прот. Александр Мень

Тру́дные места́ Би́блии

Тру́дные места́ Би́блии, рече­ния и *нарративные части Библии, которые содержат *противоречия, расхо­ждения или не имеют в экзегетике од­нозначных объяснений и толкований. Трудные места Библии могут быть подразделены на несколько категорий.

1. Проблема сюжетных повторов (*дублеты и *триплеты). С точки зрения *историко-литературной критики биб­лейской она может быть решена гипо­тезой о нескольких *источниках, которые использовали священные авторы.

2. Проблема стилистических, содер­жательных и вероучительных разли­чий внутри одной библейской книги (например, в Ис. и Зах.). Эта проблема предполо­жительно решается гипотезой о не­скольких боговдохновенных авторах, писа­ния которых объединены в одной книге.

3. Намеки на обстоятельства и обы­чаи, смысл которых в настоящее время утра­чен (например, запрет Исх.34:26 варить козленка в молоке его матери). Эта ка­тегория трудностей нередко устраня­ется благодаря открытиям в области библейской *археологии (см. статьи: *Ритуальный декалог; *Угарит).

Кроме того, существует множество частных вопросов, которые до сих пор остаются открытыми и не нашли окончательного и бесспорного разре­шения. Ниже приводится несколько при­меров таких Трудных мест Библии.

а) Как совместить *моногамию, за­поведанную (Быт.2:18–25), с общеприня­той в начальный период израильской истории полигамией?

б) Из (Быт.4:1–16) можно заключить, что у Адама и Евы вначале было лишь двое детей. В таком случае остается не­ясным, откуда Каин после своего уда­ления в землю Нод взял себе жену? Многие экзегеты объясняют это осо­бым источником сказания о Каине (см. статью *Пятикнижие).

в) Что означает сказание о «сынах Божиих» и «дочерях человеческих» в (Быт.6:1 сл.)? Одни толкователи считают первых потомками Каина, а вторых – потомками Сифа. Другие предпочита­ют буквальное объяснение(см. статью *По­литеизм).

г) Как объяснить ряд числовых рас­хождений в Ветхом Завете? (Например, 2Цар.24:9 и 1Пар.21:5) (см. статью *Числовые данные Библии).

д) Как согласовать примитивную варварскую этику ранних эпох Ветхого Завета с заповедями Божьими? (См. статью *Этика библейская.)

е) Чем объяснить различия в двух ге­неалогиях Христа Спасителя в Мф. и Лк. (см. статью *Родословия Иисуса Христа).

ж) Как объяснить неточности в ци­тации Ветхого и Нового Завета? (См. статью *Тестимонии.)

з) Если после явления Христа *Закон теряет свою силу (Лк.16:16; Рим.10:4), то почему Христос говорит о ценности для верных Его заповедей, даже «малейших»? (Мф.5:18–19; Мк.10:19). См. об этом святоотеческие коммен­тарии (например, свт.*Иоанна Златоуста на Мф., Беседа 16:3 сл.) и из новых – *Корсунского, *Трубецкого и *Олбрайта (там же приведена библиография).

и) Почему *синоптики опускают рассказ о таком важном чуде, как вос­крешение Лазаря?

к) Когда происходила Тайная Вече­ря: в день пасхальной вечери или на­кануне? (см. статью *Тайная Вечеря).

л) Почему в описании Тайной Вече­ри Иоанном нет «установительных слов», которые приводятся у синоптиков и апостола Павла?

м) Какова была подлинная надпись на Кресте Христовом? Евангелисты приводят текст по-разному.

н) Большие трудности представля­ют пасхальные рассказы евангелистов в плане установления последователь­ности событий.

о) Как согласовать повеление апостола Павла, чтобы женщины молчали в церк. собрании, с тем, что он же допус­кал пророчество, произносимое жен­щинами (1Кор.11:5; 14:34–35)? (См. статью *Феминизм и Библия.)

п) Что означает пророчество Откр.20:3 о тысячелетнем Царстве Христо­вом на земле? Одни экзегеты (например, блж.*Августин) понимают это как пе­риод истории Церкви, а другие (например, свт.*Ириней Лионский) как действи­тельный период времени в 1000 лет, когда силы зла на земле будут скова­ны (см. статью Хилиазм).

Трудные места Библии, ставя перед комментаторами многообразные экзегетические задачи, ничего, однако, не меняют в основах библейского уче­ния и не умаляют *боговдохновенности Священного Писания (см. статью *Богочеловеческая природа Писания).

Корсунский И., Новозаветное толкова­ние Ветхого Завета, М.,1905; *Скабалланович М., Из Апостола (трудные места), К.,1911; Ясиницкий Г.Н., Апологетика Биб­лии, 1937 (без м.); *Galbiati E., Piazza A., Pagine difficili della Bibbia, Milano, 1954 (в рус. пер.: Трудные страницы Библии, М.,1992).

Комментарии для сайта Cackle