издательство П.П. Сойкина

Источник

Праздники Господни.

Праздники Господни. Так как сам Бог благоволил ознаменовать некоторые дни особенными событиями и благодеяниями к роду человеческому, то с самых первых времен дни эти особенно возвышаются пред другими, требуя для себя особенного освящения. В В. Зав. праздничные дни эти указаны и узаконены самим Богом. Они следующие: 1. Суббота, по выражению раввинов царица праздников, коего начало восходит к самому началу мира и который установлен для благовейного воспоминания дней творения и для прославления премудрого, всеблагого и всемогущего Творца мира и человеков, почившего в сей день от всех дел своих и освятившего его, и который должен служить для нас прообразом вечного блаженного покоя в будущей жизни (Быт. 2, 2–3. Исх. 20, 8–11. 31, 14–17. Лев. 23, 3 и др. сн. Евр. гл. 4). 2. Пасха и праздник опресноков, установленный в память избавления Евреев от рабства Египетского и поспешного при этом выхода из Египта (Лев. 23, 5–14. Числ. 28, 16–25). 3. Пятидесятница, называемая и праздником седьмиц и праздником жатвы, празднуемый в 50-й день от Пасхи; установлен в память Синайского законодательства и для принесения благодарения Богу за новые плоды земные (Лев. 23,15–23. Числ. 28, 26–31). Он служил прообразованием и новозаветного праздника Пятьдесятницы) в который Дух Святый сошел на Апостолов (Деян. гл. 2) и дан нам новый закон (сн. Евр. 8, 10–11). 4. Праздник труб, служивший началом нового года, начинавшегося в 1-й день осеннего месяца Тисри; это начало гражданского года, устанавленного в память сотворения мира, бывшего, полагают, в этом времени года (Лев. 23, 24–26. Числ. 29, 1–6). 5. День очищения, 10-й день месяца Тисри, в который народ торжественно исповедал грехи свои, приносилась жертва за грех и первосященник однажды в год входил в святое святых, с кровию животного и кропил над очистилищем для очищения грехов народа (Лев. 23, 26–32. Числ. 29,7–11). Так по Апостолу Христос имел некогда войти в святилище с Своею кровию, чтобы приобрести нам вечное искупление (Евр. 9, 11–14). 6. Праздник кущей – 15-й день седьмого месяца, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования Евреев по пустыне, когда они, останавливаясь, жили в шатрах или палатках (Лев. 23, 33–44. Числ. 29, 12–39). 7. Новомесячия. – Начало каждого нового месяца возвещалось звуком труб и освящалось жертвоприношением; чрез это давалось видеть Евреям, что Бог есть начало всего и все к Нему должно возвращаться (сн. Исаии 66, 23: Иез. 46, 3). Особенными празднествами для Евреев были: Субботный год и Юбилей. Как каждый седьмой день недели и каждый седьмой месяц года, по закону Моисееву, был священным, так и каждый седьмый год должен был считаться священным (Исх. 23, 10–12. Лев. 25, 2–7. Втор. 31, 10–13). В этот год прекращалось земледелие, самородные плоды делались общим достоянием для всех по всей земле, прощались долги должникам и всенародно читался закон. За исполнение сих законов обещалось изобилие плодородия в предшествующий год. Но в кн. Паралипоменон дается видеть, что, кажется, не всегда строго соблюдалось празднование этого года (2Пар. 36, 20–21). Впрочем, по возвращении из плена субботный год праздновали неопустительно (1Мак. 6, 49. Древн. Флав. XIV; 10, 6). Еще более радостным и торжественным празднеством для Евреев должен был быть год юбилейный или 50-й (Лев. 25, 7–13). Кроме того, что предписывалось соблюдать касательно субботного года, в юбилейный год объявлялась свобода на земле всем жителям ее, возвращались наследственные земли потерявшим их владельцам, и каждый возвращался в свое племя и вступал в прежние права свои. Этот величественный праздник был прообразом того лета свободы, которое с пришествием Христа должно было открыться в духовном царстве. Его (Лук. 4, 16–22). Сн. юбилей. В. последствии времени к этим великим праздникам присоединены были еще следующие праздники: а, праздник Пурим, 13 и 15-ый день Адара, установленный в память избавления Евреев от Амана и избиения ими всех врагов своих (Есф. гл. 9); б, праздник древоношения, то есть доставления дров для храма, установленный Неемиею (Неем. 10, 34. 13; 31); но, кажется, он не был всенародным праздником, а попеременно отправлялся несколькими семействами в известные дни, по очереди; в, праздник обновления храма, установленный Иудою Маккавеем (1Мак. 4, 59. Иоан. 10, 22); г, праздник в память победы, одержанной Иудою над Никанором (1Мак. 7, 49); и д., праздник, установленный в память взятия и очищения Иерусалимской крепости первосвяиденником Симоном Маккавеем (1Мак. 13, 52). Новозаветная Церковь издревле имеет также свои праздники. Главнейшие из них поначалу своему восходят к самым временам Апостольским; другие получили начало и образование свое в последующие времена. Первый и древнейший праздник Христианской церкви есть день Воскресный, установленный для торжественного воспоминания Воскресения Христова. Следы празднования его находятся в самом священном Писании. В этот день церковь обыкновенно собиралась для отправления общественного

