прот. Александр Мень

Источник

Хилиа́зм

Хилиа́зм (от греч. χιλιάς – тысяча), или милленаризм (от лат. mille – тысяча), буквальное толкование пророчества (Откр.20:1 сл.) о тысячелетнем Царстве Христа на земле в конце истории. В широком смысле под Хилиазмом понимают учение о периоде торжества правды Божьей на земле. Впервые Хилиазм в этом последнем смысле встречается у *пророков, например, в пророчестве Исайи о всеобщем мире и установлении гармонии между человеком и природой (Ис.2:2–4; 11:6–9; ср. Мих.4:1 сл.). Элементы Хилиазма есть в пророчестве о Новом Иерусалиме у пророка Иезекииля (Иез.40–48). Пророчества о временном мессианском Царстве на земле особенно часто встречаются в *междузаветный период и в 1 в. н.э. в *апокрифах (Книга Еноха, Апокалипсис Варуха, 3 Книга Ездры).

Многие древнехристианские писатели святоотеческого периода разделяли учение о Хилиазме (*Папий, св.*Иустин, *Юлий Африкан, свт.*Ириней Лионский, свт.*Ипполит Римский, *Тертуллиан, *Аполлинарий Лаодикийский и другие). В то же время свт.*Дионисий Великий, *Евсевий Кесарийский, свт.*Василий Великий, свт.*Григорий Назианзин, блж.*Иероним, блж.*Августин, блж.*Феодорит Киррский и другие высказывались против Хилиазма Дискуссия по этому вопросу не утихала в течение веков. В той или иной мере Хилиазм проповедовали *Иоахим Флорский, радикальные реформаторы типа Томаса Мюнцера и анабаптистов, *Сведенборг, *Юнг-Штиллинг, *мормоны, *иеговисты.

Следуя блж. Августину, католики полностью отказались от Хилиазма и толкуют пророчество о тысячелетнем Царстве символически (в 1944 Хилиазм был официально осужден католическими церковными властями). Православное богословие оставляет этот вопрос открытым. «История догмы, – пишет протоиерей *Булгаков, – знает отдельные частные мнения, притом различные до полной противоположности, однако не было и нет еще определения церковного».

● *Булгаков С., Два Града, М.,1911, т.2; его же, Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования), Париж, 1948; священник Киановский В., Эсхатология св. Иринея Лионского в связи с современными ему эсхатологическими воззрениями (хилиазм и гностицизм), ВиР, 1912, №15–16; *Мелиоранский Б., Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви, СПб.,1910, вып.1, с.47–49; ФЭ, т.5; иностранную библиографию см. RGG, Bd.1, S.1651.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle