Источник

Афон

Афон, или Святая Гора, как принято обычно называть, находится на юге Македонии, у вод Эгейского моря. Он представляет собой полуостров, весь покрытый горными цепями, простираясь до 80 верст в длину и до 20 – в ширину.

Свет христианской веры засиял на Афоне в незапамятные времена. Известно, что сама Матерь Божия пожелала разделить труды апостолов, заповеданные им их Божественным Учителем, и избрала Своим жребием именно Афон.

Святитель Димитрий Ростовский так описывает это достопамятное событие. По Вознесении Господа нашего Иисуса Христа апостолы пребывали в Сионской горнице, ожидая сошествия Св. Духа, как повелено им от Господа (Деян.1:4). Вместе с апостолами находилась и Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса. В это время апостолы бросали жребий: кому какая страна достанется для проповеди Божественного Евангелия. Пресвятая Дева пожелала разделить их труды, и ей выпал жребий на Иверскую страну (Грузию).

Приняв благодать Св. Духа в огненных языках, Божия Матерь готовилась ужо к отправлению в Иверскую землю, как вдруг является ей ангел и говорит: «Не отлучайся в настоящее время из Иерусалима, но подожди до некоторого времени. Тебе предстоит труд апостольства в другой земле, куда тебя Сам Бог приведет». Приняв это извещение, Божия Матерь осталась в Иерусалиме.

В это время на острове Кипре был епископом праведный Лазарь Четверодневный, рукоположенный апостолом Варнавой. Сей святитель весьма желал видеть Пречистую Матерь Господню, но, по случаю гонения иудеев на христиан, боялся приехать в Иерусалим. А потому он по предварительному (письменному) соглашению с Божией Матерью, прислал за ней свой корабль, на котором она и отправилась в плавание, взяв с собой святого апостола Иоанна Богослова и еще некоторых апостольских мужей. Когда же корабль отплыл далеко от берегов Азии, поднялся сильный ветер, которым и прибило путешественников к Афонской горе.

В это время жители Афона вдруг услышали в идольском капище громкие вопли: «Люди, прельщенные Аполлоном! Идите все к Климентовой пристани и встречайте там Марию, Матерь великого Бога Иисуса!». Народ быстро побежал на морской берег к указанному месту и действительно увидел там приставший корабль с Божией Матерью. Все приняли Ее с великой честью Пречистая Матерь Господня, отверзши свои уста, благовестила народу евангельское учение.

По крещении афонцев, им был поставлен учителем один из апостольских мужей, прибывших на корабле, вручая коему новый крещеный народ, Божия Матерь с душевным восторгом сказала:

«Сие место да будет мне в жребии, данный мне от Сына, Бога моего!». Потом, благословив народ, присовокупила: «Благодать Божия да пребудет на месте сем».

Все это произошло около 44 года по Рождестве Христовом.

И, действительно, слова Пресвятой Богоматери оправдались судьбе Афона всецело: он стал иноческой страной, где все ежесекундно славят имя своей Небесной Покровительницы...

Обращаясь к внешнему виду Святой Горы, нужно отметить, что природа Афона поражает глаз наблюдателя как своей величественностью, так равно и живописностью. Место это словно нарочно отдано для иноческой жизни. Время появления здесь иноков относится к IV веку по Рождестве Христовом. Сначала были здесь только       одинокие пустынники; небольшие же по размерам и материальным средствам своим обители возникают на Афоне со времени царствования Константина Поганата (668–685 гг.), отдавшего этот гористый полуостров во владение инокам.

Последующие императоры тоже благоволили к начальникам Афона, и вскоре после смерти Св. Афанасия Афонского, сильно способствовавшего развитию и укреплению здесь иноческой жизни, монашество Афона так выделяется высотой своих подвигов, что самое место их жительства получает в уставе императора Константина Мономаха название Святой Горы».

К XIII веку сия гора была покрыта монастырями и представляла собой как бы иноческое царство.

Много превратностей судьбы пришлось испытать Афону. Так, в 1204 году он подпал под власть католичества после того, как Царьград был завоеван латинянами; а при императоре Михаиле VIII Палеологе на афонских иноков было воздвигнуто гонение за то, что они послали этому уклонившемуся в католичество государю особый свиток с доказательствами истинности православной веры: в 1458 г. Афон был завоеван турками и значительно опустел до 1829 г., когда снова начал расти и процветать.

В настоящее время Святая Гора среди святынь Востока занимает важное место и привлекает своими духовными сокровищами массу паломников.

Особенно поражает всех богомольцев афонское богослужение. Всенощное бдение, например, совершается на Афоне почти 12 часов. Начинаясь с 6 часов вечера, всенощная продолжается через всю ночь, до восхода солнца, а затем сейчас же приступают к отправлению литургии; таким образом афонские иноки проводят за богослужением, не выходя из храма, 14 и более часов.

Укажем на более выдающиеся особенности в богослужении афонском.

Ha молебнах и на повечерии каждение совершается не диаконом, как у нас, а простым монахом-пономарем; он держит кадильницу рукой, прикрытой пеленой, и кадить алтарь, храм и молящихся, причем к каждому богомольцу подходит отдельно.

При совершении каждения архимандритом, во время пения полиелея, это сопровождают несколько иеродиаконов с диаконскими и малыми свечами.

На всех ектениях наш императорский дом поминается весь, без узаконенного в России сокращения.

He только на литургии, но и на вечерне, утрене и всенощном бдении всегда читаются заздравные и заупокойные помянники жертвователей и благотворителей обители.

Всенощное бдение начинается малым повечерием,       с пением обычного канона; по окончании повечерия монашествующая братия садится, и богослужение прерывается на насколько минут. Затем не иеродиакон, но иеромонах возглашают «востаните» и при всеобщем молчании, в предшествии пономаря со свечой, совершает каждение храма, и уже после этого следует возглас «Слава святей».

На всенощном бдении, на великий праздник, только вход с кадилом на «Господи, воззвах» и выход на величание совершаются архимандритом или игуменом-настоятелем, – лития же с благословением хлебов отправляется иеромонахом, в сослужении двух иеродиаконов, и притом – при закрытых царских вратах.

На величание все участвующие в богослужении священнослужители выходят только после пения полиелейных псалмов и, по величании, удаляются в алтарь, причем царские врата закрываются до чтения Евангелия.

Паремии читаются при открытых царских вратах, тогда как в России при чтении их царские врата всегда бывают закрыты.

Малый и великий входы на литургии, при соборном служении, совершаются на средину храма.

В настоящее время русских обителей на Афоне всего 71. Из них, собственно, 1 монастырь, Пантелеимоновский. 4 скита – Свято-Андреевский, Свято-Ильинский, Кромица и «Новая Фиваида», – и 66 так называемых келий.

Под словом келья, однако, не надо разуметь то, что у нас в России называется кельей. На Афоне это слово обозначает небольшую обитель, устроенную на земле какого-либо большого монастыря.

Пантелеимоновский монастырь на Афоне. Пантелеимоновский монастырь находится с юго-западной стороны Афона, в получасе пути на лодке от пристани Дафни, где обычно высаживаются прибывающие паломники.

Время основания этой обители относится к первой половине XI века. Первоначально обитель была основана на том месте, где теперь расположен Богородичный скит, и лишь впоследствии перешли на настоящее место иноки обители Св. вмч. и целителя Пантелеимона.

Обитель очень велика. Главный братский шестиэтажный корпус стоит на самом берегу моря. Вокруг него теснятся остальные помещения. Святые ворота ведут во двор монастыря, где отдельно стоит храм греческого стиля во имя Св. Пантелеимона, а также церкви Митрофания и Успения и громадная библиотека.

Соборный храм обители во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом в честь Св. блгв. кн. Александра Невского.

Против храма Св. Пантелеимона находится колокольня, под которой помещается большая трапезная на 800 человек.

Монастырь имеет свои подворья в Одессе, Петербурге и Константинополе.

Управляет им архимандрит.

Свято-Андреевский скит. На восточном склоне святой горы Афонской, на живописном месте, среди пирамидальных кипарисов и раскидистых каштанов и кедров, расположен красивый и благоустроенный русский общежительный скит во имя Св. ап. Андрея Первозванного.

Возник Свято-Андреевский скит из уединенной кельи во имя прп. Антония Великого, которую устроил для себя на земле Ватопедского монастыря святейший патриарх вселенский Афанасий Патегарий, прибывший на Афон на покой в половине XVII века.

Спустя сто лет другой вселенский патриарх – Серафим, прибыв на Афон, тоже для успокоения, не мог не признать запустелого участка земли, избранного Св. Афасием, превосходнейшими по красоте своей природы и плодородию почвы. Владея достаточными средствами, патриарх Серафим приобрел этот участок в собственность, построил здесь красивый трехэтажный дом и в связи с ним благолепный храм, в виде граненной башни. Две церкви вмещались в этом храме: нижняя, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и верхняя, во имя Св. ап. Андрея Первозданного и прп. Антония Великого.