Богослужения (Деян. 20, 7). В этот день богатые отлагали часть избытков своих на церковную милостыню, как это установил Апостол в церквах Галатийских и Коринфской (1Кор. 16, 1–2). В этот день Ап. Иоанн имел видения, составляющие его Апокалипсись (Апок. 1, 10). Впрочам вначале не рставлялось наблюдение и субботы, и в субботу воспрещался пост (Ап. прав. 64). В правилах и постановлениях Апостольских касательно дня Воскресного пишется, что в этот день приносились верующими общественные молитвы, предлагались чтения пророков и проповедь Евангелия и наконец совершалось приношение священной жертвы и причащение святых даров (кн. 2. гл. 59). Согласно с сим св. Иустин мученик, отец 2-го века, пишет: «В так называемый день солнца (т. е. Воскресный) бывает у наеь собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. За тем все вообще встаем и возсылаем молитвы. Когда же окончим молитву тогда приносится хлеб и вино, и вода; и предстоятель также возсылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются чрез диаконов. Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля; а он имеет попечение о сиротах и вдовах и нуждающихся. В день солнца мы все вообще делаем собрание, потому что это есть первый день, в который Бог – сотворил мир, и И. Христос, Спаситель наш, воскрес из мертвых» (Апол. 1. гл. 67). Другой важнейший и древнейший христианский праздник есть праздник Пасхи, праздников праздник и торжество торжеств, особенно торжественно отправлявшийся во славу страданий и воскресения Господа (см. под словом Пасха). За этими праздниками первое место занимают Господские и Богородичные праздники, коих Церковь имеет 12-ть, восемь из них установлены во славу Господа, в воспоминание важнейших событий земной Его жизни, и четыре – в честь и память Божией Матери; они следующие: 1. Рождество Богородицы, 2. Введение во храм Богородицы, 3, Благовещение Еогородицы. 4. Рождество Христово. 5. Сретение Господне». 6. Крещение Господне. 7. Преображение Господне, 8. Вход Господень в Иерусалим, 9. Вознесение Господне, 10. Праздник Пятьдесятницы, 11. День Успения Божией Матери и 12. День Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Праздники эти имеют свое основание в самых событиях земной жизни Господа и Божией Матери. На некоторые из них, как напр. на день Господень, Пасху, Рождество Христово, Крещение или Богоявление, Вознесение и Пятьдесятницу неоднократко указывается в постановлениях апостольских (кн. 5. гл. 13. 17. 19. 20. Кн. 8. гл. 33) и у других древних писателей (сн. о Служ. и Чиноп. Прав. Грекор. Ц. 1819 г. гл. 14). Другие из них, явившись сначала в одной какой-либо из древних церквей, сделались более общими и известными в последующие времена. И хотя все они в совокупности не исчисляются у древних писателей, но в отдельности на каждый из них находятся или поучения или прямыя указания у тех или других древних Отцев и пастырей церкви. О том же свидетельствуют разные стихиры, каноны и службы церковные, издревле составленные на эти дни и доселе употребляемые в православной церкви. За дванадесятыми праздниками следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Божией Матери, и потом праздники в честь святых Божиих. К последним принадлежат праздники – в честь св. Ангелов, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Св. Апостолов Петра и Павла и других Апостолов, св. Пророков, великих святителей, мучеников, преподобных и других святых. Издревле почитая святых Божиих, церковь издевле посвятила им особенные праздничные дни, составляла в честь их хвалебные песни и дала верующим молитвы для испрошения их ходатайства и заступления пред Богом. По уставу церкви некоторым из них полагается всенощное бдение т. е. великая вечерня и утреня с полиелеем и великим славословием, другим Богослужение отличается от ежедневного кроме особых стихир и тропарей полиелеем и великим славословием на (утрени) а иным – только большим числом стихир и тропарей. В Уставах церковных праздники разделяются на великие, средние и малые, и первые означаются знаком красного креста в круге; средние – знаком красного креста в порукруге или одним знаком креста; малые – тремя точками в несовершенно округленном черном или красном полукруге. Значение праздников в жизни христианина велико. Христ. праздники, если правильно понимаются и правильно совершается священие их, имеют весьма важное значение в жизни и обязательны для каждогохристианина! Сам Бог в начале мира благословил и освятил день седьмой, и в последствии дал открытую заповедь святить его (Исх. 20, 8–11), и сам Бог установил и другие праздники ветхозаветной церкви (Лев. 23). И Он обещал особенное Свое благоволение тем, которые верно и свято чтут их. «Елицы сохранят субботы Моя, говорил Он чрез пророка, и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучше от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеют... Вся снабдящие субботы Моя не осквернять, и держащие завет Мой, введу я в гору святую Мою, и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы будут приятны на требище Моем; дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком» (Исаии 56, 4–6). 2. Подобным образом и в Новозаветной церкви сам Бог возвысил некоторые дни пред другими, ознаменовав их особенными событиями и благодеяниями Своими к роду человеческому, возбуждая в нас особенное к ним внимание. Все христианские праздники суть памятники новых величайших благодеяний Божиих к роду человеческому; нет ни одного из них, который не напоминал бы нам или о каком-либо важном событии из жизни Спасителя и Божией Матери, или о какой-либо особенной милости к нам Божией, или об особенных каких-либо подвигах и добродетелях из жизни Святого для нашего назидания. 3. Празднование дней сих освящено для нас примером Самого Господа и святых Его апостолов и всей древней церкви. Как Божия Матерь с обручником своим Иосифом каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи (Лук. 2, 41), так и Сам Господь святил праздничные дни, принимал в них самое живое участие (Иоан. 2, 13: 5, 1. 7, 2. 10. 10, 22. 12, 1. 12 и др.). Он восставал только против Иудейских касательно образа священия праздников, научая проводить их в делах богоугодных. Подобным образом и св. апостолы и сами свято чтили их, и по данной им власти заповедали и нам святить их для ншего блага (Пост. Ап. Кн. 5. гл. 13.17. 19. 20. кн. 8. гл. 33). И вся древняя церковь свято чтила их, глубоко понимая великую их важность и значение. 4. Праздники служат для нас училищем добродетели и благочестия, открывая в себе самое священное занятие нашему духу. Они каждый раз напоминают нам о высоких истинах веры и представляют нам поучительнейшие примеры христианской добродетели. В эти дни живо дается нам видеть и сознавать, что у нас не одно смертное тело, но и безсмертный дух, что здесь мы только странники, а отечество наше на небесах. Они возбуждают и питают в сердцах наших любовь, благоговение, благодарность, повиновение Богу, и все другия добродетели, которые Господь явил нам в земной Своей жизни и которым Святые были ревностнейшими подражателями, побуждая и нас к таковой ревности. В них все мы поучаемся быть добродетельнее: дети делаются покорнее, отцы нежнее, супруги вернее друг другу, вельможи человеколюбивее, богатые щедродательнее, бедные трудолюбивее, несчастные терпеливее. Праздники открывают нам самое обширное и действительнейшее средство для оживления и укрепления взаимной братской нашей любви и благотворительности ближним. Никогда человеку не представляется столько благовременности, сердечной настроенности и внешнего удобства доказать любовь свою к ближним, как в эти дни, в которые так трогательно все говорит ему о безпредельной любви и благости Божией к роду человеческому, и в которые все так благоприятствует сему его расположению. Сердце невольно в эти дни расширяется в братской любви к ближнему: злоба немеет, водворяется единодушие и мир, враги примиряются, осушаются слезы бедности, более является самоотвержения, более дружелюбия, сердце делается готовее ко всякому пожертвованию и вспомоществованию. О праздниках вообще надобно сказать, что эти дни нашего возвышения над земным, дни обращения нашего к Богу и исправления, дни нашего обновления и возрождения. Если бы не было таких дней, то и о нас, может быть, тоже было бы сказано, что о жителях допотопного мира: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть». Привязанность к земле и земные чувства и расположения, безпечность о небесном и духовном, забвение Бога и беззакония возросли бы до невероятности, самые священные узы ослабели бы, изчезли бы взаимная любовь, доверие, уважение, покорность, и человек лишился бы всего, что только возвышает его над дикостью животной природы. 5, Наконец праздники имеют важное значение и для самой временной нашей жизни. Доставляя покой нашему телу, они укрепляют чрез то телесные наши силы, которые иначе от безпрерывной деятельности должны были бы ослабеть. Прогоняя мрачное уныние, заботы и тягости жизни, и научая нас радоваться всегда о Господе, они доставляют духу нашему священную веселость, распространяющую самое благодетельное влияние на жизнь нашу. Будучи правильно посвящаемы на служение Богу, Который так щедро наделяет нас всеми своими благами, они приобретают нам чрез то благословение Божие на наши труды и занятия в прочие дни года; наверно можно сказать, что мы бодрее и благоуспешнее были бы в делах наших, если бы правильно святили праздничные дни. Наконец, научая нас правильно смотреть на жизнь, они умеряют, очищают и чрез то возвышают и облагораживают самые наши радости и наслаждения.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle