прот. Александр Мень

Источник

Феофа́н

Феофа́н (Елисей Прокопович), архиепископ (1681–1736), русский православный церковный деятель и богослов, сподвижник Петра I. Родился в Киеве в семье небогатого купца (возможно, настоящая его фамилия была Церейский; Прокопович – девичья фамилия его матери). Учился в Киево-Могилянской академии. Не окончив курса из-за недостатка средств, в 17 лет отправился странствовать по Европе. В Польше для продолжения учебы принял католичество. С 1698 учился в коллегии св. Афанасия в Риме. В 1701 тайно покинул Рим и пешком отправился на родину. По дороге знакомился с немецким протестантизмом.

В 1702 в Почаеве Прокопович воссоединился с Русской Православной Церковью и вскоре начал преподавать богословие, философию, риторику и поэтику в Киевской академии. Из западных странствий он вынес отрицательное отношение к католичеству и симпатию к протестантизму. Это вооружило против него православных богословов *Стефана (Яворского) и *Феофилакта (Лопатинского), которые высоко ставили латинскую науку и традиции. Царь Петр I, напротив, оценил Феофана именно за его «протестантствующую» тенденцию.

Феофан вошел в круг лиц, которые содействовали реформам Петра (*Кантемир, В.Татищев и другие). Несмотря на протесты противников, он был хиротонисан во епископа Псковского (1718). С этого времени он работал над «Духовным регламентом», документом, узаконившим синодальное управление Русской Церковью. Феофан много содействовал развитию науки и культуры в России. Его поддержкой пользовался молодой *Ломоносов; среди его учеников были такие крупные ориенталисты, как *Симон (Тодорский). После смерти Петра I Феофану удалось в жестокой борьбе избежать участи, которая постигла Меньшикова и других сподвижников царя-реформатора, причем в этой борьбе он не останавливался ни перед какими средствами. Умер Феофан архиепископом Новгородским.

Феофан являлся типичным представителем «просветительской» эпохи. Воззрения его сформировались под сильным влиянием протестантизма и *рационализма. Это, в частности, сказалось в его толковании вопроса о *Законе и христианской свободе, например в «Книжице, в ней же повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о неудобоносимом иге пространно излагается» (М., 1784). В ней он выступает за приоритет Библии в сравнении с церковным *Преданием. Как и протестанты, он называл *неканонические книги «апокрифами».

Серьезные занятия естествознанием поставили перед Феофаном вопрос о соотношении *науки и Библии. Он пришел к выводу, что наука не может заменить *Откровения; единственное, что она может сказать о Боге, это признать в Нем Перводвигателя Вселенной. В то же время он считал, что Библия не должна рассматриваться как источник научных знаний. Так, в неопубликованном курсе философии он подчеркивал, что «Моисей говорил не согласно с опытами астрономов, а в соответствии с общим языковым обычаем, как то чаще всего делает и другие ошибки [совершает] Священное Писание». Блестящий знаток латыни, Феофан находил многие погрешности в *Вульгате. Славянский перевод он считал недостаточно понятным для простого читателя и рекомендовал изъяснять Библию юношам на русском языке. Несмотря на дружбу с Татищевым, Феофан был глубоко возмущен его мнением о Песне Песней, в которой тот усматривал лишь «плотские любезности». В опровержение Феофан написал свое толкование на Песн., выдержанное в традиционном православном духе (осталось неопубликованным).

♦ Христовы проповеди о блаженствах толкование, СПб.,1724; Слово о Лазаре и богаче в неделю 22-ю по Пятидесятнице, ХЧ, 1826, ч.23; Священных историй другие следы в еллинских баснях обретающиеся, Прибавление [и предисловие] к книге: Аполлодор. Аполлодора, грамматика афинейскаго Библиотеки, или о богах, М.,1725; Мнение архиепископа Новгородского Феофана об исправлении Библии, в книге: Описание документов и дел, хранящихся в архиве Священного Правительствующего Синода, СПб.,1878, т.III; Соч.,М.-Л.,1961.

Винтер Э., Феофан Прокопович и начало русского просвещения, в книге: XVIII век, пер. с нем., М.-Л.,1966, сб.7; Ничик В.М., Феофан Прокопович, М.,1977; Сочинение Феофана Прокоповича о книге «Песнь Песней» и побуждение к составлению этого сочинения, ЧОЛДП, 1877, №11; Титлинов Б., Феофан (Прокопович), РБС, т.25, 1913; Червяковский П.А., Священное Писание как начало богословия, по учению протестантов XVII в. Учение Феофана Прокоповича, ХЧ, 1876, т.I; его же, Учение Феофана Прокоповича о Священном Писании в символических и церковно-исторических отношениях, ХЧ, 1877, т.II; его же, Учение Феофана Прокоповича об источниках богословия в связи с протестантизмом XVII в., ХЧ, 1877, т.I; *Чистович И.А., Феофан Прокопович и его время, СПб.,1868; прот.Чобич С., Архиеп. Феофан Прокопович, «Православний Вісник», 1986, №12; прочую библиографию см. в указанных сочинениях.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle