прот. Александр Мень

Источник

Феодори́т

Феодори́т (Θεοδωρίτης) Киррский, епископ, блж. (ок.393-ок.466), сирийский богослов, экзегет, церковный деятель, представитель *антиохийской школы. Родился в Антиохии в богатой семье, которая позаботилась дать ему разностороннее классическое образование. В то же время он рано начал иноческую жизнь (мать Феодорита с рождения посвятила его Богу). Большое влияние на него оказали труды свт.*Иоанна Златоуста и *Феодора Мопсуестского. Родным языком Феодорита был сирийский, но он знал и другие языки. В частности, он блестяще владел греческим языком (патриарх *Фотий позднее отмечал совершенство его греческого стиля). В Антиохии Феодорита посвятили во диакона, а в 423 избрали на епископскую кафедру Кирра, небольшого города близ Антиохии, в округе которого имелось 800 храмов. Епархия оказалась трудной. В ней было много нехристиан (язычников и иудеев); кроме того, целые поселки были заражены арианством, евномианством, учением *Маркиона. За 30 с лишним лет святительства Феодорита положение намного улучшилось. В 448 Феодорит писал консулу Ному: «По божественной благодати у нас не осталось ни одного еретического плевела». Будучи епископом, Феодорит вел аскетический образ жизни, самоотверженно заботясь о духовных и материальных нуждах паствы.

«До епископства, – писал он тому же консулу, – я проводил время в монастыре и против воли принял епископскую хиротонию... Я не принимал ни от кого ни овола, ни одежды; никто из живущих со мною никогда не брал ни единого хлеба или яйца. Я не дозволял себе приобрести ничего кроме рубищ, в которые одет. На церковные доходы я поставил портики для народа, выстроил два огромных моста, заботился об общественных банях, из протекающей вблизи реки провел водопровод в город».

Человек, любивший мир, ученые занятия и труды на благо общества, Феодорит был вовлечен в политические и церковные распри, вспыхнувшие в связи с борьбой между свт.*Кириллом Александрийским и патриархом Несторием. Вначале Феодорит был на стороне Нестория, т.к. считал, что *христология свт. Кирилла ведет к отрицанию человеческой природы Христа Спасителя (позднее монофизиты истолковали учение свт. Кирилла именно в этом направлении). Но затем Феодорит признал православие свт. Кирилла. Спор возобновился с возникновением «евтихианства», т.е. монофизитства. В этой борьбе Феодориту пришлось много пострадать, обращаться за заступничеством к свт. Льву, папе Римскому. На *Вселенском соборе в Халкидоне православие Феодорита было признано лишь после того, как он осудил Нестория (451). В момент смерти он считался признанным православным учителем Востока. Однако через 100 лет, когда византийский император Юстиниан задумал примириться с монофизитами, некоторые догматические сочинения Феодорита (особенно направленные против свт. Кирилла) были осуждены (V Вселенский собор).

Феодорит был плодовитым писателем. Кроме экзегетических произведений ему принадлежат «История Церкви», жития 36 святых, апологетический труд «Лечение языческих недугов», догматико-полемические диалоги и памфлеты, в частности книга «Против ересей».

Будучи приверженцем методов антиохийской школы, Феодорит предпочитал буквальный смысл Писания, хотя и не отрицал наличия в нем *метафор и других форм иносказаний. Только фантастические гипотезы аллегористов вызывали у него решительный протест («вымыслы суесловов», «бред пьяных старух»). Не углублялся Феодорит и в филологические тонкости исследования, хотя иногда сравнивал греческий и сирийский тексты с еврейскими. Главную свою задачу он видел в уяснении прямого и нравственного смысла Писания, следуя в этом за свт. Иоанном Златоустом. Его комментарии «всего чаще парафратические и смысл слов выражается не многословно, но ясно и довольно живо» (архиепископ *Филарет Гумилевский). Хотя Феодорит многим был обязан Феодору Мопсуестскому, он не соглашался с его мнением об объеме библейского *канона.

Большая часть экзегетических трудов была написана Феодоритом в пору его святительства. «Вопросы на Восьмикнижие» (*Пятикнижие, Ис.Нав., Суд., Руф.) содержат толкование лишь отдельных наиболее спорных и неясных мест. В этом труде Феодорит одним из первых отверг мнение, будто авторы Ис.Нав. и Суд. являются современниками описываемых ими событий. Они, согласно Феодориту, жили позднее (Вопросы на Ис.Нав, 14; на Суд., 2). Комментируя Книгу Руфи, толкователь отмечал, что скромная моавитянка введена евангелистом Матфеем в *родословие Спасителя, чтобы подчеркнуть *универсализм Евангелия (Вопр.1). Саму книгу он относит ко времени царя Давида.

В книге «Вопросы на Книгу Царств и Паралипоменон» Феодорит также одним из первых выдвинул мнение о постепенном формировании ряда священных книг; в частности Царств (Вопросы на 4 Цар., 49). За несколько лет до создания комментариев на Пятикнижие и *Исторические книги Феодорит написал толкование на Псалтирь, построенное в форме связного изложения. В предисловии к нему он говорит: «Прочитав разные толкования и нашедши, что одни с великой неумеренностью вдавались в иносказания, а другие прилагали пророчества к каким-либо прежним событиям... полезным признал я избегать крайностей тех и других».

В самом раннем своем экзегетическом сочинении «Толкование на Песнь Песней» Феодорит не пошел по пути Феодора Мопсуестского и прибег к символико- прообразовательному объяснению, ставшему в его время уже традиционным (земная любовь как символ отношения Бога к Церкви). Феодорит написал также комментарий к Ис., Иер., Вар., Плач., Дан. и *Малым пророкам. Наибольшей известностью пользуется его толкование на 14 посланий апостола Павла (один из последних по времени экзегетических трудов Феодорита). Парафратическому изъяснению текста предпослано предисловие, в котором комментатор рассматривает хронологию посланий (в частности, он считает 1 Фес. самым ранним из них; это мнение до сих пор остается общепризнанным в библеистике). В методе и стиле изложения Феодорит очень близок к свт. Иоанну Златоусту.

Migne. PG, t.80–84; Kommentar zu Jesaia, (hrsg. Mohle A.) B.,1932; в рус. пер.: Творения блж. Феодорита, еп. Киррского, т.1–7, М.,1955–1961; то же, т.1–7, Серг.Пос., 1905–1907; Повесть о людях, преданных Богу или о подвижнической жизни, в книге: Памятники византийской. литературы IV-IX веков, М.,1968.

● *Глубоковский Н.Н., Блаженный Феодорит, еп. Киррский. Его жизнь и литературная деятельность, т.1–2, М.,1890 (наиболее полное исследование на рус. яз. с указанием библиографии); Иванов Н., Блаженный Феодорит, еп. Киррский, ЖМП, 1957, №10; Радлов Э., Феодорит, блаженный, ЭСБЕ, т.41а; иностр. библиографию см. в Quasten. Patr., v.3, р.936–994; NCE, v.14; ODCC, p.1360, а также в ст.*Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle