». Однако пер­вые поиски Теодицеи появились еще в древ­ности, у вавилонских мудрецов (см. Клочков И.С., Духовная культура Вавилонии, М.,1983). Для *политеизма в целом проблема Теодицеи не имела смыс­ла, т.к. не все боги представлялись су­ществами, благими по природе: они бы­ли причиной как добра, так и зла в этом неизменном мире. Развитие идей Теодицеи началось с возникновения религий спасения (см. статью *Сотериология биб­лейская). Индийская философия рас­сматривала Теодицею в свете учения о *метемпсихозе и отрицания ценности времен­ного бытия. Источником зла считалась материя. В *маздеизме вопрос решал­ся с позиций *дуализма. Ответствен­ность за зло возлагалась на темное на­чало (Ангра-Майнью, или Ариман). Эта трактовка Теодицеи получила дальнейшее развитие в спиритуализме гностических сект (см. статью *Гностические писания).

Библия – как Ветхий, так и Новый Завет – кон­статирует несовершенство мира и наличие в нем зла. Однако в первых кни­гах Ветхого Завета проблема Теодицеи лишь едва намеча­ется. Для ветхозаветного человека было несомненным, что зло как таковое не исходит от Бога. Но на вопрос, почему змей стал противником Бога и соблаз­нил Адама (Быт.3), ответа не дается. Господствовала вера в абсолютную справедливость Бога, Который допус­кает зло как возмездие за грехи (ср. диалог Авраама и Бога при посещении патриарха тремя странниками в Быт.18). В (Быт.49:24) подчеркивается, что даже человеческое зло Господь может обратить в добро. *Исторические и *Пророческие книги не выходят за пределы веры в зло как наказания. Лишь в (Ис.51:9–10) содержится намек на силы зла, противящиеся Богу и оли­цетворенные драконом *хаоса. В отли­чие от древневосточной мифологии, это су­щество принадлежит не божественно­му, а тварному бытию.

Тайна происхождения зла не трево­жила ветхозаветную мысль до тех пор, пока в людях господствовало родовое соз­нание. Считалось, что грех наказыва­ется не только в лице грешника, но и его потомков. Но постепенно идея ро­довой ответственности перестает удов­летворять (Иез.18:20). Отсутствие в Ветхом Завете веры в посмертное воздаяние (см. статью *Посмертное бытие) привело иуде­ев к глубокому духовному кризису, отразившемуся в ряде псалмов и особен­но в Книге Иова. В ней проблема Теодицеи поставлена с предельной остротой; причем характерно, что рассуждения друзей Иова, пытавшихся изложить различные теории Теодицеи, Бог отвергает. Он принимает вопль и протест Иова, который оказывается более правым, чем его благочестивые собеседники. Одна­ко ответа на вопрос о Теодицее книга не дает. Иов примиряется с Богом, встретив Его лицом к лицу, в чем содержится на­мек на несостоятельность традицион­ных толкований тайны зла. Тайна эта остается несводимой к известным человеку понятиям и представлениям. Проблема Теодицеи решается не теориями, а полным доверием к Богу, образец которого явило дерзновение Иова. Знамена­тельно, что и Новый Завет не говорит о метафизической причине зла, а учит, как жить в ми­ре, где есть зло, и как вести с ним борьбу.

Согласно апостолу Иоанну, зло началось не с человека, а с диавола (1Ин.3:8). В (Откр.12:9) он прямо отождествляет­ся с Эдемским змеем и драконом (чу­довищем хаоса). Следовательно, зло коренится в духовном мире и имеет ду­ховную причину. Впервые об этом со всей ясностью сказано в апокрифической Книге Еноха, где причиной падения яви­лось нарушение воли Творца духов­ными существами – ангелами, которые воспротивились Его воле. В новое вре­мя одна из попыток истолковать этот взгляд принадлежит *Шеллингу, идеи которого были развиты *Бердяевым. «Проблема теодицеи, – писал Бердя­ев, – разрешима лишь свободой. Тай­на зла есть тайна свободы. Без пони­мания свободы не может быть понят иррациональный факт существования зла в Божием мире». В той или иной форме эту мысль разделяет большин­ство христианских богословов. Но при этом необходимо постоянно помнить, что Слово Божье не дает нам рациональ­но обоснованной Теодицеи, сохраняя в пол­ной мере значение веры как подвига, как доверия, идущего навстречу неве­домому.

● *Бердяев Н., Философия свободного духа, Париж, 1927–1928, т.1, репр. М.,1994; Де Во Ж., Добро и зло, СББ; Лейбниц Г.-В., Опыты Теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла, в книге: Лейбниц Г.-В., Сочинения, М.,1989, т.4; Рижский М.И., Про­блема Теодицеи в Ветхом Завете, в книге: Бахрушинские чтения, Новосибирск, 1971, вып.3; Светлов Э. (прот. А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983; свящ. Флоренский П., Столп и утверждение истины. Опыт православной Феодицеи в двена­дцати письмах, М.,1914; ФЭ, т.5; Шеллинг (Ф.В.), Философские исследования о сущности человеческой свободы, СПб.,1908; проч. литературу см. в статьях: *Богословие библей­ское; *Хаос.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle