Ра́бство
Ра́бство в Библии. Система рабовладения была распространена во всем древнем мире. Первоначально в Рабство обращали военнопленных, а затем появились и рабы-соплеменники. Наиболее жестокую и унизительную форму Рабство приняло в античном мире, где этот институт получил идейное обоснование. Так, Аристотель считал, что раб есть «существо, в силу своей природы подвластное» (Политика, 1, 1,4). В обществах *Древнего Востока Рабство носило более мягкий характер. Традиционное представление о сотнях рабов, создававших пирамиды и башни, является ошибочным: их строили свободные люди, получавшие жалованье и хорошо обеспеченные пищей. Рабы на Востоке употреблялись главным образом. в домашнем хозяйстве.
В ветхозаветную эпоху Израиль усвоил принципы рабовладения, свойственные окружающим народам. Однако различие между рабом и слугой было нечетким (оба обозначались одним словом: עבד, э́вед, работник, и это слово не имело уничижительного оттенка). Раб нередко рассматривался как домочадец, имеющий право на наследство (Быт.15:3). Пятикнижие вводит ряд послаблений и ограничений в рабовладельческую систему. Раб-соплеменник должен был быть освобожден на 7-й год (вместе с семьей); освобождался и тот раб, которому хозяин нанес повреждение; убийство раба влекло за собой наказание (Исх.21:2,20,26). Несоблюдение этих правил вызывало гневное осуждение пророков (см. Иер.34:8 сл.).
Новый Завет не призывал к формальной отмене института Рабства, а преодолевал его, уничтожая идейные основы рабовладения. Во Христе, провозглашает апостол Павел, «нет раба, ни свободного» (Гал.3:28). Раб – «брат», а не «говорящее орудие», как часто называли его в древности (см. Флм.1:16).
Следует отметить, что библейское выражение «раб Божий» имело возвышенный смысл, означая того, кто служит Божественной воле. В этом смысле Сам Мессия именовался «Рабом» (см. статью *Служителя Господня гимны). Однако Новый Завет отклоняет наименование «раб» для верных, когда речь шла о рабе как невольнике. «Я уже не называю вас рабами, – говорит Христос Спаситель, – ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями... » (Ин.15:15).
В истории первым прямым выступлением христиан против института рабовладения отмечена деятельность американских аболиционистов 19 в. Хотя не все конфессиональные общины поддерживали идею освобождения негров, многие богословы и группы верующих клеймили рабство, ссылаясь на Библию. Среди них Л.Харрисон, Л.Бичер, Т.Уэлд, Дж.Бирни, автор книги «Библия против рабства» (1837). Результатом их борьбы явилась война между Севером и Югом и крушение рабовладельческой системы в США.
● *Амусин И.Д., Эллинистический идеолог Рабства, ВДИ, 1954, №2; *Берсье Е., Раб Онисим, в его книге: Беседы. СПб.,18912, т.2; Bейнберг И.Н., Рабы и другие категории зависимых людей в палестинской гражданско-храмовой общине VI-IV вв. до н.э., ПСб, 1974, №25 (88); Кислова А.А., Религия и церковь в общественно-политической жизни США 1-й половине 19 в., М.,1989, с.177–201; Mаринович Л.П. и др., Рабство в Восточной православной Римской империи в I-III вв., M.,1977; *Mейер Э., Рабство в древности, Пг.,19232; *Мухин И.Ф., Отношение христианства к Рабству в Римской империи, К.,1916; Надэль Б.П., Запрещало ли палестинское право первых веков н.э. отпуск рабов на свободу?, «Folia огіеntаІіа», 1961, №1–2; Hедельский В.И., Революция рабов и происхождение христианства, M.-Л.,1936; *Струве В.В., Борьба с рабством-должничеством в Вавилонии и Палестине, ПСб, 1958, №3 (66); *Трофимова М.К., Христианство и Рабство, в книге: Штаерман Е.М., Трофимова М.К., Рабовладельческие отношения в ранней римской империи, М.,1971; HDB, р.924–926; *Jeгеmіаs J., Jerusalem in the Time of Jesus, L.,1973.