прот. Александр Мень

Источник

Угари́т

Угари́т, сирийский город-государство, существовавший с 23 по 12 в. до н.э. Первые сведения о нем наука получила из египетских документов *Амарнского периода. Руины Угарита были найдены в местечке Рас-Шамра, где с 1929 начались систематические раскопки. В результате история *Древнего Востока обогатилась еще одним корпусом памятников, которые имеют немалое значение и для библейской науки. Культура Угарита является ветвью сиро-палестинской, или ханаано-финикийской, культуры, с которой Израиль длительно и тесно соприкасался.

Кроме материальных памятников (в т.ч. изображений богов) археологи обнаружили многочисленные тексты: хозяйственные документы, мифы, легенды. Они были записаны с помощью *клинописи, но употреблялась она в качестве своего рода *алфавита для передачи согласных букв (угаритское письмо было консонантным). Над расшифровкой текстов работали *Дорм, К.Шеффер, Ш.Виролло и Х.Бауэр. До открытия в Рас-Шамре о ханаанской религии было известно лишь из Библии и поздних трудов эллинистического времени, фрагменты из которых сохранены у *Евсевия (см. Б.*Тураев, «Остатки финикийской литературы», СПб.,1903).

Угарит был разрушен землетрясением, когда израильтяне только появились в Ханаане, и в угаритских памятниках нет упоминаний о событиях ветхозаветной истории. Однако тексты Угарита проливают свет на ряд дотоле неясных мест из Ветхого Завета. Так, выяснилось, что древний мудрец-неизраильтянин Даниил, которого пророк Иезекииль (Иез.14:14) ставит в один ряд с Ноем и Иовом, – это герой угаритского эпоса Данэль, или, точнее, Даниилу. В Библии говорится о народе рефаимов (Втор.2:11 и др.), в то же время рефаимами названы обитатели *Шеола (Ис.14:9). Знают рефаимов и угаритские писатели, в частности к ним отнесен Даниилу. Но так же, как и в Ветхом Завете, в текстах Угарита о рефаимах сказано как о сверхъестественных существах. Титул правителей в Угарите, топет, близок к еврейскому шофет (судья). Языческий обряд, описанный в угаритской теогонии, по-видимому, объясняет запрет *ритуального Декалога варить козленка в молоке его матери (Исх.23:19). צפין

Изучение литературы Угарита показало, что она повлияла и на *поэтику Библии. В произведениях из Рас-Шамры встречаются «молоко и мед» как символы изобилия (ср.Иов.20:17). Образ Бога, «шествующего на облаках», характерный для символики библейской *теофаний, типичен для религиозной литературы Угарита. До открытия Угарита было непонятно, почему Север (евр. צפין, цафо́н) нередко обозначался как местопребывание Божества (Ис.14:13; Иез 1:4). Теперь установлено, что этот поэтический символ генетически связан с угаритской горой Цапану, своего рода ханаанским Олимпом. Обнаружены параллели между некоторыми пессимистическими высказываниями угаритских мудрецов и речениями из Иова и Екклесиаста. Чудовище водного *хаоса, лотану (лотан), было, вероятно, прообразом библейского левиафана. Даже *Теофорные имена в Ветхом Завете, такие как Эль и Элион, имеют в Угарите свои аналогии (Илу и Алийян).

Однако все эти точки соприкосновения угаритской литературы и Ветхого Завета носят чисто внешний характер. Религия Ханаана, как подтвердили находки в Угарите, была развитым *политеизмом с пантеоном, во главе которого стоял сначала «Бог отца» (ср. Исх.15:2), а затем – Илу (прочие боги назывались *«сынами божьими»). Ханаанские боги олицетворяли плодородие, стихию пола, грозу и другие явления природы. Хотя они считались подателями благ, им приписывались низменные страсти: зависть, соперничество, жестокость, распутство и пьянство. Наиболее почитаемый бог – Могучий Хозяин, Алийян Баалу (Ваал) – выступает в угаритских мифах как умирающий и воскресающий бог природы. Культ Ханаана отличали черты изуверства.

Переводы текстов: Угаритский Эпос о Даниилу и сыне его Акхате, ХДВ, М.,1980, т.1, с.243–250; Из угаритской повести о Керете, ХДВ, М.,1963, с.282–285; ANET.

Бернхардт К., Древний Ливан, пер. с нем., М.,1982; Виролло Ш., Рас-Шамра, или вновь найденная финикийская литература, ВДИ, 1937, №1; Гордон С., Ханаанейская мифология, в книге: Мифология древнего мира, М.,1977; Дойель Л., Завещанное временем, пер. с англ., М.,1980; *Никольский Н.М., Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов, Минск, 1948; Сегерт С., Угаритский язык, пер. с нем., М.,1965; *Струве В.В., К интерпретации угаритского текста «Рождение богов», ПСб., 1956, вып. 2 (64–65); Шифман И.Ш., Западносемитская мифология, МНМ, т.1; его же, Угаритское общество (XVI-XIV вв. до н.э.), М.,1982; его же, Культура древнего Угарита (XIV-XIII вв. до н.э.), М.,1987; иностранная библиография приведена в указанных работах.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle