А.А. Половцов

Смирнов, Сергей Константинович

Смирнов, Сергей Константинович, ректор и профессор Московской духовной академии, известный церковно-исторический писатель; род. в Москве 5 сентября 1818 г. Его отец, учитель Вифанской семинарии при митрополите Платоне, по словам М. П. Погодина, выделялся своими проповедями и знанием русской истории. Получив хорошее домашнее воспитание, С. успешно окончил курс Московского духовного училища, затем семинарии (1834–40 г.) и поступил в Московскую духовную академию. Здесь на младшем курсе он поднес свое стихотворение наследнику-цесаревичу (25 мая 1841 г.) при посещении им Лавры (Московские Ведомости, № 43), а на старшем курсе, под влиянием лекций проф. философии прот. Ф. А. Голубинского, напечатал свои две первые работы: «Нечто об идеях Платона» (Москвитянин, 1843 г., ч. IV) и «История учения древних о метемпсихозе» (ib., 1844 г., ч. II). Окончив в 1844 г. курс академии третьим магистром богословия, он, как один из лучших ее воспитанников, остался при ней в звании бакалавра по кафедрам русской гражданской истории и греческого языка. С этого времени начинается ученая и педагогическая деятельность С. В 1845 г. он получил степень магистра за свое курсовое соч.: «Предызображение Господа нашего Иисуса Христа и церкви Его в Ветхом Завете» (М., 1852 г.). В 1854 г. С. был определен секретарем комитета по изданию Творений св. отцов, а со следующего года начал преподавать, кроме того, историю русского раскола и полемики против него в миссионерском отделении. В 1857 г. он сделался экстраординарным профессором, а в 1859 – ординарным. Все свои довольно сложные обязанности он исполнял до 1870 г., – времени преобразования академии, когда по новому уставу нужно было выбрать для преподавания один предмет. Он выбрал греческий язык с литературой, а другие его предметы были отнесены к особым кафедрам. Секретарем редакционного комитета он оставался до 1871 г., и еще годом раньше был избран инспектором академии. Ввиду требования устава 1869 г. иметь ординарному профессору степень доктора богословия, он в 1873 г. защитил диссертацию богословско-филологического характера: «Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания апостола Павла к Ефесеям» (М., 1873 г., Описание диспута в Московских Ведомостях, № 270). В следующем году избран в помощники ректора по церковно-практическому отделению. В 1878 г. назначен ректором академии, принял священство с возведением в сан протоиерея и, вместе с тем, сделался (по должности) председателем совета и правления академии. В 1879 г. был возобновлен после семилетнего перерыва комитет по изданию творений св. отцов, и С. сделался председателем его. Академический журнал, издаваемый этим комитетом, «Творения св. отцев» с «Прибавлениями» много обязан ему, как сотруднику и главному руководителю. Наконец, несмотря на свою хлопотливую административную деятельность, он все время не переставал читать лекции по греческому языку и словесности и только в 1884 г., с введением нового устава, он, как ректор, должен был выбрать какой-нибудь богословский предмет и выбрал св. Писание Нового Завета, а также оставил упраздненную этим уставом должность помощника ректора по церковно-практическому отделению. В 1886 г. С. К. вследствие упадка сил был уволен по прошению от службы, поселился в Сергиевском посаде, продолжая заниматься учеными трудами, а 16 февраля 1889 г. умер и похоронен в Троицкой Лавре, согласно завещанию, около могилы ректора академии проф. А. В. Горского, с которым у него было много общего.

С. был выдающимся профессором, благодаря как богатым природным способностям, так и большой эрудиции, широте взгляда и опытности, приобретенным во время свыше сорокалетней учено-педагогической деятельности. Он значительно улучшил положение тех предметов, которые преподавал. По поручению обер-прокурора св. Синода гр. Н. А. Протасова, им был составлен учебник русской истории, доведенный до царствования Петра Вел., оставшийся в рукописи, между прочим, за смертью Протасова. Равным образом, он сумел несколько оживить и сделать более полезным преподавание греческого языка. Он не ограничивался переводами и прохождением по необходимости сухой грамматики, а ввел, постепенно с 1845 г., преподавание истории литературы и древностей и вообще при чтении авторов, наряду с филологическим комментированием, не забывал и исторического в широком смысле слова. Стоя на высоте положения, как профессор, С. К., вместе с тем, далеко не был черствым человеком и формалистом в отношениях к сослуживцам и слушателям. На то, что он понимал нужды той школы, в которой он сам учился и так долго учил других, указывают те учреждения, которые возникли при его содействии. Так, он был одним из инициаторов Братства преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Моск. духовной академии, основанного в 1880 г., которое в следующем году имело уже свыше 13000 руб. капитала и воспитывало на свои средства около половины всех студентов.

Богатая учено-литературная деятельность С. К., начавшаяся на ученической скамье в 1843 г., прекратилась с его смертью. Его главные труды относятся, прежде всего, к русской церковной и отчасти гражданской истории, затем к богословию и филологии. Их можно разбить на несколько групп. К первой группе работ – по истории русской церкви – относятся: 1) «История Московской Славяно-греко-латинской Академии» (М., 55 г., 428 стр., раньше в «Прибавлениях к Творениям св. Отцев», 52 г., XI, 62–94; 53 г., XII, 129–74, 259–96, 419–597; 54 г. XIII, 136–194). О достоинствах этого труда можно судить как по присуждению автору половины Демидовской премии, так и по многочисленным сочувственным отзывам в печати; рецензии: Известия И. Ак. Наук, т. IV, вып. IV – отзыв Срезневского; 26 присуждение Демид. наград, 57 г., 169–76 – отз. еп. Филарета; Библиотека для Чт., т. СXXXIII, № 9, отд. V, 1–14; Отеч. Зап., т. С., № 6; Соврем., т. LIII, № 8; Сев. Пчела, № 196; СПб. Вед. № 121; Моск. Вед., Литер. Отд., № 45. Эта же книга не прошла бесследно и в иностранной печати. 2) «История Троицкой Лаврской семинарии» (М., 67 г., 586 стр., раньше в Прибавлении к Твор., 61 г., XX, 497–618; 62 г., XXI, 387–442, 493–568; 63 г., XXII, 393–462, 495–636; 64 г., XXIII, 205–44) – труд, удостоенный Уваровской премии; рец.: П. Н. Пекарского – XI прис. Увар. наград, 68 г., 58–64; М. И. Сухомлинова – Журн. Мин. Н. Пр., 68 г., ч. 137, отд. II, 602–18. 3) «История Московской духовной Академии до ее преобразования, 1814–70 г.» (М., 79 г., 632 стр.) – удостоена Уваровской премии (рец. в отчете о 23-м присужд. наград гр. Уварова). Эти труды обнимают собою в общих чертах целый двухсотлетний период духовного просвещения в России, которое исходило из Москвы. К той же группе принадлежат: 4) «Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря» (М., 46 г., 3-е изд. 77 г.; рец.: Моск. Вед. 60 г., № 230); 5) «Крестный ход из Троицкой Лавры по случаю холеры» (Моск. Вед. 48 г., № 121); 6) «Отзывы иностранцев XVI и XVII века о Троицкой Сергиевой Лавре» (ib. 49 г. № 145); 7) «О предисловии к житию преп. Сергия, писанном келарем Симоном Азарьиным» (Временник И. Моск. Общ. Истории и Др., X, отд. IV, 1–13); 8) «Церковно-исторический месяцеслов Троицкой Лавры» (М. 50 г.; 2-е изд. 54 г.); 9) «Историческое описание Махрищского монастыря» (М. 51 г.); 10) «О значении русского духовенства, как сословия государственного, с XIV до конца XVII в.» (Моск. Вед. 51 г., № 51, 106–7); 11) «Дела благотворительности Троицкой Лавры» (ib. 52 г., № 39); 12) «Краткий очерк истории Московской синодальной типографии» (ib. 53 г., № 152–3); 13) «Покровский Хотьков девичий монастырь» (М. 54 г., 5-е изд. 80 г.); 14) «О церковном благословении и венчании брака против новоженов» (Прибавл. к творениям св. отцев, 58 г., XVII, 204–82); 15) «По поводу мнения о месте погребения расколоучителя диакона Феодора» (Моск. Вед. 59 г., № 58); 16) «Сербского попа Юрия Крижанича опровержение Соловецкой челобитной» (Прибавл. к Твор. св. отцев 60 г., XIX, 503–85); 17) «Нечто о древнем Стромынском монастыре» (Архив историческ. и практич. сведений Калачова, 60 г., III, отд. V); 18) «Преподобный Сильвестр игумен, Обнорский чудотворец» (Душеполезное Чтение 61 г., XI, 229–69; отдельно М. 84 г.); 19) «Профессор Московской духовной академии прот. П. С. Делицын» (Прибавл. к Творен. 63 г., XXII, 684–95 и отдельно); 20) «Четыре письма Св. Дмитрия Ростовского», перев. с латинск. (Душеп. Чт. 64 г., V, 1–4); 21) «Указатель к обозрению Гефсиманского скита» (М. 66 г., 7-ое изд. 74 г.); 22) «Учитель Троицкой семинарии В. М. Дроздов» (Соврем. Летоп. Моск. Вед. 67 г. № 44); 23) «Из воспоминаний Филарета, митр. Моск.» (Правосл. Обозр. 68 г., № 8, 507–42); 24) «Спасо-Вифанский монастырь» (М. 69, предсм. изд. 89 г.); 25) «Письма митроп. Моск. Платона к преосвященным Амвросию и Августину, с перев. латин. писем и с примеч.» (Правосл. Обозр. 69 г., №№ 5, 6, 8, 9, 11; 70 г. №№ 7, 8, 10); 26) «О чудотворной иконе Богоматери в пещерном храме Гефсиманского скита» (М. 70 г., 7-е изд. 75 г.); 27) «Открытие древних надгробных надписей в Троицкой Сергиевой Лавре» (Труды I археологического съезда в Москве, 71 г., II); 28) «Преподобный Афанасий Высоцкий» (Душепол. Чт. 74 г., IX); 29) «Протоиерей А. В. Горский». Некролог (Моск. Вед. 75 г. № 265–6); 30) «Воспоминания о покойном ректоре Московской духовной академии, прот. А. В. Горском» (Православн. Обозрение, 76 г., XI, 461–91, также в «Годичном акте Московской духовной Академии», М. 77 г.); 31) «Путеводитель от Москвы до Троицкой Сергиевой Лавры» (М. 82 г.); 32) «Письма Филарета, митр. Московского, к А. В. Горскому», с примеч. (Приб. к Творен. 82 г., XXIX, XXX); 33) «Письма Филарета, митрополита Московского, к Филарету, впоследствии архиеп. Черниговскому», с примеч. (Прибавл. к Твор. 83 г., XXXI; 84 г., XXXIII); 34) «Письма Филарета, архиеп. Черниговского, к А. В. Горскому», с примеч. (Ib. 83 г., XXXI; 84 г. XXXIII; 85 г. ч. XXXVI); 35) «Дневник А. В. Горского», с прим. (ib. 84 г., XXXIV; 85 г. XXXV); 36) «Ученики преподобного Сергия Радонежского» (Душеп. Чт. 85 г. VIII); 37) «Письма Филарета, митр. Моск., к наместнику Троицкой Сергиевой Лавры архим. Афанасию» (Приб. к Твор. 86 г., XXXVIII); 38) «Профессор Московской духовной Академии И. Д. Мансветов». Некролог. (ib. 86 г., XXVII); 39) «Письма Имп. Павла Петровича и других высочайших особ к митрополиту Платону», с прим. (Русск. Архив 87 г., V–VII); 40) «Нечто о древнем Симеоновском монастыре, приписанном к Троицкой Лавре» (Чтения Имп. Моск. Общ. Истории и Др. 83 г., I); 41) «Автобиография Платона, митрополита Московского», с пред. и прим. (Душеп. Чт. 87 г., VIII и IX, отдельно, М. 87 г.).

Вторую группу составляют работы С. по русской гражданской истории: 1) «Путешествие по России барона Гакстгаузена», перевод (Моск. Вед. 48 г. № 138, 146, 155–6; 49 г. № 1, 4, 5, 53–4, 81–2); 2) «Краткие исторические сведения о моровых язвах в России» (ib. 48 г., №№ 98, 101); 3) «Сказания русских летописцев о начале Москвы и свидетельства иностранных писателей XV и XVI века о ее состоянии» (ib. № 124–5); 4) «Нравственный характер и образ жизни русских XV и XVI века по свидетельству писателей иностранных» (ib. 49 г. № 88–9); 5) «Тимошка Анкудинов». Из Олеария. Перев. (ib. № 90–1); 6) «Боярин и воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский» (Отечеств. Записки, 49 г., LXVII, кн. 12; отдельно М. 52 г.); 7) «Иноземные врачи в России при царе Михаиле Феодоровиче» (М. В. № 140–1); 8) «О посольстве Ильи Данилова Милославского и дьяка Леонтия Лазаревского в Турцию в 1643 г.», исслед. (Временник И. Моск. Общ. Истории, 50 г., VI, отд. I, 13–58); 9) «Пятьдесят второй год в летописях русской истории» (Моск. Вед. 52 г., № 27); 10) «Древнерусский взгляд на турок и Царьград» (ib. 54 г., 33); 11) «Мнение маршала Мармона об отношении России к Турции». Пер. с франц. (ib. № 51); 12) «Правая грамота царя Алексея Михайловича Тр. Сергиеву монастырю на владение деревнею Ильинскою», с пред. (Чтения в И. Моск. Общ. Ист. и Др. 58 г., кн. II отд. V, 115–34); 13) «Об авторе рукописи: Русское государство в XVII в.» (М. B. 59 г. № 83); 14) «Посещение Троицкой Сергиевой Лавры Имп. Елисаветою Петровною» (ib. 61 г., № 99); 15) «Один из питомцев Сперанского – Вас. Потапьевич Знаменский» (Русск. Вестн. 66 г. кн. I, 312–41); 16) «Дневник Корба». Перев., с пред. (ib. № 4, 734–70; № 12, 500–31); 17) «Цензурная ведомость 1786–1788 г.» с пред. XVIII век, изд. П. Бартенева, т. I, 425–52.

К третьей группе работ С. по всеобщей истории (гражданской, церковной и археологии), можно отнести след.: 1) «Об училищах на западе Европы с VI до IX в. по P. X.,» Из Озонама, перев. (Москвитянин 50 г., ч. IV, кн. 8); 2) «Несториане. Из путешествия доктора Грэна по Востоку» (ib. 51 г., ч. II); 3) «Препод. Кассиана Римлянина сказания о подвижниках его времени». Перев. (Душеп. Чт. 60 г., VII и IX); 4) «Немецкие сектанты за Кавказом» (Русск. Вестн. 65 г., V, 230–57); 5) «Кандия. Историч. очерк.» (ib. 67 г., III, 341–69); 6) «Sortes sanctorum» (Прав. Обозр. 76 г., XI, 605–10).

К четвертой группе, богословию, относятся: 1) Магистерская и отчасти докторская диссертации. 2) «Св. Иустин мученик и философ» (Приб. к Твор. св. Отц., 49 г., VIII, 404–29); 3) «Десять поучений первого русского доктора богословия, игумена Палладия Роговского», с пред. и прим. (ib. 83 г., ч. XXXII); 4) «Апологетика св. мученика Иустина философа» (Душеп. Чт. 88 г., VI и VII); 5) Проповеди его и речи (соединим их вместе) которые, по отзывам современников, пользовались успехом. Многие из них остались ненапечатанными, а из напечатанных можно назвать: а) Слово в день преп. Сергия (Приб. к Твор. св. Отц. 63 г., XXII), b) Слово пред гробом почившего первосвят. Москвы, митр. Макария (ib. 82 г., XXX), с) Слово и речь в М. д. академии при воспоминании столетней годовщины рождения Филарета, митр. М. (ib. 83 г., XXXI), d) Слово, сказанное при погребении проф. М. д. ак. И. Д. Мансветова (ib. 86 г., XXXVII) и друг.

К философскому отделу можно причислить: 1) «Нечто об идеях Платона» и «История метемпсихоза у древних», о которых сказано выше; 2) «Вступительная философская лекция В. И. Кутневича» (перев. с латин., Приб. к творен. св. Отцев, 64 г., XXIII) и 3) «Протоиерей Федор Александрович Голубинский», биографический очерк (М. 55 г.). Более важны филологические работы С., в частности по греческому новозаветному языку, который составлял одну из его специальностей и до него был мало исследован, что и увеличивает ценность этих работ. Сюда, кроме его докторской диссертации, относятся: 1) «Константин Экономос и сочинение его о сродстве славяно-русского яз. с эллинским» (актовая речь, помещ. в «Годичном акте в М. дух. академии 1 окт. 73 г.»), 2) «Терминология Отцев Церкви в учении о Боге» (Приб. к Твор. 85 г., XXXV) и 3) «Особенности греческого яз. новозаветного» (ib. 86 г., XXXVIII).

Наконец, следует упомянуть еще о некоторых незначительных произведениях С. Это: 1) те, которые относятся к хронике академической жизни, напр., «Празднование 50-летия Моск. духовн. академии» (Моск. Вед. 64 г. № 220 и в юбилейном «Сборнике»), «Кончина и погребение высокопреосв. Макария, митроп. Московск.» (Приб. к Твор. 82 г., XXX), «Высочайшее посещение Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии 22 мая 83 г.» (ib. 83 г., XXXII) и др.; и 2) поэтические опыты С., сведения о которых довольно скудны. С. начал писать стихи с ранних лет, но всегда только между делом и не придавал им серьезного значения. Напечатано только несколько его стихотворений, приноровленных к какому-нибудь торжественному случаю. Так, напр., в 1856 г. (как и в 1841) написано им стихотворение: «На Высочайшее пришествие в св.-Тр. Лавру Их Имп. Величеств» (в его «Истории М. духовной академии», 624–8). Судя по печатным образцам, стихи С. можно признать только посредственными.

Некрологи: 1) Журн. Мин. Нар. Пр. 1889 г. ч. 262, апр., отд. IV, 31–3; 2) Церковн. Ведом. № 9, 244–8; 3) Историч. Вестник, XXXVI, апр., 252; 4) Моск. Ведом. и др. – Д. Д. Языков. Учено-литературные труды С. К. С. (Историч. Вестн. 1889 г., XXXVII, авг., 365–71). – (Корсунский Ив.). Протоиерей С. К. С., бывший ректор Моск. духовной Академии (М. 1889). – С. К. Смирнов, История Моск. дух. Академии. – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, XXX, 535, – О. Бодянский, Объяснение. Смешал ли? (Чтен. Общ. Ист. и Др. Рос. 59 г., I, 103–4). – Н. Барсуков, Жизнь и труды М. П. Погодина. I, 21; VI, 345. – В. Межов, Русская историческая библиография за 1865–76 г. вкл. (I, 3512; II, 18641, 18658, 18666, 19518, 24466; III, 27494, 29333, 29545–6, 34914; V, 53358; VI, 57942, 61136), за 1855 г. (изд. 61 г.) № 537 и за др. годы. – Его же, Литература русск. истории за 1859–64 г., № 2016, 2188. – В. Межов, Роспись книг, продающихся в кн. магаз. И. И. Глазунова (№ 1638, 2325); I прибавл., № 10631, 10767; III приб. № 1032, 1046, 2534; IV приб. № 322, 344; V приб. № 750). – С. Белокуров, Указатель ко всем периодич. изданиям Общества Истор. и Др. Рос... за 1815–83 г. (№ 2, 369, 1289, 1310, 1364, 1908, 2383), то же за 1888–94 г., № 71. Тот же указатель И. Забелина. – Указат. статей, помещ. в неоф. части. Журн. М. Нар. Пр. с 1867 по 91 г. (№ 374, 4225, 6197, 6525). – Указатель к издан. Акад. Наук по 1872 г. (№ 2880, 2931). – Систематический указатель содержания «Историч. Вестника» за 1880–9 г. (№ 1755–6).

Комментарии для сайта Cackle