Устроив все необходимое для удобного жилья, святитель Серафим отправился в Россию, оставив здесь заведовать хозяйством Серая, ученика своего архидиакона. В России он и скончался.

Ученик святителя архидиакон, узнав о кончине своего наставника, переселился в Ватопедский греческий монастырь. Оставленная без поддержки прекрасная Серайская келья стала приходить в запустение.

В тридцатых годах XIX столетия на Афон прибыли из России два инока, Виссарион и Варсонофий. Они обратили свое внимание на Серайскую келью с ее прекрасным участком земли. Келья эта была им дорога и потому, что в России покоятся мощи строителей ее. Помолившись Небесной Покровительнице Святой Горы, они купили патриаршую келью у Ватопеда и перешли в нее. Многие русские присоединились к ним. Это было в 1841 году.

С ревностью и трудолюбием принялись иеросхимонахи Виссарион и Варсонофий за возобновление полуразрушенного здания. Сами они были строгие постники, а для друзей и знакомых бедных у них всегда была трапеза и угощение в гостинице, называемой «архондарик».

Когда Серайская келья была достаточно устроена, старцы Виссарион и Варсонофий позаботились оградить ее правами скита. В этом деле помог им A.Н.Муравьев. Торжественное открытие скита совершено было 22 октября 1849 года.

В Андреевском скиту ныне находятся следующие храмы:

1. Древняя церковь во имя апостола Андрея Первозванного и прп. Антония Великого.

2. Древняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

3. Церковь во имя Святого Петра, митрополита всея России.

4. Соборная церковь в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалях Утешение». Главная святыня ее –чудотворная икона Богоматери того же названия.

5. Надтрапезная церковь во имя Пресвятой Троицы.

6. Церковь во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского.

7. Церковь во имя Святого вмч. и целителя Пантелеимона при братской больнице.

8. Церковь во имя всех святых Афона, двухэтажная, на братском кладбище, за оградой скита. В нижнем этаже ее, по афонскому уставу, сложены кости упокоившихся здесь иноков, вынутые из земли через три года по смерти каждого из них, а на стенных полках лежат черепа их.

9. Близ кладбища церковь в два этажа: верхняя во имя святителя Николая Чудотворца и нижняя – во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

10. Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы при кельи скончавшегося старца-молчальника, схимонаха Андрея.

11. Церковь во имя прп. Михаила Клопского и святой вмчц. Варвары, при кельи скончавшегося схимонаха Иннокентия.

12. Церковь во имя пророка Ильи при скитской водяной мельнице.

13. Но самым лучшим из храмов не только в русском Свято-Андреевском скиту, но и на всем Афоне, будет, без сомнения, благолепно украшенный внутри и снаружи, громадный, восьмикупольный собор во имя Св. апостола Андрея Первозванного, с приделами в честь Св. благв. князя Александра Невского и равноап. Марии Магдалины. Освящен собор в 1900 г.

14. Церковь во имя Св. Алексия, митрополита Московского.

Для приюта и успокоения паломников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон и Синай, скит имеет подворья: 1) в Константинополе, с церковью во имя Св. ап. Андрея, 2) в Одессе, с церковью во имя прп. Сергия Радонежского, и 3) в Ростове на Дону.

Свято-Ильинский скит. Он расположен на северо-восточной стороне Афона, на правом берегу горного потока Иофта, среди зелени лесов и кустарников.

В начале ХVІІІ в. здесь стояла великая келья с церковью во имя Св. прор. Илии, принадлежавшая греческому монастырю Пандократору. Эту келью в 1759 году выпросил себе знаменитый иеросхимонах и подвижник русский Паисий Величковский, который и поселился здесь со своими 12 учениками.

Скоро иноков собралось до 60 человек; средств для содержания этой братии не было никаких, и скоро она с Паисием отплыла в Валахию. Но скит не запустел. В нем поселились другие монахи, выкопали тут колодец и устроили новую каменную церковь.

В нем несколько церквей, из которых надо отметить Благовещенскую, во имя св. Митрофана Воронежского, во имя архистратига Михаила и Св. Николая Чудотворца. Последние два храма расположены в главном братском корпусе.

Из икон признаются чудотворными три образа: образ Божией Матери «Млекопитательница», «Тихвинская», и образ Св. пророка Илии.

С 1759 года обитель преобразовалась в общежительную.

Скит Кромица. Этот скит находится недалеко от монастыря Св. вмч. и целителя Пантелеимона, на его земле. Основался он при архимандрите этой обители Макарии и духовнике Иерониме, лет сорок тому назад.

Храмов в ските восемь, причем соборный посвящен Казанской иконе Божией Матери.

Скит «Новая Фиваида». Скит расположен на земле русского монастыря Св. Пантелеимона и отстоит от него в расстоянии четырех часов пути на лодке.

Обитель эта была устроена для престарелых русских иноков и представляет собой группу небольших домиков-келий, кроме которых есть еще два больших корпуса для приезжих. В них помещается и трапезная.

Храм один, во имя всех святых Афонских. Остальные обители русские называются здесь кельями.

Кельи-обители: Андрея апост., при Ставроникитском м.;

Андрея Первозванного ап. и равноап. Нины, при монастыре Пантократор;

Артемия Св., при лавре Св. Афанасия;

Благовещения, при монастыре Григориате;

Благовещения, при Симоно-Петрском монастыре;

Благовещения, при Хилендарском монастыре;

Варвары вмчц. при монастыре Котломуш;

Введения во храме Пресвятой Богородицы, при монастыре Пантократор;

Введения во храм Пресвятой Богородицы, при Ставроникитском монастыре;

Воздвижения Креста Господня, при монастыре Каракал;

Вознесения Господня, при Ставроникитском монастыре;

Вознесения Господня, при монастыре Филафей:

Георгия вмч., при лавре Св. Афанасия;

Георгия Св. (Краши), при лавре Св. Афанасия;

Георгия Св., при монастыре Филафей;

Двенадцати Апостолов, при монастыре Пантократор; Димитрия Ростовского, при монастыре Пантократор; Димитрия Селянского, при монастыре Пантократоръ;

Евфимия Великого, при монастыре Филафей;

Игнатия Богоносца, при Хилендарском монастыре;

Иконы «Иверской» Божией Матери, при монастыре Филафей;

Иконы «Казанская» Б. M., при Ставроникитском монастыре;

Иконы «Скоропослушница» Божией Mатери, при м. Пантократор;

Иннокентия Св., при лавре Св. Афанасия;

Иоанна Богослова, при Иверском монастыре;

Иоанна Богослова, при лавре Св. Афанасия;

Иоанна Богослова, второй, при лавре Св. Афанасия;

Иоанна Богослова, при Хилендарском монастыре;

Иоанна Златоуста, при Иверекомъ монастыре;

Иоанна Златоуста, при Хилендарском монастыре;

Иоанна Предтечи, при лавре Св. Афанасия;

Иоанна Предтечи, при Ставроникитском монастыре;

Иоанна Предтечи, при Хилондарском монастыре;

Климента мч., при Ставроникитском монастыре;

Косьмы и Дамиана Свв., при мон. Пантократор;

Макария прп., при лавре Св. Афанасия;

Митрофана Воронежского прп., при монастыре Пантократор;

Михаила Архистратига, при Ставроникитском монастыре;

Николая Белозерского Св., при Хилендарском монастыре;

Николая Св., при Иверском монастыре;

Николая Св., при монастыре Филафей;

Николая Чудотворца, при монастыре Котломуш;

Николая Чудотворца, при монастыре Пантократор;

Петра и Онуфрия препп., при Иверском монастыре;

Покрова Пресвятой Богородицы, при Ставроникитском монастыре;

Положения пояса Богоматери, при Иверском монастыре;

Преображения Господня, при монастыре Филафей;

Рождества Иоанна Предтечи, при Хилендарском монастыре;

Рождества Богородицы, при лавре Св. Афанасия;

Рождества Богородицы, при монастыре Пантократор;

Рождества Богородицы, при мон. Филафей;

Саввы Св., при монастыре Пантократор;

Сергия Радонежского Св., при монастыре Пантократор;

Сретения Господня, при монастыре Пантократор;

Тихона Задонского прп., при монастыре Пантократор;

Трех Святителей, при Ставроникитском монастыре;

Трех Святителей, при Хилондарском монастыре;

Троицы Св., при Иверском монастыре;

Троицы Св., при Ставроникитском монастыре;

Троицы Св., при Хилендарском монастыре;

Троицы Св., второй, при Хилендарском монастыре;

Усекновения главы Иоанна Предтечи, при лавре Афанасия;

Успения Пресвятой Богородицы, при монастыре Пантократор;

Успения Пресвятой Богородицы, при Ставроникитском монастыре, и Феодора Тирона прп., при монастыре Котломуш.


Источник: Православные русские обители : Полн. ил. описание всех православ. рус. монастырей в Рос. Империи и на Афоне / [Сост. П.П. Сойкин]. - С.-Петербург : Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1909. - 712, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle